СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Работа в системе при подготовке к ОГЭ по русскому языку по разным разделам науки о языке" (7 - 9 классы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания, направленные на подготовку обучающихся к ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«"Работа в системе при подготовке к ОГЭ по русскому языку по разным разделам науки о языке" (7 - 9 классы)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12













Авторская разработка



"Работа в системе при подготовке к ОГЭ по русскому языку по разным разделам науки о языке" (7 - 9 классы).

Работа учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны.






















г.Березники - 2025 г.







Тема. "Работа в системе при подготовке к ОГЭ по русскому языку по разным разделам науки о языке" (7 - 9 классы).

Цель. 1. Приучать обучающихся к сосредоточенной подготовке к экзамену.

2. Проверять уровень подготовленности школьников к ОГЭ.

3. Проводить серьёзную работу по устранению минусов

в подготовке обучающихся к экзаменам.







Такие варианты заданий серьёзно готовятся учителем. Эта работа носит систематический характер.

Учитель постоянно готовит подобные проверочные варианты заданий. Это работа с художественной литературой, что является необходимой базой при подготовке заданий разного типа по разделам науки о языке.

Такой подход к работе даёт высокие результаты.



































Проверим себя.



1. Составьте предложения из указанных слов так, чтобы причастный оборот стоял



а) в середине предложения после определяемого слова,


б) в конце предложения после определяемого слова,


в) в начале предложения перед определяемым словом.


Опорные слова:

Листьями, аллее, они, усыпанной, по, ходили, опавшими.


2. Найти пунктуационную ошибку.



1) Стоящие неподвижно, облака привлекали наше внимание.


2) Согретый солнцем, сад ожил и капли росы засверкали на листьях.


3) Севшая на ветку клёна, огромная птица внезапно улетела.


4) Тучи, нависшие над землёй почти прикрыли солнце.


3. Спишите, расставляя запятые. Подчеркнуть грамматические основы.



1) Давно опавшие жёлтые листья терпеливо ожидающие первого снега

золотятся на солнце.

2) Лес засыпанный снегом стоял весь притихший.

3) Мягкий ветер дувший с южной стороны временами усиливался порывисто

бежал по засеянному полю и колосья сухо и тревожно шелестели.




















В мире синтаксиса, пунктуации, орфографии и лексики.



1. Спишите предложение с несколькими деепричастными оборотами,

расставляя запятые.

2. Спишите предложения с одним деепричастным оборотом, расставляя

запятые.

3. Спишите ССП, в одной из частей которого есть причастный оборот.

Почему причастный оборот не обособляется?

4. Спишите предложения, в составе которых есть два причастных

оборота, расставляя запятые.

5. Спишите простое предложение с причастным оборотом.

6. Спишите ССП.


1. (Не)получив ответа барыня села и о чём(то) думая уставилась в одну

точку.

2. Белая собака с грязным хвостом бродившая по огороду и чего(то)

искавшая поглядела на него и побрела за ним.

3. Подсолнечники ещё ниже нагнули свои головы и трава казалась темнее.

4. Молодые ёлки окутанные инеем стоят (не)подвижно.

5. Ванька свернул (в)четверо и..писанный лист и вложил его в конверт

купленный (на)кануне за копейку.

6. Красный полумесяц уже ушёл за холм и сторожившие его тучи тёмными

пятнами лежали около звёзд.

7. Сережа напряжённо слушал и (не)мигая глядел отцу в глаза.

8. Он сидел на песочке поджав под себя (по)турецки ноги и удил.




Ответы.


1

1

2

7, 8

3

6

4

2,5

5

4

6

3












Синтаксис. Пунктуация.


1. Не видя солнца в течение трёх или четырёх дней я плутал тщетно отыскивая дорогу.

2. В течение многих дней я взбегал на пригорок и смотрел на море.

3. Мне нужна была лодка чтобы перевезти на берег вещи.

4. Когда я проснулся было совсем светло.

5. Ветер то стонет то злится то воет и ревёт.

6. Солнце село и тусклые тучи висели на тёмной степью.

7. Мы подняли паруса и продолжали путь удаляясь в море чтобы сократить дорогу.

8. Молния осветила белую пыль дороги и траву когда хлопнули о дорогу первые

капли.

9. Ярко-жёлтый лист упавший с дерева медленно кружился.

10. Старый моряк вглядывающийся вдаль о чём-то грустил.


1 вариант

2 вариант

1. Спишите СПП, в одной из частей

которого есть деепричастный оборот.

Подчеркнуть грамматические основы,

расставить запятые.

2. Спишите простое предложение

с повторяющимся разделительным

союзом, расставляя запятые.

3. Спишите простые предложения с

однородными членами, в составе

которых есть производный предлог.

4. Спишите сложное предложение №8,

расставляя запятые. Определите его

тип.

1. Спишите ССП, расставляя запятые,

подчёркивая грамматические основы.

2. Спишите сложные предложения №3,4,

расставляя запятые и подчёркивая

грамматические основы. Определите их

тип.

3. Спишите простые предложения,

в составе которых есть причастный

оборот, расставляя запятые.

4. Спишите простое предложение,

осложнённое деепричастными

оборотами, расставляя запятые.



Ответы.


1 вариант

2 вариант


1. Мы подняли паруса и продолжали путь,

удаляясь в море, чтобы сократить

дорогу.

2. Ветер то стонет, то злится, то воет и

ревёт.

3. Не видя солнца в течение трёх или

четырёх дней, я плутал, тщетно

отыскивая дорогу.

В течение многих дней я взбегал на

пригорок и смотрел на море.

4. Молния осветила белую пыль дороги и

траву, когда хлопнули о дорогу первые

капли.



1. Солнце село, и тусклые тучи висели

тёмной степью.

2. Мне нужна была лодка, чтобы

перевезти на берег вещи.

Когда я проснулся, было совсем светло.

3. Ярко-жёлтый лист, упавший с дерева,

медленно кружился.

Старый моряк, вглядывающийся вдаль,

о чём-то грустил.

4. Не видя солнца в течение трёх или

четырёх дней я плутал тщетно

отыскивая дорогу.







Синтаксис. Пунктуация. Лексика.


1 вариант


2 вариант

1. Мыс на котором приютилась

деревушка был накрепко отгорожен от

мира горными хребтами.

2. Мальчик рубил тонкий сухой осинник и

взяв по две осинки под мышки тянул

их по снегу тяжело выдыхая клубы

морозного пара.

3. Дождь притихший к утру снова начал

идти заполняя всё вокруг тонкой

паутиной.

4. Балкон выходит в сад усыпанный

галькой.

5. Несколько увесистых камней

сорвавшись с крутизны покатились

вниз всё больше разбегаясь.


1. От печки пригревало на улице шуршал

дождь неровно стекая по узенькому окну.

2. Серое утро медленно наплывало из-за

гор не пробуждая природу а погружая

её в ещё более тягучий сон.

3. Дождь начавшийся ещё в среду ливший

с утра и до вечера лил как из ведра. 4. Перед вечером дождь обрушившийся на

сад погнал его в дом.

5.Тёмная летняя заря потухла

разноцветно отражаясь в реке и плыли

назад огни рассеянные в тёмноте

вокруг.



Задания.


1) Выписать предложение, в составе

которого есть причастный и

деепричастный обороты.

2) Выписать предложения, в составе

которых есть два деепричастных

оборота.

3) Выписать простое предложение с

причастным оборотом.

4) Выписать сложное предложение, в

составе которого есть краткое

причастие. Подчеркнуть

грамматические основы.

5) Изменить словосочетание на

согласование на словосочетание на

управление.





Задания.


1) Выписать предложение, в составе

которого есть причастный и

деепричастный обороты.

2) Выписать предложение, в составе

которого есть два деепричастных

оборота.

3) Выписать простые предложения, в

составе которых есть причастный

оборот.

4) Выписать бессоюзное сложное

предложение, в составе которого есть

деепричастный оборот.

5) Выписать антонимы.
















Для проверки.


Синтаксис. Пунктуация. Лексика.


1 вариант


2 вариант

1. Мыс, на котором приютилась

деревушка, был накрепко отгорожен от

мира горными хребтами.

2. Мальчик рубил тонкий сухой осинник и,

взяв по две осинки под мышки, тянул

их по снегу, тяжело выдыхая клубы

морозного пара.

3. Дождь, притихший к утру, снова начал

идти, заполняя всё вокруг тонкой

паутиной.

4. Балкон выходит в сад, усыпанный

галькой.

5. Несколько увесистых камней,

сорвавшись с крутизны, покатились

вниз, всё больше разбегаясь.


1. От печки пригревало, на улице шуршал

дождь, неровно стекая по узенькому окну.

2. Серое утро медленно наплывало из-за

гор, не пробуждая природу, а погружая

её в ещё более тягучий сон.

3. Дождь, начавшийся ещё в среду, ливший

с утра и до вечера, лил как из ведра. 4. Перед вечером дождь, обрушившийся на

сад, погнал его в дом.

5.Тёмная летняя заря потухла,

разноцветно отражаясь в реке, и плыли

назад огни, рассеянные в тёмноте

вокруг.


Ответы.


1) Выписать предложение, в составе

которого есть причастный и

деепричастный обороты. 3

2) Выписать предложения, в составе

которых есть два деепричастных

оборота. 2, 5.

3) Выписать простое предложение с

причастным оборотом. 4

4) Выписать сложное предложение, в

составе которого есть краткое

причастие. Подчеркнуть

грамматические основы. 1

5) Изменить словосочетание на

согласование на словосочетание на

управление. Хребтами гор




Ответы.


1) Выписать предложение, в составе

которого есть причастный и

деепричастный обороты. 5

2) Выписать предложение, в составе

которого есть два деепричастных

оборота. 2

3) Выписать простые предложения, в

составе которых есть причастный

оборот. 3, 4

4) Выписать бессоюзное сложное

предложение, в составе которого есть

деепричастный оборот.

5) Выписать антонимы.

Не пробуждая, а погружая.

С утра до вечера.

















Вариант №1.




1. Выписать предложения с причастными оборотами в середине предложения

после определяемого слова.


2. Выписать предложения с деепричастными оборотами.


3. Изменить словосочетание на управление "капли дождя" на словосочетание на

согласование.


4. Подобрать синоним к слову "любезно".



1. Тяжёлые капли дождя сильно барабанившие по сухой земле хлынули затем

потоками.


2. Недавно проснувшись на рассвете я вдруг поразился мыслью о своём детстве.

3. Моряки уже давно сидевшие за столом встретили его любезно.


4. Налетавший от времени ветер свергал с деревьев целый поток брызг.


5. Ни на секунду не смолкающий звон наполняющий молчание неба земли и моря

своим сквозным журчанием похож на миллионы текущих ручьёв.


6. Англичанин что-то думая продолжал ходить.


7. С обнажённого ветрами каменистого откоса тронулась дрогнув от звукового

удара небольшая осыпь.


8. Он нахмурился стал молча ходить опираясь на палку потом приостановился.


9. Лес вкрадчиво покачивался полными верхушками от дуновения ветра река

приглушённо шумела поблёскивая переливаясь влажным серебром по валунам.


10. Пастух стараясь не шуметь отошёл от стада.



















Для проверки.


Вариант №1.



1. Выписать предложения с причастными оборотами в середине предложения

после определяемого слова.


2. Выписать предложения с деепричастными оборотами.


3. Изменить словосочетание на управление "капли дождя" на словосочетание на

согласование.


4. Подобрать синоним к слову "любезно".



1. Тяжёлые капли дождя, сильно барабанившие по сухой земле, хлынули затем

потоками.


2. Недавно, проснувшись на рассвете, я вдруг поразился мыслью о своём детстве.

3. Моряки, уже давно сидевшие за столом, встретили его любезно.


4. Налетавший от времени ветер свергал с деревьев целый поток брызг.


5. Ни на секунду не смолкающий звон, наполняющий молчание неба, земли и моря

своим сквозным журчанием, похож на миллионы текущих ручьёв.


6. Англичанин, что-то думая, продолжал ходить.


7. С обнажённого ветрами каменистого откоса тронулась, дрогнув от звукового

удара, небольшая осыпь.


8. Он нахмурился, стал молча ходить, опираясь на палку, потом приостановился.


9. Лес вкрадчиво покачивался полными верхушками от дуновения ветра, река

приглушённо шумела, поблёскивая, переливаясь влажным серебром по валунам.


10. Пастух, стараясь не шуметь, отошёл от стада.





Ответы.


1) 1, 3, 5.


2) 2, 6, 7, 8, 9, 10.


3) Капли дождя - дождевые капли.


4) Любезно - приветливо, почтительно, радушно, деликатно, тактично.




Вариант №2.




1. Выписать предложения с деепричастными оборотами.


2. Выписать предложения с причастными оборотами.


3. Выписать предложение с обобщающим словом и однородными членами.

Расставить знаки препинания.


4. Выписать ССП без причастного и деепричастного оборотов. Подчеркнуть

грамматические основы.



1. Он стоял в стороне не привлекая к себе внимания.


2. Пообедав он встал и подошёл к окну.


3. Я долго смотрел туда боясь закрыть глаза чтобы снова не очутиться в темноте.


4. Ещё недолго от фитиля тянулся дым обволакивая и без того потемневшие за ночь

стекло но и дым скоро исчез.


5. Он повернулся и пошёл наклонив голову.


6. Здесь железная дорога проходила по небольшому мосту перекинутому через

глубокий овраг размытый весенними паводками.


7. Через минуту слышится шорох тихий вздох полусонной волны медленно

накатившейся где-то внизу на берег.


8. Рано выкатилась над горизонтом луна достигшая полной округлости.


9. Дождь шумел повсюду и по крыше и вокруг дома и в саду.


10. Всё стихло и погода прояснилась.


















Для проверки.


Вариант №2.



1. Выписать предложения с деепричастными оборотами.


2. Выписать предложения с причастными оборотами.


3. Выписать предложение с обобщающим словом и однородными членами.

Расставить знаки препинания.


4. Выписать ССП без причастного и деепричастного оборотов. Подчеркнуть

грамматические основы.



1. Он стоял в стороне, не привлекая к себе внимания.


2. Пообедав, он встал и подошёл к окну.


3. Я долго смотрел туда, боясь закрыть глаза, чтобы снова не очутиться в темноте.


4. Ещё недолго от фитиля тянулся дым, обволакивая и без того потемневшие за ночь

стекло, но и дым скоро исчез.


5. Он повернулся и пошёл, наклонив голову.


6. Здесь железная дорога проходила по небольшому мосту, перекинутому через

глубокий овраг, размытый весенними паводками.


7. Через минуту слышится шорох, тихий вздох полусонной волны, медленно

накатившейся где-то внизу на берег.


8. Рано выкатилась над горизонтом луна, достигшая полной округлости.


9. Дождь шумел повсюду: и по крыше, и вокруг дома, и в саду.


10. Всё стихло, и погода прояснилась.




Ответы.


1) 1, 3, 4, 5.


2) 6, 7, 8.


3) Дождь шумел повсюду: и по крыше, и вокруг дома, и в саду.


4) Всё стихло, и погода прояснилась.





Задания по темам "Синтаксис. Пунктуация. Лексика".



1. Скрипка выражение моей души.

2. Осенний листочек оторвался от ветки берёзы.

3. Солнце появилось из-за туч и весело заиграли солнечные лучи.

4. Дождевые капли падают сверкают и быстро исчезают.

5. Пробилась из-под земли вода и родился родничок.

6. Появились тёмные тучи и за облака спряталось солнце.

7. Солнце скрылось и заря стала бледнеть.

8. Ветер подует и листья медленно падают на землю.

9. Чудная мелодия играла и переливалась.



1. Выпишите предложение, в котором ставится тире.

2. Выпишите предложение, в котором есть эпитет и метафора.

3. К слову "быстро" подберите антоним.

4. Выпишите ССП, подчеркните в них грамматические основы.

5. Замените словосочетания на согласование "солнечные лучи", "дождевые капли"

словосочетаниями на управление.

6. Замените словосочетание на управление "от ветки берёзы" словосочетанием на

согласование.

7. Выпишите предложение с однородными сказуемыми.

8. Назовите номера предложений, в которых используются олицетворения.




Для проверки.


Задания по темам "Синтаксис. Пунктуация. Лексика".


1. Скрипка - выражение моей души.

2. Чудная мелодия играла и переливалась. (эпитет + метафора).

3. Дождевые капли падают, сверкают и быстро (медленно) исчезают.

4. Солнце появилось из-за туч, и весело заиграли солнечные лучи.

Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.

Появились тёмные тучи, и за облака спряталось солнце.

Солнце скрылось, и заря стала бледнеть.

Ветер подует, и листья медленно падают на землю.

5. Солнечные лучи - лучи солнца. Дождевые капли - капли дождя.

6. От ветки берёзы - от берёзовой ветки.

7. Дождевые капли падают, сверкают и быстро исчезают.

8. № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.


1. Выпишите предложение, в котором ставится тире.

2. Выпишите предложение, в котором есть эпитет и метафора.

3. К слову "быстро" подберите антоним.

4. Выпишите ССП, подчеркните в них грамматические основы.

5. Замените словосочетания на согласование "солнечные лучи", "дождевые капли"

словосочетаниями на управление.

6. Замените словосочетание на управление "от ветки берёзы" словосочетанием на

согласование.

7. Выпишите предложение с однородными сказуемыми.

8. Назовите номера предложений, в которых используются олицетворения.



Синтаксис. Пунктуация. Лексика.



1) Спишите предложения с однородными сказуемыми.

2) Спишите ССП, подчеркните грамматические основы.

3) Определите слово, написание приставки в котором зависит от последующей

согласной.

4) Спишите предложение, в котором ставится и двоеточие, и кавычки.

5) Спишите предложения с обобщающим словом и однородными членами,

расставляя знаки препинания.

6) Спишите предложение, осложнённое обращением.

7) Укажите номера предложений с олицетворениями.

8) Какой художественный приём лежит в основе предложения №7?

9) Укажите средство выразительности в предложении №1.


1. Маленький жук золотой каплей висит и качается на цветке.

2. Заставки концовки рисунки всё выполнено на высоком уровне.

3. Мы говорили обо всём о современной музыке о поэзии и даже о религии.

4. Молодая трава весело блестит и отливает изумрудом.

5. Всё было покрыто мхом земля под ногами камни ветки деревьев.

6. Пушистым снегом покрыто всё поля луга и дороги.

7. Везде над лесом над полем и крышами домов повисло разноцветное коромысло

радуги.

8. В небе ярко сверкнула первая звёздочка и в окнах домов замелькали огоньки.

9. Звёзды видны а месяц ещё не всходил.

10. Лев Толстой писал Все мы на свете друг другу нужны.

11. Мой друг у тебя есть любимое созвездие?




























Для проверки.



Синтаксис. Пунктуация. Лексика.



1) Спишите предложения с однородными сказуемыми. № 1, 4.

2) Спишите ССП, подчеркните грамматические основы. № 8, 9

3) Определите слово, написание приставки в котором зависит от последующей

согласной. Всходил

4) Спишите предложение, в котором ставится и двоеточие, и кавычки. № 10

5) Спишите предложения с обобщающим словом и однородными членами,

расставляя знаки препинания. № 2, 3, 5, 6, 7

6) Спишите предложение, осложнённое обращением. № 11

7) Укажите номера предложений с олицетворениями. № 1, 4

8) Какой художественный приём лежит в основе предложения №7? Метафора

9) Укажите средство выразительности в предложении №1. Сравнение




1. Маленький жук золотой каплей висит и качается на цветке.

2. Заставки, концовки, рисунки - всё выполнено на высоком уровне.

3. Мы говорили обо всём: о современной музыке, о поэзии и даже о религии.

4. Молодая трава весело блестит и отливает изумрудом.

5. Всё было покрыто мхом: земля под ногами, камни, ветки деревьев.

6. Пушистым снегом покрыто всё: поля, луга и дороги.

7. Везде: над лесом, над полем и крышами домов - повисло разноцветное коромысло

радуги.

8. В небе ярко сверкнула первая звёздочка, и в окнах домов замелькали огоньки.

9. Звёзды видны, а месяц ещё не всходил.

10. Лев Толстой писал: "Все мы на свете друг другу нужны".

11. Мой друг, у тебя есть любимое созвездие?
























Синтаксис. Пунктуация. Лексика.



1. Гостья вздохнула, дрожащими руками завернула вещи в платочек и, не сказав ни

слова, даже не кивнув головой, вышла.

2. Кричали дрозды, и в болотах что-то живое жалобно гудело.

3. Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу.

4. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени.

5. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах гор кое-где дрожал яркий свет.

6. Он давно уже оставил флейту и играет теперь только на скрипке.

7. Студент легко вздохнул и весело переглянулся с матерью.

8. Жёлтые огоньки вырвались из-под сизого дыма.

9. Лёгкий ветерок то просыпался, то утихал.

10. Листья слабо колебались в вышине, и их жидко-зеленоватые тени тихо скользили

взад и вперёд.



1) Спишите предложения с деепричастным оборотом.

2) Спишите простое предложение с деепричастными оборотами и однородными

сказуемыми.

3) Спишите ССП, подчеркните грамматические основы.

4) Укажите номер ССП, в составе которого есть односоставное, безличное

предложение.

5) Укажите номера простых предложений, осложнённых однородными сказуемыми и

соединённых с помощью соединительных союзов.

6) Укажите номер простого предложения, в котором дан повторяющийся

противительный союз.

7) Замените словосочетание на управление "на вершинах гор" словосочетанием на

согласование.

8) Подберите синоним к слову "дрожал".

























Для проверки



Синтаксис. Пунктуация. Лексика.



1. Гостья вздохнула, дрожащими руками завернула вещи в платочек и, не сказав ни

слова, даже не кивнув головой, вышла.

2. Кричали дрозды, и в болотах что-то живое жалобно гудело.

3. Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу.

4. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени.

5. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах гор кое-где дрожал яркий свет.

6. Он давно уже оставил флейту и играет теперь только на скрипке.

7. Студент легко вздохнул и весело переглянулся с матерью.

8. Жёлтые огоньки вырвались из-под сизого дыма.

9. Лёгкий ветерок то просыпался, то утихал.

10. Листья слабо колебались в вышине, и их жидко-зеленоватые тени тихо скользили

взад и вперёд.



1) Спишите простое предложение с деепричастным оборотом. № 3

2) Спишите простое предложение с деепричастными оборотами и однородными

сказуемыми. № 1

3) Спишите ССП, подчеркните грамматические основы. № 2, 4, 5, 10.

4) Укажите номер ССП, в составе которого есть односоставное, безличное

предложение. № 5

5) Укажите номера простых предложений, осложнённых однородными сказуемыми и

соединённых с помощью соединительных союзов. № 6, 7.

6) Укажите номер простого предложения, в котором дан повторяющийся

противительный союз. № 9.

7) Замените словосочетание на управление "на вершинах гор" словосочетанием на

согласование. на горных вершинах

8) Подберите синоним к слову "дрожал". Вздрагивал, трепетал
























Синтаксис. Пунктуация. Морфология. Лексика. 1 вариант.



1. (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось весёлым.

2. (В)виде этом много ярких красок.

3. Все эти доходы переведены (на)счёт нашей бригады.

4. Письма стали чем-то (в)роде моего дневника.

5. Репетиции шли (в)течение двух недель.

6. Собака бежала (в)переди меня.

7. (В)продолжение лета он раза два-три в неделю приезжал к нам.

8. (В)течение нескольких часов можно сидеть неподвижно глядя на играющее море.



Задания.

1) Выписать предложения с производными предлогами, которые пишутся слитно.

2) Выписать предложения с производными предлогами, которые пишутся раздельно.

3) Указать предложение, в составе которого есть деепричастный оборот.

4) Выписать краткое причастие.

5) Заменить словосочетание на управление "настроение команды" словосочетанием

на согласование.

6) Подобрать синоним к слову "неподвижно".

7) Какой частью речи является слово "чем-то"?



Для проверки.


Синтаксис. Пунктуация. Морфология. 1 вариант.



1. (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось весёлым.

2. (В)виде этом много ярких красок.

3. Все эти доходы переведены (на)счёт нашей бригады.

4. Письма стали чем-то (в)роде моего дневника.

5. Репетиции шли (в)течение двух недель.

6. Собака бежала (в)переди меня.

7. (В)продолжение лета он раза два-три в неделю приезжал к нам.

8. (В)течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море.


Задания.

1) Выписать предложения с предлогами, которые пишутся слитно.

1, 4, 6

2) Выписать предложения с предлогами, которые пишутся раздельно.

2, 3, 7, 8

3) Указать предложение, в составе которого есть деепричастный оборот. № 8

4) Выписать краткое причастие. Переведены.

5) Заменить словосочетание на управление "настроение команды" словосочетанием

на согласование. Командное настроение.

6) Подобрать синоним к слову "неподвижно". Спокойно, застыло, окаменело.

7) Какой частью речи является слово "чем-то"? Неопределённое наречие.




Синтаксис. Пунктуация. Морфология. Лексика. 2 вариант.



1. Мы договорились (на)счёт завтрашнего похода.

2. С грустью посмотрел он (в)след поезду.

3. (В)течение всей дороги он сохранял упрямое молчание.

4. Воронин хотел было спросить (на)счёт завтрака но промолчал.

5. Она низко кланялась и несколько раз потом качала головою (на)подобие котов.

6. (В)течение всей дороги Касьян сохранял упорное молчание и на мои вопросы

отвечал отрывисто и нехотя.

7. Он показал золотой медальон (в)виде сердечка.

8. Он поднял голову увидал меня и (тот)час вскочил на ноги.



Задания.

1)Выписать предложения с производными предлогами, которые пишутся слитно.

2) Выписать предложения с производными предлогами, которые пишутся раздельно.

3) Указать номера предложений с однородными сказуемыми.

4) Выписать слова с чередованием гласной в корне.

5) Подобрать синоним к слову "отрывисто".

6) Заменить словосочетание на согласование"золотой медальон" словосочетанием на

управление.

7) Какой частью речи является слово (тот)час?





Для проверки.


Синтаксис. Пунктуация. Морфология. 2 вариант.



1. Мы договорились (на)счёт завтрашнего похода.

2. С грустью посмотрел он (в)след поезду.

3. (В)течение всей дороги он сохранял упрямое молчание.

4. Воронин хотел было спросить (на)счёт завтрака, но промолчал.

5. Она низко кланялась и несколько раз потом качала головою (на)подобие котов.

6. (В)течение всей дороги Касьян сохранял упорное молчание и на мои вопросы

отвечал отрывисто и нехотя.

7. Он показал золотой медальон (в)виде сердечка.

8. Он поднял голову, увидал меня и (тот)час вскочил на ноги.


Задания.

1)Выписать предложения с предлогами, которые пишутся слитно. № 1, 2, 4, 5, 7

2) Выписать предложения с производными предлогами, которые пишутся раздельно.

3, 6.

3) Указать номера предложений с однородными сказуемыми. № 4, 5, 6, 8

4) Выписать слова с чередованием гласной в корне. Кланялась, вскочил.

5) Подобрать синоним к слову "отрывисто". Резко, коротко, прерывисто.

6) Замените словосочетание на согласование"золотой медальон" словосочетанием на

управление. Медальон из золота.

7) какой частью речи является слово (тот)час? Наречие.



Синтаксис. Пунктуация. Морфология. Орфография. Вариант №1.


1. В синем море островами стоят кое-где белые прекрасные облака тёплый ветер с

поля несёт сладкий запах цветущей ржи.

2. Когда спустились с пристани уже синела над Волгой синяя летняя ночь и уже много

разноцветных огоньков было рассеяно по реке и огни висели на мачтах

подбегающего парохода.

3. Тёмная летняя заря потухала далеко впереди сумрачно сонно и разноцветно

отражаясь в реке ещё кое-где светившейся дрожащей рябью вдали под этой

зарёй и плыли и плыли назад огни рассеянные в темноте вокруг.

4. Он шёл в сквозной тени аллеи и далеко видел вокруг себя кудрявые белоснежные

ветви.

5. День казался бесконечным.


1) Выписать сложное предложение, состоящее их четырёх грамматических основ.

Расставить запятые, подчеркнуть грамматические основы.

2) Выписать сложное предложение, в составе которого есть деепричастный оборот и

причастные обороты. Расставить запятые.

3) Заменить словосочетание на управление "запах ржи" словосочетанием

на согласование.

4) Какой частью речи является слово "вокруг" в предложении №4?

5) Выписать слова, написание приставки в которых зависит от последующей

согласной.

6) Выписать слово с чередующейся гласной в корне слова.

7) Подчеркнуть грамматическую основу в предложении №5.




Синтаксис. Пунктуация. Морфология. Орфография. Вариант №2.


1. На противоположном берегу было темно от мелкого леса но за ним всю ночь стоял

этот странный полусвет.

2. Ночью шёл тихий дождь но утром погода разгулялась после обеда стало сухо и

жарко.

3. Потом чуть приоткрыл занавеску и замер не сводя глаз с разнообразной толпы

взад и вперёд сновавшей с вещами вдоль вагона в тёмном свете вокзальных

фонарей.

4. Потом мы спустились вдоль берега к югу.

5. Улица была совершенно пуста.


1) Выписать сложное предложение с союзной и бессоюзной связью, состоящее из трёх

грамматических основ.

2) Выписать предложение, в составе которого есть деепричастный оборот и

причастный оборот.

3) Замените словосочетание на согласование"вокзальных фонарей" словосочетанием

на управление.

4) Какой частью речи является слово "вдоль" в предложении№4?

5) Выписать слово, написание приставки в котором зависит от последующей

согласной.

6) Выписать слова - антонимы.

7) Подчеркнуть грамматическую основу в предложении №5.




Для проверки. Вариант №1.


Синтаксис. Пунктуация. Морфология. Орфография.


1. В синем море островами стоят кое-где белые прекрасные облака, тёплый ветер с

поля несёт сладкий запах цветущей ржи.

2. Когда спустились с пристани, уже синела над Волгой синяя летняя ночь, и уже много

разноцветных огоньков было рассеяно по реке, и огни висели на мачтах

подбегающего парохода.

3. Тёмная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно

отражаясь в реке, ещё кое-где светившейся дрожащей рябью вдали под этой

зарёй, и плыли и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг.

4. Он шёл в сквозной тени аллеи и далеко видел вокруг себя кудрявые белоснежные

ветви.

5. День казался бесконечным.


1) Выписать сложное предложение, состоящее их четырёх грамматических основ.

Расставить запятые, подчеркнуть грамматические основы. №4

2) Выписать сложное предложение, в составе которого есть деепричастный оборот и

причастные обороты. Расставить запятые. №3

3) Заменить словосочетание на управление "запах ржи" словосочетанием

на согласование. Ржаной запах.

4) Какой частью речи является слово "вокруг" в предложении №4? Предлог

5) Выписать слова, написание приставки в которых зависит от последующей

согласной. Рассеяно, рассеянные, бесконечным.

6) Выписать слово с чередующейся гласной в корне слова. Заря.

7) Подчеркнуть грамматическую основу в предложении №5.




Синтаксис. Пунктуация. Морфология. Орфография. Вариант №2.


1. На противоположном берегу было темно от мелкого леса, но за ним всю ночь стоял

этот странный полусвет.

2. Ночью шёл тихий дождь, но утром погода разгулялась, после обеда стало сухо и

жарко.

3. Потом чуть приоткрыл занавеску и замер, не сводя глаз с разнообразной толпы,

взад и вперёд сновавшей с вещами вдоль вагона в тёмном свете вокзальных

фонарей.

4. Потом мы спустились вдоль берега к югу.

5. Улица была совершенно пуста.


1) Выписать сложное предложение с союзной и бессоюзной связью, состоящее из трёх

грамматических основ. №2

2) Выписать предложение, в составе которого есть деепричастный оборот и

причастный оборот. №3

3) Замените словосочетание на согласование"вокзальных фонарей" словосочетанием

на управление. Фонарей вокзалов.

4) Какой частью речи является слово "вдоль" в предложении№4? Предлог.

5) Выписать слово, написание приставки в котором зависит от последующей

согласной. Разгулялась.

6) Выписать слова - антонимы. Взад и вперёд.

7) Подчеркнуть грамматическую основу в предложении №5.




Синтаксис. Пунктуация. Морфология. Орфография. Вариант №1.



1. Пр . быв в город наняли квартиру и распол . жились все я мои два чиновника и

слуга.

2. По небу неслась огромная дождевая туча с весенним дождём и с первым весенним

громом.

3. Ночь л . жилась на горы и туман начинал бродить по ущельям

4. Хорош лес в начале осени.

5. Дойдя до стены она поворачивает назад.

6. Охотники шли по дороге пор . сшей травою.

7. Я пр.поднялся было чтобы их рассмотреть но в густом полумраке мне это не

удалось.

8. Стало совсем темно и улица мало-помалу опустела

9. Он недолго думая повернул направо.

10. Целый день падал снег и земля покрылась белым покрывалом.



Задания.


1) Выписать предложение с причастным оборотом.

2) Выписать сложное предложение с тремя грамматическими основами. Расставить

запятые. Подчеркнуть грамматические основы.

3) Выписать ССП. Расставить запятые. Подчеркнуть грамматические основы.

4) Выписать предложения с деепричастным оборотом.

5) Указать номер предложения, в составе которого есть обобщающее слово и

однородные члены.

6) Выписать слова с чередованием гласной в корне.

7) Выписать слово с приставкой, имеющей значение неполноты действия.


























Для проверки. Вариант №1.


Синтаксис. Пунктуация. Морфология. Орфография.



1. Прибыв в город, наняли квартиру и расположились все: я, мои два чиновника и

слуга.

2. По небу неслась огромная дождевая туча с весенним дождём и с первым весенним

громом

3. Ночь ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям

4. Хорош лес в начале осени.

5. Дойдя до стены, она поворачивает назад.

6. Охотники шли по дороге, поросшей травою.

7. Я приподнялся было, чтобы их рассмотреть, но в густом полумраке мне это не

удалось.

8. Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела

9. Он, недолго думая, повернул направо.

10. Целый день падал снег, и земля покрылась белым покрывалом.



Задания.


1) Выписать предложение с причастным оборотом. № 6

2) Выписать сложное предложение с тремя грамматическими основами. Расставить

запятые. Подчеркнуть грамматические основы. № 7

3) Выписать ССП. Расставить запятые. Подчеркнуть грамматические основы. №3, 8, 10

4) Выписать предложения с деепричастным оборотом. № 1, 5, 9

5) Указать номер предложения, в составе которого есть обобщающее слово и

однородные члены. №1

6) Выписать слова с чередованием гласной в корне.

Расположились, ложилась, поросшей, начинал.

7) Выписать слово с приставкой, имеющей значение неполноты действия.

Приподнялся.
























Синтаксис. Пунктуация. Морфология. Орфография. Вариант №2.



1. Красное зарево костров освещая низину леса усиливало мрак.

2. Моя комната была на втором этаже и из окна открывался широкий вид на реку и

пристань

3. Утренний ветер дует с востока и разносит аромат цветущего винограда.

4. Туман часто поднимался открывая мокрые камышовые крыши часто превращался

в росу.

5. Лучина грела на столе печально вспыхивая и погасая.

6. Солнце ещё не скрытое облаками ярко освещает тёмно-лиловую тучу.

7. Ночь уже ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям

8. Было так тихо что жук слышал шелест листа на дереве.

9. Поляна заросла сплошь травой.

10. Блестело море всё в ярком свете и грозно волны о берег бились.



Задания.


1) Выписать предложение с причастным оборотом.

2) Выписать СПП, подчеркнуть грамматические основы.

3) Выписать ССП, расставить запятые, подчеркнуть грамматические основы.

4) Выписать предложения с деепричастным оборотом.

5) Указать номер предложения, в составе которого две грамматические основы и

однородные члены.

6) Выписать слова с чередованием гласной в корне.

7) Выписать слова, написание приставки в которых зависит от последующей согласной.



























Для проверки.



Синтаксис. Пунктуация. Морфология. Орфография. Вариант №2.



1. Красное зарево костров освещая низину леса усиливало мрак.

2. Моя комната была на втором этаже и из окна открывался широкий вид на реку и

пристань

3. Утренний ветер дует с востока и разносит аромат цветущего винограда.

4. Туман часто поднимался открывая мокрые камышовые крыши часто превращался

в росу.

5. Лучина грела на столе печально вспыхивая и погасая.

6. Солнце ещё не скрытое облаками ярко освещает тёмно-лиловую тучу.

7. Ночь уже ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям

8. Было так тихо что жук слышал шелест листа на дереве.

9. Поляна заросла сплошь травой.

10. Блестело море всё в ярком свете и грозно волны о берег бились.



Задания.


1) Выписать предложение с причастным оборотом. №6.

2) Выписать СПП, подчеркнуть грамматические основы. №8.

3) Выписать ССП, расставить запятые, подчеркнуть грамматические основы.

2, 7, 10.

4) Выписать предложения с деепричастным оборотом. № 1, 4, 5.

5) Указать номер предложения, в составе которого две грамматические основы и

однородные члены. № 2.

6) Выписать слова с чередованием гласной в корне.

Зарево, поднимался, ложилась, начинал, заросла, блестело.

7) Выписать слова, написание приставки в которых зависит от последующей согласной.

Разносит, вспыхивая.