«Психолого-педагогическое сопровождение специальных (коррекционных) классов в основной школе как условие преодоления трудностей в обучении и школьной дезадаптации»
В СШ №39, г.Ярославля, в настоящее время обучаются дети, имеющие негрубые нарушения развития, затрудняющие школьную адаптацию, но, позволяющие в той или иной степени осваивать общеобразовательные программы.
Представляемая модель работы психолога содействует раскрытию индивидуальных возможностей подростков СКК класса, способствует поддержанию эмоционального комфорта учащихся в коллективе, является средством профилактики различных зависимостей.
Отметим некоторые особенности, присущие ребенку:
1) в сенсорно-перцептивной сфере — незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности;
2) в психомоторной сфере — разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;
3) в мыслительной сфере — преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;
4) в мнемической сфере — преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания — над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;
5) в речевом развитии — ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью;
6) в эмоционально-волевой сфере — незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
7) в мотивационной сфере — преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов;
8) в характерологической сфере — усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений.
В связи с этим организация школьного обучения детей СКК класса требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду, соответствующего их особым образовательным потребностям.
Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий. Конкретные формы психологического просвещения педагогов: занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка и его особым образовательным потребностям, организация педагогических консилиумов, подготовка к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации и т.д.
Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. В доступной форме родителям представляется информация об особенностях их ребенка, делается акцент на его положительные качества, рекомендуются специальные занятия, узкие специалисты. Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога. Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т.д.
Данное направление деятельности школьного психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
Подводя итог, можно констатировать, что психологическое сопровождение обучающихся в СКК классе, имеет специфические цели и задачи, обусловленные особыми образовательными потребностями детей данной категории и моделями интеграции, позволяющими в максимальной степени реализовать потенциальные возможности этих детей в сфере социализации и овладения академическими знаниями.
Коррекционно-развивающая работа в рамках психолого-педагогического сопровождения подростков не только повышает уровень умственного развития учащихся, но, опосредованно воздействует на мотивационную сферу ребенка, что приводит к существенным изменениям в структуре и иерархии мотивов, в эмоционально-волевой и поведенческой сфере. Это в свою очередь позволяет эффективно решать проблемы, возникающие не только в обучении, но и в общении и психическом состоянии школьников.