Работы в цветнике «Сбор семян циннии и бархатцев».
Цель: Формирование навыков коллективного труда.
Задачи:
• Познакомить детей с правилами сбора и хранения семян.- 5кл
•Учить различать семена различных цветковых растений. -7-8 кл
•Коррекция умений по актуализации полученных ранее знаний, развитие внимания, памяти.
• Воспитание наблюдательности, интереса к занятию.
Ход:
I. Организационный момент.
Просмотр видеоролика «Работы в цветнике осенью»
II. Основной этап. а) теоретическая часть.
Повторение материала прошлого занятия в форме беседы.
Вопросы для беседы:
На какие виды делятся цветковые растения?
Какие растения называются однолетними?
Какие однолетние растения вы знаете?
Чем размножаются однолетние цветковые растения?
Сообщение новой информации.
Это — с носиком пушинки,
Это — горсточка зерна.
Тут — горошек, там — крупинки.
Что же это?
- Семена
Воспитатель.– Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на занятии? Мы будем собирать семена бархатцев и циннии.
Издавна цветочно - декоративные растения привлекали внимание человека. Во время путешествий люди не могли пройти мимо диковинных растений чужих стран и возвращаясь на родину, привозили семена, луковиц и сами цветочные растения. Так, к нам из Америки попали георгины, флоксы; из Азии - сирень; из Южной Америки - бегония; из Китая и Японии- азалия из Европы и Франции- бархатцы,(показать открытки с этими цветами)
Выращиванием цветов занимаются крупные тепличные хозяйства и цветочно - декоративные питомники. В питомниках труд по подготовке почвы и уходу за растениями механизирован.
Цветоводы - декораторы, мастера - цветоводы, озеленители выращивают декоративные растения, озеленяют и украшают ими улицы, разбивают цветники в парках и скверах, выращивают цветы для срезки. Люди этих профессий должны хорошо знать жизнь растений, приёмы их выращивания, любить природу, обладать художественным вкусом.
Декоративные растения украшают наши квартиры, сады, парки, скверы, приусадебные участки. Одни из них радуют нас своей формой, другие имеют красивые листья, третьи удивляют разнообразием окраски цветов. (рассматривание открыток с цветами)
Цветочно - декоративные растения выращиваются из семян, размножают стеблевыми черенками, подземными частями(клубнями, луковицами и др
Так, георгины размножают корнеклубнями, гладиолусы –клубнелукавицами, нарциссы, тюльпаны, лилии - луковицами. Бархатцы, ноготки, астры, космея люпина, виолы – семенами.
Воспитатель Ребята, посмотрите, пожалуйста, на поднос и скажите, что вы на нём видите.
Дети. Пакетики с надписями. Прочитайте надписи.
Дети. Цинния, бархатцы.
Воспитатель. Названия чего вы мне прочитали?
Дети.Мы прочитали названия цветов.
Воспитатель. Почему же пакетики такие тоненькие, ведь туда не войдут цветы?
Дети. Там, наверное, картинки.
Воспитатель. Нет, ребята не картинки. В пакетиках находятся семена цветов. А как вы думаете, для чего я поместила семена цветов в пакетики?
Дети. Чтобы весной посадить их в землю.
Воспитатель. Верно. Сегодня на занятиимы посвятим вопросу сбора семян и правилах их хранения. Это важно знать, так как семена разных растений имеют свои правила сбора, а от того как мы их сохраним до посадки зависит, порадуют ли они нас дружными всходами весной. А кто из вас знает, когда собирают семена цветов?
Воспитатель. Важно знать, что семена разных растений и собирают по-разному. Мы сегодня будем собирать семена тех растений, которые вам хорошо известны.
Физминутка. «Как росло растение»
Можно провести игру "Как росло растение": воспитатель предлагает детям представить, что они маленькие семена, попавшие в почву. (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек). Далее воспитатель рассказывает, как развивается из семени растение:
- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться.(мышечное напряжение, глаза зажмурены)
Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц)
Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).
Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).
И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются педагогу и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).
А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения).
Вот так целый год росло растение.
Воспитатель: Ребята, давайте самостоятельно вы распределите обязанности кто, что будет делать.
Воспитатель. Давайте познакомимся с правилами сбора семян, посмотрев презентацию
Правила сбора и сушки семян. \Презентация \
• Вырывать растения целиком не стоит.
• Важно знать сроки, когда нужно собирать те или иные семена.
• Собирать семена растений надо только в ясные, сухие, солнечные дни.
• Собирать надо только семена здоровых растений.
• Не стоит собирать пыльные и загрязненные. Обратите внимание – нет ли вредителей на растении.
• Собранные семена растения стоит очистить от омертвевших и загнивших частей сразу же.
• Сушить стоит под открытым навесом, с хорошей вентиляцией (воздушная сушка).
• Хранить высушенные семена лучше всего в бумажных или матерчатых мешках. На каждой упаковке хранения должна быть этикетка, на которой указываются название (сорт) растения, может быть цвет цветка (для многоцветных сортов, время и год сбора).
Воспитатель. От того правильно ли собраны и сохранены семена зависит их жизнеспособность.
Воспитатель: А теперь послушайте краткий инструктаж по технике безопасности при работе на участке.
Правила работы с садовыми инструментами и инвентарем:
При работе с садовым инвентарем необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности, чтобы не нанести ущерба своему здоровью. Многие садовые инструменты (лопаты, мотыги, секаторы, садовые ножницы, сучкорезы) имеют острые режущие кромки, поэтому при пользовании ими рекомендуется соблюдать осторожность.
При работе с садовыми инструментами необходимо обратить внимание на следующие основные моменты:
– перед началом работ нужно проверить исправность инструментов (режущие части должны быть остро заточены, рукоятки – надежно закреплены)
– использовать инструменты можно только по их прямому назначению
– при обработке почвы и обрезке кустарников следует беречь руки и ноги, чтобы не поранить их острыми краями инструментов;
– нельзя бросать инструменты, лучше передавать их из рук в руки;
– после окончания работы следует убрать инвентарь в отведенное для него место;
Для защиты рук рекомендуется применять перчатки и рукавицы.
Практическая деятельность.
Воспитатель: Ну, а сейчас идём к нашим клумбам и попробуем научиться собирать семена.
Дети вместе с воспитателем выходят во двор для практической работы.
б)практическая часть
Воспитатель: У календулы, бархатцев,космеи сбор семян проводят в несколько приемов, в фазе почти полной спелости (семена при этом подсыхают и приобретают желто-коричневую или черную окраску). У этих культур семена почти не дозариваются.
Воспитатель: Назовите растения, которые растут на нашей клумбе?
Дети.Цинния, бархатцы.
Воспитатель: Чем цинния отличаются от бархатцев и чем схожа?
Дети отмечают различие в величине и форме.
Воспитатель:Как называются растения, которые мы будем собирать?
Дети: календула, цинния
Воспитатель: Какие правила сбора и хранения семян мы изучили?
Воспитатель: Повторяем правила техники безопасности при работе с ножницами и секатором.
Практическая работа.
Инструменты и приспособления: ножницы, секатор, коробки или мешочки, картон,маркер.
Сбор семян цветочно - декоративных растений.
Воспитатель: Осенью собираются семена бархатцев, циннии, календулы, космеи, астры и других однолетних цветочно- декоративных растений.
Ход работы:
1. Осмотрите цветочно - декоративные растения. Определить, на каких растениях можно собирать семена.
2. Ножницами срезайте плоды с семенами и осторожно складывайте их в
коробки . В каждою коробку складывайте плоды одного вида растений.
3. Напишите на карточках (этикетках) названия растений, с которых собраны семена, время (год) сбора.
4. Разложите собранные плоды или семена на листы бумаги для просушки
(если это необходимо)
5. После просушки выберите семена, разложите их в мешочки или бумажные пакетики. Вложите в них этикетки с названиями растений.
Хранить семена нужно при температуре 12-16 градусов.
Растение. Признаки созревания семян. Что и как собирать?
Бархатцы, цинния. Плоды начинают подсыхать. Срезают выборочно плоды и соплодия с частью стебля
Астра, маргаритка. На плодах появляется пушок. Срезают подсохшие соцветия с плодами выборочно.
Плоды готовы для уборки, как только начнёт показыватьсяпушок
Анютины глазки, фиалка, настурция. Плоды белеют. Собирают плоды выборочно в течение лета.
У настурции можно собирать опавшие плоды.
Гвоздика. Верхние плоды буреют и слегка. Срезают соцветия с частью стебля, связывают в пучки, натрескиваются и высушивают подвешенными.
Бархатцы, цинния.Плоды начинают подсыхать. Срезают выборочно плоды и соплодия с частью стебля.
Ш.Контрольный этап.
Дети самостоятельно оценивают результаты своей деятельности:
- Достигли цели?
- Что нового узнали?
- Как этому учились?
- С какими трудностями столкнулись?
- Пригодятся ли эти знания в жизни?
IV. Итоговый этап.
Воспитатель:- Оцени свою работу на сегодняшнем занятии (заполняется воспитанниками – отмечают соответствующей цифрой в сердцевине бумажной ромашки):
– понял, что знаю очень мало;
– остался доволен результатом своей работы;
– часто нуждался в помощи воспитателя и товарищей;
– иной ответ.
V. Информационный этап.
Воспитатель: Весной мы высадим семена бархатцев и циннии в открытый грунт.