Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Уязытамак
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
« Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждаю»
На заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы
Руководитель ШМО _______ /Гизатуллина Р.Р. _______ /Куватов Ф.С.
______/Шангареева Г.М. «__» ___________2016 г . Приказ № ____
Протокол №___ от «__» _______ 2016 г
от «__» ________ 2016 г.
Рабочая программа
по чтению и развитию речи во 2 классе составлена
на основе авторской программы В.В. Воронковой «Чтение и развитие речи»
для учащихся обучающихся по адаптированной программе VIII вида
(обучение на дому)
на 2016–2017 учебный год
Составитель: Шарипова Э.З.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению и развитию речи по адаптированной программе 8 вида для 2 класса МБОУ ООШ с. Уязытамак составлена на основе следующих программ:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009.
2. Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч 1. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
3. Основной общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ ООШ с.Уязытамак
4. Авторской программы: Чтение и развитие речи: программа:1-4 классы/В.В. Воронковой Т.М. (М.: Просвещение. 2008)
Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования общеобразовательной школы, базисному учебному плану МБОУ ООШ с.Уязытамак, разработанному на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, Устава образовательного учреждения с учетом требований установленных СанПиНами 2.4.2.2821-10.
Вид реализуемой рабочей программы: адаптированная программа.
Программа рассчитана на 34 часов: 1 часа в неделю.
Срок реализации рабочей программы 1 год, 34 учебные недели.
Цель: формирование у обучающихся навыков сознательного, правильного, плавного чтения по слогам .
Задачи:
— сформировать у детей способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
— обогащать чувственный опыт детей, реальные представления об окружающем мире и природе;
— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
— воспитывать любовь к родному языку.
Коррекционная задача:
— использовать процесс обучения чтению и развитию речи как одно из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.
Особенность программы является то, что у обучающихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно.
Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя.
Очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план,
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся должны уметь:
— осознанно и правильно читать по слогам текст,
— трудные по смыслу и слоговой структуре слова читать по слогам;
— отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
— высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
— пересказывать содержание прочитанного произведения;
— устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Обучающиеся должны знать:
— наизусть 3-5 стихотворений.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Используются ТСО: видеофрагменты мультфильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
№ раздела | Тема раздела | Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Раздел 1 | Зазвенел звонок – начался урок | 10 | | |
Раздел 2 | Осенние страницы | 6 | | |
Раздел 3 | Сказка за сказкой | 4 | | |
Раздел 4 | Мир животных | 4 | | |
Раздел 5 | Птицы – наши друзья | 4 | | |
Раздел 6 | Зимние страницы | 6 | | |
Раздел 7 | Всё мы сделаем сами и своими руками | 6 | | |
Раздел 8 | Буду делать хорошо и не буду плохо | 4 | | |
Раздел 9 | Ежели вы вежливы | 4 | | |
Раздел 10 | Весенние страницы | 6 | | |
Раздел 11 | Посмеёмся, улыбнёмся | 4 | | |
Раздел 12 | Летние страницы | 4 | | |
Раздел 13 | Как хорошо уметь читать | 6 | | |
Всего | | 68 | | |
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Примерная тематика
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
Формы, методы, приемы, технологии.
Методы обучения: словесные (постановка познавательной задачи, поиск способа решения познавательной задачи, формулирование выводов); практические(работа с учебником, с тетрадью, со словарями); репродуктивные; исследовательские; проблемные; частично – поисковые; наглядные.
Приемы: организационные(беседа, ответы с места и у доски, работа с демонстрационным и раздаточным материалом, наблюдение), технические (работа с таблицами, работа по карточками), логические (сравнение, обобщение, классификация, применение правила на практике в условиях разной степени сложности).
Технологии: применение дидактических игр, личностно – ориентированное обучение, проектные технологии, информационно – коммуникативные технологии.
Формы проверки знаний, умений и навыков учащихся: регулярная проверка текущих письменных классных и домашних работ учащихся; тестирование; выборочные, словарные диктанты; контрольная работа, самостоятельные работы.
Способы проверки результатов: контроль, самоконтроль, анализ.
Формы занятий.
◦ Урок с разнообразными видами деятельности
◦ Урок путешествие
◦ Урок обобщения знаний
Урок проверки знаний
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛБНОГО ПРОЦЕССА
Чтение: 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида/ Авт.-сост. С.Ю. Ильина. СПб.: «Просвещение», 2011.
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ», 2 КЛАСС,
1 ЧАС В НЕДЕЛЮ
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Примечание |
Раздел 1. Зазвенел звонок – начался урок – 10ч. |
1 | | Осень в школе. По Н. Саксонской. «Я могу считать до ста…» Р.сеф | |
| | Где лево, где право. По В Берестову. Школьные слова. По В. Драгунскому | |
2 | | Я учусь писать. По М. Яснову. «Таня знала буквы…» Л. Толстой | |
| | Про то , для кого Вовка учится. По В. Голявкину | |
3 | | Физкультура. По Э. Мошковской. Пятерка. По Р. Сефу | |
| | Всякой вещи своё место. По К. Ушинскому.Три плюс пятью М.Юдалевич. | |
4 | | Первый урок. По В. Голявкину | |
| | Уроки .По В. Драгунскому | |
5 | | Давайте складывать слова. Г. Мамлин | |
| | Щкольные загадки. Обощение по разделу «Зазвенел звонок – начался урок» | |
Раздел 2. Осенние страницы-6ч. |
6 | | Художник-Осень. По Г. Скребицкому. В эту осень. С. Козлов. | |
| | Падают, падают листья…М. Ивенсон. | |
7 | | Здравствуй, осень. В.Викторов | |
| | Народные приметы Когда шубу носить? А. Степанов | |
8 | | Белки. По Соколову-Микитову. Белкина кладовка. Е. Благинина | |
| | Кто сажает лес. По Г. Снегиреву. Почему ноябрь пегий. По Н. Сладкову. Осенние загадки. | |
Раздел 3. Сказка за сказкой-4ч. |
9 | | Русская народная сказка «Вершки и корешки» | |
| | Русские народные сказки «Лиса и кувшин» | |
10 | | Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха» | |
| | Японская народная сказка. «Добрый крестьянин». | |
Раздел 4. Мир животных- 4ч. |
11 | | Кто любит собак. Р. Сеф. Барашек (английская народная песенка) | |
| | Е.Благинина Котенок. В.Лифшин Кролик. | |
12 | | Медвежонок. По Г. Снегиреву.Лисья нора. По И.Соколову-Микитову | |
| | С.Маршак Детский дом.Животные. Р.Зеленая, С.Иванов Загадки о животных. | |
Раздел 5. Птицы наши друзья -4ч. |
13 | | Соловей. По И. Соколову-Микитову.Ворон. Г.Снегирев | |
| | Спор на скворечнике. Г. Ладонщиков. Пылесос. По Н. Сладкову | |
14 | | Птичка По В. Голявкину | |
| | Обобщение по разделу «Птицы наши друзья»Птичьи загадки | |
Раздел 6. Зимние страницы – 6ч. |
15 | | По ягоды на лыжах. Н. Егоров. Снег идет. По Л. Воронковой. | |
| | Озорные снежинки. Л. Наппельбаум. Семка и мороз. По Е. Кузнецовой. | |
16 | | Белая страница. С. Маршак. Книга зимы. В. Бианки | |
| | Что это было? Д.Хармс.Зайчик и рябина. В. Сухомлинский | |
17 | | Что такое Новый год? Е. Малахова. Ночное приключение. Ю. Кушак. | |
| | Снеговики. По Л. Сергееву. Зимние загадки, Е. Благинина. Обобщение по разделу | |
Раздел 7. Все мы сделаем сами своими руками -6ч. |
18 | | Знают мамы, знают дети.(немецкая песенка) | |
| | Вот какие наши руки. А. Гарф | |
19 | | Белоручки. В. Голышкин. Своими руками. В. Осеева. | |
| | Десять помощников. М. Коцюбинский. Первая рыбка. Е. Пермяк. | |
20 | | Вкусный пирог. По П.Тихонову, Странное дело. И. Мазнин. | |
| | Доктор Петрова. М. Моисеева.. Танечка хозяйка. М.Глазков. | |
Раздел 8. Будем делать хорошо и не будем плохо – 4ч. |
21 | | Подружки. А.Кузнецова. | |
| | Рыцари. А. Барто | |
22 | | Жалейкин и пруд.Н. Сладков | |
| | Сказка про честные ушки. С.Прокофьева | |
Раздел 9. Ежели ли вежливы… -4ч. |
23 | | Доброе утро. Н. Красильников.Как Маша яблоко ела. Л. Каминский | |
| | Удивительное превращение. По В. Голышкину | |
24 | | Брысь, шапочка! А. Седугин | |
| | Песенка вежливости С. Маршак, Кто грамотней? По Я. Пинясову. Обобщение по разделу. | |
Раздел 10. Весенние страницы -6ч. |
25 | | Появление весны. Л. Модзалевский.Весна – красна. И. Соколов- Микитов | |
| | Сосульки. М.Пляцковский.Песенка капели. М. Борисова | |
26 | | Художник – Весна. По Г. Скребицкому. Подснежник. Е. Серов | |
| | Салют весне. З. Александрова. Любитель цветов. Н. Сдадков. | |
27 | | Девятое мая. Г. Виеру. Никто не забыт, но помнят все. По л. Кассилю. | |
| | Лучше нет родного края. П. Воронков. Весенние загадки. Обобщение. | |
Раздел 11. Посмеемся, улыбнемся -4ч. |
28 | | Повар. О. Григорьев. Память. Э.Успенский | |
| | Хорошо спрятанная котлета. Г. Остер | |
29 | | Банька. Ю. Кушак. Как поросенок говорить научился. По л. Пантелееву. | |
| | Познакомился. В. Лапшин.Веселые загадки. Обобщение по разделу | |
Раздел 12. Летние страницы -4 ч. |
30 | | Земляника. Е.Трутнева | |
| | Солнце и радуга. К. Ушинский. Мост. Л. Мануш. | |
31 | | Шмель и Миша. А. Седугин. Гнездо в траве. По В. Хомченко. | |
| | Каникулы. Л.Фадеева. Летние загадки. Обобщение по разделу | |
Раздел 13. Как хорошо уметь читать! -6ч. |
32 | | Читалочка. В. Берестов | |
| | Раньше улица молчала. И. Железнова | |
33 | | Читателю. Р.Сеф | |
| | Ау. Л. Пантелеев | |
34 | | Прощальная игра. Д. Чиарди. | |
| | Книжкины загадки.Обобщение по разделу. | |
Всего-34 | | | |