СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Радиожурнал для декады русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Страницы радиожурнала, который проводился в рамках декады русского языка и литературы. Каждая страничка посвящена какому-либо писателю или поэту, годовщину или юбилей которого отмечается в эти дни. Это и Борис Пастернак, и А. П. Чехов, и Владимир Высоцкий, и другие выдающиеся писатели и поэты.  

Просмотр содержимого документа
«Радиожурнал для декады русского языка и литературы»

1.Сегодня, 22 января в нашем лицее начинается декада русского языка и литературы. В рамках декады мы предлагаем вам ежедневный выход радиожурнала на тему «Писатели-юбиляры 2015 года.

Первый выпуск радиожурнала мы начнём с напоминания о том, что 13 июня 2014 года Владимир Путин подписал Указ «О проведении в 2015 году в Российской Федерации Года литературы».

В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю:

1. Провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы.

Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский подчеркнул важность насыщения Года литературы содержательными мероприятиями во всей стране.

В планах Года литературы масштабные и интересные мероприятия, среди которых Международный писательский форум "Литературная Евразия", проект "Литературная карта России", "Библионочь - 2015", проекты "Книги в больницы" и "”Лето с книгой”: дни чтения в летних лагерях", творческие встречи писателей с читателями в библиотеках и книжных магазинах Москвы и регионов РФ, пилотный проект "Всемирный День Книги", конкурс "Литературная столица России".

"Все это позволит существенно повысить интерес российских граждан к классической и современной литературе и чтению".

А теперь литературный календарь.

5 января исполнилось 95 лет со дня рождения писателя-натуралиста Николая Ивановича СЛАДКОВА (05.01.1920-28.06.1996).

Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде. Неподалеку от его дома было много старых лесопарков. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Николай Сладков очень хотел узнать, о чем с ним говорит лес. Он стал читать книги о природе, а свои наблюдения записывал в «Тетрадь наблюдений». Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.

В молодости увлекался охотой, но впоследствии отказался от этого занятия. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».

У природы для всех найдется место: и для людей, и для животных, и для птиц. Но чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо узнать очень много всего о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом. Именно об этом и рассказывают книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе.

Первые рассказы были написаны им в 1952 г., а в 1953 году была напечатана первая книга Николая Сладкова - "Серебряный хвост".

Для того, чтобы оказаться в диком лесу, вовсе необязательно каждый раз брать билет на поезд и ехать в дальние края - можно просто протянуть руку к книжной полке и взять любимую книгу Николая Сладкова и перенестись в прекрасный мир природы...

Вместе с Виталием Бианки Николай Сладков много лет готовил радиопередачи "Вести из леса" и отвечал на многочисленные письма своих слушателей.

За свою жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных «Краешком леса», «За пером синей птицы», «Подводная газета», «Осиновый невидимка», «Свист диких крыльев».



























2. 23.01 Доброе утро, лицей! Мы продолжаем наш радиожурнал. Сегодня наш выпуск посвящён Александру Сергеевичу Грибоедову.

15.01 - 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича ГРИБОЕДОВА (15.01.1795-11.02.1829), поэта, драматурга, дипломата. Грибоедов известен как писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума«, которую до сих пор весьма часто ставят в театрах России.

Грибоедов Александр Сергеевич родился в дворянской семье. Детство провел в Москве и имении своего дяди (по матери) А.Ф.Грибоедова - Хмелите Смоленской губ. Получил домашнее образование под руководством И.Б.Петрозилиуса, ученого-энциклопедиста.

В 1803 г. Грибоедов учился в Благородном пансионе при Московском университете. 30 января 1806 г. зачислен в студенты Московского университета. По воспоминаниям его университетского товарища В.И.Лыкошина, Грибоедов посещал на лекции в сопровождении своего гувернера и "в ребячестве учился посредственно", тем не менее, после полутора лет учебы выдержал экзамен на ученую степень кандидата словесности, присужденную ему на торжественном университетском акте 30 июня 1808 г.

В период учебы Грибоедов посещал литературные собрания дворян - студентов Московского университета в доме кн. И.Д.Щербатова, куда входили его кузены П.Я. и М.Я.Чаадаевы, их учитель, талантливый поэт З.А.Буринский, земляк Грибоедова по Смоленщине И.Д.Якушкин, а также возможно, Н.И.Тургенев, Д.А.Облеухов и др. Вместе с братьями Чаадаевыми, Якушкиным и Щербатовым Грибоедов учится частным образом у известного философа и антиковеда профессора И.Т.Буле, которого впоследствии назовет своим главным университетским наставником. Лекции Буле пробуждают в юноше отмеченный позднее его друзьями интерес к русской истории, формируют "вкус и мнение" в литературе. Университетские споры тех лет становятся предметом для первого приложения Грибоедовым сатирического таланта. Соперничество немецких и русских профессоров, и в частности борьба между И.Т.Буле и М.Т.Каченовским, претендовавшим на занимаемую первым университетскую кафедру, отразилась в сюжете комедии Грибоедова "Дмитрий Дрянской" (ок. 1810 г., не сохр.)

Учеба у Буле поощряла Грибоедова к продолжению университетских занятий. В 1810/11 г. как вольнослушатель, а с 1811/12 г. вновь в качестве своекоштного студента Грибоедов (вместе с новым гувернером Б.И.Ионом) слушает лекции профессоров этико-политического отделения - Рейнгарда, Штельцера, Шлецера и Сандунова, берет уроки латинского языка у В.В.Шнейдера, готовясь к испытаниям на степень доктора прав.

В Москве Грибоедова застает начало Отечественной войны, и, как и многие молодые люди его поколения, он поступает на военную службу, записавшись в созданный на пожертвования графа Салтыкова Московский гусарский полк. В июле 1812 г. происходят последние встречи Грибоедова с Буле, который знакомит своего воспитанника с находившимся в Москве в свите Александра I прусским министром в изгнании бароном Штейном.

В боевых действиях 1812-13 гг. Грибоедов участия не принимал. Выйдя в отставку в марте 1816 г. он сделал еще одну попытку вернуться к ученой карьере, намереваясь отправиться в Дерптский университет, однако в итоге, в июне 1817 г. (почти одновременно с А.С.Пушкиным и В.К.Кюхельбекером) поступает на службу в коллегию иностранных дел. В Петербурге Грибоедов сближается со светской средой писателей, актеров и театралов. В результате участия в трагической дуэли резко изменив свою жизнь, с августа 1818 г. Грибоедов - секретарь русской дипломатической миссии в Персии. В Тавризе в 1820 г. рождается замысел комедии "Горе от ума" (закончена в 1824 г.), в котором отразились, среди прочего, и многие впечатления Грибоедова от университетской жизни в допожарной Москве.

С 1822 по 1826 г. Грибоедов служит на Кавказе при штабе А.П.Ермолова, с января по июнь 1826 г. находится под арестом по делу декабристов. Получил оправдательный аттестат, причем на аудиенцию Николая I в Елагин дворец его привез в собственной коляске М.Н.Муравьев, "университетский товарищ, не видевшийся с ним уже 16 лет". С 1827 г. при новом наместнике Кавказа И.Ф.Паскевиче ведает дипломатическими сношениями с Турцией и Персией. После заключения Туркманчайского мира (1828), в котором Грибоедов принял активное участие и текст которого привез в Петербург, был назначен "полномочным министром" в Персию для обеспечения выполнения условий договора. В Тифлисе в августе 1828 г. женился на Нине Чавчавадзе, дочери грузинского поэта и общественного деятеля. 30 января 1829 г. погиб от рук мусульман-фанатиков, захвативших русскую миссию в Тегеране. Похоронен в Тифлисе в монастыре св. Давида. Литературное наследие Грибоедова, включающее стихотворения, пьесы, путевые записки и другие прозаические отрывки насчитывает более 30 произведений, однако большое число его замыслов осталось нереализованными и, вместе с гибелью его бумаг, утрачено для потомства.



3. Доброе утро, лицей! Мы продолжаем наш радиожурнал. Вчера, 25 января, исполнилось 77 лет со дня рождения Владимира Высоцкого - замечательного человека, одного из основоположников авторской песни. К его песням можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Но мимо песен Владимира Высоцкого нельзя пройти. И сделать вид, что их просто-напросто нет, тоже нельзя. Сами песни не дадут этого сделать.

Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телеспектаклях, 8- в радиоспектаклях.

Как нас дома не грей
Не хватает всегда
Новых встреч нам и новых друзей –
Будто с ними беда,
Будто с ними теплей.

Свои первые песни Высоцкий писал только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании. Ранние песни В. Высоцкого были немного уличные и хулиганские. Самую первую симпатию Высоцкий вызвал как раз тем, что его задиристые куплеты не походили на то, что люди слышали в эфире. И эти насмешливые, иронические монологи без малейшей помощи средств массовой информации разлетались по стране.

В многогранном творчестве Высоцкого важное место занимают стихи о войне. Когда началась война, ему было всего 3 года, но, вслушиваясь в проникновенные строки этих стихов, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям. Как будто он сам вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, на которой “все судьбы с путями скрестились”:

И крики “ура!” застывали во рту,
Когда мы пули глотали.
Шесть раз занимали мы ту высоту,
Шесть раз мы ее отдавали.
А может ее стороной обойти.
Да что мы к ней так прицепились?!
Но, видно уж точно все судьбы - пути
На этой высотке скрестились.

Как будто он сам, тяжело раненый, лежал в госпитале:

И однажды, как в угаре,
Тот сосед, что слева, мне
Вдруг сказал: “Послушай, парень,
У тебя ноги-то нет...”


Как будто это он сам, старый, опытный, много повидавший воин передает эстафету новобранцам, сыновьям, свято веря в то, что они не погибнут, освободят Родину:

Я успеваю улыбнуться,
Я вижу, кто идет за мной.
Мы не успели ... оглянуться,
А сыновья... уходят в бой.

Как будто это он сам, молодой солдат, еще не успевший испытать многих радостей жизни и уже обреченный на смерть, в начале ночного сражения, взглянув на небо и увидев падающую звезду, загадал себе самое сокровенное желание – “выйти живым из боя” и был убит вражеской пулей, показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба звездой:

Я уже решил, миновала беда.
И удалось отвертется...
Но с неба свалилась шальная звезда
Прямо под сердце...

Военные стихи Высоцкого трагичны, но в то в тоже время в них нет безысходности, они полны оптимизма. В основании этого оптимизма глубочайшая, неисчерпаемая, поистине сыновья любовь поэта к родной земле.

Песни Высоцкого чем-то похожи на роли, он сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем. И делал все так талантливо и убедительно, что иные его путали с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и восторгались. Люди считали, что он в свое время горел в танке, воевал в штрафбате, шоферил на Полярном Урале, “срок тянул на Колыме”. А Высоцкий будто бы и не обращал на это никакого внимания. Он снова и снова выходил на сцену и пел свои песни-роли. И это были уже не роли, а целые пьесы со своими характерами, конфликтами, сюжетом.

Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года от инфаркта в больнице, а в это время полным ходом в Москве шла Олимпиада, был прекрасный пятничный день, на стадионах во всю раздавали медали, и, казалось, всем было не до него. Ни газеты, ни радио, ни телевидение не посчитало это событие настолько важным, чтобы уделить смерти поэта хоть чуточку внимания, они продолжали славить победы спортсменов, Только на Таганке висел написанный от руки некролог, и люди останавливались и читали. Их становилось все больше и больше, появились цветы, реки цветов, люди прощались с Владимиром Высоцким.

12 октября 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, он словно стремится из стягивающих его пут. Над ним гитара. Позади – две красивые лошадиные головы, которые напоминают о лучшей его песне “Кони привередливые”.

О Высоцком много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, выходят его книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты - труднодоступные горные вершины. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц.

Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету “Владвысоцкий”. В космосе, среди огромного количества планет, блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем известного поэта, певца и актера – Владимира Высоцкого.

Лучше всего, на наш взгляд, творчество Высоцкого охарактеризовал Евгений Евтушенко:

Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,
Теперь неважно, что порою несправедливою была.
Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,
Но записи твои звучали и в подворотне, и в Кремле.

4. Доброе утро, лицей! Мы продолжаем наш радиожурнал. Сегодня наш выпуск посвящён поэту Михаилу Васильевичу ИСАКОВСКому.

19 января исполнилось 115 лет со дня рождения поэта, создателя современной народной песни.

Исаковский родился 20 января 1900 года в деревне Глотовке Ельнинского уезда Смоленской губернии. Фамилия его отца была Исаков. Старший брат будущего поэта, имевший отношение к волостному правлению, удлинил фамилию для большей солидности. Родители поэта были бедняками из бедняков. Михаил был предпоследним, двенадцатым ребенком. Он много работал дома и в поле, помогал старшим. Грамоте выучился с помощью отца, который будучи “почтарем” нередко привозил домой газеты и журналы, привлекавшие внимание пытливого и любознательного мальчика.

Осенью 1910 года Михаил идет в школу, во второй класс. Уроки посещал охотно, но иногда приходилось оставаться дома, потому что нечего было надеть. Была еще одна тяжёлая причина: с семилетнего возраста у него развивалась острая хроническая близорукость с воспалением сетчатки и кровоизлияниями в глазном дне. На помощь пришла учительница Екатерина Сергеевна Горанская. Она прислала мальчику комплект учебников за второй класс, и Михаил стал заниматься дома.

Спустя некоторое время он вновь пошёл в школу, и уже тогда у Михаила Исаковского стала обнаруживаться литературная одарённость. А в 1914 году одно из его ученических стихотворений увидело свет. Это была “Просьба солдата”, напечатанная в московской газете “Новь”. Так уже подростком будущий поэт приобрёл первую публикацию.

В 1921 году Исаковский переехал в Смоленск и сразу издал маленькие книжки стихов: “По ступеням времени”, “Взлёты”, “Борьба с голодом”, “Боевые лозунги дня”, “Четыреста миллионов”. В стихах, вошедших в эти первые сборники, Исаковский писал о трудовых буднях советских людей. Но автору явно не хватало художественного мастерства. В ряде случаев стихи были риторичны, отвлечены и несовершенны по форме.

Сам Исаковский считал, что нашёл свой путь в поэзии в 1924 году. Именно с этого времени больше всего на страницах “Рабочего пути”, но иногда и в Москве, стали появляться стихотворения, составившие позже костяк книги “Провода в соломе”. Название книги содержит незамысловатый образ. Солома здесь представляет традиционную деревню, а провода представляют советскую власть, которая пришла в деревню после революции и принесла ей электричество, новую жизнь.

Со второй половины 30-х годов Исаковский становится одним из популярных и любимых в народе поэтов. С 1935 года он переводит стихи белорусских и украинских поэтов (Я.Купалы, М. Богдановича, Я. Коласа, а также Т. Шевченко, И. Франко).

Раньше других вспоминается имя Исаковского, когда речь заходит о поэзии периода Великой Отечественной войны. Не имея возможности по здоровью принять участие в войне с оружием в руках, он всю страсть своей души, всю свою неизбывную ненависть к врагу, посягнувшему на советскую землю, вложил в свои стихи, подчинив их единой цели – победе над врагом. Он нашел те именно слова, которые укрепляли нравственные силы фронтовиков. Стихи приравнивались к оружию.

В годы войны Исаковский разрабатывает тему притяжения родной земли, главном источнике духовной силы человека.

Мой сын родной! Прильни к земле скорей,
Услышь
Слезами залитое слово.
Мой сын родной! У матери твоей
Теперь – ни хлеба, ни земли, ни крова.
Пришли они, как чёрная чума,
Пришли
И кровью нашей умывались,
Угнали скот и подожгли дома,
Над старым и над малым надругались…
Услышь, мой сын, и первым будь в бою, –
Круши, карай неистовую силу! –
За всех за нас, за Родину свою… “Наказ сыну” 1941.

Поэзия Исаковского военных лет была, как воздух, нужна людям. Об этом свидетельствуют и многочисленные письма фронтовиков, хранящиеся в личном архиве поэта.

Очень многие стихи Исаковского, положенные на музыку В. Захаровым, М. Блантером, И. Дунаевским, стали известными песнями. Песни военной поры – настоящая летопись войны. Среди них “До свиданья города и хаты”, “Ой, туманы мои, растуманы…”, “В прифронтовом лесу”, “Враги сожгли родную хату”, “Огонек”. Они летели ласточками на фронт и поднимали дух бойцов, поддерживали друзей, родных погибших. Поэзия Исаковского военных лет была, как воздух, нужна людям. Об этом свидетельствуют и многочисленные письма фронтовиков, хранящиеся в личном архиве поэта.

Необычайную судьбу и всемирную славу, не увядшую поныне, имела песня “Катюша”. Созданная в 1938 году в самый канун Второй мировой войны, когда гитлеровцы уже готовились к нападению на нашу страну, песня звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку. В те мирные, но уже пахнущие порохом времена “Катюша” была самой популярной из всех песен. «Катюша” очень точно выразила свое время, о котором М.Исаковский писал: “Время тогда было тревожное. Мы как бы предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти… по этой причине тема Родины, тема защиты её была самой важной. … и я, конечно, никак не мог пройти мимо неё даже в лирической песне”.

В статье “О “секрете” поэзии” М. Исаковский писал: “быть в поэзии по-настоящему оригинальным и самобытным, не похожим на других, – это прежде всего значит оставаться самим собой… Это значит проявить в поэзии те человеческие чувства, те духовные силы, которые в тебе заложены.”. Исаковский был предельно искренен в своих стихах. Он бесконечно верил в то, о чём писал. И не смог бы писать иначе. Он писал – как жил. И жил – как писал: широко, открыто, талантливо.

К 100-летию со дня рождения поэта в январе 2000 г. в Смоленске установлен (открыт 19.I.2000). памятник поэту-песеннику, Герою Социалистического труда, дважды Лауреату Государственной премии М. Исаковскому Скульптор – народный художник РФ А. Сергеев. На невысоком постаменте стоит молодой поэт, слегка прислонившись к дереву – своему ровеснику, рука бережно лежит на его стволе. Дерево – символ природы, которую так любил и воспевал поэт.

В русской поэзии Исаковский остаётся хранителем и продолжателем классических народно-песенных лирических традиций. Поэзия Исаковского давно уже стала неотъемлемой частью духовной культуры нашего народа. Не “облетает цвет” с тихого и проникновенного творчества этого поэта, который выразил душу народную, простую и мудрую, как жизнь, красивую, как песня, и любовь народа к своему великому поэту не пройдёт никогда.

5. Доброе утро, лицей! Мы продолжаем наш радиожурнал. Сегодня наш выпуск посвящён Борису Пастернаку. 10 февраля исполнится 125 лет со дня рождения Бориса Леонидовича ПАСТЕРНАКА (10.02.1890-30.05.1960) – русского писателя, одного из крупнейших поэтов XX века, лауреата Нобелевской премии по литературе (1958). Наиболее известен по роману «Доктор Живаго», который создавался в течение десяти лет. Верю я, придет пора —

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.


«Я родился в Москве, 29-го января ст. стиля 1890 года. Многим, если не всем, обязан отцу, академику живописи Леониду Осиповичу Пастернаку, и матери, превосходной пианистке», — писал Борис Пастернак.

Леонид Осипович Пастернак, отец писателя, был художником. Картины его и по сей день хранятся в галереях мира. Розалия Исидоровна Кауфман, мать Бориса, ко времени знакомства с Леонидом Пастернаком была известна как одна из самых популярных концертирующих пианисток в России. Культурная атмосфера семьи формировала художественные пристрастия будущего поэта.


Два значительных события лета 1903 года повлияли на жизнь Бориса Пастернака: встреча со Скрябиным и его музыкой и несчастный случай — тяжелый перелом ноги, сросшейся с укорочением. Вследствие этого несчастья Борис Пастернак разом выбыл из двух предстоящих мировых войн и одной гражданской. Постоянным усилием воли Пастернак научился скрывать свою хромоту.

С 13 лет Борис начал сочинять музыку. По выражению самого Пастернака, «музыкально лепетать» он начал раньше, чем «лепетать литературно».

После окончания с золотой медалью 5-й московской гимназии Борис Пастернак поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета, затем перевелся на философское отделение.


Литературный дебют Пастернака произошёл в 1913 году, когда вышел в свет альманах «Лирика». Борис Пастернак был представлен в альманахе пятью стихотворениями: «Я в мысль глухую о себе...», «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Сегодня мы исполним...», «Как бронзовой золой жаровень...», «Сумерки... словно оруженосцы роз...».

В дальнейшем каждый свой сборник избранных стихов Пастернак начинал стихотворением «Февраль...».


Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

В течение полувека вышла серия стихотворных сборников Бориса Пастернака: «Близнец в тучах», «Поверх барьеров», «Сестра моя — жизнь», «Второе рождение», «Люди и положения», «Темы и вариации», «На ранних поездах», «Когда разгуляется» и другие. И все они восторженно воспринимались знатоками и любителями поэзии.

В последней книге поэта — «Когда разгуляется» — воплощены основные темы его творчества, которые можно выразить его же словами: «Цель творчества — самоотдача».


Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Всё время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

Главная книга Бориса Пастернака – роман «Доктор Живаго». Герой романа сделал в своей жизни все, о чем мечтал и чего не сумел сделать вовремя его создатель... Судьба одиночки, изначально уверенного в том, что только одиночки и бывают правы, и стала фабулой романа. В 1947 году Пастернак понял то, над чем бился двадцать лет: сюжетом книги должна была стать его собственная жизнь, какой он хотел бы ее видеть...» Герой романа, Юрий Живаго, как и сам Пастернак, пишет пленительные стихи — о смысле бытия и таинстве смерти, о любви и разлуке, о красоте мира и человеческой судьбе.

B 1958 году «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпи­ческого романа» Борису Леонидовичу Пастер­наку была присуждена Нобелевская премия.

Поскольку считалось, что премия присуждена именно за «диссидентский» роман «Доктор Жи­ваго», не опубликованный на родине автора, её присуждение вызвало шквал возмущения совет­ских властей и литературных кругов. Пастерна­ку было предложено покинуть пределы СССР.

Всё это заставило писателя отказаться от наг­рады. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал: «В силу того значе­ния, которое получила присуждённая мне награ­да в обществе, к которому я принадлежу, я дол­жен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ». В своём письме на имя Никиты Сергеевича Хрущёва Пастернак так от­ветил на предложение покинуть страну: «Поки­нуть Родину для меня равносильно смерти. Я свя­зан с Россией рождением, жизнью и работой».

Пастернак был исключен из Союза писателей.


Борис Леонидович Пастернак умер от рака лёгких 30 мая 1960 года в подмосковном селе Пе­ределкино и похоронен на Переделкинском клад­бище.

В 1987 году решение об исключении Пастер­нака из Союза писателей было отменено, в 1988 году «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР (журнал «Новый Мир»), в 1989 году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта — Евгению Пастернаку. К 50- летию присуждения Борису Пастер­наку Нобелевской премии в 2008 году в княжестве Монако была выпущена почтовая марка, созданная художником Георгием Шишкиным.

6. Доброе утро, лицей! Сегодняшний выпуск радиожурнала посвящён Антону Павловичу Чехову, ведь именно сегодня, 29 января, исполняется 155 лет со дня рождения писателя, драматурга Антона Павловича ЧЕХОВА (29.01.1860-15.07.1904). Антон Павлович ЧЕХОВ - один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.

Его рассказы до сих пор читают и изучают, пьесы ставят на сцене. Почему? Наверное, потому, что писал Чехов о том, что волновало, заставляло смеяться, переживать и сто лет назад, и сегодня, да и ещё через сто лет, читая Чехов, человек будет узнавать себя и своих знакомых в героях писателя.

Биография Чехова – и житейская, и литературная – характерна. Родился он в многодетной купеческой семье на юге России, в Таганроге. Мать, внучка выкупившегося на волю крепостного, была женщиной мягкой; её душевность передалась сыну. Отец, напротив, был строг до жестокости, зато разносторонне одарён; Чехов считал, что его разнообразные таланты – от отца. Юный Чехов учился в классической гимназии, вместе с четырьмя братьями и сестрой помогал отцу в бакалейной торговле и пел в церковном хоре, организованном отцом. Но деспотизм, разговор на языке розги не просто осложнили отношения Антона Павловича с родителем; детская обида и неприязнь распространились на всё, что было с отцом связано. В том числе и на буржуазный мир торговых отношений, и на традиционную православную церковность.

В 1876 году отец разорился и бежал от долговой ямы в Москву; вместе с ним в древнюю столицу уехала мать, взяв с собою младших детей. Антон Павлович остался в Таганроге доучиваться в гимназии и не просто зарабатывал себе на жизнь уроками, но и посылал деньги родителям. Так уже в детстве сформировался его характер, тип его личности – сосредоточенный труженик, предельно далёкий от вольных нравов богемы. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова – он писал водевили, сцены, юморески; некоторые из них посылал в редакции столичных юмористических журналов.

В 1879-м Антон Павлович поступил на медицинский факультет Московского университета. И уже спустя год приобрёл известность пародийными рассказами, напечатанными в журнале “Стрекоза”; один из этих рассказов – “Письмо к учёному соседу” – стал общепризнанной классикой, а цитаты из “Письма...” вошли в сборники афоризмов. (“Этого не может быть, потому что не может быть никогда” и другие.) С той поры Антон Павлович начал публиковаться регулярно, под разнообразными псевдонимами – Антоша Чехонте, Человек без селезёнки... Литературный труд превратился для Чехова в основной источник существования. А сама литература оказалась не столько таинственной областью “звуков сладких и молитв”, сколько профессией, способной прокормить, но требующей работы на износ.

Как из множества мелких осколков не сложишь цельное зеркало, так из мелочей, которые в основном писал молодой Чехов, нельзя было сложить цельное художественное произведение, которое бы объёмно отражало окружающую жизнь. Но, как ни парадоксально, именно с “Осколками” связан ключевой поворот в литературной биографии Чехова, его постепенный переход из разряда многочисленных писателей-юмористов в разряд писателей-сатириков. (Вспомните, в чём заключается принципиальное различие между юмором и сатирой.) Именно так – “Осколки” – назывался петербургский журнал, издатель которого Н.И. Лейкин привлёк “Антошу Чехонте” к сотрудничеству – и дал ему шанс состояться как самостоятельному писателю. Именно в “Осколках” в 1883 году были опубликованы знаменитые чеховские сценки-рассказы с их подчёркнуто-общественным звучанием – “Смерть чиновника” и “Толстый и тонкий”.

По окончании Московского университета (1879–1884) Чехов работал врачом в Воскресенске, в Звенигороде; он лечил больных, участвовал во вскрытиях, его приглашали в качестве медицинского эксперта в суды. Все эти жизненные впечатления ложились в основу бесчисленных рассказов (позже он станет писать куда медленнее, публиковаться – куда реже.)

Впервые свою настоящую подпись – Антон Чехов – он поставил под произведениями, опубликованными в беллетристическом разделе газеты А.С. Суворина “Новое время”. Сотрудничество это началось в 1886-м, а спустя год была поставлена чеховская пьеса “Иванов”, которая подытожила его ранние поиски в области сценического искусства. С того момента Чехов, по его собственному признанию, и начал вхождение “в литературу”.

середине 1880-х автор “Степи” сумел найти неповторимый образ рассказчика, повествователя, который доносил до читателя чеховскую картину жизни. Чехов приобрёл известность; в 1887-м за сборник рассказов “В сумерках” он получил половинную Пушкинскую премию Академии наук, в том же году прекратил постоянное сотрудничество с “Осколками”, а в марте 1888-го дебютировал в “толстом” журнале – как раз той самой повестью “Степь”, о которой только что шла речь. И – перешёл из разряда литераторов-журналистов, пишущих исключительно для тонких изданий, в разряд писателей, публикующихся в “серьёзных” журналах.

А в 1890-м он совершил путешествие на остров Сахалин, что по тем временам, при медлительности средств передвижения, было целым предприятием; поездка заняла почти полгода, из них три месяца – в дороге. (На возвратном пути – через Индийский океан, Цейлон, Красное море – писатель посетил чужие края; спустя несколько лет будет издана книга его документальных очерков “Остров Сахалин”.)

Сахалин в конце XIX века – это каторжные окраины России, население здесь страдало особенно явно и особенно сильно; дела до сахалинцев властям метрополии не было никакого. Чехов произвёл его перепись, составил почти 10 000 учётных карточек. А главное, он пришёл к выводу, что вину за положение “сахалинских” россиян нельзя возложить лишь на “тюремных красноносых смотрителей”, ибо “виноваты не смотрители, а все мы”.

Между тем за поездку на Сахалин Чехов заплатил непомерно дорогую цену. Имеются в виду вовсе не денежные средства, а нечто куда более важное. Он с юности страдал начатками опасной болезни, чахотки (так называли тогда туберкулёз). В тяжёлых климатических и бытовых условиях каторжного Сахалина болезнь обострилась – и уже не оставляла писателя до самой его смерти, преждевременной и потому особенно печальной. Но в конце 1880-х Чехов ещё ничего не знает о том, что времени у него осталось немного. Он признанный писатель, материально независим, свободен от подёнщины, может сосредоточиться на любимых замыслах. Интонацию его рассказов и повестей не спутаешь ни с чьей другой.

В 1890-е годы Чехов создал наиболее значительные свои прозаические произведения; это рассказы “Попрыгунья” (1892), “Скрипка Ротшильда” (1894), “Ионыч” (1898), “маленькая трилогия” (“Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”). И от рассказа к рассказу, от повести к повести интонация рассказчика становилась всё печальнее, а обстоятельства, в которые ставил писатель своих героев, всё драматичнее. Их иллюзии рушатся, высокие цели разбиваются о стену пошлости, социальные шоры не позволяют взглянуть на мир широко открытыми глазами.

В 1901 году, предчувствуя возможную близкую кончину, Чехов оставил на имя сестры Марии Павловны завещание, которое передал на хранение жене; среди прочего в этом завещании он просил близких позаботиться о мелиховских крестьянах, помогать бедным. Сам Чехов о бедных заботился неизменно; в ялтинских газетах было напечатано его воззвание о необходимости устраивать туберкулёзные лечебницы для народа; он помогал в строительстве школы в одном из посёлков близ Ялты.

А годом ранее, в 1900-м, писатель был избран почётным академиком Российской Академии наук по разряду изящной словесности. Это было одно из самых почётных званий в тогдашней России; помимо всего прочего, оно давало право на бесцензурные выступления в любом городе империи. Но в 1902-м произошёл скандал. Писатель Максим Горький, находившийся под надзором полиции, был избран в Академию, однако выборы тут же объявили недействительными, причём никто из академиков об этом решении заранее извещён не был. И Чехов, вместе с другим известным писателем рубежа веков – Владимиром Короленко, чья повесть “Слепой музыкант” вам хорошо знакома, сложили с себя “академическое” звание – в знак протеста против произвола властей.

Между тем здоровье Антона Павловича слабело год от года. И неслучайно премьера его новой пьесы “Вишнёвый сад”, прошедшая в Художественном театре 17 января 1904 года, в день рождения Чехова, превратилась в чествование автора. Актёры и представители “всего грамотного русского общества” спешили воздать должное писателю, чей вклад в отечественную культуру был неоценим и чья кончина была уже не за горами. В том же году, 3 июня, Чехов по требованию врачей отправился вместе с женой на немецкий горный курорт Шварцвальд; прощаясь с друзьями, он прямо сказал им, что едет умирать.

В ночь на 2 июля 1904 года Чехова не стало.

Вступал в свои права новый век. А вместе с ним начинался и новый этап в развитии русской литературы.

Теперь уже – литературы XX столетия.