«Радуга урока» как средство формирования универсальных учебных действий у первоклассников на уроках обучения грамоте»
В данной работе рассказывается об опыте использования педагогического приёма «Радуга урока» при обучении грамоте в первом классе. Данный опыт позволяет реализовывать направления Федерального государственного образовательного стандарта, целью которого является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, и обеспечивает развитие такой ключевой компетенции, как умение учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. [3, с.3]
В основу педагогической идеи «Радуга урока» положен системно-деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. [4, c.15].
Курс «Русский язык. Обучение грамоте» является первым этапом в системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. С обучения грамоте начинается учёба в школе, а это значит, что именно в процессе обучения грамоте начинается реализация положений системно-деятельностного подхода – основы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
Учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
Учёт различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Эти положения стандарта нашли своё отражение в ориентации на свойственные первоклассникам возрастные особенности мышления и деятельности:
При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и письму и при этом учатся учиться. [2, с.3]
Сельский социум отличается тем, что не все первоклассники имеют равные стартовые возможности на начало обучения в школе. Среди сельских детей есть такие, которые никогда не посещали детский сад. Чаще всего они отличаются по своему развитию от тех, кто получил дошкольное образование: они испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми, им сложнее учиться. Их сверстники, посещавшие дошкольную группу, наоборот, к первому классу уже умеют читать и писать, на уроках они активны. Возникает проблема: как реализовывать стандарт в классе с детьми разного уровня познавательного и коммуникативного развития.
На наш взгляд, использование знаково-символического приёма «Радуга урока» при обучении грамоте обеспечивает всем первоклассникам, независимо от их уровня развития, равные возможности для активной деятельности на всех этапах урока, прежде всего для коммуникации, целеполагания, планирования и оценки и, соответственно, для формирования и развития регулятивных и коммуникативных учебных действий.
Суть использования вышеназванного приёма заключается в следующем.
«Радуга» представляет собой листы бумаги красного, оранжевого, желтого, зеленого и синего цветов, расположенных на доске в том же порядке, как в радуге. (Приложение 1.) Это символическое изображение алгоритма деятельности учащихся на уроке.
На нескольких первых уроках обучения грамоте, необходимо объяснить первоклассникам, что обозначает каждый из разноцветных листов. Каждый урок в школе имеет своё название, т.е. тему. Чтобы не забыть в течение урока его тему, мы будем использовать лист красного цвета. Второе, что необходимо помнить ученику, – с какой целью мы изучаем данную тему, чему мы научимся на уроке по данной теме. В формулировании и запоминании целей урока нам будет помогать лист оранжевого цвета. Чтобы достичь цели, нам необходимо выполнить несколько шагов, т.е. задач. Задачи урока будем обозначать листом желтого цвета. Лист зелёного цвета – это работа во время урока по выполнению задач. В «зелёном поле» учащиеся работают самостоятельно, в группах, парах или под руководством учителя. Здесь предполагается объяснение нового материала, выполнение практических заданий, другая деятельность учащихся для достижения целей урока. На протяжении работы в «зелёном поле», т.е. деятельности по решению задач урока, важно возвращать учащихся к тому, какие цели ставили сегодня на уроке. Лист синего цвета возвращает к началу урока. Учащиеся повторяют тему, цели урока, вспоминают, какие задания они выполняли для достижения цели. В «синем поле» ученики анализируют свою работу на уроке, говорят, что получилось, с чем не справились, пытаются найти причину удачи или неудачи. Хочется отметить, что самым главным на этом этапе является – самооценка. Учащиеся учатся объективно оценивать, чему они научились на уроке, а также свой вклад в достижение цели урока.
«Радуга» реализуется в сочетании с системой условных обозначений, применяемых на протяжении всего курса начальной школы в учебниках УМК «Начальная школа XXI века». (Приложение 2.)
С помощью «Радуги» и условных обозначений УМК «Начальная школа XXI века» до начала урока на доске выкладываются подсказки, с помощью которых учащиеся, независимо от уровня подготовки, могут без труда сформулировать тему урока, его цели, задачи, осуществлять оценку деятельности.
В качестве примера приведём начало урока «Обучение грамоте» в 1 классе по теме «Буква Ёё». Дежурный с помощью учителя или самостоятельно, выставляет на доске буквы Ёё красного цвета и разноцветные фишки. (Приложение 3.) Оценив свою готовность к уроку, учащиеся или дежурный «читают» на доске: «Тема урока «Буква Ёё. Цель урока: Знать букву Ёё. Задачи урока: повторить материал предыдущих уроков, поработать с учебником, выполнить задания в тетради. На уроке проведём звуковой анализ слов, обозначим цветными фишками гласный, твёрдый и мягкий согласные звуки. Вспомним правила: После твёрдого согласного звука слышится звук [а] и пишется буква а. После мягкого согласного звука слышится звук [а], но пишется буква я. После твёрдого согласного звука слышится звук [о] и пишется буква о. Узнаем новое: После мягкого согласного звука слышится звук [о], но пишется буква ё. Выполним задание: Проведём звуковой анализ слов. Известные гласные звуки обозначим буквами». Аналогично проводится разбор заданий в тетради. Далее проводится работа учащихся по выполнению заданий. В конце урока учащиеся подводят итог с использованием цветных фишек.
Значимость приёма «Радуга урока» в том, что ребята хорошо ориентируются на уроке, понимают, какой деятельностью они занимаются. Они осознанно подходят к выполнению заданий, анализируют, соответствует ли задание теме урока, предполагают, какой конечный результат они должны получить. Развивающий эффект такой организации работы заключается в том, что дети должны сами понять принцип построения задания, пользуясь лишь условными обозначениями. Это способствует овладению основам учебной деятельности, так как каждый раз при самостоятельной работе ребята сталкиваются с выполнением учебной задачи – они должны понять, в чём заключается задание и как его нужно выполнить.
Результатом работы является то, что данный приём можно использовать и при организации учебной деятельности обучающихся 2-4 классов.
Автор: Романовская Вера Алексеевна,
МБОУ «Русановская ООШ»,
romanovska2009@ mail.ru
646835, Омская обл, Нововаршавский р-н
с.Русановка, ул.Центральная д.3, кв. 2
тел.: 89236948953
Литература:
1. Евдокимова О.А., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Грамота: 1 класс: Методический комментарий. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 480 с. – (Начальная школа XXIвека).
2.Журова Л.Е. Русский язык. Обучение грамоте: программа: 1 класс/ Л.Е.Журова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 40 с. – (Начальная школа XXI века).
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил.
4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования общего образования: проект / Рос.акад.образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения).
Приложения
Приложение 1.
Анализ работы, начиная с первого этапа
Сообщается учителем, читается в учебнике, иные способы формулирования
Знать, уметь…
Прочитать, выполнить, запомнить, записать, поработать …
Оценка деятельности
Задачи урока
Цель урока
Тема урока
Практическая деятельность
Чтение текста учебника, выполнение заданий, работа с тетрадью и т.д.
Приложение 2.
Условные обозначения, используемые на уроках Русский язык «Обучение грамоте»
(УМК «Начальная школа XXI века»)

- Придумай предложение
- Назови слово
!
- Выдели голосом этот звук



- Назови это звук в слове
?
- Проведи звуковой анализ





- Проведи звуковой анализ, обозначь гласный звук красной фишкой

- Проведи звуковой анализ, обозначь цветными фишками гласный, твёрдый и мягкий согласные звуки
а
- Проведи звуковой анализ, гласные звуки обозначь буквами

м
а
![]()



- Проведи звуковой анализ, поставь все известные тебе буквы
а
- Подели слово на слоги
- Прочти новые слова
- Звонкий гласный звук
Приложение 3.
Фрагмент оформления доски к Урокам 39 – 40
Русский язык «Обучение грамоте» 1 класс по теме «Буква Ёё»
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Ёё


А
Я
А
Ё
О
О
Ё