Выступление на РМО учителей русского языка и литературы
Готовимся к ОГЭ: сочинение на морально-этическую тему (задание 15.2)
Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно оно необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сфере деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.
Начинать работу по подготовке к ОГЭ необходимо с создания методической базы, куда входят дидактические пособия, печатные издания типовых тестовых заданий, тренажёры, презентации. Я в своей работе пользуюсь многими источниками: специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), Интернет-ресурсами. Далее корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса.
Для подготовки к ОГЭ (задание 15.2) использую пособие
- Н. А. Сенина А. Г. Нарушевич. ОГЭ. 9 класс. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки. (15.1;15.2; 15.3).
В 8-м классе учащиеся приобретают файловые папки, которые наполняются различными памятками: «Как писать сжатое изложение», «Способы сжатия текста», «Критерии оценивания изложения», «Критерии оценивания сочинения», «Выразительные средства», образцы бланков, «Последовательность работы над сочинением по заданию 15.1, 15.2, 15.3».
Работу над сочинением начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание части С, затем продолжаю обучение правилам построения текста сочинения. Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха. Для учеников готовлю памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании. Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика. Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, имеется папка с образцами сочинений-рассуждений.
Экзамен по русскому языку в 9-м классе проверяет умение учащихся создавать письменное высказывание на заданную тему. Особенность данного задания состоит в том, что учащиеся должны продемонстрировать свои умения в написании сочинения-рассуждения. За один год такие навыки сформировать невозможно, поэтому данную работу я начинаю в пятом классе при изучении темы «Рассуждение». Безусловно, одним из основных помощников в подготовке к написанию изложений и сочинений является учебник. Так, например, в учебнике Т.А. Ладыженской (5 класс) есть параграф 89 «Доказательства в рассуждении», в котором в доступной форме, на примерах текстов упражнений объясняется, что такое рассуждение, каковы особенности данного типа текста, вводятся понятия «тезис», «вывод».
При знакомстве с данным типом текста вместе с учениками определяем, что при рассуждении устанавливается взаимосвязь событий и явлений, раскрываются их причины. Обращаю внимание ребят на то, что рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель рассуждения - убедить кого-то в чём-либо, укрепить или даже изменить его мнение. Далее даю схему сочинения-рассуждения, в которой выделяется три части: 1) Тезис (то, что надо доказать); 2) Доказательства (аргументы, доводы); 3) Вывод (общий итог). Схема записывается в тетрадь для правил в раздел «Развитие речи», которую учащиеся ведут с 5 по 9 класс. Далее говорю, что текст начинается с тезиса, который можно дать в форме вопроса, либо в форме повествовательного предложения, после которого ставится вопрос: «Почему?» («Зачем?», «Для чего это нужно?» и т.п.). Вместе с учащимися решаем, каким образом надо перейти ко второй части, записываем возможные варианты в тетрадь для правил: «И вот почему», «Докажем это», «Это можно доказать (объяснить) так», «Это можно доказать, приведя следующие аргументы». Объясняю, какие вводные слова помогут при перечне аргументов (с понятием «вводное слово» пятиклассники еще не знакомы, поэтому записываем в тетрадь примеры вводных слов).
По наводящим вопросам ученикам предлагается, используя корень слова, объяснить названия некоторых предметов. Выполняя подобные задания, ученики учатся строить комментарии к аргументам, делать выводы.
Кроме того, на уроках русского языка в шестом классе изучается тема «Ключевые слова», поэтому уже с первой четверти в каждой теме урока мы находим ключевые слова.
Оптимальной формой работы при подготовке учащихся к итоговой аттестации является работа с текстом. Использование текста в качестве основной единицы урока, во-первых, углубляет, расширяет и систематизирует знания учащихся о языке как системе, во-вторых, создает речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья, лежащего в основе развития речи, в основе понимания того, что такое языковая система. Такая работа с текстом с использованием элементов комплексного анализа становится обязательной на уроках русского языка в 5-6 классах.
Уже пятиклассников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?», «Найдите идею текста», «Сколько частей в этом тексте?» Так решается задача понимания текста, потому что осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.
Тексты беру небольшие, но яркие, образные, запоминающиеся. В начале работы с текстом даю задания для его осмысления, ученики учатся понимать текст, определять тему, основную мысль, авторскую позицию, находить аргументы, подтверждающие позицию автора. Анализ, направленный на выявление уровня понимания учениками текста, осуществляется по следующему плану: 1. Определить тему (о чем текст?) и основную мысль текста (в чем пытается убедить читателя автор?). 2. Выписать ключевые слова. 3. Озаглавить текст. 4. Определить количество микротем. Составить план текста. 5. Определить стиль текста и доказать свое мнение. 6. Определить тип речи и доказать свое мнение. Следующим этапом работы становится языковой анализ текста. Эта часть включает в себя различные виды анализа слов и предложений (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический и синтаксический) и характеристику средств речевой выразительности. Завершает работу над текстом его орфографический и пунктуационный разбор.
Такой вид работы с текстом использую на уроках обобщения, уроках комплексного повторения. Приведу один из вариантов подобного рода заданий. Комплексное повторение по теме: «Имя существительное», 6 класс.
(1)Хороши снежные зимы в России! (2) Непогоду сменяют ясные дни. (3)Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. (4) Припорошила зима землю снежной шубкой. (5) Отдыхает земля, набирает силу. (6) Наполняется жизнью зимний лес. (7) Вот простучал по сухому дереву дятел. (8) По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. (9) С шумом летит рябчик, поднимается из снеж ной пыли глухарь. (10) Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. (11) Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. (12) С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок. (13) Вот прилетела большая сова и подала голос. (14) Ей отозвались другие совы. (15) Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов) (По И. Соколову-Микитову)
Ответы: 1. Тема текста – зима в России. Основная мысль – хороши зимы в России. Название – Русская зима. 2. Две микротемы: 1. Хороши зимы в России. 2. Наполняется жизнью зимний лес.
План текста: 1. Хороши снежные зимы в России!
2. Наполняется жизнью зимний лес. Дятел – барабанщик. Рябчик и глухарь. Стайка весёлых клестов. Шустрый бельчонок. Большая сова. Лесная мышь. 3. Тип текста – повествование, стиль – художественный
Подобные задания, связанные с комплексным анализом текста, уже на ранней ступени обучения формируют все необходимые ученику компетенции: коммуникативную – при интерпретации текста; лингвистическую и языковую – при анализе языкового материала, позволяют сделать обучение осознанным, активным и мотивирующим и, несомненно, способствуют подготовке учеников 5-6 классов к успешной сдаче государственной итоговой аттестации.
Комплексная работа с текстом позволяет научить учащихся работать с текстом, обогащать речь, не бояться ошибиться в определении стиля, типа речи, темы, основной мысли, доказывать свое мнение; развивать умение находить в тексте используемые автором изобразительные средства, самостоятельно писать сочинение. Во время урока я использую наглядность: для учащихся подготовлены памятки «Комплексная работа с текстом (примерные вопросы и задания)», «Средства художественной выразительности (толкование терминов с примерами)», тексты, на доске – иллюстрации, репродукции картин на определенные темы, рассматриваемые в текстах.
В ходе подготовки к ОГЭ на уроках русского языка уже в пятых классах даю задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой: 1. Автор рассказывает о том, что… 2. По его мнению, ... 3. Я согласен с автором, потому что… 4. Итак, …
Второе задание части 3 экзаменационной работы предполагает написание сочинения-рассуждения, но темой (тезисом) сочинения является какое-либо предложение или фраза из текста, данного вам для прочтения. Само задание выглядит так.
Формулировка задания:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Примут, - решительно отвечал я».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Для успешного выполнения задания 15.2 вам нужно:
1) объяснить своё понимание смысла приведённого предложения или фрагмента текста (фактически прокомментировать его);
2) подтвердить свои рассуждения двумя аргументами из текста;
3) логично выстроить всю работу и грамотно её написать;
4) проверить сочинение с точки зрения соблюдения в нём всех норм – орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых.
Написать хорошее сочинение вам поможет знание критериев, по которым его будут оценивать эксперты, потому что в критериях оценивания заложен алгоритм написания и структура вашего сочинения. Кроме того эти критерии помогут при выполнении заданий практикума, связанных с оцениванием реальных сочинений девятиклассников. Поэтому мы внимательно изучаем эти критерии.
Критерии оценивания 15.2
Ответ на задание 15.2 (сочинение-рассуждение) оценивается
по следующим критериям.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.2) | Баллы |
С2К1 | Понимание смысла фрагмента текста | |
| Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет | 2 |
| Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации | 1 |
| Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует | 0 |
С2К2 | Наличие примеров-аргументов | |
| Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | 3 |
| Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента | 2 |
| Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста | 1 |
| Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть | 0 |
С2К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 |
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 |
С2К4 | Композиционная стройность работы | |
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 |
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста | 1 |
| В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1– С2К4 | 9 |
Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему
1. Вступление. Объяснение смысла данного в задании предложения или фрагмента текста.
2. Первый пример – аргумент из текста.
3. Второй пример – аргумент из текста.
4. Вывод.
Таким образом, сочинение состоит из четырёх (или трёх) абзацев.
Первый абзац – вступление – посвящён вашей трактовке фрагмента текста (или предложения). Эта часть вашего сочинения требует внимательного, вдумчивого чтения текста и определённых знаний работы с ним.
Второй и третий абзацы посвящены аргументам. Здесь от вас потребуется умение работать с текстом: находить в нём нужную информацию, цитировать текст или делать ссылки на номера соответствующих предложений.
Осторожно, ошибка!
Очень часто учащиеся переписывают предложение или фрагмент текста, данные в задании, и не объясняют его смысл. Такая работа оценивается по критерию С2 К1 нулём баллов.
Четвёртый абзац (или третий, если вы оба аргумента даёте в одном абзаце) завершает все ваши рассуждения, следовательно, представляет собой возвращение к тезису – вашему объяснению фрагмента текста.
Осторожно, ошибка!
Помните, что оба примера для аргументации своего объяснения смысла заданного фрагмента или предложения вы приводите из текста.
Последовательность работы над сочинением по заданию 15.2
- Вдумчиво и не спеша прочитайте текст, с которого начинается часть 2 вашей экзаменационной работы.
- Прочитайте задание 15.2 и поработайте с предложением (фрагментом) текста, вынесенным в задание. Подчеркните в нём ключевые слова. Какая мысль заключена в этом предложении (фрагменте)?
- Найдите в тексте это предложение (фрагмент) и подчеркните его.
Определите:
а) в какой части текста находится это предложение (фрагмент) – в начале, середине или конце;
б) кому принадлежит это высказывание – герою произведения или самому автору;
в) какова позиция автора произведения – что он хотел сказать, какую основную мысль передать читателю (проще говоря, какова идея произведения);
г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких-либо предложениях) или опосредованно;
д) если в тексте не выражена словесно основная мысль или нет прямой оценки автора, которую он даёт героям и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает своё мнение (при помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, портрета героя, его речевой характеристики и т. п.)
- Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента. (Как правило, с позицией автора трудно не согласиться, если речь идёт о каких-либо нравственных понятиях – добре, зле, честности, милосердии, предательстве и проч.)
- Объясните, как вы поняли предложение (фрагмент) текста: дайте своё видение, свою трактовку смыла цитаты. Помните, что вы должны выразить своё мнение о фрагменте в контексте всего рассказа в целом.
- Найдите в тексте два примера, которыми вы можете подтвердить своё мнение, свои рассуждения о фрагменте. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, своё мнение о цитате.
- Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.
- Напишите сочинение, соблюдая структуру сочинения -рассуждения Проверьте его.
Расскажу, как мы работали с текстом при написании сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста. Вариант 13 (ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов /под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. -240)
1. Шаг первый. Читаем задание.
1.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Вскипятили опять чай и забрались в шалаш, пили они при свете костра долго и сладостно, как можно пить только в тайге после нелегкого и удачного дня».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
(В задании обычно даётся одно предложение или фрагмент текста, состоящий из нескольких предложений (как в данном случае). Очень часто этот фрагмент является финалом текста.
Напомним, что в художественном тексте концовка – самая значимая позиция, в которой обычно содержится идея текста, его основная мысль.
2. Шаг второй. Читаем текст и ищем в нём, данный в задании фрагмент.
В тексте В. Г. Распутина этот фрагмент является финалом.
Исходный текст.
1)Дядя Митяй и Саня перешли речку и встали перед ягодником. (2)Столько ягоды Саня никогда ещё не видывал. (3)И не представлял, что её может столько быть. (4)На этот раз они были первые, никто до них ягоду тут не трогал и не мял, а наросло её на диво, в редкий год, по словам дяди Митяя, удается такой урожай. (5)Теперь Саня знал, что это такое - кусты ломятся от ягоды: они действительно ломились, лежали от тяжести на земле или стояли согбенно, поддерживая друг друга в непосильной ноше.
(6)Саня раздвигал кусты и замирал от восторга: дымчато-синяя, сыто и рясно подрагивающая сыпь ослепляла, вызывая и удивление, и восторг, и вину, и что-то ещё, чему Саня не знал имени и что западало в душу. (7)Нагибая к себе куст, обряженный то круглыми, то продолговатыми плодами, Саня приступал к нему с игрой, которая вызвалась сама собой и нравилась ему. (8)«Не обижайся, - наговаривал он, - что я возьму тебя, я возьму тебя, чтоб ты не пропала напрасно, чтоб не упала на землю и не сгнила, никому не дав пользы». (9)И как приятно было, не заглядывая в бидон, ощущать его всё возрастающую и возрастающую тяжесть, а потом, опуская ягоду, словно бы ненароком натолкнуться рукой на его поднявшееся тёплое нутро: так быстро! (10)Идти с наполненным бидоном к шалашу, постоять подле ведра, прежде чем высыпать в него, засмотревшись на парную иживую, томно дышащую - каждая ягодка отдельно - светло-глянцевую синеву сбора. (11)Снизу, когда Саня высыпал голубицу в ведро, она была уже отпотевшей и темной и казалась задохнувшейся. (12)Отсюда, снизу ,можно было кинуть наконец несколько ягодок в рот, обмереть на мгновение от растекавшейся под языком сладости и нежно тающей плоти и, причмокивая, медленно идти обратно к кустарнику, а там на десять, на пятнадцать минут и вовсе забыть про бидон, словно бы допивая начатое снадобье, всё дополняя и дополняя его неоговорённую меру. (13) Heт на свете ягоды нежней и слаще голубицы, и стойким надо быть человеком, чтобы принести её из лесу в посудине.
(14)Пошёл дождь, но никто из них ничем не отозвался на него, не заторопился в шалаш, каждый ещё больше заторопил руки. (15)Дождь, падая на кустарник, шумел густо и звучно; мокрую ягоду брать стало трудно, она давилась, мялась, к рукам налипали листья. (16)Быстро темнело, и только тогда, спохватившись, дядя Митяй прокричал отбой. (17)Саня успел к этой поре высыпать в ведро три трёхлитровых бидона, наполнив его больше чем наполовину. (18)B темноте и под дождём они рубили и подтаскивали дрова, наготавливая их на сырую и неспокойную ночь. (19)Вскипятили опять чай, и, забравшись в шалаш, пили они его при свете костра долго и сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге после нелёгкого и удачного дня.
По В. Г. Распутину)
3. Шаг третий. Объясняем смысл текста и фрагмента.
Повторили теоретический материал (тема, основная мысль, тип речи, стиль речи, тезис, структура сочинения-рассуждения) с опорой на предложенный текст.
Обратили внимание на то, что тезис формулируется как простое двусоставное предложение, в котором подлежащее называет тему, а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться. Рекомендую запомнить: сформировать основную мысль без сказуемого невозможно!!!
Определили тему текста, выделили ключевые слова, которые помогают понять смысл текста (замирал от восторга; сыпь ослепляла, вызывая удивление и восторг; приятно было обмереть на мгновение от сладости; никто ничем не отозвался на него, не заторопился в шалаш).
Ключевые слова фрагмента: пили чай «долго» и «сладостно»; день «нелегкий» и «удачный».
4. Шаг четвёртый. Пишем вступление. Ищем в тексте аргументы, которые подтвердят ваши мысли по поводу содержания фрагмента текста.
Затем думают, как можно начать сочинение. Ищут в тексте предложения, подтверждающие их точку зрения (тезис), записывают своими словами. Называют номер предложения или цитируют предложения.
Обращаю внимание на то, что цитирование или ссылка на номер предложения является аргументом только тогда, когда есть объяснение, комментарий ситуации и его подтверждение примером из текста.
5. Шаг пятый. Делаем вывод и пишем заключение.
6. Завершая сочинение, выразите своё отношение к теме, предложенной автором.
7. Проверьте композицию сочинения: ТЕЗИС, ДОВОДЫ (аргументы и примеры) и ВЫВОД.
8. Проверьте логичность построения, найдите и исправьте ошибки.
Сочинение-объяснение своего понимания фразы или фрагмента из текста (15.2) отрабатываем на уроках литературы при анализе произведений. Например, как вы понимаете смысл предложения:
Как в битве следует бойцу!..» (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»).
«Казнить так казнить, миловать так миловать!» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).
И мы – не праздно в мире жили!» (Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»).
Таким образом, подготовка обучающихся к ОГЭ, проводимая в системе с пятого класса, позволяет добиться высоких баллов при прохождении Государственной итоговой аттестации.
Интернет-ресурсы
- http://nashol.com/2016072490190/russkii-yazik-9-klass-sochinenie-na-oge-kurs-intensivnoi-podgotovki-senina-n-a-narushevich-a-g-2015.html
- https://botan.cc/prepod/russkii_yazyk_literatura/orj7hl31.html
- https://edu.tatar.ru/upload/images/files/1(258).pdf
- https://videouroki.net/razrabotki/pamyatka-podgotovka-k-napisaniyu-sochineniya-rassuzhdeniya-po-russkomu-yazyku-oge-zdanie-152.html
Приложение (папка)
Последовательность работы над сочинением по заданию 15.2
- Вдумчиво и не спеша прочитайте текст, с которого начинается часть 2 вашей
экзаменационной работы.
- Прочитайте задание 15.2 и поработайте с предложением (фрагментом) текста, вынесенным в задание. Подчеркните в нём ключевые слова. Какая мысль заключена в этом предложении (фрагменте)?
- Найдите в тексте это предложение (фрагмент) и подчеркните его.
Определите:
а) в какой части текста находится это предложение (фрагмент) – в начале, середине или конце;
б) кому принадлежит это высказывание – герою произведения или самому автору;
в) какова позиция автора произведения – что он хотел сказать, какую основную мысль передать читателю (проще говоря, какова идея произведения);
г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких-либо предложениях) или опосредованно;
д) если в тексте не выражена словесно основная мысль или нет прямой оценки автора, которую он даёт героям и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает своё мнение (при помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, портрета героя, его речевой характеристики и т. п.)
- Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента. (Как правило, с позицией автора трудно не согласиться, если речь идёт о каких-либо нравственных понятиях – добре, зле, честности, милосердии, предательстве и проч.)
- Объясните, как вы поняли предложение (фрагмент) текста: дайте своё видение, свою трактовку смыла цитаты. Помните, что вы должны выразить своё мнение о фрагменте в контексте всего рассказа в целом.
- Найдите в тексте два примера, которыми вы можете подтвердить своё мнение, свои рассуждения о фрагменте. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, своё мнение о цитате.
- Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.
- Напишите сочинение, соблюдая структуру сочинения -рассуждения Проверьте его.




















Части сочинения | Комментарий |
Вступление Неблагодарность, безразличие. Как часто они ранят душу человека. Так произошло и с Назаровым, попросившим помощи у актрисы. И лишь поддержка Алисы - совершенно незнакомой девушки - помогла ему пережить «позор и неблагодарность». 30 слов | К1. За верное пояснение содержания фрагмента- 2 балла |
Основная часть. Аргумент №1. А ведь когда-то парень, не задумываясь ни минуты, полез в ледяную воду и спас Сергееву (предложения 16-24). 15 слов | К2. Приведено два примера - аргумента , которые соответствуют объяснению содержания фрагмента текста |
Аргумент №2. Поражает поведение совершенно незнакомой девушки - Алисы. Она предлагает парню помощь (предложения 47-53),понимая, в какое затруднительное положение он попал. 17 слов | |
Заключение ( вывод). Таким образом, фраза в финале текста позволяет лучше понять характеры героев – внимательность Алисы, желание оказать помощь и скромность такого героического парня - Назарова. Кроме того, автор этими словами словно подчёркивает, что хороших людей всё же на земле больше. 35 слов | |
Всего 97 слов. | К3. Логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, нет нарушений абзацного членения текста- 2 балла К4.Ошибок в построении (композиции) сочинения нет-1балл Итого: 9 баллов |
Памятка для работы
над сочинением-рассуждением 15.2 ОГЭ по русскому языку
Текст
(1) Это был очень пожилой человек с седой бородкой клинышком, в льняной косоворотке, подпоясанной ремешком, и старомодной шляпе. (2) На станцию Кратово он, видимо, приехал в гости: розовые щеки его были чисто выбриты, накрахмаленная косоворотка сияла белизной. (3) Под мышкой он держал коробку с печеньем. (4) Сойдя с дачного поезда, он бодро зашагал по улице и исчез за углом.
(5) День был жаркий, в воздухе стоял смолистый зной. (6) Я долго шла по выбеленной солнцем дороге. (7) Неожиданно навстречу вынырнул уже знакомый старичок в косоворотке. (8) Вид у него был далеко не такой бодрый и накрахмаленный, как в начале пути: лоб покраснел, по щекам струился пот.
(9) — Вы не знаете, где улица Ломоносова? — спросил он и вытер шею платком.
(10) Видимо, он изрядно устал. (11) К сожалению, я не могла ему помочь: эту местность я знала плохо. (12) Впереди шагала молодая женщина, держа в обеих руках тяжело нагруженные сумки. (13) Он обратился с тем же вопросом к ней.
(14) — Да вы совсем не туда забрались! — сказала она не слишком приветливо. (15) — Идите до трансформаторной будки, а потом четвёртый переулок направо.
(16) До четвёртого переулка оказалось добрых сорок минут хода. (17) Но когда мы наконец дошли, выяснилось, что это вовсе не улица Ломоносова.
(18) Косоворотка старичка взмокла, на щеках выступили пятна. (19) Бабушки с детьми, попадавшиеся навстречу, знали только те улицы, где жили сами. (20) Путник шагал наугад, а я шла вслед за ним, направляясь к темнеющей впереди роще.
(21) — Что за пропасть! — сказал старичок с отчаянием и остановился. (22)— Хоть обратно возвращаться впору. (23) А ведь меня здесь товарищи ждут. (24) У нас сегодня традиционная встреча однокурсников Московского университета. (25) Сорок шесть лет подряд собираемся друг у друга, и вдруг опоздать из-за того, что улицы найти не могу!
(26) Раскалённая от солнца дорога была пустынна. (27) Нянька с детской коляской, идущая навстречу, оказалась глухой, как пень. (28) Махнув рукой, старичок повернул назад. (29) И в это время мы оба увидели быстро шагающую женщину с двумя сумками в руках. (30) Лицо её было более сердитым, чем при первой встрече.
(31) — Не угнаться за вами! — закричала она! (32) Улица Ломоносова будет не направо, а налево... (33) Полчаса за вами бегу, да ещё с тяжёлыми сумками...
(34) Старичок озадаченно смотрел на неё, вытирая платком потные щёки.
(35) — Помилуйте, это вы из-за меня бежали? — наконец спросил он.
(36) — А из-за кого ещё? — сердито сказала женщина.
(37) — Благодарствуйте, но не стоило вам так утруждаться! — вежливо произнес старичок.
(38) -— Я бы рада не утруждаться, да не могу. (39) Не так воспитана, — сказала женщина и вдруг засмеялась. (40) Лицо её сразу похорошело.
(41) — Когда сообразила, что ошиблась и послала вас не по той дороге, побежала вслед, будто меня кипятком ошпарило. (42) Вы же, думаю, до вечера будете эту улицу искать...
(43) Оба красные, уставшие, они некоторое время молча смотрели друг на друга. (44) Потом женщина снова подхватила свои сумки и повернула назад, а старичок, церемонно приподняв шляпу, зашагал на улицу Ломоносова.
(45) Что заставило женщину, которую я встретила в Кратове, бежать за незнакомым ей человеком, чтобы сказать ему, что она по ошибке указала ему дорогу неверно? (46) Ничто, кроме уважения к его времени, его отдыху, его планам. (47) А если вдуматься, то и уважения к самой себе.
(48) Быть хорошо воспитанным человеком — это прежде всего значит глубоко уважать тех, кто живёт рядом с тобой на нашей земле, кто делит с тобой и труд, и хлеб, и солнце...
(По Т. Тэсс)
Тэсс Татьяна Николаевна — настоящая фамилия Сосюра — (1906—1983) — советская писательница, журналистка.
Формулировка задания:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Быть хорошо воспитанным человеком - это прежде всего значит глубоко уважать тех, кто живёт рядом с тобой на нашей земле, кто делит с тобой и труд, и хлеб, и солнце…».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Структура сочинения-рассуждения 15.2. ОГЭ по русскому языку:
1. Вступление (несколько общих слов о проблеме, которая обозначена в тезисе, + сам тезис + предложение поразмышлять над поставленным вопросом).
2. Первый аргумент: пример + комментарий.
3. Второй аргумент: пример + комментарий.
4. Заключение (вывод по тезису, умозаключение).
План работы над сочинением, рекомендации
1. Вступление. Объяснение - размышление о смысле приведённой цитаты, обозначение значимых понятий, выражение намерения доказать правильность высказывания примерами из текста.
Пример:
" На мой взгляд, такие понятия, как "воспитание" и " уважение", - тема для серьёзных размышлений. Поэты и писатели раскрывают важность данных понятий, укрепляя жизненные ориентиры в обществе. Об этом свидетельствует Тэсс Т.Н.в приведённом высказывании. Попробуем доказать его справедливость примерами из текста".
Речевые клише:
1)
- Действительно...
- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
- В фрагменте произведения ...
- Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
- Текст заканчивается словами: "…".
- На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
- Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
- Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
- Автор показывает формирование внутреннего...
- По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем:
- В этом отрывке автор говорит о том, что…
- Смысл данного отрывка я понимаю так: …
- В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
2)
- Свои слова (эту мысль) я докажу примерами из текста.
- Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах из текста.
- Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
- Попробуем доказать его справедливость примерами из текста.
- Давайте порассуждаем и ответим на поставленный вопрос.
- Докажем эту мысль на примерах , взятых из текста.
- Попробую доказать это на примерах, взятых из текста.
2. Первый аргумент: пример + комментарий.
Пример:
"Проиллюстрировать данную мысль можно, обратив внимание на предложение № 41. В нём автор говорит о том, что женщина, неправильно указавшая дорогу пожилому человеку, побежала вслед за ним, чтобы исправить сою ошибку, хотя сумки в руках её были тяжелы, и шла она совсем в другую сторону".
Речевые клише:
1)
- Во-первых,...
- Давайте заглянем в текст. Вот предложение...
- Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …
- Проиллюстрировать данную мысль можно на примере предложения .. .
- Рассмотрим предложение... В нѐм говорится о том, как...
- Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор говорит…
- Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
- Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры...
- Убедимся в этом, обратившись к тексту...
- Присмотримся повнимательнее к словам в тексте...
- Обратимся к тексту русского писателя...
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к ...предложению из текста...
- Подтвердить данный аргумент можно примером из ... предложения текста...
- В подтверждении собственных выводов приведу пример из ... предложения прочитанного мною текста...
2)
- В нём автор говорит ...
- Действительно, автор утверждает...
- Таким образом, автор считает...
- В данном предложении говорится о...
- Предложение №.. подтверждает мысль о том, что...
3. Второй аргумент: пример + комментарий.
Пример:
" Далее рассмотрим в качестве примера следующие предложения (46 и 47). Прочитав их содержание, мы осознаем, что заставило женщину сделать это. Перед нами человек воспитанный, уважающий не только себя, но и окружающих, который по-другому поступить не может".
Речевые клише:
1)
- Следующим аргументом может служить пример из ... предложения...
- Далее следует привести пример из ... предложения...
- Пример из ... предложения может стать иллюстрацией к ....
- Во-вторых,...
- Также пример можно найти в предложении № …
- Далее рассмотрим в качестве примера предложение №…
- Вот ещё одно предложение..., иллюстрирующее...
2)
- И мы понимаем, что....
- Нам открывается ...
- Мне ясен смысл...
- Мы убеждены в том, что...
- Это позволяет судить о том, что...
- Это говорит о том, что...
4. Заключение (вывод по тезису, умозаключение).
Пример:
" Подводя итог вышесказанному, мы видим, что примеры из текста стали убедительным доказательством того, что воспитание глубоко связано с уважением тех, "кто живёт рядом с тобой на нашей земле, кто делит с тобой и труд, и хлеб, и солнце…"
Речевые клише:
1)
- Таким образом, ...
- Итак, ...
- Можно сделать вывод…
- Следовательно...
- В итоге можно прийти к такому выводу...
- В заключении можно сказать, что...
- Обобщая сказанное...
- Из этого следует, что...
- Подводя итог вышесказанному...
- Делая выводы из выше изложенных умозаключений...
- Таким образом, можно сделать вывод, что...
- Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу...
- Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль... о том, что...
- Мы пришли к выводу...
- Итак, в заключении мы видим,...
- Итак, можно увидеть, что...
- В результате размышления мы пришли к выводу о том, что...
- Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что...
- Нам удалось доказать, что...
2)
- Автор убеждает нас в том ...
- Автор раскрывает перед нами смысл....
- Автор приводит нас к выводу...
Требования к тексту
Кроме требований к объему и структуре, сочинение должно также соответствовать ряду критериев:
- цельность текста, последовательность, связность;
- соблюдение орфографических правил;
- соответствие пунктуационным нормам;
- отсутствие речевых и грамматических ошибок;
- фактическая точность написанного текста.
Пример сочинение 15.2 по тексту Тэсс Татьяны Николаевны.
На мой взгляд, такие понятия, как "воспитание" и " уважение", - тема для серьёзных размышлений. Поэты и писатели раскрывают важность данных понятий, укрепляя жизненные ориентиры в обществе. Об этом свидетельствует Тэсс Т.Н.в приведённом высказывании. Попробуем доказать его справедливость примерами из текста.
Проиллюстрировать данную мысль можно, обратив внимание на предложение № 41. В нём автор говорит о том, что женщина, неправильно указавшая дорогу пожилому человеку, побежала вслед за ним, чтобы исправить сою ошибку, хотя сумки в руках её были тяжелы и шла она совсем в другую сторону.
Далее рассмотрим в качестве примера следующие предложения (46 и 47). Прочитав их содержание, мы осознаем, что заставило женщину сделать это. Перед нами человек воспитанный, уважающий не только себя, но и окружающих, который по-другому поступить не может.
Подводя итог вышесказанному, мы видим, что примеры из текста стали убедительным доказательством того, что воспитание глубоко связано с уважением тех, "кто живёт рядом с тобой на нашей земле, кто делит с тобой и труд, и хлеб, и солнце…».