Районный ресурсный центр информационных технологий: итоги работы за 2018/2019 учебный год и перспективы развития
Господуро Ольга Алексеевна, заместитель директора по учебной работе Средней школы №1 г. Ветки имени А.А. Громыко»
Деятельность ресурсного центра информационных технологий в 2018/2019 учебном году была организована на основании приказа отдела образования, спорта и туризма Ветковского райисполкома от 13.09.2018 № 517 «Об организации работы районных ресурсных центров» и приказа учреждения от 13. 09.2018 № 288 «Об организации работы районного ресурсного центра информационных технологий».
Основные направления работы РРЦИТ в 2018/2019 учебном году:
повышение квалификации педагогических работников в области ИКТ на уровне района/города;
проведение методических мероприятий на уровне района/города по обмену эффективным педагогическим опытом применения ИКТ;
координация деятельности школьных методических объединений по информатизации;
организация учебно-исследовательской деятельности учащихся и научно-методической деятельности педагогов учреждений образования района/города;
организация внеурочной деятельности учащихся учреждений образования района/города.
В соответствии с направлениями деятельности РРЦИТ на протяжении года сотрудничал с отделом образования, спота и туризма Ветковского райисполкома, учреждениями общего среднего образования Ветковского района и города.
Критерии и показатели деятельности районного ресурсного центра информационных технологий
1. Возможности РРЦИТ
1.1. Кадровый состав РРЦИТ
Одним из важных условий успешной работы РРЦИТ является кадровый состав, обладающий высоким уровнем информационной культуры. В состав ресурсного центра вошли 4 представителя администрации, 41 педагог учреждения образования, 1 инженер-программист, 1 библиотекарь, 3 сотрудника СППС.
Руководитель ресурсного центра информационных технологий – Господуро О.А., заместитель директора по учебной работе.
1.2 Материальная база РРЦИТ
Одним из условий успешного функционирования РРЦИТ является материально-техническая база. В учреждении образования имеется 49 персональный компьютер, 7 ноутбуков, 7 интерактивных досок, 8 мультимедиапроекторов, 7 принтеров, 6 сканеров. В составе локальной сети находятся 32 компьютера. В образовательном процессе используются 28 персональных компьютеров (кабинеты 3-6, 3-9, 3-8, 3-3 и 1-6), их них 26 имеют выход в Интернет. Срок эксплуатации более 10 лет у 1 компьютера, от 6 до 10 лет – 11, до 5 лет – 16. Вид подключения к Интернету – оптоволокно.
Процент обеспеченности учебным оборудованием и средствами обучения (в том числе электронными образовательными ресурсами) в соответствии c Перечнем мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики от 12.06.2014 №75 (с изменениями) в 2018/2019 учебном году составил 57%.
Рабочие места администрации, психолога, социального педагога, педагога-организатора, дефектолога автоматизированы, оснащены компьютерами и оргтехникой.
Функционирование ресурсного центра информационных технологий осуществляется на базе лингафонного кабинета и двух кабинетов информатики.
В этих кабинетах реализуются образовательные программы общего и дополнительного образования детей, дополнительного образования взрослых в сотрудничестве с ГОИРО, отделом образования, спорта и туризма Ветковского райисполкома. Организуются курсы по обучению педагогов компьютерной грамотности, оказывается консультативная помощь педагогам по использованию ИКТ. Лингафонный кабинет предназначен для проведения методических мероприятий как очных, так и дистанционных. Кабинеты оснащены компьютерами, объединены в локальную сеть. В лингафонном кабинете имеется интерактивная доска. Купцов Д.Н., Лапицкий А.А. и Глусцова О.А. – педагоги, ответственные за работу компьютерных кабинетов.
Обновление сайта и методического блока РРЦИТ происходит не реже 1 раза в неделю.
В 2018/2019 учебный год внедрение дистанционных форм организации образовательного процесса не выполнялось.
2. Результаты работы РРЦИТ
2.1. Реализация проекта «Электронная школа»
РРЦИТ участвует в реализации проекта «Электронная школа» по направлению электронный журнал/дневник.
Школа работает на сетевой платформе schools.by. Наблюдается положительная динамика использования электронных дневников/ журналов в образовательном процессе:
2018/2019 учебный год: 499 (73,1%) учащихся 1-11 классов (30 классных коллективов), 47 педагогических работников (78,3%);
2017/2018 учебный год: 485 (72%) учащихся 3-11 классов (30 классных коллективов), 37 педагогических работников (62%);
Технология заполнения электронных журналов и дневников – ежедневно учителем-предметником по окончанию проведения занятий. Многие родители просматривают электронный дневник/журнал через страничку своего ребенка. Проанализировав статистику посещения сайта, можно сделать вывод о том, что участие в данном проекте в разной степени интересно его участникам.
Проблемные вопросы:
Отсутствуют приложения для работы администрации и СППС (например, для анализа качества знаний по предметам, по классам и др. отчетные формы)
Следует отметить низкий процент использования родителями, поскольку информация дублируется в журналах и дневниках на бумажной основе.
2.2. Использование методических ресурсов, распространение передового педагогического опыта (обучающие семинары, мастер-классы, методические заседания, проведенные на базе учреждения образования)
2.2.1. Районный методический совет «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» (05.02.2019)
Объединение по интересам «Туризм и спортивное скалолазание» (руководитель – Беляцкий Е.А.) | Мастер-класс «Использование физкультминуток на учебных занятиях» (Роговская С.П.) |
Доклад «Здоровьесберегающая деятельность в современной школе» (Павлович Н.И.) | Доклад «Использование арт- и сказкотерапии в образовательном процессе» (Дыдалева Н.С.) |
2.2.2. Педагогический совет «Совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся»
| Доклад «Воспитание культуры здоровья учащихся» – Федорцова Е.С., врач-педиатр УЗ «Ветковская ЦРБ» |
2.2.3. РМО учителей начальных классов по теме «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» (презентация опыта работы учителей начальных классов Цалко М.В., Моисеенко Л.С.))
2.2.4. РМО воспитателей по теме «Формирование экологического сознания младших школьников в условиях группы продлённого дня» (презентация опыта работы воспитателя Зиминой Н.М.)
2.2.5. РМО учителей-дефектологов по теме «Профилактика дискалькулии у учащихся с ОНР на первой ступени общего среднего образования» (презентация опыта работы учителя-дефектолога Голубевой Н.В.)
2.2.6. РМО учителей, преподающих учебные предметы «Русский язык» и «Русская литература», по теме «Условия реализации компетентностного подхода при подготовке учащихся к централизованному тестированию» (презентация опыта работы учителя русского языка и литературы Шарпар А.В.)
2.2.7. РМО учителей истории, обществоведения по теме «Современные подходы к проектированию учебных занятий по истории с учетом новых трендов в историко-краеведческом образовании» (презентация опыта работы учителя истории Николиной А.В.)
2.2.8. Областной семинар для заместителей директоров, курирующих работу специального образования, учителей-дефектологов «Организация образовательного процесса для учащихся с особенностями психофизического развития»
2.3. Использование материально-технической базы ресурсного центра другими образовательными учреждениями
2.3.1. Проведение занятий групп дошкольной подготовки – «Школа будущего первоклассника». Использование интерактивной доски для занятий, компьютерной техники, мультимедийных устройств, проведение экскурсий для дошкольников, проведение совместных праздников на базе школы в целях преемственности и быстрой адаптации детей-шестилеток.
| Районный этап областной олимпиады по основам православной культуры (20.04.2019) |
Конкурс исследовательских работ учащихся «Юные дарования» (06.04.2019) | |
| Районный слет отрядов юных спасателей-пожарных |
Районный этап Международного турнира по интеллектуальным играм «Фавор» | |
2.3.2. Использование ресурсов учреждения образования обучающимися других образовательных учреждений во время совместных игр, фестивалей, олимпиад, совместных праздников, презентации проектов, проводимых на базе учреждения образования:
2.3.3. Проведение профориентационной работы с обучающимися учреждения образования преподавателями УВО, УССО, УПТО:
Районный День профориентации "Сто дорог - одна твоя"
| Встреча с представителями учреждений высшего образования (02.04.2019) |
| Встреча с представителями учреждений среднего специального образования (03.04.2019) |
| Встреча с представителями учреждений профессионально-технического образования (04.04.2019) |
2.4. Участие в областных, районных и школьных обучающих семинарах, проводимых на базе учреждения образования
2.4.1. Обучающий семинар на платной основе по теме «Особенности использования сервисов «Электронных дневник» и «Электронный журнал» (18.10.2018).
2.4.2. Районный семинар-практикум для учителей, преподающих учебный предмет «Математика» (22.09.2018).
2.4.3. Обучающие тренинги для педагогов, которые занимаются подготовкой учащихся к централизованному тестированию (еженедельно в течение учебного года)
2.4.4. Районный семинар для молодых специалистов.
2.4.5. Семинар для учителей начальных классов «Использование образовательной платформы Effor.by для диагностики и коррекции пробелов в знаниях»
2.4.6. Обучающий семинар на платной основе по теме «Организация коррекционно-педагогической помощи детям, зачисленным в пункт коррекционно-педагогической помощи» (19.02.2018)
2.4.7. Обучающий семинар на платной основе по теме «Сетевое взаимодействие педагогических работников как один из факторов развития регионального пространства» (20.02.2019)
2.4.8. Обучающий семинар на платной основе по теме «Организация работы учреждений образования по основным направлениям воспитания: патриотическое, профилактика
правонарушений и преступлений в отношении несовершеннолетних» (04.03.2019)
2.4.9. Обучающий семинар на платной основе по теме «Кибербуллинг: как защитить детей в сети Интернет» (25.03.2019)
2.4.10. Обучающий семинар на платной основе по теме «Организация контроля знаний на уроках русского языка с использованием виртуальной обучающей среды Moodle» (26.03.2019)
2.4.11. Обучающий семинар на платной основе по теме «Удасканаленне прафесійнага майстэрства настаўніка як умова павышэння якасці адукацыі. Змястоўна-метадычныя аспекты сістэмнай работы настаўніка па падрыхтоўцы вучняў да ЦТ» (17.04.2019)
2.5. Участие в областных и районных обучающих семинарах, проводимых на базе ГОИРО, АПО
2.5.1. Обучающий семинар по теме «Использование технологий Lego Education в работе педагогов» (24.04.2019)
2.5.2. Обучающий семинар по теме «Медиаобразование в начальной школе» (16.05-17.05.2019)
2.6. Участие в дистанционных конкурсах, интернет-викторинах
2.6.1. Интернет-олимпиада по информатике и программированию.
2.6.2. Международный конкурс по информатике «Бобёр».
2.7. Использование возможностей РРЦИТ в учебной работе:
2.7.1. Фестиваль «ИКТ на уроках и внеклассных мероприятиях».
Цель проведения фестиваля – обобщение опыта использования информационных технологий, определение направлений интеграции информационных технологий в процесс обучения разным учебным предметам в 2018/2019 учебном году.
В фестивале приняли участие методические объединения: учителей английского языка, естественных наук, учителей русского языка и литературы, учителей белорусского языка и литературы, физико-математического цикла.
2.8. Использование возможностей РРЦИТ в воспитательной работе:
2.8.1. | | Проведение Единых дней информирования в рамках проекта «Школа Активного Гражданина» для учащихся 8-11 классов |
2.8.2. | | Проведение общешкольных родительских собраний с приглашением заинтересованных структур |
2.8.3. | | Встреча с представителями ОАО «Беларусбанк» (акция «Твае першыя фінансы») |
2.8.4. | | Неделя профилактики ВИЧ/СПИД |
Коллектив учащихся под руководством педагогов Господуро О.А., Купцова Д.Н. приняли участие в конкурсе «Не меркнет летопись Побед» в номинации «Звездочка на карте района». Работа «Памятники военной истории на территории Ветковского района» была награждена дипломом 1 степени на областном уровне.
Таким образом, ресурсный центр является социокультурным центром и проводит мероприятия различной направленности как для педагогических работников учреждения образования, так и Ветковского района.
В 2018/2019 учебном году значительно выросла публикационная активность сотрудников ресурсного центра. В 2018/2019 учебный год имеется 6 публикаций, что составило 12 % от общего числа сотрудников РРЦИТ.
Учителя учреждения образования осознают эффективность информационных технологий как современных средств совершенствования и повышения эффективности обучения, поэтому стремятся углублять свои знания в данной области. Так, Господуро О.А. посетила II Международную специализированную научно-техническую выставку-форум «Информационные технологии в образовании» ITE-2018 (29.11.2018).
Степень удовлетворенности педагогов школы организацией методической деятельности на базе ресурсного центра составляет 70%.
2.9 Экономические результаты
Следует отметить, что обновление материально-технической базы ресурсного центра информационных технологий выполняется в основном за счет внебюджетных средств.
Заключение
Таким образом, деятельность РРЦ информационных технологий в 2018/2019 учебном году была направлена на решение следующих задач:
осуществление непрерывного повышения квалификации педагогических кадров в области ИКТ;
повышение эффективности использования ИКТ в образовательном процессе;
выявление и распространение эффективного опыта использования ИКТ в образовательном процессе;
организация внеурочной деятельности учащихся;
организация учебно-исследовательской деятельности учащихся;
организация научно-методической деятельности педагогов;
обновление и укрепление материально-технической базы ресурсного центра информационных технологий.
На 2019/2020 учебный год районный ресурсный центр информационных технологий на базе Средней школы № 1 г. Ветки имени А.А. Громыко запланировано:
Продолжить работу по реализации проекта «Электронная школа».
Содействовать формированию информационной компетентности педагогических работников УО.
Продолжить работу по методической поддержке педагогических работников учреждений образования района и города.
Начать работу по внедрению дистанционных форм в процесс обучения учебным предметам естественнонаучной направленности и разработку дистанционных курсов на платформе Moodle.
Продолжить пополнение медиатеки и видеотеки, методического портала.
Начать работу по созданию сайта/блога РРЦИТ.