СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раннее обучение чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Раннее обучение чтению»

1Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок»



Принята на заседании

методического совета

МДОУ «Светлячок»

от «__»_________2020 г.

Протокол №_________

Утверждаю

Заведующий МДОУ

«Детский сад «Светлячок»

_______________________

Сафарова О.В.

«__»_________2020 г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ»



Срок реализации программы: 2 года

Возрастная категория: 5-7 лет

Состав группы: 7-10 человек




Автор-составитель: Шихотарова Маргарита Юрьевна, учитель-логопед







г. Переславль-Залесский, 2020



Аннотация

Программа «Раннее обучение чтению» направлена на осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв), точность, видение границ и аккуратность при письме. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе. Объём программы 144 часа, программа рассчитана на 2 года обучения. Форма проведения занятий групповая.

Содержание

Аннотация

  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-тематический план

    1. Учебно-тематический план 1-го года обучения

    2. Учебно-тематический план 2-го года обучения

  3. Содержание программы

    1. Содержание 1-го года обучения

    2. Содержание 2-го года обучения

  4. Обеспечение программы

    1. Методическое обеспечение

    2. Материально-техническое обеспечение

    3. Кадровое обеспечение

    4. Информационное обеспечение

    5. Организационное обеспечение

  5. Мониторинг образовательных результатов

    1. Мониторинг образовательных результатов 1-года обучения

    2. Мониторинг образовательных результатов 1-года обучения


Список литературных источников

Приложения

Приложение 1 «Форма мониторинга образовательных

результатов 1-го года обучения»

Приложение 2 «Форма мониторинга образовательных

результатов 2-го года обучения»
















  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Раннее обучение чтению» предназначена для детей дошкольного возраста (5-7 лет) и разработана на основе нормативных и нормативно – методических документов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

5. Приказ департамента образования Ярославской области от 07.08.2018 №19-нп «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей».

6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

7. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642.

Закон «Об образовании в РФ», государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Анализируя программу дошкольного образования детского сада, разработанную на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., мы пришли к выводу, что для более успешной подготовки ребенка к школе и его дальнейшей эффективной учебной деятельности необходима организация дополнительной целенаправленной педагогической деятельности по развитию речи детей, формированию навыка правильного, осознанного чтения уже в дошкольном возрасте, так как именно дошкольное детство является сенситивным периодом для развития познавательной деятельности детей.

Закономерным является желание детей научиться читать именно в этом возрасте, в основе которого лежит освоение звукового и буквенного анализа слов, и сопровождает активизация протекания мыслительных процессов, развитие устной речи, обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте детей привлекает новизна и необычность этого нового для вида деятельности, появляется желание реализовать себя.

Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа дошкольного обучения и воспитания, успешность их освоения зависит от интеллектуального развития ребенка, в том числе и от умения читать.

Дополнительная общеразвивающая программа «Раннее обучение чтению» социально – педагогической направленности ориентирует на общее всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, на обеспечение эмоционального благополучия, на полноценное владение навыками осознанного чтения и на совершенствование устной речи.


Актуальность и практическая значимость программы обусловливается тем, что вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, то есть имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели правильно держать карандаш и свободно ориентироваться в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко овладеют в школе процессом чтения и письма. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.

Обучение чтению способствовало развитию произвольности психических процессов, т. к. усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.

Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.


Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:

  • читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);

  • читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

  • чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

  • многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;

  • чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.


Актуальность данной программы обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Программа «Раннее обучение чтению» - это курс занимательных занятий, направленных на то, чтобы сделать для ребенка процесс обучения чтению увлекательным, привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса, развитию речи, познавательных процессов, мелкой моторики.


Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она разработана для детей старшего дошкольного возраста с учётом возможностей детей, формирования преемственности обучения грамоте между детским садом и начальной школы. В основу программы положена методика обучения чтению Н.С. Жуковой.

В структуру каждого занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, логические, грамматические и даже подвижные игры. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильные решения.


Целью данной программы является формирование первоначальных навыков чтения и стимулирования положительной мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность на уровне возможностей каждого ребёнка.


Задачи:

Обучающие:

  • обучать правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;

  • учить определять место звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова);

  • учить определять количество слов в предложении и составлять предложения;

  • учить называть слова с заданным звуком, слогом;

  • учить читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные и двусложные слова;

  • учить ориентироваться на листе бумаги в линию;

  • формировать умение проводить звуковой анализ;

  • формировать умение интонационно выделять любой согласный звук в слове;

Воспитывающие:

  • формировать позитивное эмоционально - ценностное отношение к родному языку;

  • воспитывать уважение и интерес литературе и чтению;

  • способствовать развитию аккуратности, коммуникабельности, любознательности.

Развивающие:

  • обогащать словарный запас;

  • развивать речь детей;

  • развивать фонематический и речевой слух;

  • развивать слуховое восприятие, произвольное внимание, память, мышление;

  • развивать навык чтения целыми словами и небольшими предложениями;

  • развивать умение различать на слух гласные, твердые и мягкие согласные;

  • развивать мелкую моторику и координацию движений руки.

Коррекционные:

  • формировать и развивать слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие;

  • формировать звукопроизношение;

  • формировать навыки дифференциации звуков;

  • расширять активный и пассивный словарь дошкольников с речевыми нарушениями;

  • развивать навыки межличностного взаимодействия в группе.



Дополнительная общеразвивающая программа «Раннее обучение чтению» ориентирована на детей 5 – 7 лет.

Срок реализации программы 2 года.


Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей, в группу набираются все желающие. В группу могут быть включены дети с ОВЗ, имеющие легкие нарушения речевого развития. Набор детей с ОВЗ в группу производится по их желанию и желанию родителей без предварительного конкурсного отбора, с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Максимальное количество детей с ОВЗ в группе – 3 человека.

Дети с ОВЗ в составе общей группы с нозологиями, это дети относящиеся к следующим категориям:


  • Имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата


«Дополнительное образование дает ребенку с ОВЗ возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему «ситуацию успеха» Знания и умения, полученные в системе дополнительного образования, могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и способствовать профессиональному самоопределению. В современном обществе учреждения дополнительного образования становятся все более открытой социально-педагогической системой, стремящейся к диалогу, общению, широкому социальному и педагогическому взаимодействию с семьей. Дополнительное образование дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми разными видами деятельности: художественно-эстетической, естественнонаучной, технической и др. Дополнительное образование не ограничено рамками классно-урочной системы и обязательными стандартами. Оно располагает большим потенциалом в организации социально-значимой деятельности и досуга детей и подростков, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями. Кроме того дополнительное образование позволяет не только «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера».


Состав группы 7-10 человек.

Периодичность занятий – 2 раза в неделю. Длительность занятий – 1 академический час.

Занятия по программе начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

Всего 144 часа, 1-ый год обучения – 72 часа, 2-ой год обучения – 72 часа.

Основной формой работы с детьми являются занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:

  • 1-й год обучения (для детей 5-6 лет) - 2 раза в неделю по 25 мин;

  • 2-й год обучения (для детей 6-7 лет) - 2 раза в неделю по 30 мин.


Способы и формы работы с детьми:


Эффективность занятий детского объединения достигается через использование современных образовательных технологий. В работе используются следующие технологии обучения:

  • здоровьесберегающие технологии (физкультминутки);

  • проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);

  • технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию).

Ведущим видом деятельности является игровая и продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т.д.). Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетичес­кие, лексические, грамматические, графические. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персо­нажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям. Физкультминутки позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.


В структуру занятия входят:


  • Артикуляционная / речевая гимнастика.

  • Звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков.

  • Буква, её образ и графическое написание.

  • Составление и чтение слогов с данной буквой.

  • Составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения.

  • Дидактические, словесные, фонематические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.

  • Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.

  • Использование нетрадиционных способов закрепления образа буквы: выкладывание из палочек, фасоли, пуговиц, вырывание и т.д.

  • Беседы о том, что нового узнали, чему научились, самоконтроль и самооценка. Режим занятий.


Отличительные особенности программы заключаются в том, что в ходе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками: складывание букв в слоги, слоговое чтение, осмысленное чтение слов в предложении.

Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, обучению чтению.



Подведение итогов реализации программы

К концу первого года обучения ребенок должен уметь:

  1. Узнавать, дифференцировать буквы русского алфавита.

  2. Уметь печатать буквы алфавита.

  3. Различать и выделять звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи.

  4. Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква».

  5. Различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки.

  6. Делить слова на слоги.

  7. Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно.

  8. Определять и называть первый звук в слове.

  9. Произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.

  10. Рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы.

  11. Выполнять заданные упражнения для пальцев и кистей рук.

  12. Составлять 2-3 предложения по картинке:

  13. Заучивать наизусть небольшие стихотворения.

  14. Читать слоги:

  • сочетание двух гласных;

  • сочетание гласного с согласным в обратном слоге;

  • сочетание согласного с гласным в прямом слоге;

  • односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);

  • двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;

  • двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов.

  1. Понимать прочитанное: пересказывать тексты из 2-3 предложений; отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений.

  2. Выполнять задания по инструкции, удерживать внимание.


К концу второго года обучения дети должны уметь:

  1. Ориентироваться на листе бумаги в линию.

  2. Определять ударный слог, ударную гласную - пользоваться графическим обозначением звуков.

  3. Записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами.

  4. Составляет 4-7 предложений по картинке.

  5. Читать:

  • односложные слова со стечением согласных;

  • простое двусоставное предложение без предлога;

  • простое предложение с предлогом;

  • доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки).

  1. Отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное.

  2. Понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие качества как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

  3. Проявлять интерес к чтению.



В программе «Раннее обучение чтению» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. Для отслеживания результативности используются следующие этапы контроля:


Время проведения

Цель проведения

Форма проведения

Начальный (сентябрь) -

Определение уровня знаний детей


Диагностическая карта

(Приложение 1)

Текущий (в течение всего учебного года)

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала


Самостоятельная работа, наблюдение, беседа

Промежуточный – в конце 1 года реализации программы

Определение промежуточных результатов освоения учебного материала

Самостоятельная работа, наблюдение, беседа

Конечный (май) – в конце 2 года реализации программы

Определение уровня освоения образовательной программы

Диагностическая карта (Приложение 2, 3)




Календарный учебный график


Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим

занятий

1 год

01.09

31.05

36

72

2 занятия в неделю по одному академическому часу

2 год

01.09

31.05

36

72

2 занятия в неделю по одному академическому часу




  1. Учебно-тематический план.


    1. Учебно-тематический план 1-го года обучения.


раздела

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.



2.

Вводное занятие. Правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях.

Подготовка к обучению чтению: развитие зрительного восприятия; развитие зрительной и зрительно-моторной памяти; звуковой период обучения.





22





2





20

3.

Буквенный период обучения.

50

6

44

ИТОГО:

72

8

64



    1. Учебно-тематический план 2-го года обучения.


раздела

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.



2.

Вводное занятие. Правила поведения и соблюдения техники безопасности на занятиях

Читаем слоги.




22




0




22

3.

Читаем слова.

22

0

22

4.

От словосочетания к предложению, от предложения к тексту.


28

1

27

ИТОГО:

72

1

71



  1. Содержание программы.


3.1. Содержание 1-го года обучения.

Вводное занятие. Правила поведения и соблюдения техники безопасности на занятиях.

  1. Дверь открывает и закрывает учитель-логопед.

  2. Входить и выходить из кабинета спокойно, не толкаясь, вместе с учителем-логопедом.

  3. Садиться за свое место за столом.

  4. Не толкать и не приставать к рядом сидящему воспитаннику.

  5. Бережно относиться к книгам, тетрадям и раздаточному материалу.

  6. Внимательно слушать учителя-логопеда на занятиях.


Раздел 1. Подготовка к обучению чтению: развитие зрительного восприятия; развитие зрительной и зрительно-моторной памяти; звуковой период обучения.


Теория: Знакомство с алфавитом и элементами, из которых состоят печатные буквы. Диагностика слуховой и зрительной дифференцированности восприятия (различительной чувствительности) и аналитичности восприятия (способности к анализу). Порядок следования времен года, месяцев, дней недели. Показать, что речь «строится» из звуков: выделение в словах определенных звуков: звукоподражание, главный звук, первый звук. 


Практика: Развитие фонематического слуха. Выделение и распознавание звуков. Проговаривание чистоговорок и скороговорок для развития артикуляционного аппарата. Звукоподражание. Конструирование букв и их запоминание. Развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики. 

Формирование представления о собственном теле на примере собственного тела учить различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади. 

Учить порядок следования времен года, месяцев, дней недели, выкладывать последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу; складывать разрезные картинки и изображения из кубиков; составлять рассказ на основе последовательных картинок. Развитие тонкой моторики, речевого дыхания, артикуляционных движений. 

Учить придумывать слова на заданный звук, развивать фантазию, развивать речь, выделять в словах определенные звуки. 


Раздел 2. Буквенный период обучения.


Теория: Познакомить с алфавитным обозначением букв, правилами их написания, правилами чтения. Познакомить детей с гласными звуками, формировать понятия «гласный звук», «согласный звук».

Практика: Учить читать слоги и слова с изученными буквами, развивать навыки чтения, развивать речь, учить детей применять знания и умения, полученные на занятиях.


Продолжить работу по формированию фонетического слуха, учить читать слоги и слова с изученными буквами, развивать навыки чтения, развивать речь, развивать слуховое внимание, развивать и корригировать фонематический слух, закрепить зрительные образы гласных букв, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква». 


«Живые звуки»: А, У, О, И, Й, Э, Ы.

Звуки и буквы-соединения букв, в слоги «буквы дружат».

Звуки и буквы М, Н, Т, К.

Отработка навыка чтения слов с открытыми слогами звуки и буквы.

Звуки и буквы Б, П, Р, Л.


Развитие графических навыков (штриховки, графическое письмо).

Чтение обратных и прямых слогов, односложных и двухсложных слов. выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами.

Ответы на вопросы по картинке, составление описательных рассказов. 



3.2. Содержание 2-го года обучения.


Вводное занятие. Правила поведения и соблюдения техники безопасности на занятиях.

  1. Дверь открывает и закрывает учитель-логопед.

  2. Входить и выходить из кабинета спокойно, не толкаясь, вместе с учителем-логопедом.

  3. Садиться за свое место за столом.

  4. Не толкать и не приставать к рядом сидящему воспитаннику.

  5. Бережно относиться к книгам, тетрадям и раздаточному материалу.

  6. Внимательно слушать учителя-логопеда на занятиях.


Раздел 1. Читаем слоги.



Практика: Чтение прямого открытого слога на уровне автоматизации как целостного произносительного элемента. Работа со слоговой таблицей (составление слогов и их классификация). Составление слов из слогов. Соотнесение звука с буквой. 


Слог основная единица чтения: сознательное, правильное, плавное слоговое чтение слов с новой буквы; овладение чтением слов различной слоговой структуры.


«Живые звуки» гласные II ряда Я, Ё, Ю, Е: закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква». Познакомить детей с гласными звуками II ряда, уточнить понятие «гласный звук»,

развивать слуховое внимание.


Формировать представления о слоговом составе слова. Звук и буква С. Отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами. Звуки и буквы В, Г.

Закрепить зрительный образ буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами отработка навыка чтения, выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами.


 Раздел 2. Читаем слова.


Практика: Чтение слогов и слов на уровне автоматизации как целостного произносительного элемента. Составление слов из слогов. Соотнесение звука с буквой.


Подбор зрительного образа к букве, закрепление образа букв (вырезание, лепка, выкладывание из палочек, шнурков, фасоли, пуговиц).


Чтение слогов, начинающихся с гласной буквы звуки и букв Д, З, Ф, Х, Ц, Ш.

Печатание букв, слогов.


Раздел 3. От словосочетания к предложению, от предложения к тексту.


Теория: Дать понятия о союзах и предлогах. Дать понятия о знаках препинания. Знакомство с простым двусоставным предложением без предлога и с предлогом.


Практика: Печатанье буквы, слогов, слов, предложений, составление и печатанье слов с заданным слогом. Чтение по слогам или целыми словами словосочетаний и простых предложений. Правильное интонирование. Составление рассказов, пересказ, анализ предложения и текста по смыслу, выделение главного, выражение собственного мнения и т.д.

Начать подготовку к технике письма. Развивать пространственную ориентировку. 

Определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.

Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости.      

Рисование элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое расположение отдельных элементов.

Упражнения на развитие аналитико-синтетической деятельности. Анализ и синтез графических образов букв.      



  1. Методическое и материально-техническое обеспечение программы.


Содержание программы представлено следующими разделами: звуковой анализ, словесные дидактические игры, работа над предложением, чтение. Выбор форм работы и дидактического материала по разделам программы обусловлен возрастными и психологическими особенностями детей, а также целями и задачами программы.


Демонстрационный материал:

  • карточки-схемы для работы над словом, состоящим из 3х звуков;

  • карточки-схемы для работы над словом, состоящим из 4х звуков;

  • карточки-схемы для работы над словом, состоящим из 5-ти звуков;

  • наглядное пособие «Звуковой поезд»;

  • наглядное пособие «Звуковые часы»;

  • касса букв и слогов;

  • раздаточный материал: фишки красные, синие, зеленые, серые;

  • предметные картинки;

  • пособие «Окошечки»;

  • тексты для чтения, детские книги с короткими текстами и крупным шрифтом;

  • полоски – схемы для работы над словом, состоящим из 3х (4-5) звуков;

  • букварь С.Н. Жуковой.


Материально-техническое обеспечение.

  • Аудиторная доска (с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационных материалов).

  • Экран.

  • Мультимедийный проектор.

  • Ноутбук.

Раздаточный материал:
1. Букварь Н.С. Жуковой (копия страниц изучаемой темы).
2. Тетради в крупную клетку.
3. Конвертики с разрезной азбукой (комплект на каждого ребёнка).
4. Индивидуальные карточки на каждого ребёнка из «Папки дошкольника».
5. Карточки для звукового анализа слов, на каждого ребёнка.
6. Фишки: зелёная, синяя, красная на каждого ребёнка
7. Цветные карандаши.
8. Простые карандаши.

  1. Мониторинг образовательных результатов.


Изучение практического осознания элементов речи детьми определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа, анализа предложения, обследования связной речи, предпосылок базовых учебных действий.


5.1. Мониторинг образовательных результатов 1-го года обучения.

Мониторинг образовательных результатов проводится в конце 1-го года обучения, индивидуально с каждым ребенком по схеме, представленной в Приложении 1.


5.2. Мониторинг образовательных результатов 2-го года обучения.

Мониторинг образовательных результатов проводится в конце 2-го года обучения, индивидуально с каждым ребенком по схеме, представленной в Приложении 2.


Список литературных источников.


  1. О.А. Андреев, Л.Н. Хромов «Техника быстрого чтения» - Издательство «Университетское», 1997 г.

  2. Г. В. Беззубцева, Т. Н.Андриевская. «Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму». - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004 г.

  3. З.Д. Гольдин, Э.А. Колидзей, В.И. Романина «Азбука-загадка». Москва. 1992 г.

  4. «Занимательное азбуковедение.» / Сост. В. В. Волина - М. Просвещение. 1991 г.

  5. Н.С. Жукова «Букварь». Пособие по обучению дошкольников правильному чтению. - Москва. 2004 г.

  6. «Обучение дошкольников грамоте» Л. Е. Журова и др. - М. : Школа- Пресс, 1998

  7. Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать». Программа-конспект.- С-Пб.: «Акцидент». 1998 г.

  8. Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет «Занимательное обучение чтению».- Волгоград: «Учитель». 2012 г.

  9. С.Г. Макеева «Обучение грамоте на основе азбуки».- Ярославль 1991 г.

  10. Е.В. Мазанова «Учусь не путать буквы». Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. М.: «Гном» 2012 г.

  11. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов». - Гуманитарный издательский центр «Владос». 2001 г.




Приложения.

Приложение 1.

Педагогическая оценка

уровня практического осознания элементов языка и речи, общеучебных умений

(1-ый год обучения).


ФИ ребенка­­­­­­­­­ ___________________________________________________________

1 обследование «_____»____________20___г.

2 обследование «_____»____________20___г.


Содержание

1 обследо-вание

2 обследо-вание

Показатели динамики

в%

УМЕЕТ:

  1. Узнавать, дифференцировать буквы русского алфавита.

  2. Уметь печатать буквы алфавита.

  3. Различать и выделять звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи.

  4. Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква».

  5. Различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки.

  6. Делить слова на слоги.

  7. Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно.

  8. Определять и называть первый звук в слове.

  9. Произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.

  10. Рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы.

  11. Выполнять заданные упражнения для пальцев и кистей рук.

  12. Составлять 2-3 предложения по картинке:

  13. Заучивать наизусть небольшие стихотворения.

  14. Читать слоги:

  • сочетание двух гласных;

  • сочетание гласного с согласным в обратном слоге;

  • сочетание согласного с гласным в прямом слоге;

  • односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);

  • двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;

  • двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов.

  1. Понимать прочитанное: пересказывать тексты из 2-3 предложений; отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений.

  2. Выполнять задания по инструкции.

  3. Удерживать внимание.




Система оценивания:

Оценка степени самостоятельности и результативности ребенка при выполнении задания, его качеств и особенностей


Оценка

(баллы)

Варианты оценки

0

Не выполняет задание

Не выражено

1

Выполняет задание со значительной помощью

Выражено крайне слабо

2

Выполняет задание с незначительной помощью

Выражено недостаточно

3

Выполняет по подражанию или образцу

Выражено умеренно

4

Выполняет самостоятельно, но с ошибками

Выражено значительно

5

Выполняет самостоятельно, без ошибок

Выражено максимально


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

1 обследование

2 обследование



ПОКАЗАТЕЛИ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ:

Баллы





















5



















4



















3



















2



















1



















0

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

XV

XVI

XVII

Параметры обследования


Обозначения: 1 обследование 2 обследование




ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ДИНАМИКЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ



Дата:

Учитель-логопед:



Приложение 2.

Педагогическая оценка

уровня практического осознания элементов языка и речи, общеучебных умений

(2-ой год обучения).


ФИ ребенка­­­­­­­­­ ____________________________________________________________


1 обследование «_____»____________20___г.

2 обследование «_____»____________20___г.


Содержание

1 обследо-вание

2 обследо-вание

Показатели динамики

в%

УМЕЕТ:

  1. Ориентироваться на листе бумаги в линию.

  2. Определять ударный слог, ударную гласную - пользоваться графическим обозначением звуков.

  3. Записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами.

  4. Составляет 4-7 предложений по картинке.

  5. Читать:

  • односложные слова со стечением согласных;

  • простое двусоставное предложение без предлога;

  • простое предложение с предлогом;

  • доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки).

  1. Отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное.

  2. Понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие качества как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

  3. Проявлять интерес к чтению.






Система оценивания:

Оценка степени самостоятельности и результативности ребенка при выполнении задания, его качеств и особенностей


Оценка

(баллы)

Варианты оценки

0

Не выполняет задание

Не выражено

1

Выполняет задание со значительной помощью

Выражено крайне слабо

2

Выполняет задание с незначительной помощью

Выражено недостаточно

3

Выполняет по подражанию или образцу

Выражено умеренно

4

Выполняет самостоятельно, но с ошибками

Выражено значительно

5

Выполняет самостоятельно, без ошибок

Выражено максимально





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

1 обследование

2 обследование



ПОКАЗАТЕЛИ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ:

Баллы












5










4










3










2










1










0

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Параметры обследования


Обозначения: 1 обследование 2 обследование


ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ДИНАМИКЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ

Дата:

Учитель-логопед: