Ранняя профориентация дошкольников с ОВЗ
в условиях группы компенсирующей направленности.
Козырева Е.С., учитель - логопед/дефектолог
Первой ступенью в развитии самоопределения ребенка и фундаментом для формирования его профессиональных предпочтений является ранняя профориентация дошкольников.
Этому направлению в дошкольном воспитании необходимо уделять особое внимание. Самым благоприятным периодом для учебно-воспитательного воздействия в данном направлении считается возраст с 3 до 7 лет. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться.
Для того чтобы выпускник детского сада, имеющий ограничения здоровья, был успешен в жизни и конкурентоспособен, необходимо уже в дошкольном возрасте формировать у него профессиональную мотивацию, развивать представления о различных профессиях, творческие способности и воображение, воспитывать ответственность и добросовестность.
Для ознакомления с разными профессиями в группе компенсирующей направленности педагогами нашего Центра проводятся различные традиционные мероприятия: беседы, экскурсии, ознакомление с художественной литературой, рассматривание и обсуждение иллюстраций, творческая деятельность и др.
Достаточно длительное время мы работаем по авторской программе взаимодействия специалистов с детьми с ОВЗ, в рамках которой ежеквартально проводим совместные занятия по лексическим темам.
С целью расширения и систематизации представлений о труде взрослых и развития эмоционального отношения детей к миру профессий, а также развития креативного мышления нами были запланированы и проведены занятия в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет.
Свою работу мы начали с ознакомления с профессиями педагогов, работающих непосредственно с данной группой детей: заведующий, специалисты, воспитатель, помощник воспитателя, медицинский работник.
В ходе занятия «Мой любимый детский сад» детям была представлена презентация с фото сотрудников ДОУ, в которой им рассказали о том, чем они занимаются, а затем ребята оказывали им помощь, выполняя различные задания (помогали помощнику воспитателя накрыть на стол, воспитателю - подготовиться к занятию, а мед.сестре – вылечить больных детей и т.д).
На следующем занятии «Все профессии важны» дети уже примерили на себя роли людей разных профессий: полицейский (игра «Поймай преступника», в которой детям было необходимо преодолев различные препятствия, спасти «заложников»), продавец (игра «Магазин» - где дети сортировали и продавали продукты), доктор (игра «Больница» - дети в соответствии с «рецептом» лечили пациентов) и учитель (игра «В школе»), в которой ребята рассказывали друг другу о профессиях и при помощи Даров Фрёбеля выкладывали необходимые инструменты.
Затем, на занятиях «Курсы юных поварят» и «Готовим с Ремми» мы с детьми более углубленно изучили профессию повара: детям было необходимо приготовить обед в соответствии с предложенным меню. Ребята готовили кашу, компот, салат и даже «математическую» пиццу. Выполняли тематическую артикуляционную гимнастику, логоритмические и дыхательные упражнения.
Кроме того нами уже проведены занятия на темы: «Жить здорово!», «Юные энтомологи», «В поисках Немо», «В школе мудрой совы» и др.
Все задания на наших занятиях направлены на развитие высших психических функций, моторики и формирование конкретно – наглядных представлений о различных профессиях.
Такие занятия вызывают эмоциональный отклик у детей с ОВЗ, помогают детям лучше усваивать и запоминать полученную информацию.
Мы считаем, что данная работа очень важна и, безусловно, способствует созданию условий для формирования ранних профессиональных устремлений детей с ОВЗ и развитию их творческого потенциала.