Ранняя профориентация в начальной школе для обучающихся с ОВЗ как способ формирования ценностного отношения к труду в рамках внеурочной деятельности. (Слайд 1)
В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья — это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции детей с ОВЗ в общество, реализации их права жить, учиться, работать там, где им хочется. Все люди обладают теми или иными способностями в определенной степени. Необходимо, чтобы общество ценило человека с ограниченными возможностями по его способностям и возможностям. В решении проблем формирования и развития социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ во внеурочное время хочется остановиться на профориентационной работе.
Что же такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого обучающегося для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.(Слайд 2) Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания и должна начинаться уже в начальной школе, но работа по профориентации должна быть построена так, чтобы ребятам было интересно.
Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. Проводимая в начальной школе профориентационная работа является основой, на которой, возможно, будет строиться вся последующая работа по профессиональному определению в средней школе.
В начальной школе происходит, непосредственно, самоопределение младших школьников, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит их к этому. Мы готовим обучающихся к тому, чтобы они в свое время - каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось - могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
-понимали, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий труда, машин, и что получается в результате;
-учились труду, овладевая необходимыми навыками с учетом своих индивидуальных возможностей.
Таким образом, главная цель ранней профориентации обучающихся с ОВЗ - формирование установок на труд и позитивного отношения к миру профессий, способности к самоориентации в соответствии с их интересами и психофизическими возможностями. (Слайд 3)
Задачи:
• познакомить ребят с разнообразием мира профессий;
• формировать конкретные и наглядные представления о существенных сторонах профессии;
• воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда;
• развивать творческие возможности ребёнка, интерес к различным профессиям. (Слайд 4)
Формы профориентационной работы в начальной школе:
1. Организация профориентационной работы на уроках.
2. Организация внеурочной работы:
• беседы с детьми
Беседа, диалог с детьми - это связующая нить, которая используется во всех формах работы, в том числе на классных часах.
• тематические классные часы
• конкурсы, проекты
• игры
• внеклассные занятия с учащимися
• экскурсии
• кружковая работа
• знакомство с профессиями родителей (Слайд 5)
Внеурочная профориентационная работа проводится в различных формах: игры, инсценировки, праздничного мероприятия, квест-игры.(Слайд 6)
Классные часы
Тематика классных часов разнообразна: «Как появилась одежда», «Я выбираю профессию» , (Слайд 7) «Все профессии нужны, все профессии важны»,(Слайд 8) «Профессии моих родителей», «Дорога хлеба» , «Моя мечта о будущей профессии», (Слайд 9) «Труд на радость себе и людям», «Мир моих интересов» и т.д.( Слайд10)
На классном часу вместе с детьми отгадываем загадки о профессиях и орудиях труда, читаем сказки, работаем с пословицами и поговорками о труде и трудолюбии.( Слайд 11) Так же чтение детской художественной литературы (С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер», .( Слайд 12) В. Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» и т. д.), просмотр мультфильмов, видеофильмов и видеороликов, связанных с темой «Профессии» помогают младшим школьникам наглядно и доступно получить элементарные знания и представления о мире труда и профессий. .((Слайд 13)
Игры
В профориентационные мероприятия включаю ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, назначение которых – способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Дети с удовольствием участвуют в них, обыгрывая действия, большой интерес вызывают у детей интерактивные игры. .( Слайд 14)
Особое место в формировании представлений младших школьников с ОВЗ о мире профессий занимают дидактические профориентационные игры. Например: «Профессия на букву...» (к- кассир, курьер, коневод, х- хоккеист, художник), «Кто использует в работе?» (например, зеркало или иглу - назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?» «Угадай профессию по жестам»; .( Слайд 16) «Все работы хороши» (пантомима). Ролевые игры «Библиотекарь», «Экскурсовод», «Редактор». ( Слайд 17)
Сюжетно-ролевые игры «Почта», «Парикмахерская», «Магазин», «Кухня», «Мамы и дочки», «Больница».( Слайд 18) В процессе работы я предлагаю ребятам всевозможные вариации игр, поскольку игра помогает детям с ОВЗ усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях .( Слайд 19) После чтения ребятам стихотворения Ю. Тувима «Овощи» совместно с детьми играли в сюжетно - ролевую игру «Поход в овощной магазин». В сюжете предложила обучающимся купить те овощи, о которых они узнали из стихотворения (морковь, свеклу, картофель и др.). Далее в сюжетно - ролевой игре «Профессия повара» предложила ребятам стать поварами и сварить овощи и приготовить винегрет. (Слайд 20)
Подробнее хотелось рассказать, как конкретно эти формы работы мы реализуем внутри учреждения.
Экскурсия - самый эффективный вид профориентационной работы в начальной школе.
Во время экскурсий учащиеся знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но и в практической деятельности.
Дети наблюдают различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии.
Экскурсия в библиотеку, знакомит с профессией библиотекарь; (Слайд 21)
- экскурсия в медицинский кабинет, знакомит с профессией врача; (Слайд 22)
- экскурсия в столярную мастерскую, знакомит с профессией столяра, плотника; (Слайд 23)
- экскурсия на производственную мастерскую для девочек, знакомит с профессией портного, швеи, модельера и т.д. (Слайд 24)
- экскурсия в школьную столовую, знакомит с профессией повара и т.д. (Слайд 25)
Поездки учащихся вне учебного учреждения в городскую библиотеку, театр приобщают младших школьников к миру прекрасного, а так же имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода , актёра. (Слайд 26) Экскурсия на железнодорожный вокзал, которая знакомит с профессией машиниста, проводника и т.д. Выезд на хоккейный матч в Ледовый дворец и баскетбольную игру в спортивный комплекс Арена, знакомит детей со спортивными профессиями.(Слайд 27)
Мастер – классы
В начальной школе организуем встречи с родителями, профессионалами в разных сферах труда - специалистами ГИБДД, представителями космической отрасли, (Слайд 28) пожарными, (Слайд 29), военными, где дети узнают больше о трудной и опасной профессии, (Слайд 30) школьным библиотекарем, школьной медицинской сестрой.
На родительских собраниях нацеливаю родителей на включение школьников в разные кружки и секции.
Резюмируя весь опыт, который дети приобретают, учащиеся могут показать свои знания, умения и навыки в конкурсных мероприятиях, в реализации проектов такие как «Профессии моих родителей», «Мои домашние питомцы» (Слайд 31), проект конкурса рисунков «Кем я стану- когда вырасту» (Слайд 32), конкурсы рисунков и поделок, в которых дети могут раскрыть свой творческий потенциал. (Слайд 33)
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет» (Слайд 34)
К. Д. Ушинский
Вывод:
В завершение хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации младших школьников с ОВЗ как одного из приоритетных направлений в работе с данной категорией обучающихся, позволяющее дать им представление о том, что труд, и профессиональная деятельность являются значимой сферой в жизни человека.
Чем с большим количеством профессий будет знаком ребёнок, чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе профессионального выбора. (Слайд 35)
Таким образом, я применяю все формы работы по профориентации, чтобы ребёнок имел возможность раскрыться и выбрать для себя наиболее интересное направление профессиональной сферы, раскрыть свой потенциал и творческие возможности.