СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ранние произведения Горького. Рассказ "О чиже, который лгал, и о дятле-любителе истины". Работа с текстом. 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло  растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против "застоя" в творчестве молодого писателя появились образы героев, способных спасти народ, вывести его из темноты и указать правильный путь. Один из таких героев  - чиж , герой рассказа"О чиже, который лгал, и о дятле - любителе истины"(1893). Произведение редко упоминается в школьной программе, поэтому учащимся 11 класса интересно предложить ознакомиться с текстом рассказа и поразмышлять над его проблематикой. 

Просмотр содержимого документа
«А.Горький О чиже, который лгал...»

А. М. Горький. О чиже, который лгал, и о дятле — любителе истины

Это очень правдивая история, и я начну её так:

Вдруг изо всех певчих птиц той рощи, в которой произошёл этот любопытный случай, привлекла к себе общее внимание одна, запевшая песни, исполненные не только надежд, но и уверенности.

До той поры все птицы, испуганные и угнетённые внезапно наступившей серенькой и хмурой погодой, пели песни, которые только потому и назывались песнями, что их пели; в них преобладали тяжёлые, унылые и безнадёжные ноты, и птицы-слушатели сначала называли их хрипеньем умирающих, но потом понемногу привыкли и даже стали находить в них разные красоты, что, однако, стоило им большого труда.

Тон всему в роще давали вороны, птицы по существу своему пессимистические и, кроме более или менее громкого карканья, ни к чему не способные. В другое время на них бы не обратили внимания, но теперь, когда их голоса преобладали, их слушали и даже считали очень мудрыми птицами. А они, подмечая это, мрачно распевали:


Карр!.. В борьбе с суровым роком 
Нам, ничтожным, нет спасенья. 
Всё, на что ни взглянешь оком, — 
Боль и горе, прах и тленье… 
Карр!.. Страшны удары рока!.. 
Мудрый пусть им покорится…

Карр… карр!.. Скучная песня!.. Но — сильная, она угнетала всю рощу.

И вот вдруг зазвучали свободные, смелые песни…

Вся роща, много слышавшая песен, встрепенулась, удивлённо и тихо шелестя ветвями. И даже соловьи, которые всегда поют недурно, потому что они жрецы чистого искусства, с удовольствием слушали и говорили:

— А ведь у этого певца есть искорка!..

И, говоря так, втайне гордились своим беспристрастием.

А певец пел:


Я слышу карканье ворон, 
Смущённых холодом и тьмой… 
Я вижу мрак, — но что мне он, 
Коль бодр и ясен разум мой?.. 
За мной, кто смел! Да сгинет тьма! 
Душе живой — в ней места нет! 
Зажжём сердца огнем ума, 
И воцарится всюду свет!..

— Сильно спето! — комментировали соловьи… — Молодо, самонадеянно, немузыкально — но сильно… — и, глубокомысленно почистив носики, они слушали дальше:


Кто честно смерть приял в бою, 
Тот разве пал и побеждён? 
Пал тот, кто, робко грудь свою 
Прикрыв, ушёл из битвы вон… 
Друзья! И тот пал, кто, боясь 
Труда, волнений, боли ран, 
О битве судит, погрузясь 
В философический туман…

— Гм… у него очень оригинальные взгляды! — отметили соловьи. — Хотелось бы знать, что это за птица!.. — полюбопытствовали они.


Друзья! Пусть падшие молчат. 
Им очи съел сомнений дым; 
В сердцах их честь и гордость спят. 
Друзья! Давайте крикнем им: 
Прочь! Ваших мудрствований чад 
Темнее сделал эту ночь, 
И отравляет он, как яд, 
Умы и души юных… Прочь!.. 
Прочь!.. Здесь объявлена богам 
За право первенства война!

— Это смело! — сказали соловьи. — О да!.. это очень смелая песня!..

Роща слушала и ощущала нечто хорошее и сильное, это ощущение наполняло её теплом и светом, и даже старые, серыми лишаями покрытые ветви деревьев зашептали о прошлых днях. То были славные весенние дни, когда в роще только что начинали расцветать цветы и надежды, когда птицы пели свободные и звучные гимны солнцу, а свободное от туч небо казалось бесконечно глубоким и точно звало птиц попытать силу крыльев — достигнуть его глубины. То были хорошие дни, когда не нужно было принуждать себя жить, потому что жить хотелось, — была цель и была надежда достичь её. И эти дни явились перед рощей и, как звёзды, заблистали в тумане, скрывавшем от неё небо.

Птицы встрепенулись и ожили. Где певец? Пусть он примет дань восторга и благодарности! Это, должно быть, великолепная, красивая птица!

Они собрались целой тучей и ринулись туда, откуда навстречу им летели бодрые и гордые звуки.

Но когда они прилетели, то увидали, что это просто чиж — самый заурядный, маленький, серенький, с восковым носиком чиж. Он сидел на ветке орешника и был смущён оказанной ему честью; мизерный, взъерошенный и суетящийся, он возбудил во всех недоумение и никому не понравился.


Прочь!.. Здесь объявлена богам 
За право первенства война!

Когда это кричит орёл, сокол, ястреб наконец, — это и красиво, и мощно; но чиж — чиж, объявляющий войну богам!.. Тут есть некоторое несоответствие, что-то странное и смешное. И это прямо-таки обидно для всех остальных птиц. Почему именно чиж, а не щеглёнок, зяблик, снегирь?..

Поражённые и обиженные птицы смотрели на чижа и думали: «Что же теперь будет?»

И невольно им вспомнилась эта смешная синица, которая однажды хотела зажечь море…

Но тут один находчивый щеглёнок, журналист по профессии, спросил чижа:

— Послушайте-ка, это вы сейчас пели?

— Я… — ответил чиж, — да, это я пел.

— Гм… а чем вы это докажете? То есть мы, конечно, не сомневаемся в ваших способностях, но…

Чиж вздрогнул, у него встали дыбом перья, и он запел:


Во тьме нами созданной ночи 
Проносятся серые совы… 
И блещут их мрачные очи 
И злы, и угрюмо суровы!.. 
И гулко их крики несутся, 
Смеются они и рыдают, 
Проклятья в них дню раздаются, 
А ночь они смехом встречают… 
О, если бы мрака оковы 
С моей юной рощи упали, 
Исчезли бы дикие совы, 
И соколы только б летали!.. 
Но соколы, — слабы и хилы, — 
Забилися робко в ущелья 
И злятся без чести и силы 
Под звуки чужого веселья. 
Их крылья уныло повисли, 
Постыдно сердца у них дремлют, 
И голосу чести и мысли 
Свободные птицы не внемлют…

Некоторым птицам эта песня показалась личностью, и они засвистали чижу, а щеглёнок сказал:

— Хорошо, этого достаточно для нас! Но, вот что — скажите: вы, так сказать, будите общественное сознание… гм!.. а какие, собственно, у вас права на это? То есть я хочу сказать — во имя чего поёте вы?!

Чиж изумился и молча смотрел на публику.

— Мы, видите ли, хотим гарантировать себя от ошибок, которых, вы знаете, у нас было многонько-таки, и с этой целью мы хотели бы знать ваши исходные и конечные пункты, — знать, куда и зачем нас зовут? — поставил вопрос щеглёнок и, довольный собой, засвистал что-то чужое: у щеглят нет своих песен, как известно.

Чиж встрепенулся…

— Я исхожу из непоколебимого убеждения в высоком призвании птиц, как конечного, самого сложного и мудрого акта в творчестве природы. Мы не должны уставать, мы должны всегда бороться и всё победить, чтоб оправдать самих себя в своих глазах, чтобы иметь право сказать: всё прошедшее, настоящее и будущее — это мы, не слепая сила стихий. Путь, по которому нам нужно идти, мне незнаком, но я уверен, что нужно идти вперёд. Там страна, достойная быть наградой за те труды, которые понесли мы в пути!

Там вечный, неиссякаемый свет, неведомые нам чудеса; там мы, великие, свободные, всё победившие птицы, насладимся созерцанием нашей силы, и весь мир будет ареной наших деяний, величие которых невозможно представить нам теперь; там мысль наша разрешит всё, и наши чувства, осложнённые до чудесного, откроют пред нами новый мир неиспытанных наслаждений; там она — жизнь, достойная нас!.. Уважайте и любите друг друга и, идя гордой и смелой дружиной к победе, не сомневайтесь ни в чём, ибо что есть выше вас?.. Обернитесь назад и посмотрите, чем вы были раньше — там, на рассвете жизни? Вся ваша вера тогда — не стоила одной капли сомнения — теперь…

Научившись так страшно сомневаться во всём, вам пришла пора — уверовать в себя, ибо только великая сущность может дойти до такого сомнения, до какого дошли вы!..

Туда — в страну счастья! где ждёт нас великая победа, где мы будем законодателями мира и владыками его, где мы будем владыками всего… Туда — в это чудное «вперёд»!..

— Вперёд! — крикнули птицы, ибо в их сердцах загорелась гордость собой.

Слёзы вдохновения и веры наполнили глаза чижа. И все птицы пели, и всем стало так легко, все чувствовали, что в сердцах родилось страстное желание жизни и счастья.

— Позвольте, позвольте!.. Я прошу слова… Слово мне!..

Это кричал дятел с верхушки осины, и когда его услыхали, то ему тотчас же дали слово, потому что он кричал очень громко.

— Милостивые государи и государыни! — заговорил дятел. — Рекомендуюсь: я дятел. Я питаюсь червяками и люблю истину, которой неуклонно служу и которая понуждает меня сказать вам, что вас нагло обманывают. Все эти песни и фразы, слышанные вами здесь, милостивые государи, не более как бесстыдная ложь, что я и буду иметь честь доказать вам с фактами в руках… С фактами в руках, милостивые государи! А спросите господина Чижа, где те факты, которыми он мог бы подтвердить то, что сказал? Их нет у него, а именно они-то и нужны ему более, чем мне; они — всё, милостивые государи, и все мы — не более, как только крошечные факты, подтверждающие грандиозный факт мудрости и мощи природы, которой мы должны подчиняться, как дети подчиняются матери.

— Рассмотрим беспристрастно, что есть там — впереди, куда зовёт нас господин Чиж. Все вы вылетали на опушку рощи и знаете, что сейчас же за нею начинается поле, летом голое и сожжённое солнцем, зимой покрытое холодным снегом; там, на краю его, стоит деревня, и в ней живёт Гришка, человек, занимающийся птицеловством. Вот первая станция по пути «вперёд», о котором так много наговорил здесь господин Чиж!..

— Предполагая, что мы устремимся вперёд сообразно его желанию, — в бескорыстии которого я позволю себе усомниться, ибо знаю, что чижи, как и все другие существа, непрочь от популярности, славы и т. п., — предполагая, что мы благополучно минуем сети Гришки и пролетим мимо деревни, мы опять-таки очутимся в поле; а на конце его снова встретим деревню, а потом снова — поле, — деревня, — поле… и так как земля кругла, то мы должны будем необходимо долететь до той самой рощи, в которой, в данный момент, я имею высокую честь говорить с вами.

— Эта ли та страна, в которой, по словам господина Чижа, мы получим награду за наши труды?.. Это ли она?!.

— Я знаю вас, милостивые государи и государыни, я знаю, сколь высоко вы летаете, но… как ни горько мне говорить вам это, — я знаю и то, что никто из вас не взлетал и не может взлететь выше самого себя.

— Попытка господина Чижа завоевать себе ваше внимание путём отуманивания вас блестящими и громкими фразами ясно указывает на степень высоты его мнения о вас, как о здравомыслящих существах!?. Эта попытка должна быть строго наказана, милостивые государи и государыни!..

И, преисполненный сознания выполненной им общественной обязанности, мудрый дятел, окинув торжествующим взглядом слушателей, стал долбить кору осины, на ветвях которой он восседал.

Птицы молча смотрели на чижа и видели, как из его глаз одна за другой скатывались слезинки. О чём он мог плакать, как не о своей вине пред ними?! Такой мизерный, серенький и лживый чиж!

А он понуро смотрел туда вдаль, и его глазки точно прощались там с чем-то.

Молчала роща, и птицы бесшумно разлетались по своим местам. Улетел и дятел, сопровождаемый почтительным преклонением пред его мудростью.

День был такой грустный; он точно расплакаться чем-то собирался.

И вот чиж, который лгал, остался один. Неподвижный и подавленный, он сидел на ветке орешника, и только одна сойка с любопытством поглядывала на него из робкой, дрожащей листвы осины. Но это ей скоро наскучило, и, насмешливо свистнув, она улетела.

А чиж остался и, сидя на ветке орешника, думал:

«Я солгал, да, я солгал, потому что мне неизвестно, что там, за рощей, но ведь верить и надеяться так хорошо!.. Я же только и хотел пробудить веру и надежду, — и вот почему я солгал… Он, дятел, может быть, и прав, но на что нужна его правда, когда она камнем ложится на крылья?»

И, оглянувшись кругом, бедный, маленький чиж нахохлился.

Вот и вся история… Прочитав её, ты, конечно, увидишь, что чиж благороден, но не имеет веры и поэтому нищ духом; дятел благоразумен, но пошл, а птицы-слушатели отзывчивы лишь потому, что любопытны, но они в сущности черствы сердцем и мелки, позорно мелки… Увидав это, ты подумаешь, что я неверно рассказал эту до слёз смешную историю. Думай так, если это тебя утешает, думай!.. 1893г.


*Впервые напечатано в газете «Волжский вестник», 1893, номер 220,4 сентября. Подпись: М. Г-ий. Включалось во все собрания сочинений.


Просмотр содержимого презентации
«А. Горький О ЧИЖЕ, КОТОРЫЙ ЛГАЛ, И О»

О ЧИЖЕ, КОТОРЫЙ ЛГАЛ, И О ДЯТЛЕ — ЛЮБИТЕЛЕ ИСТИНЫ А. М. Горький(1893)

О ЧИЖЕ, КОТОРЫЙ ЛГАЛ, И О ДЯТЛЕ — ЛЮБИТЕЛЕ ИСТИНЫ

А. М. Горький(1893)

Герои сильные , гордые, свободолюбивые, одинокие,  разрушающие сонное  прозябание большинства «Макар Чудра» «Песня о C околе» «Песня о Буревестнике» «Старуха Изергиль» Романтические произведения Максима Горького « О Чиже, который лгал, и о дятле – любителе истины»

Герои сильные ,

гордые, свободолюбивые,

одинокие,

разрушающие сонное

прозябание

большинства

«Макар Чудра»

«Песня о C околе»

«Песня о

Буревестнике»

«Старуха

Изергиль»

Романтические произведения Максима Горького

« О Чиже, который лгал, и о дятле – любителе истины»

Романтический  герой Яркая, независимая личность Индивидуалист Противопоставлен  другим персонажам Всегда одинок Живёт не разумом,  а эмоциями Натура глубокая, неизведанная Полный необъяснимых тайн и загадок Его жизнь полна  риска и опасности

Романтический

герой

Яркая,

независимая

личность

Индивидуалист

Противопоставлен

другим

персонажам

Всегда одинок

Живёт не разумом,

а эмоциями

Натура глубокая,

неизведанная

Полный

необъяснимых

тайн и загадок

Его жизнь полна

риска и опасности

«Цель литературы , — пишет Горький, — помогать человеку пони­мать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди могли... одухотворить свою жизнь святым духом красоты» . С декадентами и натуралистами, с поборниками теории «малых дел» Горький полемизирует во многих своих произведениях. В частности, в сказе «О Чиже, который лгал, и о Дятле — любителе истины» (1893) угадываются настроения различных слоев тогдашней интеллигенции, по-разному относившейся к искусству .

«Цель литературы , — пишет Горький, — помогать человеку пони­мать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди могли... одухотворить свою жизнь святым духом красоты» . С декадентами и натуралистами, с поборниками теории «малых дел» Горький полемизирует во многих своих произведениях. В частности, в сказе «О Чиже, который лгал, и о Дятле — любителе истины» (1893) угадываются настроения различных слоев тогдашней интеллигенции, по-разному относившейся к искусству .

Рассказ « О Чиже…» вызвал оживленные толки критики:    +  - «В нем отразилась основная точка зрения Максима Горького, состоящая в необходимости для людей веры и именно веры в определенный идеал лучшего… » « Сказочка» Горького «изображает тогдашние споры нашей интеллигенции, хотя в ней, в сущности, повторена в миниатюре та же самая история, какая случилась и с Данко , но с той разницею, что, когда люди измельчали и сильные характеры  у них пропали, на сцену выступил вместо Данко мечтательный маленький поэт, пытающийся вдохновить и оживить толпу».(Оболенский Л. Е.) «Это ли еще не вечная мечта о счастье и несравненной великой будущности человечества?»(Стасов В.В.) «Это столько же красиво написанная, сколько и плохо продуманная аллегория», рассказанная «неверно логически и неверно психологически. Вся его пессимистическая философия оказывается построенной на песке» (Протопопов М. А.)

Рассказ « О Чиже…» вызвал оживленные толки критики:

+

-

«В нем отразилась основная точка зрения Максима Горького, состоящая в необходимости для людей веры и именно веры в определенный идеал лучшего… » « Сказочка» Горького «изображает тогдашние споры нашей интеллигенции, хотя в ней, в сущности, повторена в миниатюре та же самая история, какая случилась и с Данко , но с той разницею, что, когда люди измельчали и сильные характеры у них пропали, на сцену выступил вместо Данко мечтательный маленький поэт, пытающийся вдохновить и оживить толпу».(Оболенский Л. Е.)

«Это ли еще не вечная мечта о счастье и несравненной великой будущности человечества?»(Стасов В.В.)

«Это столько же красиво написанная, сколько и плохо продуманная аллегория», рассказанная «неверно логически и неверно психологически. Вся его пессимистическая философия оказывается построенной на песке» (Протопопов М. А.)

« О Чиже, который лгал, и о дятле – любителе истины» (1895)   Роща и ее обитатели

« О Чиже, который лгал, и о дятле – любителе истины» (1895) Роща и ее обитатели

В сказке «О Чиже, который лгал, и о Дятле - любителе истины» перед нами предстает мечтатель Чине, зовущий птиц к свету: «Туда - в страну счастья!.. Туда в это чудное „вперед
  • В сказке «О Чиже, который лгал, и о Дятле - любителе истины» перед нами предстает мечтатель Чине, зовущий птиц к свету: «Туда - в страну счастья!.. Туда в это чудное „вперед"!». Однако он оказывается бессильным перед «мудростью» Дятла. Чиж не уверен в том, что имеет право вести за собой птиц, потому что он не знает, что их ждет впереди. И поэтому Чиж отступает перед Дятлом. Ho история показала, что движение вперед всегда лучше, чем пассивное ожидание.
О ЧИЖЕ, КОТОРЫЙ ЛГАЛ, И О ДЯТЛЕ — ЛЮБИТЕЛЕ ИСТИНЫ

О ЧИЖЕ, КОТОРЫЙ ЛГАЛ, И О ДЯТЛЕ — ЛЮБИТЕЛЕ ИСТИНЫ

  • Обрисуйте обитателей рощи.
  • Чем «привлекла к себе общее внимание» песня чижа?
  • Охарактеризуйте чижа: о чем поёт, в чем убежден, к чему призывает, как его воспринимают?
  • Как вы понимаете фразу: «я знаю, сколь высоко вы летаете, но... как ни горько мне говорить вам это, — я знаю и то, что никто из вас не взлетал и не может взлететь выше самого себя.»
  • Какую «общественную обязанность»возложил на себя «мудрый дятел»?
  • Почему оппонентом Чижа стал дятел?
  • Позиция автора:
  • почему героями рассказа становятся птицы,
  • что говорит о прошлом, настоящем и будущем,
  • есть ли параллели между рассказами «О чиже…» и «Старуха Изергиль»,
  • Что хотел сказать своим читателям Горький?