СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ранний детский аутизм

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет педагогам школы в работе с детьми с особенными потребностями.

Просмотр содержимого документа
«Ранний детский аутизм»

Ранний детский аутизм  (РДА) Подготовила Учитель начальных классов ГОУ «Горловской СШИ №16» Соболева Анна Анатольевна 2019-2020 уч.год

Ранний детский аутизм (РДА)

Подготовила

Учитель начальных классов ГОУ «Горловской СШИ №16»

Соболева Анна Анатольевна

2019-2020 уч.год

 Ранний детский аутизм (синдром Лео Каннера) –   особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.

Ранний детский аутизм (синдром Лео Каннера) –

особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.

Особенности детей с РДА: стереотипное поведение; чрезмерная психомоторная возбудимость; трудно устанавливают эмоциональный контакт с внешним миром; трудно выражать собственные эмоциональные переживания и понимать состояния других; стараются избегать каких-либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким образом, активно этому сопротивляются;

Особенности детей с РДА:

  • стереотипное поведение;
  • чрезмерная психомоторная возбудимость;
  • трудно устанавливают эмоциональный контакт с внешним миром;
  • трудно выражать собственные эмоциональные переживания и понимать состояния других;
  • стараются избегать каких-либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким образом, активно этому сопротивляются;
 задержка и нарушение коммуникативной функции языка (мутизм);   Мутизм - состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не даёт понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими.

  • задержка и нарушение коммуникативной функции языка (мутизм);

Мутизм - состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не даёт понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими.

 У аутиста может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности». При этом наедине с собой он может комментировать свои действия и увлечённо декламировать стихи.  

У аутиста может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности». При этом наедине с собой он может комментировать свои действия и увлечённо декламировать стихи.  

 Избегает разговоров, не задаёт вопросов и может не реагировать на вопросы, обращённые к нему. Детям с РДА свойственны  эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи), а также неправильное использование личных местоимений: ребёнок называет себя на «ты», «она», «он».

Избегает разговоров, не задаёт вопросов и может не реагировать на вопросы, обращённые к нему. Детям с РДА свойственны  эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи), а также неправильное использование личных местоимений: ребёнок называет себя на «ты», «она», «он».

Классификация аутистических расстройств Детский аутизм; Атипичный аутизм; Синдром Ретта; Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и двигательными стереотипиями; Синдром Аспергера.

Классификация аутистических расстройств

  • Детский аутизм;
  • Атипичный аутизм;
  • Синдром Ретта;
  • Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и двигательными стереотипиями;
  • Синдром Аспергера.
Классификация РДА по степени тяжести:  1) полная отрешенность от происходящего вокруг -  дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно важные потребности — голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов;

Классификация РДА по степени тяжести:

1) полная отрешенность от происходящего вокруг -  дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно важные потребности — голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов;

 2) активное отвержение окр. среды - дети общаются с ограниченным кругом людей (родители), проявляют повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно.

2) активное отвержение окр. среды - дети общаются с ограниченным кругом людей (родители), проявляют повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно.

 Бывает, что агрессия принимает формы  аутоагрессии (активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах). Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети предыдущей группы.

Бывает, что агрессия принимает формы  аутоагрессии (активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах). Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети предыдущей группы.

 3) захваченность аутистическими интересами - дети стараются укрыться от окр. мира в своих интересах, их занятия проявляются в стереотипной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер: ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер;

3) захваченность аутистическими интересами - дети стараются укрыться от окр. мира в своих интересах, их занятия проявляются в стереотипной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер: ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер;

 4) чрезвычайная трудность во взаимодействии с окр. средой -  наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основная черта - повышенная ранимость, уязвимость. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду; чувствительность к чужой оценке.

4) чрезвычайная трудность во взаимодействии с окр. средой -  наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основная черта - повышенная ранимость, уязвимость. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду; чувствительность к чужой оценке.

Терапия и обучение детей с РДА:  Основные цели терапии — снижение напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста. Не существует единого оптимального метода терапии; она подбирается индивидуально. Некоторые улучшения отмечаются при использовании многих методик психосоциальной помощи; это говорит о том, что любая помощь лучше её отсутствия. 

Терапия и обучение детей с РДА:

Основные цели терапии — снижение напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста. Не существует единого оптимального метода терапии; она подбирается индивидуально. Некоторые улучшения отмечаются при использовании многих методик психосоциальной помощи; это говорит о том, что любая помощь лучше её отсутствия. 

 Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии на ранних этапах жизни могут помочь ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков и часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов.

Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии на ранних этапах жизни могут помочь ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков и часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов.

 Доступные подходы включают: прикладной анализ поведения (т.е.использование современной бихевиоральной теории для изменения поведения человека); использование «моделей развития»; структурированное обучение; логопедическую терапию; обучение соц. навыкам; трудотерапию (адаптация психически больного к социуму через включение его в активную трудовую деятельность);

Доступные подходы включают:

  • прикладной анализ поведения (т.е.использование современной бихевиоральной теории для изменения поведения человека);
  • использование «моделей развития»;
  • структурированное обучение;
  • логопедическую терапию;
  • обучение соц. навыкам;
  • трудотерапию (адаптация психически больного к социуму через включение его в активную трудовую деятельность);
Этапы становления речи детей по  А.Н. Леонтьеву 1-й – подготовительный – до 1 года; 2-й – преддошкольный – от 1 года до 3 лет; 3-й – дошкольный – от 3 до 7 лет; 4-й – школьный – от 7 до 17 лет.

Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву

1-й – подготовительный – до 1 года;

2-й – преддошкольный – от 1 года до 3 лет;

3-й – дошкольный – от 3 до 7 лет;

4-й – школьный – от 7 до 17 лет.

Подготовительный этап Преддошкольный этап Развитие системы психической деятельности, которая связана с формированием речи; Подготовка к овладению речью; 2-3 месяца появление гуления; 4-5 месяцев – лепет; 7-8 месяцев адекватно реагирует на слова, фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой; 11-12 месяцев появление первых слов. Особое внимание ребенок проявляет к артикуляции окружающих; Много и охотно повторяет за говорящим; К двум годам - речь основное средство общения с взрослым; На третьем году жизни возникает способность к словотворчеству. Дошкольный этап Школьный этап Интенсивно развивается фонематическое восприятие, овладение звукопроизношением; Быстрое увеличение словаря. Словарь ребенка 5-6 лет достигает 3000-4000 слов; Развитие грамматического строя, овладение связной речью. Ведущая роль принадлежит новому виду речи – письменной речи.

Подготовительный этап

Преддошкольный этап

Развитие системы психической деятельности, которая связана с формированием речи;

Подготовка к овладению речью;

2-3 месяца появление гуления;

4-5 месяцев – лепет;

7-8 месяцев адекватно реагирует на слова, фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой;

11-12 месяцев появление первых слов.

Особое внимание ребенок проявляет к артикуляции окружающих;

Много и охотно повторяет за говорящим;

К двум годам - речь основное средство общения с взрослым;

На третьем году жизни возникает способность к словотворчеству.

Дошкольный этап

Школьный этап

Интенсивно развивается фонематическое восприятие, овладение звукопроизношением;

Быстрое увеличение словаря. Словарь ребенка 5-6 лет достигает 3000-4000 слов;

Развитие грамматического строя, овладение связной речью.

Ведущая роль принадлежит новому виду речи – письменной речи.

Ребенок должен Быть соматически здоровым; Иметь нормальные и умственные способности; Иметь полноценный слух и зрение; Обладать достаточной психической активностью; Обладать потребностью в речевом общении; Иметь полноценное речевое окружение.

Ребенок должен

Быть соматически здоровым;

Иметь нормальные и умственные способности;

Иметь полноценный слух и зрение;

Обладать достаточной психической активностью;

Обладать потребностью в речевом общении;

Иметь полноценное речевое окружение.

Первая группа

Вторая группа

Почти полное отсутствие внешней речи.

Редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком на высоте аффекта, позволяют предположить, что он понимает речь хотя бы частично.

Характерны эхолалии;

Есть небольшой набор стереотипных коротких фраз, цитат;

Есть стереотипные просьбы и обращения с глаголами в инфинитиве;

О себе ребенок говорит во втором или третьем лице;

В речи нет развернутых фраз, пересказа.

Третья группа

Обладает развернутой литературной речью, но не способны к диалогу не слышат собеседника;

Цитируют целые страницы книг, рассуждают на любимую тему;

Характерны нарушения звукопроизношения;

Часто говорят смазано, торопливо, нечетко, заменяя некоторые звуки;

Своеобразная интонация может не соответствовать смыслу произносимого текста.

Четвертая группа

Тихая , нечеткая речь с эхолалями, иногда отсроченными во времени;

Ребенок просит и обращается, как правило с помощью речи;

Создается впечатление, что ребенок не понимает простую инструкцию;

Есть живая реакция на сложный сказочный образ, на какую-то эмоционально задевшую ситуацию.

Основные этапы работы  Первый этап. Второй этап. Первичные учебные навыки Первичный контакт; Адаптационный период несколько месяцев; Формирование взаимодействия педагога с учеником; Определение средств, способных привлечь внимание ребенка (вестибулярные, тактильные, сенсорные, пищевые). Заранее раскладывается приготовленный для занятия материал там, где ребенок чувствует себя комфортнее; Заинтересовавшая игрушка перекладывается на стол; При исчезновении страха занятия можно проводить за столом. Третий этап. Работа над указательным жестом и жестами «да» и «нет» Четвертый этап. Обучение чтению. Побуждение к утвердительному жесту «да»; Побуждение к отрицательному жесту «нет»; Использование жестов «да» и «нет» в качестве ответов на различные вопросы; Отработка указательного жеста; Работа над конструктивным праксисом. Аналитико-синтетическое направление; Послоговое чтение; Глобальное чтение.

Основные этапы работы Первый этап.

Второй этап. Первичные учебные навыки

Первичный контакт;

Адаптационный период несколько месяцев;

Формирование взаимодействия педагога с учеником;

Определение средств, способных привлечь внимание ребенка (вестибулярные, тактильные, сенсорные, пищевые).

Заранее раскладывается приготовленный для занятия материал там, где ребенок чувствует себя комфортнее;

Заинтересовавшая игрушка перекладывается на стол;

При исчезновении страха занятия можно проводить за столом.

Третий этап. Работа над указательным жестом и жестами «да» и «нет»

Четвертый этап. Обучение чтению.

Побуждение к утвердительному жесту «да»;

Побуждение к отрицательному жесту «нет»;

Использование жестов «да» и «нет» в качестве ответов на различные вопросы;

Отработка указательного жеста;

Работа над конструктивным праксисом.

Аналитико-синтетическое направление;

Послоговое чтение;

Глобальное чтение.

«Человек дождя»  или что такое аутизм

«Человек дождя» или что такое аутизм

С 2008 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 АПРЕЛЯ  Всемирным днем распространения информации об АУТИЗМЕ

С 2008 года Генеральная Ассамблея ООН объявила

2 АПРЕЛЯ

Всемирным днем распространения информации

об АУТИЗМЕ

СТАТИСТИКА На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов.  Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась:  по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.   Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.

СТАТИСТИКА

На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась:

по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.

Наиболее характерные проявления аутизма в раннем возрасте

Наиболее характерные проявления аутизма в раннем возрасте

АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ В основном, аутисты – мальчики.  У девочек аутизм встречается редко, 5-7 случаев на 100 человек.

АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ

В основном, аутисты – мальчики. У девочек аутизм встречается редко,

5-7 случаев на 100 человек.

Почему АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ? 1 ВЕРСИЯ «Человек дождя» — так называется известный американский фильм, где главного героя звали Рэймонд, а его брату Чарли (Том Круз) в детстве слышалось его имя как Rain Man (англ. Человек дождя). Рэймонд был по сценарию аутистом с феноменальными математическими способностями. Он запросто производил в уме сложнейшие арифметические расчеты. Но в то же время он, словно пятилетний малыш, не в состоянии пойти в магазин за покупками. Его блестяще играет Дастин Хоффман.

Почему АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ?

1 ВЕРСИЯ

«Человек дождя» — так называется известный американский фильм, где главного героя звали Рэймонд, а его брату Чарли (Том Круз) в детстве слышалось его имя как Rain Man (англ. Человек дождя). Рэймонд был по сценарию аутистом с феноменальными математическими способностями. Он запросто производил в уме сложнейшие арифметические расчеты. Но в то же время он, словно пятилетний малыш, не в состоянии пойти в магазин за покупками. Его блестяще играет Дастин Хоффман.

 2 ВЕРСИЯ «Людьми дождя

2 ВЕРСИЯ

«Людьми дождя" их звали задолго до одноимённого фильма. Было замечено, что в большинстве своём аутисты очень любят смотреть на дождь - только без грозы, грома и молнии. Для примера: все "нормальные" люди, когда хочется побыть наедине, тоже к дождю неравнодушны.

Аутисты "наедине" всегда...

АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ РИСУНКИ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ

АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ

РИСУНКИ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ

болезнь или гениальность?  Большинство аутистов – талантливые и одаренные люди. В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя у каждого конкретного аутиста уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс.  К слову сказать, в США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» - аутисты. Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл , Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди.

болезнь или гениальность?

Большинство аутистов – талантливые и одаренные люди. В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя у каждого конкретного аутиста уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс.

К слову сказать, в США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» - аутисты.

Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл , Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди.

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ-АУТИСТЫ Ким Пик - уже в 3 года странный гений умел мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями. В 53 года он знал наизусть более 7 000 книг, причем особую слабость питал к справочникам и статистическим таблицам. Прочитанную книгу он возвращал на полку в перевернутом виде или ставил ее вверх ногами.

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ-АУТИСТЫ

Ким Пик - уже в 3 года странный гений умел мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями.

В 53 года он знал наизусть более 7 000 книг, причем особую слабость питал к справочникам и статистическим таблицам. Прочитанную книгу он возвращал на полку в перевернутом виде или ставил ее вверх ногами.

Мэтт Сэведж - музыкант. Обладая абсолютным слухом, он в состоянии запомнить сложное симфоническое произведение, лишь один разуслышав его, а по звуку работающего автомобильного мотора определить марку машины и даже степень износа двигателя.   В 6 лет Сэведж доводил своего учителя музыки, пытаясь исправлять «ошибки» в произведениях Моцарта и Шуберта. В конце концов, педагог заявил своему подопечному: на бессмертные шедевры не посягай, лучше пиши собственную музыку без ошибок. Так Сэведж и поступил: сегодня в его послужном списке уже 5 джазовых альбомов.

Мэтт Сэведж - музыкант. Обладая абсолютным слухом, он в состоянии запомнить сложное симфоническое произведение, лишь один разуслышав его, а по звуку работающего автомобильного мотора определить марку машины и даже степень износа двигателя.

В 6 лет Сэведж доводил своего учителя музыки, пытаясь исправлять «ошибки» в произведениях Моцарта и Шуберта. В конце концов, педагог заявил своему подопечному: на бессмертные шедевры не посягай, лучше пиши собственную музыку без ошибок. Так Сэведж и поступил: сегодня в его послужном списке уже 5 джазовых альбомов.

Протяни руку помощи  «особым детям», чтобы  у детей с ограниченными возможностями, возможности стали безграничными

Протяни руку помощи «особым детям», чтобы у детей с ограниченными возможностями, возможности стали безграничными

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!