Ранний возраст как успешная стартовая платформа
воспитания ребенка
Неотъемлемым условием успешного воспитания ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни, ведь ранний возраст – это период, когда ребенок интенсивно впитывает в себя социальный опыт человечества.
В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.
Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция этих нарушений в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение в настоящее время .
Малыши познают окружающий мир через наиболее интересный и доступный для них способ – через предметную деятельность. В этом смысле деятельность, направленная на развитие личности, в которой бы они не потеряли способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познавать радость от преодоления трудностей общения и неуверенности в себе.
Данные ценности осваиваются ребёнком через ряд направлений воспитательной работы дошкольной организации. Так в социальном направлении можно отнести арт – методики Мартыновой А.И. «Театр на столе», одна из авторов комплексной программы «Теремок» для детей от 2-хмесяцев до 3-х лет автора Лыковой Ирины Александровны и др..
Используя данную арт-методику в ходе реализации практики «Сказочный мир».
для ребят значимыми стали следующие виды и формы активности:
Свободное манипулирование различными предметами и материалами,( игры со строительным материалом «Строим домик для зайки», «Покажи животное»)
Художественная деятельность (лепка из теста «Морковка для зайчика, аппликации «Зайка», раскраски «Заяц белый», « Следы на снегу»
Игровая деятельность (пальчиковые игры , подвижные игры «Зайка серенький сидит», «Ой что за мороз», «Заморожу».)
Упражнения на эмоциональное развитие. Интонирование диалогов « Как тебя зовут» , «Зайка белый, зайка серый»
Речевые игры. ( при знакомство со сказкой «Мороз и заяц» использование фольклора «Заинька попляши»,» Зайчишка – трусишка по полю бежал».
Самостоятельная деятельность детей ( проигрыание ситуаций « Кто, где живет», рассматривание картинок и иллюстраций, рассказывание сказок, друг другу, родителям,обсуждение итогов о проделанной работе, выставки книг и работ детей)
Игры на развитие творческого мышления. («Найди такую же картинку», « На что похоже», «Покажи где чей хвост»)
Театрализованные игры( настольный театр «Мороз и заяц», пальчиковый театр, Послушай музыку и покажи кто это )
Наблюдения и опытно-экспериментальная деятельность : Знакомство с Морозом ( явление природы), « Вода теплая и холодная», «Превращение снега»)
Работа с родителями (создание мини музея «Заяц», консультации для родителей)
Итоговым мероприятием была театрализованная деятельность: Театр на столе « Мороз и заяц».
В современном мире все больше востребована креативность и нестандартное мышление. Благодаря специфике данной методики , я смогла соединить новые подходы и идеи , связанные с интеграцией разных видов искусств и техник художественной , творческой, театрализованной деятельности .
Во врем таких игр у ребят открываются весь спектр чувств: радость, грусть, удивление, страх и т.д. Вместе с героями переживают разные эмоции, сопереживают и учатся сами выражать чувства интонацией, мимикой или просто движением. Ребята учатся выражать свои чувства к друг другу, делится эмоциями. Сначала это удавалось им непросто, но день за днем скованность и зажатость исчезала и в дальнейшем для них было радостью предать настроение и характер персонажа.
В ходе практики у ребят сформировались духовно-нравственные и социальные качества личности, у них проявилась доброжелательность, сочувствие, доброта, интерес к другим детям и способность бесконфликтно играть рядом друг с другом. Все эти виды деятельности меняя друг друга развивают интерес детей к окружающему миру . Так мы решили следующие цель и задачи .
Цель: Развитие интереса к окружающему миру у детей раннего возраста посредством арт- методик.
Задачи:
1. Знакомить воспитанников со способами познания (наблюдение, сравнение, сравнивать классификации, обобщение).
2.Воспитыать культуру поведения; поддерживать желание выражать основные эмоции, реагировать на эмоции окружающих.
3. Развивать умение проявлять доброжелательность, сочувствие , доброту, интерес к другим детям , способность бесконфликтно играть рядом с ними.