Рабочая программа
2020-2021 учебного года
Расчетно-конструкторское бюро
4 класс
Учитель:
Асварова А.М.
Нормативно – правовая база.
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе:
Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г;
ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
ООП МКОУ Копанищенская ООШ
Программы формирования универсальных учебных действий;
Программы четырехлетней начальной школы. Проект «Перспективная начальная школа» Составитель Р.Г. Чуракова М.Академкнига/Учебник, 2014
Методические рекомендации «Проектирование основной образовательной программы ОУ»/Под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. М.Академкнига/Учебник, 2013
УМК «Перспективная начальная школа»
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа курса «Расчетно-конструкторское бюро» входит во внеурочную
деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.
Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
Основная цель программы - изучение окружающего мира математическими средствами.
Задачи:
Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
№ | Темы практических Задач | Темы по математике и окружающему миру |
1 | Путь «Из варяг в греки» | Чертёж как способ краткой записи задачи. Задачи с заданным результатом разностного сравнения величин. Задачи с заданным результатом кратного сравнения величин. Алгоритм умножения столбиком. История Отечества. |
2 | Славянские цифры | Класс миллионов. Постоянная и переменная величины. Буквенное выражение. Значение буквенного выражения. История Отечества. |
3 | Лесные богатства России | Цена. Задача определения стоимости. Задача определения количества. Родная страна — Россия. |
4 | Земли, не освоенные человеком | Деление с остатком. Деление нацело. Запись деления столбиком. Охрана природы. |
5 | Дневник путешествия по Черноморскому побережью | Скорость. Задача на определение расстояния. Задача на определение времени. Родная страна – Россия. |
6 | Сколько соли в солёной воде? | Вместимость. Объём. Единицы измерения объема. |
7 | Трудолюбивые пчёлы | Производительность. Задача на определение времени работы. Задача на определение объема работы. Насекомые. |
8 | Быстро ли растет человек? | Деление на однозначное и двузначное числа столбиком. Алгоритм деления столбиком. Человек – часть природы. |
9 | Волосы | Сложение и вычитание величин. Умножение величины и числа. Деление величины на число. Нахождение части от величины и величины по её части. Человек – часть природы. |
10 | Скорость, с которой течет кровь | Когда время движения постоянно. Когда длина пройденного пути постоянна. Движение в одном направлении. Человек – часть природы. |
11 | «Производительность» сердца | Когда время работы постоянно. Когда объем выполненной работы постоянен. Производительность при совместной работе. Время совместной работы. Человек – часть природы. |
12 | Сколько стоят деньги? | Когда количество постоянно. Когда стоимость постоянна. Цена набора товаров. Человек и общество. |
Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.
Основные виды деятельности
- Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости, времени), описание явлений и событий с использованием величин.
- Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем.
- Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
-Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
- Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
- Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.
- Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
- Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
- Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
- Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов.
- Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; самостоятельность; ценностное отношение к природному миру; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно – познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности).
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, предлагать помощь и сотрудничество, определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, вести устный диалог, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве, составлять план и последовательность действий, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать предложения, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема), сбор информации, обработка, передача, анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно – следственных связей, рефлексия способов и условий действий, применение и представление информации.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся писать письма в процессе предметной переписки с научным клубом, свободно работать с разными источниками информации, делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Оценивать предъявленное готовое решение.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
Конструировать несложные задачи.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (бумага, пластилин и др.) и из развёрток.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
по плану | фактически |
| Введение. Цели и задачи курса «Расчётно – конструкторского бюро» | 1 | | |
| Путь «Из варяг в греки». | 2 | | |
| | |
| Отчёт в Конструкторское бюро | 1 | | |
| Славянские цифры. | 2 | | |
| | |
| Отчёт в Конструкторское бюро | 1 | | |
| Лесные богатства России. | 2 | | |
| | |
| Отчёт в Конструкторское бюро | 1 | | |
| Земли, не освоенные человеком. | 2 | | |
| | |
| Отчёт в Конструкторское бюро | 1 | | |
| Дневник путешествия по Черноморскому побережью. | 2 | | |
| | |
| Сколько соли в солёной воде? | 2 | | |
| | |
| Отчёт в Конструкторское бюро | 1 | | |
| Трудолюбивые пчёлы. | 2 | | |
| | |
| Отчёт в Конструкторское бюро | 1 | | |
| Быстро ли растет человек? | 2 | | |
| | |
| Волосы. | 2 | | |
| | |
| Скорость, с которой течет кровь. | 2 | | |
| | |
| «Производительность» сердца. | 2 | | |
| | |
| Отчёт в Конструкторское бюро | 1 | | |
| Сколько стоят деньги? | 2 | | |
| | |
| Отчёт в Конструкторское бюро | 1 | | |
| Итоговое занятие | 1 | | |