Расчётно- практическое занятие №3.2
Тема : Теория поршневых ДВС.
Наименование : Динамический расчёт двигателя.
Норма времени – 2*45 = 90мин.
Задание – Произвести расчёт сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме (КШМ), поршневого ДВС в следующем порядке :
1. Используя значение тригонометрических функций sin(α+β)/cosβ и
cos(α+β)/cosβ , расчитать величину тангенциальной (Т) и радиальной (Z) сил в функции от αпкв ; Т= Ррез *[sin(α+β) / cos β ] ; Z= Ррез *[cos(α+β) / cos β ] ;
2. Расчитать величину центробежной силы (Рс) и определить текущее значение равнодействующей силы (R) ;
Рс = -mc*rkш*ω2 ;(кн); R=√ (Pc± Z)2+T2 ; (кн);
3. Полученные данные занести в сводную таблицу №3.1 динамического расчёта
( колонки с шестой по одиннадцатую)
«Результаты динамического расчёта двигателя.»таблица №3.2.1(3.1.1)
αпкв град. | Рх мпа | Рг кн | Рϳ∑ кн | Ррез кн | sin(α+β) /cosβ | Т кн | cos(α+β) /cos β | Z кн | Рс кн | R кн | № Точки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
0 | | | | | | | | | | | 1 |
30 | | | | | | | | | | | 2 |
60 | | | | | | | | | | | 3 |
---- | | | | | | | | | | | --- |
360 | | | | | | | | | | | 13 |
375 | | | | | | | | | | | 14 |
390 | | | | | | | | | | | 15 |
---- | | | | | | | | | | | ---- |
660 | | | | | | | | | | | 24 |
690 | | | | | | | | | | | 25 |
720 | | | | | | | | | | | 26 |
4. Для расчёта используются дополнительные параметры двигателя приведённые в таблице № 3.2.2
«Дополнительные данные для динамического расчета» таблица №3.2.2
№ вариант. | dц мм | λш | mп кг | mш кг | m"шк кг/м2 |
1 | 100 | 0,278 | 2,15 | 2,58 | 275 |
2 | 110 | 0,278 | 2,15 | 2,38 | 202 |
3 | 76 | 0,25 | 0,83 | 0,315 | 139 |
4 | 79 | 0,25 | 0,72 | 0,89 | 127 |
5 | 80 | 0,25 | 0,52 | 0,78 | 135 |
6 | 115 | 0,263 | 2,96 | 3,25 | 240 |
7 | 115 | 0,263 | 4,15 | 4,62 | 220 |
8 | 82 | 0,250 | 0,45 | 0,95 | 120 |
9 | 82 | 0,25 | 0,45 | 0,95 | 130 |
10 | 140 | 0,294 | 2,15 | 2,6 | 260 |
11 | 140 | 0,294 | 2,15 | 2,7 | 250 |
12 | 84 | 0,238 | 0,8 | 0,9 | 140 |
13 | 86 | 0,238 | 0,79 | 0,85 | 160 |
14 | 88 | 0,238 | 0,76 | 0,84 | 170 |
15 | 90 | 0,238 | 0,74 | 0,64 | 180 |
16 | 92 | 0,238 | 0,7 | 0,6 | 190 |
17 | 130 | 0,278 | 2,55 | 3,11 | 186 |
18 | 124 | 0,278 | 2,56 | 3,12 | 184 |
19 | 122 | 0,278 | 2,58 | 3,14 | 182 |
20 | 120 | 0,278 | 2,6 | 3,0 | 180 |
21 | 118 | 0,238 | 2,7 | 2,9 | 178 |
22 | 116 | 0,238 | 2,71 | 2,85 | 172 |
23 | 114 | 0,238 | 2,74 | 2,75 | 170 |
24 | 112 | 0,238 | 2,76 | 2,7 | 165 |
25 | 94 | 0,25 | 0,45 | 0,9 | 110 |
26 | 110 | 0,25 | 0,49 | 0,95 | 160 |
27 | 108 | 0,263 | 4,15 | 6,97 | 158 |
28 | 106 | 0,263 | 4,21 | 7,01 | 156 |
29 | 104 | 0,263 | 4,01 | 7,21 | 150 |
30 | 96 | 0,263 | 0,72 | 1,08 | 110 |
31 | 98 | 0,278 | 0,71 | 1,1 | 100 |
32 | 94 | 0,278 | 2,15 | 2,6 | 260 |
33 | 90 | 0,294 | 2,96 | 3,0 | 240 |
34 | 78 | 0,263 | 2,74 | 2,8 | 200 |
35 | 76 | 0,25 | 4,01 | 7,2 | 200 |
36 | 72 | 0,238 | 4,15 | 6,9 | 190 |
37 | 76 | 0,25 | 0,78 | 0,69 | 180 |
38 | 79 | 0,25 | 0,85 | 0,71 | 110 |
39 | 82 | 0,25 | 0,95 | 0,84 | 150 |
40 | 89 | 0,25 | 0,96 | 0,99 | 148 |
41 | 91 | 0,25 | 1,06 | 1,16 | 175 |
5. Условные обозначения:
-dц- диаметр цилиндра;(мм);
-λш- отношение радиуса кривошипа к длине шатуна ;
-mп - масса поршневого комплекта ;(кг);
- mш - масса шатуна ;(кг) ;
- m"шк - удельная масса неуравновешенной части коленчатого вала ; (кг/м2)
Примечание: Динамический расчёт двигателя проводится согласно рекомендациям, изложенным на стр.15-22 методических указаний к тепловому и динамическому расчёту двигателя.
Таблица №3.3
Значение величин
и
при разных значениях α и λш=rкш/ℓш
Угол αпкв | Знак | при λш | Знак | Угол αпкв |
1/3,4 | 1/3,6 | 1/3,8 | 1/4,0 | 1/4,2 | 1/4,4 | | |
0 | + | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | 360 |
15 | + | 0,3305 | 0,3265 | 0,3228 | 0,3196 | 0,3166 | 0,3153 | - | 345 |
30 | + | 0,6288 | 0,6215 | 0,6150 | 0,6091 | 0,6083 | 0,6030 | - | 330 |
60 | + | 0,9977 | 0,9899 | 0,9831 | 0,9769 | 0,9714 | 0,9680 | - | 300 |
90 | + | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | - | 270 |
120 | + | 0,7343 | 0,7421 | 0,7490 | 0,7551 | 0,7607 | 0,7670 | - | 240 |
150 | + | 0,3713 | 0,3785 | 0,3851 | 0,3909 | 0,3962 | 0,3960 | - | 210 |
180 | + | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | 180 |
| Знак |  | Знак | |
0 | + | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | + | 360 |
15 | + | 0,9405 | 0,9417 | 0,9428 | 0,9433 | 0,9447 | 0,9450 | + | 345 |
30 | + | 0,7917 | 0,7958 | 0,7997 | 0,8030 | 0,8061 | 0,8070 | + | 330 |
60 | + | 0,2719 | 0,2859 | 0,2973 | 0,3079 | 0,3175 | 0,3240 | + | |
90 | - | 0,3077 | 0,2891 | 0,2728 | 0,2582 | 0,2453 | 0,2340 | - | 270 |
120 | - | 0,7281 | 0,7146 | 0,7027 | 0,6921 | 0,6825 | 0,6635 | - | 240 |
150 | - | 0,9404 | 0,9362 | 0,9324 | 0,9290 | 0,9290 | 0,9250 | - | 210 |
180 | - | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | - | 180 |
Примечание. Для промежуточных величин λш значение тригонометрических величин определяется интерполированием.
Порядок выполнения:
1.Определение сил, действующих на шатунную шейку вала.
На шатунную шейку коленчатого вала действуют следующие силы:
1.1 Направленная по шатуну сила «Рt» , возникающая под воздействием результирующей силы «Ррез» , приложенной к поршневому пальцу:
Рt =Ррез / cos(β).
1.2 Центробежная сила инерции «Рс» от вращающихся неуравновешенных масс:
Рс = - mc*rкш*ω2, где mc – масса вращающихся неуравновешенных частей;
mc = 0,725*mш+mшк, mшк- масса неуравновешенных частей коленчатого вала без противовесов: mшк = m’шк*Fп, где Fп= 0,785*d2ц – площадь поршня (м2); m’шк- удельная масса неуравновешенной части коленчатого вала без противовесов (см табл.№ 3.2 ). При наличии противовесов на коленчатом валу mшк = 0. У V-образных двигателей с центральными шатунами значение массы 0,725mшк необходимо удвоить, так как на одной шейке коленчатого вала подвешены два шатуна. Тогда mc = 0,725*mш*2+m’шк.
1.3 Для подсчёта равнодействующей силы, действующей на шатунную шейку, сила Рt раскладывается на две составляющие:
2.3.1 Тангенциальная сила (Т), действующая перпендикулярно радиусу кривошипа: Т = Ррез*[sin(α+β)/ cos(β)];
2.3.2 Сила Z, направленная по радиусу кривошипа:
Z = Ррез[cos(α+β/cos(β)];
где β – угол отклонения шатуна от оси цилиндра при повороте коленчатого вала на угол α.
Сила Т считается положительной, если она совпадает с направлением вращения коленчатого вала, и отрицательной, если она направлена в противоположную сторону. Сила Z складывается с центробежной силой Рс, если они направлены в одну сторону, и вычитается, если она направлена к центру кривошипа. Значение тригонометрических величин, входящих в формулы расчёта силы Т и Z для разных значений углов (αпкв) и отношений rкш/lш приведены в табл.№3.3 .
2.3.3 Результирующая сила R подсчитывается по формуле:
R = √(Рс±Z)2 +Т2.
Полученные значения сил при различных углах поворота коленчатого вала заносятся в расчётную таблицу динамики КШМ (табл. № 3.2.1)