Расчётно- практическое занятие №4.2
Тема : Теория поршневых ДВС
Наименование: «Построение графиков динамического расчёта ДВС и расчёт момента инерции маховика»
Норма времени- 2*45 = 90 мин.
Задание – На основании таблицы сводных данных(пункт 7 рпр. №3)
динамического расчёта произвести построение графиков сил , действующих в кривошипно-шатунном механизме поршневого ДВС(формат А3) и рассчитать момент инерции маховика :
1.Суммарный график действии тангенциальных сил четырёхцилиндрового двигателя (типа 4Р), Т∑= f(αпкв) ;
2.Рассчитать момент инерции маховика; ( Јм ).
Пояснения к выполнению:
1.1Определение средней ординаты тангенциальной силы.
При построении графика тангенциальных сил Т = f(α) положительные значения силы Т откладываются вверх, а отрицательные значения вниз. Затем определяется средняя ордината тангенциальной силы Т и проводится на графике (смотри рис. 7) линия, характеризующая уровень раздела положительных и отрицательных значений тангенциальной силы:
Ρ = [∑Fпол - ∑Fотр]/ lд, , (мм), где ∑Fпол – суммарная площадь всех участков диаграммы, расположенных над осью абсцисс, (мм2); ∑Fотр – суммарная площадь участков, расположенных под осью абсцисс, (мм2); lд – длина диаграммы, (мм).
\1.2 Построение сводного графика тангенциальных сил многоцилиндрового поршневого двигателя.
Для многоцилиндровых двигателей строится суммарная диаграмма тангенциальных усилий, на которой воспроизводится в тонких линиях диаграмма усилий тангенциальных сил, развиваемых в каждом из цилиндров, затем они графически складываются, и полученная кривая суммарной силы обводится жирно.
На суммарной диаграмме 4- тактного двухцилиндрового двигателя наносятся две диаграммы, сдвинутые одна относительно другой на 1800, если порядок работы цилиндров 1-2-0-0, или на 5400, если порядок работы1-0-0-2. У четырёхцилиндровых 4-тактных двигателей отдельные диаграммы должны быть последовательно сдвинуты по фазе одна относительно другой на 1800, а у шестицилиндровых на 1200. У четырёхцилиндровых 4-тактных двигателей на одном участке (такте) суммарной диаграммы строятся четыре отдельных графика; на остальных участках строятся лишь их результирующие (см. рис. 8). Для V-образных двигателей суммарная диаграмма тангенциальных сил находится из сложения соответствующих диаграмм цилиндров правого и левого рядов. Возможны два подхода к построению суммарной диаграммы для таких двигателей:
- первый ( см.рис.9) основан на построении суммарной силы правого и левого цилиндров, «завязанных» на одну шатунную шейку, а затем полученная равнодействующая складывается графически с такими же графиками сил Тп+л других шеек;
-при втором, после построения графика Т =f(α) одного цилиндра строится суммарная диаграмма всех цилиндров одного ряда. График второго ряда точно такой же только смещён на 900ПКВ. Суммарная диаграмма правого и левого ряда складывается графически и получается суммарная диаграмма сил Т двигателя.

1.3 Момент инерции маховика.
По величине ρ*i проверяется правильность построения суммарной диаграммы тангенциальных сил и выполнение всего динамического расчёта двигателя. Построение выполнено правильно, если выполняется условие:
Ρ*i*μт*ωн*ηм*rкш*10-3 = Ne(р), (кВт),
где μт- масштаб сил Т, (н/мм), принятый по оси ординат;
-rкш- радиус кривошипа, (м);
-ηм- механический КПД двигателя из результатов теплового расчёта;
ωн –угловая частота вращения коленчатого вала двигателя (с-1);
Ne(р) - эффективная мощность двигателя по результатам теплового расчёта.
На диаграмме суммарной тангенциальной силы откладывается ордината ρ*i и выявляется участок, на котором избыточная площадка имеет максимальное значение Fизб (см.рис.8). Соответствующая ей избыточная работа определяется из выражения:
Lизб =μ*Fизб, (дж);
- где μ- масштаб площадки, (нм/мм2), μ=μт*μ2 ;
- μ2 –масштаб диаграммы по оси абсцисс μ2 =12,56*rкш /lд , (м/мм).
По избыточной работе определяется момент инерции маховика, способный обеспечить требуемую степень неравномерности ( δк ) вращения коленчатого вала.
Јм = 0,8*Lизб / (δк*ω2),
у автотракторных тепловых поршневых двигателей степень неравномерности
δк = 0,01…0,03; чем больше число цилиндров, тем меньше δк.