Просмотр содержимого документа
«Вступление Люда»
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Расположения корней квадратного уравнения с параметром
Выполнила:
Хазагаева Людмила,
ученица 9б класса
МБОУ «Лицей №6».
Руководитель: Ларькова
Татьяна Павловна
г. Северобайкальск
2014
Оглавление
Введение | 2 |
Основная часть | |
Актуализация знаний Семь случаев расположения корней квадратного уравнения Примеры упражнения для самостоятельного решения | 3 3 4 4 |
Заключение | 5 |
Список источников Приложение | 5 6 |
| |
Введение
Одной из значимых тем школьного курса математики является тема «Квадратные уравнения». Решение квадратных уравнений не вызывает особых затруднений у учащихся. Однако в учебнике есть ряд задач на решение квадратных уравнений с параметром (уравнений, в которых какой-либо коэффициент задан буквой). Это задания повышенного уровня, они требуют от ученика умения анализировать каждый конкретный случай, искать способ решения.
Актуальность: Так как задания с параметром достаточно сложны, они, как правило, не входят в основную программу школьного курса. Однако встречаются в учебниках повышенного уровня, в математических олимпиадах, конкурсных заданиях. Это задачи на применение теоремы Виета, на соотношения между корнями квадратного уравнения, на взаимное расположение корней квадратного уравнения, решение квадратных уравнений и неравенств с параметром аналитически и графически. Кроме того, во второй части ЕГЭ есть задача С5 – «задача с параметром», которая имеет высокий уровень сложности. Поиск решения задачи с параметром – хороший материал для учебно-исследовательской работы. Моя работа посвящена исследованию расположения корней квадратного уравнения с параметром.
Цель исследования: расположение корней квадратного уравнения с параметром.
Объект исследования - квадратное уравнение с параметром;
Предмет исследования – расположение корней уравнения относительно заданных значений.
Задачи:
исследовать расположение корней квадратного уравнения;
разобрать примеры по каждому из случаев;
предложить подобные задания для самостоятельного решения.
При выполнении работы были использованы следующие методы:
Основная часть
Актуализация знаний:
ax2 +bx+c=0, если а=0, уравнение – линейное; при а0 ветви параболы вверх, при а
D=b2 - 4ac;
D0, 2 корня;
D=0, 1 корень;
D
x0 = -b/2a.
Я рассмотрю семь случаев расположения корней квадратного уравнения:
Корни уравнения больше заданного числа;
Корни уравнения меньше заданного числа;
Заданное число лежит между корнями уравнения;
Корни уравнения лежат между заданными числами;
Заданные числа лежат между корнями уравнения;
Только первый корень лежит между заданными числами;
Только второй корень лежит между заданными числами.
В результате изучения интернет публикаций, чертежей получилось, что для каждого из семи случаев есть свои условия:
А 1х2 , если D 0, аf (A)0, х0 А
х1
х2, если D 0, аf (В)0, х0
х12 , если аf (A)
А 1
х2, если D³ 0, аf (A)0, аf (В)0
х12 , если аf (A)f (В)
А 12 , если аf (A)0, аf (В)
х12 , если аf (A)f (В)0
Применяю полученные знания на примерах1:


1См. приложение.
Изучение этого материала может быть интересно ученикам 9-11классов. Затем я предложила бы им самим «попробовать свои силы» в решении подобных заданий. Для этого я подобрала ряд упражнений для самостоятельного решения:
При каком значении параметра а один корень уравнения х2 – (3а + 2)х + 2а – 1 = 0 больше 1, а другой меньше 1? Ответ: а – 2.
Найти все значения параметра а, при которых все корни уравнения (2 – а)х2 – 3ах + 2 = 0 больше 1/2. Ответ: [16/17; 2].
При каких значениях параметра а оба корня уравнения 4х2 – (3а + 1)х – а – 2 = 0 лежат в промежутке ( – 1;2)? Ответ: ( – 3/2; 12/7).
Найти все значения а, при которых ровно один корень уравнения х2 + 2ах + 3а – 2 = 0 удовлетворяет условию х Ответ: а = 2, а
Найти все значения а, при которых все корни уравнения х2 + х + а = 0 больше а. Ответ: а
Заключение
Исследования, проведенные при изучении данной темы позволили мне лучше понять суть заданий, в которых есть параметр. Я уверена, что квадратные уравнения с параметром данного типа могут быть решены учениками 9 класса. Интерес вызывает процесс анализа задания, рассуждений, вычислений. При этом нет необходимости заучивать условия для всех семи типов задач, надо понять принцип и уметь проводить необходимые рассуждения в конкретных задачах. Изучение этого материала, безусловно, развивает математическое мышление, вызывает интерес к математике, готовит к изучению профильного курса математики в 10,11 классах, и, надеюсь, позволит лучше подготовиться к экзаменам.
Список источников
Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Алгебра 8. Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва. «Просвещение». 2005.
Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре 8 – 9. Москва. «Просвещение». 2005.
http://dvoek-net.ru/cor/book/ky.html
6
Просмотр содержимого презентации
«расположение»