Тема урока: Распространение плодов и семян
Цель урока: Формирование знаний о способах распространения семян и их приспособленности к распространению тем или иным способом
Задачи урока:
Образовательные:
1. Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о способах распространения плодов и семян растений и их приспособлениях к распространению с помощью ветра, воды, животными и человеком, саморазбрасыванию;
2. обеспечить повторение понятия о плодах и их классификации;
Развивающие:
1. Развивать умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты;
2. развивать эмоции, создавая ситуации удивления, занимательности;
3. развивать познавательный интерес, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающем мире;
Воспитательные:
1. содействовать формированию основных мировоззренческих идей: причинно-следственных связей меду явлениями, идеи развития в природе;
2. обеспечить воспитание бережного отношения к природе, наблюдательности, патриотизма;
3. содействовать развитию умения к сотрудничеству;
4. содействовать физическому воспитанию в профилактике утомляемости на уроке.
Основные понятия: способы распространения плодов и семян, приспособления плодов и семян к распространению ( крыловидные выросты, «парашютики», пушистые волоски, воздушные полости, яркая окраска и сочная мякоть околоплодника, крючки, шипы, липучки)
Оборудование: муляжи плодов, карточки для проверки домашнего задания, карточки для закрепления изученного материала, видеофрагменты, компьютер с проектором..
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?
( Учащиеся описывают их настроение, и объясняют свой выбор.)
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
- А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок биологии, мы всегда такие интересные задания выполняем.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас? Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия. Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу. Можно покатать на ладони грецкий орех. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Вижу, что вы готовы к работе.
У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Биологии. Удачи вам и новых открытий! Активное участие поможет достичь хороших результатов. Мы будем работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра.
II. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы изучили значение и типы плодов. Давайте вспомним, что такое плод? Из какой части цветка он образуется? Из каких частей состоит плод? Как классифицируют плоды? (Учащиеся дают ответы на вопросы)
Учитель: На прошлом уроке я обратилась с просьбой к одному из ваших одноклассников принести плоды овощей и фруктов. На кануне он принес: кочан капусты, клубень картофеля, корнеплод моркови, плоды: апельсина, огурца, томата). Подумайте и ответьте, на сколько процентов выполнена моя просьба (учитель спрашивает по очереди каждого учащегося класса (верный ответ: задание выполнено на 50 %). Как вы считаете, почему это задание не выполнено на 100%? (ответ учащихся: в продаже нет плодов капусты (стручок), картофеля (ягода), моркови (вислоплодник); вместо плодов куплены кочан, клубень, корнеплод. Они не являются плодами, т.к. не содержат семена) Молодцы.
Учитель: Ребята! У вас на столе разложены картинки различных плодов.
Каждая группа получает задание, по правильности и быстроте которого учитель определяет победившего.
Группа 1. В корзину собрать сочные плоды
Группа 2. В корзину собрать сухие плоды
Группа 3. В корзину собрать односемянные плоды
Группа 4. В корзину собрать многосемянные плоды
Учитель. Давайте поиграем в игру «Третий лишний»
Какой плод в списке лишний и почему?
1) Костянка, зерновка, семянка (сочный).
2) Тыквина, яблоко, стручок (сухой).
3) Орех, семянка, коробочка (многосемянной).
4) Ягода, тыквина, костянка (односемянный).
Учитель: При подготовке к уроку у меня возникла проблема. На одном из документов ВИРУС частично повредил текст. Помогите восстановить его .
После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется ..., он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … .Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … семян.
Обобщение и корректировка ответов учащихся. Ответы: плод, сочные, сухие, костянка, вишни, ягода, томат, семянка, одуванчика, коробочка, мака, распространения.
О ком позаботилась природа, создав вкусные и яркие плоды?
Обобщение и корректировка ответов учащихся. Вывод: Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.
2. Формирование новых понятий и способов действий.
Учитель: Прослушайте сказку « О жадном дубе» и ответьте на вопрос: зачем растениям необходимо распространять семена?
Известно, что редька полевая ежегодно образует 160 семян, незабудка – 700 семян фиалка трехцветная – 2500 семян, одуванчик лекарственный – 5 000 семян. Представьте ситуацию. Все созревающие семена падают прямо под материнское растение. Что будет происходить дальше? (их прорастанию и развитию будет препятствовать острая конкуренция, не будет достаточного количества воды, света, микроэлементов). Как решают эту проблему растения ?
Формулирование учащимися цели урока: изучить приспособления растений к распространению плодов и семян в природе, познакомиться с различными способами распространения плодов и семян.
Попробуйте предположить, что или кто в природе помогает плодам растений распространяться (ветер, вода, животные, самостоятельно ? Очень хорошо.
Физминутка.
Сдунул ветер нас с цветка (дуют)
И поднял под облака (встают на носочки)
Мы летим, летим, летим,
Приземлиться не хотим (кружатся)
Парашютик белый-белый
Тоже с ветром полетел бы
Только ветер стал стихать
Всех на землю опускать (медленно приседают)
Мы на место сядем тоже
И занятие продолжим (садятся на место)
Давайте, рассмотрим возможные способы распространения плодов и семян с научной точки зрения.
Анемохория – это распространение с помощью ветра (просмотр видеосюжета
Какие приспособления нужны для такого способа распространения? (обусловлено наличием у них пленчатых выростов, волосков, хохолков- парашютиков, крылаток, султанчиков. Они мелких размеров. Такие приспособления характерны для сухих односемянных плодов, а также для семян ели, сосны, березы, ясен, одуванчика, ковыля, рогоза, клена, ивы, тополя, вяза.)
Гидрохория – это распространение с помощью воды (просмотр видеосюжета)
Какие приспособления нужны для такого способа распространения? ( не должны смачиваться водой, легкие, плавучие, могут содержать воздух, распространяются плоды ольхи, кокосовой пальмы, подорожника.)
Зоохория - это распространение с помощью животных (просмотр видеосюжета
Какие приспособления нужны для такого способа распространения? (крючки, липучки, прицепки к одежде, к шерсти животных, перьям птиц, сочные, К ним относятся: рябина, бузина, черника, брусника, ландыш, майник, череда, репейник.)
Что делать, как распространяться, если не помощников? Приходится справляться самому.
Автохория – так называется этот способ (просмотр видеосюжета ) Как вариант саморазбрасывания семян барохория под влиянием собственного веса. Еще более удивительное приспособление к разбрасыванию семян приобрел бешенный огурец (просмотр видеофрагмента ). (После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов при малейшем прикосновении.
Кажется, будто растение стреляет своими семенами. Плоды недотроги активно разбрасывают семена, с треском раскрываясь от малейшего прикосновения)
Не последнее место в распространении семян и плодов занимает человек. Великие переселения народов, войны, путешествия, торговые связи были мощным фактором в распространении семян и плодов растений культурных растений и сорняков .
Вот мы и познакомились с основными способами распространения плодов и семян растений.
V. Закрепление
1) Игра «Волшебная шкатулка»
У меня в этой шкатулке находится предмет. По подсказкам, угадайте, какой.
1. У растений эти приспособления появились давно, а людям лишь в1948 удалось его изготовить.
2. Конструкция разрабатывалась почти 8 лет.
3. Его используют на космических станциях, чтобы не терять вещи.
4. Практически каждый из нас использует его на одежде вместо «молнии».
Загадки: (нужно отгадать не только растение, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению)
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (горох, саморазбрасывание,
створки высыхают и открываются)
Посадили зернышко –
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем –
Много зерен соберем,
Их пожарим, погрызем,
А приедут гости –
Им дадим по горсти. (подсолнух, животными, человеком)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (одуванчик,ветром, парашютики)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (рябина, птицами и животными,
семена не перевариваются)
Самостоятельная работа в группах по карточкам
В карточке №1 найдите ответы на вопросы:
1) Какова роль плодов в жизни растений?
2) Из чего состоит плод?
3) По каким признакам плоды разделяют на односемянные и многосемянные?
4) Какое условие необходимо для существования и процветания растений?
5) Какие растения разбрасывают свои семена?
Карточка 1
«Плоды и способы распространения плодов и семян»
№ | А | Б | В | Г | Д |
1 | Акация, горох, фасоль | Недотрога, бешенный огурец | Ольха, кокосовая пальма | Ч4Л4Т4+2П1 | Ягода, костянка |
2 | Образуется из зародышевого корешка | Защита и распространение семян | 3000 вид | боб | кисть |
3 | Капуста, редька, хрен | Состоит из придаточных и боковых корней | Околоплодник и количество семян | Пшеница, рожь, ячмень | Корзинка |
4 | 3200 вид | Стручочек | Закрепляются в почве, поглощают воду с мин. веществами | Количеству семян | Плющ |
5 | стручок | Корневые волоски | Зона деления | Корневой чехлик | Распространение семян |
Карточка № 2
1. Выбери правильный ответ. Семена некоторых голосеменных и покрытосеменных растений распространяются животными, так как они:
а) очень мелкие и легкие;
б) имеют парашютики или крылышки;
в) содержат питательные вещества, которыми питаются животные.
2. Плодами вишни лакомятся воробьи и галки. Галка проглатывает вишню целиком, а воробей склевывает мякоть. Какая из птиц является распространителем семян?
3. Почему дачник должен собирать фасоль и горох, не дожидаясь полного высыхания створок плода?
Карточка № 3
Заполните таблицу
Признаки семян | Способ распространения |
Плоды имеют сочную мякоть | |
Плоды имеют перистые волоски | |
Плоды мелкие | |
Плоды имеют крючки | |
Карточка№ 4
Определите способ распространения семян у следующих растений:
– череда трехраздельная;
– одуванчик лекарственный;
– горох полевой;
- рябина
Лист для самопроверки знаний
Карточка№ № 1
2Б , 3В , 4Г , 5Д , 1Б
Карточка № 2
– В
Галка
Т. К. при полном высыхание створок плода при легком прикосновении его створки разрываются, скручиваются и с силой разбрасывают семена.
Карточка № 3.
Признаки семян | Способ распространения |
Плоды имеют сочную мякоть | животные |
Плоды имеют перистые волоски | ветер |
Плоды мелкие | ветер |
Плоды имеют крючки | Животные или человек |
Карточка № 4
Череда трехраздельная – с помощью животных, на их шерсти
Одуванчик лекарственный - с помощью ветра
Горох полевой - саморазбрасыванием
Рябина – с помощью птиц
Итог урока. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомним сказки, в которых вы встречались с плодами.
«Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
«Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)
«Золушка» - тыквина (Ш. Перо)
«Приключения Чипполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари)
Притча о семени и плоде Крестьянин сажает два семени в одну и ту же почву. Одно семя — семя сахарного тростника, другое — семя нима, тропического дерева с древесиной и листьями очень горького вкуса. Два семени в одной и той же почве получают одну и ту же воду, тот же солнечный свет, тот же воздух; природа дает им одно и то же питание. Два крошечных ростка выходят наружу и начинают расти. В конечном итоге семя нима развилось в растение с горечью в каждой жилке, тогда как каждая жилка сахарного тростника оказывается сладкой.
Какова причина, таков результат. Каково семя, таков будет и плод. Каков поступок, таков будет итог.
Нельзя сказать, что природа добра к одному растению и сурова к другому. Она только помогает проявлению заложенных в различные семена качеств. Семя сахарного тростника обладает качеством сладости, поэтому растение не будет обладать ничем иным, кроме сладости. Семя нима обладает качеством горечи, и растение не будет обладать иными свойствами. Каково семя, таков будет и плод.
Часто наши трудности в жизни состоят в том, что мы остаемся невнимательными и в гневе или злобе сажаем семена нима. А когда наступает время сбора плодов, мы вдруг спохватываемся, что нам хочется сладких плодов манго. К сожалению, не помогут никакие слезы и молитвы. Если хотите получать добро — сейте добро.
Домашнее задание – § 31,подготовиться к к.р.,повторить §
выполнить творческое задание –1 вариант - сочинить мини-сказку о путешествии семени.
2вариант –подготовить сообщение о растениях-путешественниках.
Лист оценивания
Проверка д/з | Баллы | Формулирование новых понятий | Баллы | Закрепление | Баллы |
«Корзина с плодами» | | «Найди соответствие» | | «Волшебная шкатулка» | |
«Третий лишний» | | | Загадки | |
«Утраченная информация» | | Самостоятельная работа | |
Итог | | «Герой из сказки» | |
Итог | | Итог | |
Лист оценивания
Проверка д/з | Баллы | Формулирование новых понятий | Баллы | Закрепление | Баллы |
«Корзина с плодами» | | «Найди соответствие» | | «Волшебная шкатулка» | |
«Третий лишний» | | | Загадки | |
«Утраченная информация» | | Самостоятельная работа | |
Итог | | «Герой из сказки» | |
Итог | | Итог | |
Лист оценивания
Проверка д/з | Баллы | Формулирование новых понятий | Баллы | Закрепление | Баллы |
«Корзина с плодами» | | «Найди соответствие» | | «Волшебная шкатулка» | |
«Третий лишний» | | | Загадки | |
«Утраченная информация» | | Самостоятельная работа | |
Итог | | «Герой из сказки» | |
Итог | | Итог | |
Лист оценивания
Проверка д/з | Баллы | Формулирование новых понятий | Баллы | Закрепление | Баллы |
«Корзина с плодами» | | «Найди соответствие» | | «Волшебная шкатулка» | |
«Третий лишний» | | | Загадки | |
«Утраченная информация» | | Самостоятельная работа | |
Итог | | «Герой из сказки» | |
Итог | | Итог | |
Лист оценивания
Проверка д/з | Баллы | Формулирование новых понятий | Баллы | Закрепление | Баллы |
«Корзина с плодами» | | «Найди соответствие» | | «Волшебная шкатулка» | |
«Третий лишний» | | | Загадки | |
«Утраченная информация» | | Самостоятельная работа | |
Итог | | «Герой из сказки» | |
Итог | | Итог | |
Лист оценивания
Проверка д/з | Баллы | Формулирование новых понятий | Баллы | Закрепление | Баллы |
«Корзина с плодами» | | «Найди соответствие» | | «Волшебная шкатулка» | |
«Третий лишний» | | | Загадки | |
«Утраченная информация» | | Самостоятельная работа | |
Итог | | «Герой из сказки» | |
Итог | | Итог | |
Лист оценивания
Проверка д/з | Баллы | Формулирование новых понятий | Баллы | Закрепление | Баллы |
«Корзина с плодами» | | «Найди соответствие» | | «Волшебная шкатулка» | |
«Третий лишний» | | | Загадки | |
«Утраченная информация» | | Самостоятельная работа | |
Итог | | «Герой из сказки» | |
Итог | | Итог | |
Лист оценивания
Проверка д/з | Баллы | Формулирование новых понятий | Баллы | Закрепление | Баллы |
«Корзина с плодами» | | «Найди соответствие» | | «Волшебная шкатулка» | |
«Третий лишний» | | | Загадки | |
«Утраченная информация» | | Самостоятельная работа | |
Итог | | «Герой из сказки» | |
Итог | | Итог | |
Лист оценивания
Проверка д/з | Баллы | Формулирование новых понятий | Баллы | Закрепление | Баллы |
«Корзина с плодами» | | «Найди соответствие» | | «Волшебная шкатулка» | |
«Третий лишний» | | | Загадки | |
«Утраченная информация» | | Самостоятельная работа | |
Итог | | «Герой из сказки» | |
Итог | | Итог | |
Лист оценивания
Проверка д/з | Баллы | Формулирование новых понятий | Баллы | Закрепление | Баллы |
«Корзина с плодами» | | «Найди соответствие» | | «Волшебная шкатулка» | |
«Третий лишний» | | | Загадки | |
«Утраченная информация» | | Самостоятельная работа | |
Итог | | «Герой из сказки» | |
Итог | | Итог | |
После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется ..., он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … .Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … семян.
Игра «Волшебная шкатулка»
У меня в этой шкатулке находится предмет. По подсказкам, угадайте, какой.
1. У растений эти приспособления появились давно, а людям лишь в1948 удалось его изготовить.
2. Конструкция разрабатывалась почти 8 лет.
3. Его используют на космических станциях, чтобы не терять вещи.
4. Практически каждый из нас использует его на одежде вместо «молнии».
Игра «Волшебная шкатулка»
У меня в этой шкатулке находится предмет. По подсказкам, угадайте, какой.
1. У растений эти приспособления появились давно, а людям лишь в1948 удалось его изготовить.
2. Конструкция разрабатывалась почти 8 лет.
3. Его используют на космических станциях, чтобы не терять вещи.
4. Практически каждый из нас использует его на одежде вместо «молнии».
Игра «Волшебная шкатулка»
У меня в этой шкатулке находится предмет. По подсказкам, угадайте, какой.
1. У растений эти приспособления появились давно, а людям лишь в1948 удалось его изготовить.
2. Конструкция разрабатывалась почти 8 лет.
3. Его используют на космических станциях, чтобы не терять вещи.
4. Практически каждый из нас использует его на одежде вместо «молнии».
После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется ..., он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … .Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … семян.
После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется ..., он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … .Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … семян.
После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется ..., он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … .Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … семян.
обусловлено наличием у них пленчатых выростов, волосков, хохолков- парашютиков, крылаток, султанчиков. Они мелких размеров. Такие приспособления характерны для сухих односемянных плодов, а также для семян ели, сосны, березы, ясен, одуванчика, ковыля, рогоза, клена, ивы, тополя, вяза.
не должны смачиваться водой, легкие, плавучие, могут содержать воздух, распространяются плоды ольхи, кокосовой пальмы, подорожника.
крючки, липучки, прицепки к одежде, к шерсти животных, перьям птиц, сочные, К ним относятся: рябина, бузина, черника, брусника, ландыш, майник, череда, репейник.
Великие переселения народов, войны, путешествия, торговые связи были мощным фактором в распространении семян и плодов растений культурных растений и сорняков .
Как вариант саморазбрасывания семян барохория под влиянием собственного веса. Еще более удивительное приспособление к разбрасыванию семян приобрел бешенный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов при малейшем прикосновении.Кажется, будто растение стреляет своими семенами. Плоды недотроги активно разбрасывают семена, с треском раскрываясь от малейшего прикосновения
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки
Посадили зернышко –
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем –
Много зерен соберем,
Их пожарим, погрызем,
А приедут гости –
Им дадим по горсти.
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
В карточке №1 найдите ответы на вопросы:
1) Какова роль плодов в жизни растений?
2) Из чего состоит плод?
3) По каким признакам плоды разделяют на односемянные и многосемянные?
4) Какое условие необходимо для существования и процветания растений?
5) Какие растения разбрасывают свои семена?
Карточка 1 «Плоды и способы распространения плодов и семян»
№ | А | Б | В | Г | Д |
1 | Акация, горох, фасоль | Недотрога, бешенный огурец | Ольха, кокосовая пальма | Ч4Л4Т4+2П1 | Ягода, костянка |
2 | Образуется из зародышевого корешка | Защита и распространение семян | 3000 вид | боб | кисть |
3 | Капуста, редька, хрен | Состоит из придаточных и боковых корней | Околоплодник и количество семян | Пшеница, рожь, ячмень | Корзинка |
4 | 3200 вид | Стручочек | Закрепляются в почве, поглощают воду с мин. веществами | Количеству семян | Плющ |
5 | стручок | Корневые волоски | Зона деления | Корневой чехлик | Распространение семян |
Карточка № 2
1. Выбери правильный ответ. Семена некоторых голосеменных и покрытосеменных растений распространяются животными, так как они:
а) очень мелкие и легкие;
б) имеют парашютики или крылышки;
в) содержат питательные вещества, которыми питаются животные.
2. Плодами вишни лакомятся воробьи и галки. Галка проглатывает вишню целиком, а воробей склевывает мякоть. Какая из птиц является распространителем семян?
3. Почему дачник должен собирать фасоль и горох, не дожидаясь полного высыхания створок плода?
Карточка № 3
Заполните таблицу
Признаки семян | Способ распространения |
Плоды имеют сочную мякоть | |
Плоды имеют перистые волоски | |
Плоды мелкие | |
Плоды имеют крючки | |
Карточка № 4
Определите способ распространения семян у следующих растений:
– череда трехраздельная;
– одуванчик лекарственный;
– горох полевой;
- рябина