СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Распространение плодов и семян

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для ученика 7 класса (на дому)

Просмотр содержимого документа
«Распространение плодов и семян»

Конспект урока по биологии

Тема урока: Распространение плодов и семян

Класс: 7 (на дому)

Дата 05.02.2020

Учитель: Сауляк В.Н.

Тип урока: урок с использованием ИКТ.

Цель: сформировать элементарные представления о распространении плодов и

семян.

Задачи:

Образовательные: уточнять и закреплять знания обучающегося о жизни растительного

мира. Познакомить с многообразием плодов и семян, их функциями и различными

приспособлениями к распространению.

Коррекционно-развивающие: развитие внимания; памяти; коррекция наглядно-

образного и словесно-логического мышления; активизация словаря и развитие

устной речи.

Воспитательные: формировать навыки самостоятельной работы, настойчивости;

воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе. Развитие

положительной мотивации к обучению при использовании ИКТ.

Оборудование: планшет, видеоурок «Распространение плодов

и семян»; слайды, таблица «Типы плодов»; фотоиллюстрации плодов и семян; муляжи

плодов и семян.

Словарная работа: размножаются, распространяются, «парашютики».

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие, настрой ученика и организация внимания. Санитарно-гигиенические нормы.

Проверка готовности ученика к уроку.

2.Повторение и обобщение знаний.

Опрос:

- Как образуются плоды? (после того, как цветок отцветает, образуется плод).

- Каково строение плодов? (плод состоит из семян и околоплодника).

- Давай вспомним классификацию плодов (перед учеником таблица)

ПЛОДЫ

СУХИЕ СОЧНЫЕ

Боб Яблоко

Стручок Тыквина

Жёлудь Абрикос

Костянка Слива

Коробочка Ягода

Пшеница


- Дидактическая игра «Собери плоды в корзину».

(на столе лежат муляжи плодов и настоящие плоды; стоят

корзинки, в которые нужно собирать определенные плоды.

3. Формирование новых знаний (с использованием слайдов)

- Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него

месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябинку, увешанную

алыми гроздьями. Не случайно именно в плодах находится один или несколько

семян, при помощи которых растения размножаются.

- Почему в природе мы встречаем одинаковые растения в разных местах?

Слайд 1- Оказывается, семена в природе распространяются.

Слайд 2 –Плоды и семена в природе распространяются с помощью ветра, животных

и человека. Дунет ветер и полетят созревшие семена,

чтобы прорасти далеко от своего «родного» растения. Для этого у семян есть

специальные приспособления.

Слайд 3 – У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту».

Слайд 4 – У клёна есть «крылышки».

Слайд 5 – А у тополя семя прикреплено к лёгкому пуху.

Слайд 6 – Вот так созревшее семя путешествует и проростает.

- Отгадай загадку:

Выпускает он листы

Широченной широты,

Держится на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь. (Репейник-лопух)

Слайд 7

Оказывается, эти «шишки» и есть плоды с

семенами лопуха. Так же как и к одежде плоды этих растений прицепляются к

шерсти животных и перьям птиц.

Слайд 9 – Семена, заключённые в сочных плодах, распространяются животными и

птицами, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды рябины, малины, калины

привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена.

Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищённые плотной кожурой

семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с помётом.

Так распространяются многие ягодные растения.

Белки, мыши и другие животные делают запасы на зиму. Но не все

семена съедаются, некоторые теряются, а про некоторые «кладовые» животные

забывают. Таким образом, животные помогают распространять семена растений.

Слайд 10– В природе встречается немало растений, которые могут сами

рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена

разлетаются в разные стороны. Такой способ распространения называется

саморазбрасыванием.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

4. Закрепление материала по теме урока

- Какую тему мы сегодня рассмотрели на уроке? (распространение плодов и

семян).

- Что ты узнал сегодня на уроке? (как распространяются плоды и семена, какие у

семян есть приспособления к распространению ветром, животными и человеком).

- Сейчас я буду загадывать загадки, а ты должен отгадать не только растения, но и

назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к

распространению.

Дом зелёный, тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

(горох, саморазбрасывание, створки высыхают и открываются).


На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(одуванчик, ветром, «парашютики»).


Посадили зёрнышко –

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвём –

Много зёрен соберём,

Их пожарим, погрызём,

А приедут гости –

Им дадим по горсти.

(подсолнух, животными и растениями).


Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, её клюют.

(рябина, птицами и животными, семена не перевариваются).


Кто не прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(репейник, животными и человеком, острые зубчики цепляются за

шерсть животных или одежду человека).

Просмотрим для закрепления знаний видеоурок

https://youtu.be/E9eXi1X8ZrU


5. Подведение итогов урока.

- Какое значение для природы имеет распространение семя?

6. Домашнее задание.

Заполни таблицу «Способы распространения плодов и семян»

-Выполни задания тетради.

-За три дня до следующего урока биологии замочи семя фасоли.