Конспект урока по биологии
Тема урока: Распространение плодов и семян
Класс: 7 (на дому)
Дата 05.02.2020
Учитель: Сауляк В.Н.
Тип урока: урок с использованием ИКТ.
Цель: сформировать элементарные представления о распространении плодов и
семян.
Задачи:
Образовательные: уточнять и закреплять знания обучающегося о жизни растительного
мира. Познакомить с многообразием плодов и семян, их функциями и различными
приспособлениями к распространению.
Коррекционно-развивающие: развитие внимания; памяти; коррекция наглядно-
образного и словесно-логического мышления; активизация словаря и развитие
устной речи.
Воспитательные: формировать навыки самостоятельной работы, настойчивости;
воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе. Развитие
положительной мотивации к обучению при использовании ИКТ.
Оборудование: планшет, видеоурок «Распространение плодов
и семян»; слайды, таблица «Типы плодов»; фотоиллюстрации плодов и семян; муляжи
плодов и семян.
Словарная работа: размножаются, распространяются, «парашютики».
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие, настрой ученика и организация внимания. Санитарно-гигиенические нормы.
Проверка готовности ученика к уроку.
2.Повторение и обобщение знаний.
Опрос:
- Как образуются плоды? (после того, как цветок отцветает, образуется плод).
- Каково строение плодов? (плод состоит из семян и околоплодника).
- Давай вспомним классификацию плодов (перед учеником таблица)
ПЛОДЫ
СУХИЕ СОЧНЫЕ
Боб Яблоко
Стручок Тыквина
Жёлудь Абрикос
Костянка Слива
Коробочка Ягода
Пшеница
- Дидактическая игра «Собери плоды в корзину».
(на столе лежат муляжи плодов и настоящие плоды; стоят
корзинки, в которые нужно собирать определенные плоды.
3. Формирование новых знаний (с использованием слайдов)
- Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него
месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябинку, увешанную
алыми гроздьями. Не случайно именно в плодах находится один или несколько
семян, при помощи которых растения размножаются.
- Почему в природе мы встречаем одинаковые растения в разных местах?
Слайд 1- Оказывается, семена в природе распространяются.
Слайд 2 –Плоды и семена в природе распространяются с помощью ветра, животных
и человека. Дунет ветер и полетят созревшие семена,
чтобы прорасти далеко от своего «родного» растения. Для этого у семян есть
специальные приспособления.
Слайд 3 – У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту».
Слайд 4 – У клёна есть «крылышки».
Слайд 5 – А у тополя семя прикреплено к лёгкому пуху.
Слайд 6 – Вот так созревшее семя путешествует и проростает.
- Отгадай загадку:
Выпускает он листы
Широченной широты,
Держится на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь. (Репейник-лопух)
Слайд 7
Оказывается, эти «шишки» и есть плоды с
семенами лопуха. Так же как и к одежде плоды этих растений прицепляются к
шерсти животных и перьям птиц.
Слайд 9 – Семена, заключённые в сочных плодах, распространяются животными и
птицами, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды рябины, малины, калины
привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена.
Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищённые плотной кожурой
семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с помётом.
Так распространяются многие ягодные растения.
Белки, мыши и другие животные делают запасы на зиму. Но не все
семена съедаются, некоторые теряются, а про некоторые «кладовые» животные
забывают. Таким образом, животные помогают распространять семена растений.
Слайд 10– В природе встречается немало растений, которые могут сами
рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена
разлетаются в разные стороны. Такой способ распространения называется
саморазбрасыванием.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
4. Закрепление материала по теме урока
- Какую тему мы сегодня рассмотрели на уроке? (распространение плодов и
семян).
- Что ты узнал сегодня на уроке? (как распространяются плоды и семена, какие у
семян есть приспособления к распространению ветром, животными и человеком).
- Сейчас я буду загадывать загадки, а ты должен отгадать не только растения, но и
назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к
распространению.
Дом зелёный, тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(горох, саморазбрасывание, створки высыхают и открываются).
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(одуванчик, ветром, «парашютики»).
Посадили зёрнышко –
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвём –
Много зёрен соберём,
Их пожарим, погрызём,
А приедут гости –
Им дадим по горсти.
(подсолнух, животными и растениями).
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, её клюют.
(рябина, птицами и животными, семена не перевариваются).
Кто не прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
(репейник, животными и человеком, острые зубчики цепляются за
шерсть животных или одежду человека).
Просмотрим для закрепления знаний видеоурок
https://youtu.be/E9eXi1X8ZrU
5. Подведение итогов урока.
- Какое значение для природы имеет распространение семя?
6. Домашнее задание.
Заполни таблицу «Способы распространения плодов и семян»
-Выполни задания тетради.
-За три дня до следующего урока биологии замочи семя фасоли.