Тема: «Распространение реформации в Европе. Контрреформация».
Тип: Изучение нового материала.
Формы и методы:
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.
Методы контроля: устный (вопросы), письменный (тест, работа с таблицей, синквейн).
Технология критического мышления
Формы: фронтальная, работа в парах
Цель: изучить процесс распространения реформационного движения в Европе на примере Швейцарии.
Задачи:
образовательные задачи:
познакомиться с идеями Жана Кальвина, определить общие установки кальвинизма;
охарактеризовать основные направления контрреформации.
развивающие задачи:
продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя кластер, синквейн;
продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;
продолжить развитие навыков критического анализа текста.
воспитательные задачи
Оборудование:
Ход урока:
1. Стадия вызова. Кластер (по теме Мартин Лютер), тест
2. Стадия реализация смысла.
3. Стадия рефлексии.
Стадия вызова.
На прошлом занятии мы рассмотрели причины зарождения реформационного движения, и основные идеи, предложенные основателем данного движения Мартином Лютером. Ребята сегодня мы продолжим изучение темы Реформация и поговорим о распространении реформационного движения в Европе на примере Швейцарии.
Но прежде чем заглянуть на страницы истории 1550 годов, давайте вернемся немного вперед и вспомним о том, что такое Реформация и кто стал ее основателем.
Обратите внимание на листы расположенные на ваших партах, на которых изображены кластеры, которые мы должны заполнить, объясняя каждый свой шаг.
Итак, в центре нашего кластера, мы отметим термин Реформация. Давайте вспомним, что это такое?
Реформация – это движение за переустройство церкви. (Почему возникло данное движение?)
Какие понятия мы можем выделить исходя из данного термина:
Мартин Лютер - основатель реформационного движения.
95 тезисов - тезисы, которые Мартин Лютер написал на дверях церкви в 1517 году (Какие положения входили в 95 тезисов?):
индивидуальное общение с богом;
освобождение церкви от пышности;
подчинение церкви светскому правителю;
ведение службы на родном языке.
Протестанты – сторонники Реформационного движения.
Аутсбургский мир – мир, по которому заключалось равноправие между католиками и протестантами в Германии 1555 г.
Тест на 5 вопросов на каждый ответ у вас есть по 1 минуте.
А теперь давайте приступим к изучению нового материала. План нашего урока:
1. Идеи Жана Кальвина.
2. Кальвинистская церковь
3. Контрреформация и монашеские ордена.
Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь она проникает в близ лежавшие к Германии государства Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии и это связано с именем Жана Кальвина.
Жан Кальвин (1509-1564) - основатель пресвитерианской церкви (кальвинистской)
Вслед за Мартином Лютером Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос волновавших верующих более 1000 лет Свободен ли человек в выборе жизненного пути или его судьба предопределена?
Кальвин утверждал, что души людей, предопределены Богом.
Никто из верующих не знает собственного предопределения.
Но человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы он должен двигаться навстречу судьбе через труд.
Именно труд был знаком спасения души.
Таким образом кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд.
В Женеве Кальвин организовал церковь.
А теперь прочитав пункт №2 Кальвинистская церковь и используя набор слов, который у вас написан на листах желтого цвета, в паре составьте небольшой рассказ из 4х предложений, какой была Кальвинистская церковь.
крещение, причастие, самоуправление, пресвитер, пастор, решения.
Идеи Жана Кальвина в последствии распространились не только в Швейцарии, но и Голландии, Франции, Шотландии, Англии. Поэтому для того чтобы остановить победное шествие реформации, католическая церковь приняла экстренные меры, создав монашеские орден иезуитов, целью которого была защита церкви от ереси.
1540 г. Образование ордена иезуитов
Контрреформация – борьбы католической церкви с реформационным движением
Основателен ордена иезуитов был Игнатий Лойола. Сейчас давайте попытаемся выяснить Какие меры использовали иезуиты для защиты католической церкви?
читая пункт на странице 106 заполните таблицу «+», «-», «?»
«+» | «-» | «?» |
миссионерство, благотворительность, развивали образование, читали проповеди на национальных языках, занимались воспитанием детей из разных семей. | убивали соперников, всегда наготове были яд и кинжал, иезуиты были послушным орудием террора в руках папы Римского | |
Давайте подведем общий итог: В конце XVI века европейский мир взорвался в религиозном мятеже, вызванном стремлением личности к свободе и самостоятельности. Эпоха реформации — это кризис католической церкви. Реформация оставила в истории глубокий след, изменив духовный, политический и экономический характер европейского общества.
Домашнее задание: учебник истории § 34.