Расширение диапазона изучаемых тем
в связи с введением курса «Родная (русская) литература»
Нас, учителей литературы, всегда беспокоила проблема, что за рамками обычной школьной программы по литературе остается множество прекрасных имен и произведений, с которыми хотелось бы ознакомить подрастающее поколение. Ведь детство - быстротечная пора, и именно в это время нужно успеть прочитать то или иное произведение. Уроки внеклассного чтения, конечно, есть, но они не в полной мере дают возможность изучения огромного количества прекрасной литературы.
В связи с введением курса «Родная (русская) литература», конечно (1 кадр- Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. NN 1576, 1577, 1578 во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования были внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей по русскому языку и литературе, и родному языку и литературе с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов Российской Федерации.)
вместе со множеством трудностей в составлении рабочих программ из-за отсутствия примерных программ, методических пособий, учебников, наличием только (2 кадр - ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК», «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА», «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН», 2018 год
появились свои плюсы - мы можем «законно» изучать множество других писателей и их произведения.
Например, к широкой и вызывающей гордость теме «Национальный компонент на уроках литературы» к именам , связанным с Казанью (Г.Р.Державин, А.Н. Радищев, А.С.Пушкин, С.Аксаков, А.Герцен, Л.Н.Толстой, В.В.Маяковский, Е.А.Баратынский) мы можем прибавить новое имя - Евгений Львович Шварц. 3 кадр
Такие его произведения, как «Сказка о потерянном времени» , «Тень», «Дракон», изучаются в 5, 7, 8классах.
Конечно, в 5 классе мы не начинаем с подробного изучения биографии писателя, а только упоминаем , что сказочник родился не где-нибудь, а в Казани, что всегда вызывает восторг учащихся. Деятельностный подход в обучении начинается с того, что у нас нет учебников, дети вынуждены искать тексты, успеть раньше других посетить школьную и районную библиотеки. После прочтения текста, по мере выполнения задания для самостоятельной работы, а именно расставить в правильной хронологической последовательности происходящие события в сказке (самостоятельная работа на индивидуальных карточках)
ребята близко воспринимают проблему важности бережного, экономного отношения к времени.
Через год, в 7 классе, имя Е.Шварца нам уже знакомо, близко, и мы с интересом принимаемся еще за одну сказку Евгения Львовича, но уже драматическую - пьесу «Тень». Тема урока "Уроки достоинства и доброты" (по пьесе Е.Шварца "Тень") Пьеса-сложная и что могут сделать дети сами, кроме как внимательного прочтения? Конечно, ребята могут найти ответ на вопрос, в чем же идея пьесы по таким заданиям учителя, как
Дать характеристику ученому и его тени; Что вы скажете о пьесе? В чем новаторство писателя? Для этого они работают по группам и обобщают свои домашние наблюдения.
(Непривычное отношение к сказке, очень сложные персонажи. Образы с одной стороны узнаваемы по другим сказкам, с другой – действуют не по сказочным законам. Это словно сказка наоборот. В сказочном городе победила темная сторона сознания человека, сказка разрушилась, герои потеряли свой привычный статус. К великому сожалению, именно добрым и благородным пришлось хуже всего. Поэтому Тень в сказочном городе и смогла устроиться лучше своего хозяина)
И конечно, традиционная беседа по прочитанному с использованием проблемных вопросов. И Ответы обязательно должны сопровождаться поисками цитат из пьесы.
– Можно ли назвать доктора счастливым человеком? В чем, на ваш взгляд, заключается несчастье героев пьесы? (Ответы с доказательствами).
– На чьей стороне автор?
– Чему учат нас поступки таких героев, как Ученый, Аннунциата? (Добру, справедливости, честности, умению любить и дружить, жить настоящей деятельной, кипучей жизнью, быть готовым прийти на помощь в любую минуту, жертвовать собой ради счастья других).
В 8 классе мы изучаем пьесу «Дракон». Восьмиклассникам под силу при изучении биографии Е.Шварца построить карту Казани, связанную с именем сказочника 20 века, а именно, университет Казани, где учился отец Е. Шварца на врача и познакомился с будущей мамой, обучавшейся на акушерских курсах в Казани, ребята понимают, каким важным образовательным центром была Казань еще тогда в далекие 1895 е годы , затем на карте показать место, где находилась в Казани Михаило-Архангельской церковь начала постройки 17 века, где крестился Лев Шварц, отец замечательного сказочника и где в мае 1895г состоялось их бракосочетание. Церковь была разрушена в 30 годы 20 века (это современная улица Х.Такташа, с известным всем зоопарком). Может быть, из этих ребят появятся в будущем люди, которые сделают памятную табличку о месте, связанном с именем русского писателя Е.Шварца.
(тема урока «От сказочного образа Дракона к символическому изображению Зла в человеческих душах») Также восьмиклассникам под силу создать афиши к пьесе «Дракон», и поэтому Первый урок – это урок-защита представленных афиш. Это своеобразный «парад» действующих лиц перед началом чтения пьесы в классе, который позволяет активизировать образное восприятие пьесы. В ходе работы выявляется разное отношение к героям, их поступкам. Работа над афишами предполагает, что ученики расскажут не только о том, какими они представляют героев пьесы, но и о том, как они это смогли увидеть.
После работы над афишами возникает вопрос, почему «Почему некоторым героям сложно дать однозначную характеристику?» и происходит эвристическая беседа, где ребята дают неожиданные ответы в вопросы.
Также так как ребятам очень нравится говорящий кот в пьесе, я их подвожу к теме символов и происходит так называемая ассоциативная цепочка Кот-кресло –очаг-кухня-семья –дом =символы мира, а дракон-огонь-солдафон-любитель пивной бочки=символы войны
Вывод. Это только одно великое имя советской русской классической литературы, изучение которого появилось благодаря урокам русской(родной) литературы.
(Шварц – наш земляк, уроженец Казани.
Евгений Шварц родился 9(21) октября 1896г в Казани. Отец его, Лев Борисович Шварц был студентом Казанского университета, приехавший в 1892г в Казань учиться на врача, мама, Мария Федоровна Шелкова, тоже студентка, училась на акушерских курсах. В Казани они встретились, полюбили друг друга и решили пожениться. Лев Шварц крестился в Михаило-Архангельской церкви города Казани 18(30) мая 1895г и вскоре состоялось их бракосочетание. Евгений – первенец, старший сын в семье Шварц. Семья была православной и русской по культуре. «Я – православный, следовательно, русский» – позднее писал о себе Евгений Шварц. В 1898г его отец закончил Казанский университет и получил специальность врача. Университетский инспектор отзывался о нем, как о благонадежном студенте отличного поведения.
Евгений Шварц вспоминал о родителях: «Отец – человек сильный и простой, пел, играл на скрипке, участвовал в спектаклях, любил быть на виду. Мать – много талантливее, по-русски сложная и замкнутая».
Он пишет сказки в то время, когда сказки считались вредной буржуазной отрыжкой, которая только путает, мешает воспитанию правильного взгляда на жизнь.
Любовь к сказке осталась с Евгением Шварцем на всю жизнь.
В 1940г Шварц пишет пьесу «Тень», которая была запрещена сразу после премьеры. В 1944 г. – одну из лучших своих пьес «Дракон». Писал он ее про Гитлера, про фашизм, о том, как дракон изуродовал, «вывихнул» души людей, «дырявые души, мертвые души», и именно на этом держалась его власть даже после его смерти. Пьеса была разрешена к постановке, но на премьере чиновники вдруг поняли, что же они разрешили. Пьеса оказалась совсем не про Гитлера, она гораздо глубже и драматичнее. Пьеса была немедленно запрещена и оставалась под запретом до 1962г.
Новизна работы – это, прежде всего, приемы работы над образом- символом в пьесе Е.Шварца «Дракон», которые требуют более детального рассмотрения.При работе над пьесой основным является исследовательский метод обучения (технология личностно-ориентированного образования), позволяющий организовать поисковую, познавательную деятельность учащихся.Система предложенных заданий ставит перед учениками познавательные и практические задачи, требующие самостоятельного творческого решения (создание афиш, работа с ассоциативными цепочками).Урок-исследование очень эффективен при комплексной работе с текстом.
Образная система произведения. Знакомство с героями.
Анализ результатов самостоятельного прочтения пьесы. Защита афиш, позволяющая понять глубину понимания пьесы, активизировать образное ее восприятие.Эвристическая беседа: «Почему некоторым героям сложно дать однозначную характеристику?» Диспут. Устное словесное рисование.