СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассказ о музее "Служу Отечеству" МБОУ гимназии №111

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Система патриотического воспитания, работа школьного музея «Служу Отечеству» в МБОУ гимназии № 111 является творческим процессом воспитания подрастающего поколения. Ведь то, что вкладывается в ребят в школьные годы, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. И это не пустые слова. Музей гимназии № 111 функционирует уже более 10 лет. За это время выросло не одно поколение выпускников, которые выходили в жизнь с четкой патриотической и гражданской позицией, прекрасно владеющие разнообразными видами практической деятельности. Они прекрасно адаптированы к жизни, умеют проводить исследовательскую работу, что позволяет им очень быстро включиться в жизнь института и достичь там определенных успехов. 

Просмотр содержимого документа
«рассказ о музее "Служу Отечеству" МБОУ гимназии №111»

Музей «Служу Отечества» – центр учебно-воспитательной работы в образовательном пространстве гимназии.

Музей открыт 9 мая 1998 г. Экспозиция оформлена в отдельной комнате

общ. площадью 18 кв.м. Общий фонд музея насчитывает более 380 экспонатов, среди которых награды и медали за «Боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За отвагу», орден «Красной Звезды», орден «Отечественной войны 1 степени», личные вещи участников гражданской, Великой Отечественной и Афганской войн; фотографии тех, кто ценою своей жизни отстоял нашу Родину. Через стекла витрин можно прочитать дневниковые записи тех, кто с самых первых дней Великой Отечественной войны встал на защиту Родины, пожелтевшие листки писем, исписанные быстрым почерком. В них - строки из простой, человеческой жизни, и в то же время это живой голос прошлого.

Эмоциональное воздействие на посетителей музея усиливается световыми и звуковыми эффектами и использованием современных информационных и цифровых технологий.

Уже много лет музей «Служу Отечеству» МОУ гимназии № 111 становится лауреатом смотра-конкурса школьных музеев г. Ростова-на-Дону. И это не случайно. «Служу Отечеству» - не просто музей, а хороший воспитатель чувства патриотизма, гражданственности, высоких нравственных качеств. Музей – неотъемлемый субъект культурно-образовательного и воспитательного пространства гимназии. С 2005 года существует план инновационной деятельности музея, который составлен в соответствии с программой деятельности музея на 2005-2010 год.

Активная работа ведется советом музея совместно с Администрацией школы, Парламентом школьной республики , общественностью микрорайона, детскими и молодежными объединениями города, Ростовской Лигой Юных Журналистов. Через музей проходят все мероприятия проводимые в школе.

На базе музея реализуются все школьные программы. Вот некоторые из них (слайд 2).: «Служу Отечеству», «Духовное возрождение», «Юные патриоты России», «Поиск», «Северный ветер», «Доброе сердце», «Надежда России», «Культура Дона». Все программы работают на те цели и задачи, которые ставят перед собой работники музея.(слайд 3,4).

ВИДЫ И ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МУЗЕЯ «СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ» ( слайды 5 – 15)


1. Экскурсионная работа

2. Музейные уроки

3. Кружки и клубы

4. Проектная деятельность.

Экскурсионная работа.

Экскурсии различаются по характеру тематики, по целевому назначению, варьируются в зависимости от состава группы, от ее пожеланий. Однако все экскурсии строятся на основе единого экскурсионного метода, суть которого заключается в непосредственном общении экскурсовода с группой, пришедшей для осмотра музея. Одна из важнейших задач экскурсионного метода – научить «видеть», то есть рассматривая экспозицию в целом и отдельные ее элементы, выявить их существенные черты, получить заложенную в них информацию.

Основные этапы подготовки экскурсии:

  1. Определение темы экскурсии.

  2. Составление плана.

  3. Изучение литературы и источников по теме.

  4. Разработка структуры экскурсии, определение методов ее проведения

  5. Выбор объектов показа для каждой части экскурсии.

  6. Составление методической разработки экскурсии.

В работе музея используются три основных композиционных принципа в разработке экскурсии – историко-хронологический, географический и тематический (экскурсоводы сочетают их по мере разработки маршрута). При использовании хронологического принципа расположение материала идет от более ранних событий к более поздним.

Географический принцип реализуется там, где движение группы и последовательность раскрываемых объектов задается географическим фактором, то есть рельефом местности или городской планировкой (расположением улиц). Третий, тематический, принцип композиции характеризуется тем, что движение группы и последовательность объектов задается внутренней логикой данной темы. Тема обычно делится на более мелкие, частные подтемы, каждая из которых опирается на определенный объект или группу объектов.

Воссоздать обстановку исторического события помогают старинные фотографии, рисунки, архивные документы, вещи-мемории. Их совокупность называют условно «портфелем». У каждого экскурсовода есть портфели практически на каждую экскурсию.

Приемы, используемые экскурсоводами музея «Служу Отечеству».

Приемы показа:

- демонстрации объекта

- зрительной реконструкции

- показом наглядных пособий

Приемы рассказа:

- краткая экскурсионная справка

- описание

- объяснение

- цитирование

- вопросов-ответов

- заданий (для немедленного исполнения; на дом)

Среди распространенных заданий на дом – краткое сочинение, посвященное объекту посещения, теме или подтеме экскурсии с изложением собственных впечатлений; простейшие картографические работы (нарисовать маршрут или расположение памятников на карте); составление перечня увиденного; дальнейший сбор материалов, имеющих отношение к теме экскурсии.

Каждый экскурсовод имеет листок активности.

  1. Четкое название экскурсии.

  1. Определение форм и методов работы с аудиторией

  2. Выбор средств выразительности и наглядности, определение способа их использования (время обращения к экспонату, варианты задания для его анализа)

  3. Определение методов активизации познавательной деятельности

  4. Выбор логики заданий, стиля их изложения (сюжет сказки, путешествие в старину, составление родословной человека или предмета, составление карты, изготовление наглядного пособия ит. д.)

  5. Оформление иллюстрациями, фотографиями, схемами(если необходимо)

Музейные уроки.

Урок в музее организуется с целью приобретения учащимися знаний по определенной проблеме, или углубление и закрепление знаний, полученных на уроках. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник знания.

Кроме того, Совет музея разработал и внедрил в жизнь уроки мужества для всех категорий школьников.

- Мир памяти, мир сердца, мир души.

- Урок мира

- Я – Ростовчанин!

- Урок памяти, посвященный победе над фашизмом.

- Урок мужества «Вечно живые».

- Дорога к храму.

- Богатыри земли русской.

- «И помнит мир спасенный!»

- «Великие символы славной Отчизны»

- «Главные вехи Победы»

- «Герои живут среди нас»

- Листая истории славной страницы…

-К дням воинской славы России:

  • Ледовое побоище – 18 апреля 1242

  • Куликовская битва – 21 сентября 1380

  • Освобождение Москвы от польских интервентов – 7 ноября 1612

  • Взятие Измаила – 24 декабря 1790

  • Победа у мыса Тендера – 11 сентября 1790

  • Бородинское сражение – 8 сентября 1812

  • Победа у мыса Синоп – 1 декабря 1853

  • Несокрушимая и легендарная – 23 февраля 1918

  • Битва под Москвой – 56 декабря 1941

  • Сталинградская битва – 2 февраля 1943

  • Снятие блокады Ленинграда – 27 января 1944

  • Последние залпы 2 мировой войны – 3 сентября 1945

Кружки и клубы. (слайды 16-17)

Все кружки и клубы, существующие в школе, очень тесно связаны с работой музея. Почти в каждом кружке участники получают навыки музейной работы. Помимо этого при музее созданы клубы: «Сыны Отечества», почетным председателем которого до недавнего времени являлся ветеран войны Агарков Владимир Петрович и «Точка зрения», где обсуждаются темы, волнующие старшеклассников. Для всех классов работает кинолекторий.

КИНОФИЛЬМЫ

  1. «…А зори здесь тихие»

  2. «Аты-баты, шли солдаты»

  3. «Баллада о солдате»

  4. «Балтийское небо»

  5. «Белорусский вокзал»

  6. «В бой идут одни старики»

  7. «В 6 часов вечера после войны»

  8. «Вдали от Родины»

  9. «Великий перелом»

  10. «Горячий снег»

  11. «Два бойца»

  12. «Два капитана»

  13. «Дорогой мой человек»

  14. «Жди меня»

  15. «Живые и мертвые»

  16. «Зоя»

  17. «Иваново детство»

  18. «Летят журавли»

  19. «Машенька»

  20. «Молодая гвардия»

  21. «На семи ветрах»

  22. «Нашествие»

  23. «Обыкновенный фашизм»

  24. «Отец солдата»

  25. «Они сражались за Родину»

  26. «Офицеры»

  27. «Повесть о настоящем человеке»

  28. «Подвиг разведчика»

  29. «Радуга»

  30. «Сильные духом»

  31. «Сталинградская битва»

  32. «Судьба человека»

  33. «Торпедоносцы»

  34. «Фронтовые подруги»

  35. «Человек № 217».

  36. «Хроника пикирующего бомбардировщика»

После просмотра фильма обязательно проходит беседа и обсуждение увиденного.

Проектная деятельность.

Перспективной для средней и старшей школы является проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. В 2008-2009 учебном году учащиеся работали над следующими проектами:

- Благотворительный проект: «Игрушки детям»

- «История семьи в истории Дона»

- «Ценности семейной педагогики, как основы взаимного обогащения культур разных народов».

Музейные выставки.

Помимо постоянных, в музее создаются и временные экспозиции – выставки. Выставки посвящаются актуальным крупным политическим событиям, юбилеям, информации о текущем моменте. Временность выставок отражается на составе экспонатов. Обычно выставляем экспонаты, которые даются на определенное время, а потом возвращаются хозяевам, либо экспонаты не отвечающие теме музея (например по Донскому краю, по городу Ростову-на-Дону и т.д.) Выставки имеют возможность показать исчерпывающий материал по поставленной теме.

Методы работы.

-проведение городских и музейных экскурсий силами учащихся;

- устные выступления учащихся с рассказом о памятниках культурного наследия;

- составление фотоальбомов и иллюстрированных рефератов;

- составление слайдфильмов;

-оформление краеведческих экспозиций;

- публикации, подготовленные отдельными учащимися, авторскими коллективами ;


-участие в подобных мероприятиях, проводимых городскими и общественными организациями на уровне района или города. (связанные с юбилейными датами, с историческими;

- компьютерные проекты;


-разработка виртуальных экскурсий.

Система патриотического воспитания, работа школьного музея «Служу Отечеству» в МОУ гимназии № 111 является творческим процессом воспитания подрастающего поколения. ( слайды18 – 20 )Ведь то, что вкладывается в ребят в школьные годы, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. И это не пустые слова. Музей гимназии № 111 функционирует уже более 10 лет. За это время выросло не одно поколение выпускников, которые выходили в жизнь с четкой патриотической и гражданской позицией, прекрасно владеющие разнообразными видами практической деятельности. Они прекрасно адаптированы к жизни, умеют проводить исследовательскую работу, что позволяет им очень быстро включиться в жизнь института и достичь там определенных успехов.

Первые выпускники музея уже давно нашли себя в жизни. Каждый связал свою профессию с работой с людьми. Панченко Роман – известный ресторатор г. Ростова-на-Дону, Гареев Рустам работает детским хирургом в областной больнице, Инютин Никита избрал для себя профессию государственного служащего. Они известные и уважаемые люди.

Многие избрали профессию тесно связанную с экскурсионной деятельностью. Так, Полякова Ирина, неоднократный победитель ДАНЮИ и конкурса экскурсоводов учится в ЮФУ на геофаке по специальности экскурсионное дело. Несмотря на то, что она студентка 3 курса, она несколько лет уже работает на круизном теплоходе с иностранными туристами, показывая им достопримечательности нашей Родины. Николай Соколов, также неоднократный победитель всевозможных конференций и ДАНЮИ, учится в ЮФУ на факультете тележурналистика и одновременно работает на Рен-ТВ корреспондентом, стал победителем нескольких профессиональных журналистских конкурсов. Ребята говорят о том, что без работы в музее, без исследовательской работы, которую они вели с 8 класса им бы труднее было адаптироваться и проявить себя в жизни. Печищева Дарья, Тупогуз Виктор, Челышев Сергей и многие другие очень успешно зарекомендовали себя в профсоюзной деятельности своих ВУЗов (ЮФУ, РИИЖТ, Педагогический университет). Многие из «работников» нашего музея закончили школу с медалью и сейчас продолжают учиться на получение красного диплома ( Красножон Анастасия, Греховодова Люба, Полякова Ира, Урокова Юля, Щербаков Дмитрий, Тихончук Юля и т. д.).

Челышев Сергей, поступив и окончив педагогический университет (исторический факультет), и сейчас продолжает заниматься наукой.

Можно привести еще много примеров, т. к. бывшие выпускники продолжают оставаться внештатными сотрудниками нашего музея. Но несомненно одно, музей «Служу Отечеству» оказал большую социализирующую функцию в жизни этих ребят.