СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассказ "Зелёное утро"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рассказ "Зелёное утро"»

Рэй Брэдбэри  Рассказ «Зелёное утро»  Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы Шаманина Татьяна Михайловна

Рэй Брэдбэри Рассказ «Зелёное утро»

Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы Шаманина Татьяна Михайловна

Начало повествования Рассказ начинается как бы с середины, с продолжения какого-то прерванного разговора. Этому способствует и особенность построения первой фразы. «Когда солнце зашло, он присел возле тропы и приготовил нехитрый ужин; потом, кладя в рот еду и задумчиво жуя, слушал, как потрескивает огонь».

Начало повествования

  • Рассказ начинается как бы с середины, с продолжения какого-то прерванного разговора. Этому способствует и особенность построения первой фразы. «Когда солнце зашло, он присел возле тропы и приготовил нехитрый ужин; потом, кладя в рот еду и задумчиво жуя, слушал, как потрескивает огонь».
Герой рассказа «Его звали Бенджамен Дрисколл, ему был тридцать один год. Он мечтал о том, чтобы весь Марс зазеленел, покрылся высокими деревьями с густой листвой, рождавшей воздух, больше воздуха; пусть растут во все времена года, освежают города в душное лето, не пускают зимние ветры».

Герой рассказа

  • «Его звали Бенджамен Дрисколл, ему был тридцать один год. Он мечтал о том, чтобы весь Марс зазеленел, покрылся высокими деревьями с густой листвой, рождавшей воздух, больше воздуха; пусть растут во все времена года, освежают города в душное лето, не пускают зимние ветры».
Собирательный образ Автор создает в лице своего героя собирательный образ человека богатой духовной жизни, одержимого высокой идеей служения людям, верой в их безграничные творческие возможности.

Собирательный образ

  • Автор создает в лице своего героя собирательный образ человека богатой духовной жизни, одержимого высокой идеей служения людям, верой в их безграничные творческие возможности.
Мечта Бенджамена Необычная мечта Бенджамена реализуется в повседневном труде. Тут же нам сообщается, что этот день похож на тридцать других: «с утра пораньше вырыть побольше аккуратных ямок, потом сыпать в них семена и носить воду из прозрачных каналов… Сейчас, скованный свинцовой усталостью, он лежал…». Все очень обыденно, и сама эта будничность исключает наличие необычного и фантастичного.

Мечта Бенджамена

  • Необычная мечта Бенджамена реализуется в
  • повседневном труде. Тут же нам сообщается, что этот день похож на тридцать других: «с утра пораньше вырыть побольше аккуратных
  • ямок, потом сыпать в них семена и носить воду из прозрачных каналов… Сейчас, скованный свинцовой усталостью, он лежал…».
  • Все очень обыденно, и сама эта будничность исключает наличие необычного и фантастичного.
Место действия Марс здесь тоже условен. Чудесным становится не появление человека на Марсе, а осуществление его мечты, чтобы Марс со своим устойчивым запахом железа, сухими пустынями покрылся зеленью.

Место действия

  • Марс здесь тоже условен. Чудесным становится не появление человека на Марсе, а осуществление его мечты, чтобы Марс со своим устойчивым запахом железа, сухими пустынями
  • покрылся зеленью.
Гимн дереву и труду «Дерево, - размышляет герой, -чего-чего только оно не может… Оно красит природу, простирает тень, роняет плоды. Или становится царством детских игр - целый небесный мир, где можно лазить, играть, висеть на руках… Средоточие пищи и радости - вот что такое дерево...»  Это и гимн тяжелому, но радостному человеческому труду, направленному на пользу людям.

Гимн дереву и труду

  • «Дерево, - размышляет герой, -чего-чего только оно не может… Оно красит природу, простирает тень, роняет плоды.
  • Или становится царством детских игр - целый небесный мир, где можно лазить, играть, висеть на руках… Средоточие пищи и радости - вот что такое дерево...»
  • Это и гимн тяжелому, но радостному человеческому труду, направленному на пользу людям.
Мечта - сделать Марс обитаемым «Оглянуться - значит пасть духом: стояла необычайно сухая погода, и вряд ли хоть одно семечко проросло. Может быть, битва проиграна? Четыре недели труда - впустую? И он смотрел только вперед, шел вперед по широкой солнечной долине, все дальше от Первого Города, и ждал - ждал, когда же пройдет дождь».

Мечта - сделать Марс обитаемым

  • «Оглянуться - значит пасть духом: стояла необычайно сухая погода, и вряд ли хоть одно
  • семечко проросло. Может быть, битва проиграна? Четыре недели труда - впустую? И он смотрел только вперед, шел вперед по широкой солнечной долине, все дальше от Первого Города, и ждал - ждал, когда же пройдет дождь».
Диалог  героя с потухающим костром Кому Бенджамен поверяет свои мысли? «- Тебе нужен воздух, - сказал он своему костру. Костер - живой румяный товарищ, который шутливо кусает тебе пальцы, а в прохладные ночи, теплый, дремлет рядом, щуря сонные розовые глаза. . . - Нам всем нужен воздух. Здесь, на Марсе, воздух редкий. Чуть что, и устал».

Диалог героя с потухающим костром

  • Кому Бенджамен поверяет свои мысли?
  • «- Тебе нужен воздух, - сказал он своему костру. Костер - живой румяный товарищ, который
  • шутливо кусает тебе пальцы, а в прохладные ночи, теплый, дремлет рядом, щуря сонные розовые глаза. . . - Нам всем нужен воздух. Здесь, на Марсе, воздух редкий. Чуть что, и устал».
Приём - олицетворение Делясь мыслями с костром как с живым существом, Бенджамен обращается к нему:  «- Понял, зачем я здесь? – сказал он. Огонь стрельнул… Я сажаю дубы, вязы и клены. Всякие деревья: осины, каштаны и кедры. Я делаю не просто плоды для желудка, а воздух для легких. Только подумать: когда все эти деревья наконец вырастут, сколько от них будет кислорода!».  «Сонный костер укутался пеплом. Воздух дрогнул: вдали прокатилась телега. Гром»

Приём - олицетворение

  • Делясь мыслями с костром как с живым существом, Бенджамен обращается к нему:
  • «- Понял, зачем я здесь? – сказал он. Огонь стрельнул… Я сажаю дубы, вязы и клены. Всякие деревья: осины, каштаны и кедры. Я делаю не просто плоды для желудка, а воздух для легких. Только подумать: когда все эти деревья наконец вырастут, сколько от них будет кислорода!».
  • «Сонный костер укутался пеплом. Воздух дрогнул: вдали прокатилась телега. Гром»
Настроение и особенности рассказа «Каким настроением окрашен рассказ?» Какие особенности рассказа дают нам это почувствовать? Лирическая интонация, пронизывающая произведение. Своеобразие пейзажных зарисовок, сообщающих особую поэтичность произведению.  Картины щедрой природы, дарующей людям свет и тепло, живут пока только в воображении Бенджамена, резко контрастируя с тем, что окружает его на бесплодной планете, но от этого они не теряют своей прелести.

Настроение и особенности рассказа

  • «Каким настроением окрашен рассказ?»
  • Какие особенности рассказа дают нам
  • это почувствовать?
  • Лирическая интонация, пронизывающая
  • произведение. Своеобразие пейзажных
  • зарисовок, сообщающих особую поэтичность произведению.
  • Картины щедрой природы, дарующей людям свет и тепло, живут пока только в воображении Бенджамена, резко контрастируя с тем, что окружает его на бесплодной планете, но от этого они не теряют своей прелести.
Описание проливного дождя «Дождь. Прохладный, ласковый, легкий, он моросил с высокого неба - волшебный эликсир, пахнущий чарами, звездами, воздухом; и он нес с собой острую на вкус пыль, рождая во рту то же ощущение, что старый херес. Дождь».  Абзац начинается и завершается ударным словом «дождь», подчеркивающим значимость происшедшего события.

Описание проливного дождя

  • «Дождь.
  • Прохладный, ласковый, легкий, он моросил с высокого неба - волшебный эликсир, пахнущий чарами, звездами, воздухом; и
  • он нес с собой острую на вкус пыль, рождая во рту то же ощущение, что старый херес.
  • Дождь».
  • Абзац начинается и завершается ударным словом «дождь», подчеркивающим
  • значимость происшедшего события.
Чудесная зарисовка ожившей природы Чудесная зарисовка ожившей природы «Утро было зеленое. Насколько хватало глаз, к небу поднимались деревья. Не одно, не два, не десяток, а все те тысячи, что он посадил, опуская в землю семена и саженцы… И не мелочь какая-нибудь, нет, не поросль, не хрупкие деревца, а мощные стволы, могучие деревья высотой с дом, зеленые-зеленые, огромные, пышные, деревья с отливающей серебром листвой, шелестящие на ветру…»

Чудесная зарисовка ожившей природы

Чудесная зарисовка ожившей природы

  • «Утро было зеленое. Насколько хватало глаз, к небу поднимались деревья. Не одно, не два, не десяток, а все те тысячи, что он посадил, опуская в землю семена и саженцы… И не мелочь какая-нибудь, нет, не поросль, не хрупкие деревца, а мощные стволы, могучие деревья высотой с дом, зеленые-зеленые,
  • огромные, пышные, деревья с отливающей серебром листвой, шелестящие на ветру…»
Смысл названия рассказа Герой выиграл свою битву с Марсом. Планета стала зеленой. Радостный, вдохновенный труд человека победил. Недаром рассказ называется «Зеленое утро». Символика слова «зеленый», в разных вариантах присутствующая в рассказе, окрашивает все произведение в цвет надежды, веры в безграничные возможности человека.

Смысл названия рассказа

  • Герой выиграл свою битву с Марсом. Планета стала зеленой.
  • Радостный, вдохновенный труд человека победил. Недаром рассказ называется «Зеленое утро». Символика слова «зеленый», в разных вариантах присутствующая в рассказе, окрашивает все произведение в цвет надежды, веры в безграничные возможности человека.
Проблемные вопросы 1. В чем суть авторского замысла в этом рассказе? 2. Что отличает этот рассказ? 3. Как решается проблема счастья в рассказе? 4. B чём понимание счастья героями рассказа и как это реализуется в их действиях и поступках? 5. В чем суть символики, названия рассказа и как это отражается в идейно-образной структуре произведения? 6. Какое место занимают пейзажные зарисовки в рассказе и какова их роль в раскрытии идейного замысла произведения?

Проблемные вопросы

  • 1. В чем суть авторского замысла в этом рассказе?
  • 2. Что отличает этот рассказ?
  • 3. Как решается проблема счастья в рассказе?
  • 4. B чём понимание счастья героями рассказа и как это реализуется в их действиях и поступках?
  • 5. В чем суть символики, названия рассказа и как это отражается в идейно-образной структуре произведения?
  • 6. Какое место занимают пейзажные зарисовки в рассказе и какова их роль в раскрытии идейного замысла произведения?