Содержание обследования очень простое - вычленить форму, цвет. Так как на занятия отводится немного времени, а малышам (каждому) нужно ощутить предмет, вычленить форму. Обследование обязательно нужно провести до занятия (по подгруппам, индивидуально). Очень важно приучать детей контролировать, сопровождать взглядом движение пальчика по форме, устанавливать связь между обследующим жестом и формообразующим движением «Пальчик бежит, нигде не останавливается, и кисточка побежит, также нигде не остановится». В этой группе возможно подведение детей к обобщению предметов по признаку формы (круглыми могут быть яблоки, мячи, пуговицы и т.д.). На этой основе уже в младшей группе возможно формирование обобщенного способа изображения (все круглые предметы рисуются, лепятся одним и тем же способом). | При обследовании обращается внимание на строение предмета. Важна также ориентировка в пространстве, и воспитатель, словом, уточняет расположение частей предмета (наверху, внизу, с одной стороны и т.д.). Особенно тщательным должно быть обследование предметов, форму которых дети изображают впервые. В этом случае требования те же, что и в младшей группе. Важно побуждать детей действовать («ощупать» фигуру) и вслух называть части, формы и т.д. Позднее процесс обследования будет более «свернут», и ребенок «про себя» будет называть то, что видит. Также у детей больше возможностей к выявлению зависимостей между внешним видом и назначением предмета, его частей и другими его признаками. | Детей следует обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте. Выполнение формообразующих движений рукой. Основную форму дети передают еще обобщенно, приближая ее к соответствующей форме геометрической фигуры. Характерный облик предмета создается благодаря включению в изображение некоторых деталей, элементов движения. Однако дошкольники испытывают трудности при изображении прямоугольных и округлых форм. Поэтому целесообразно обращать внимание на линии прямого и округлого характера. Это должно быть сделано и при обследовании. Обследующий жест подчеркивает и фиксирует внимание на пропорциях. С более старшими детьми устанавливается отличие форм предмета, его частей от геометрических эталонов форм (характерная форма рыбки - карася, щуки и др.). |