СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАССОХА Н. Н. Урок "Литературный бой по юмористическим рассказам А. П. Чехова", РЯиЛ 2019-8

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока РАССОХА Н. Н. "Литературный бой по юмористическим рассказам А. П. Чехова"

Просмотр содержимого документа
«РАССОХА Н. Н. Урок "Литературный бой по юмористическим рассказам А. П. Чехова", РЯиЛ 2019-8»

Н.Н. Рассоха, ГУО «Подлесский детский сад-базовая школа Ляховичского района Брестской области»


Литературный «бой» по ранним юмористическим рассказам А. П. Чехова

Урок коллективной творческой деятельности


Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о ранних юмористических рассказах А. П. Чехова.

Задачи урока:

  • образовательная: через синтез форм учебного занятия и воспитательного меро­приятия содействовать повышению каче­ства знаний учащихся о личности и раннем творчестве А. П. Чехова; актуализировать и углубить представления о юмористических рассказах писателя; помочь ощутить акту­альность, современное звучание и значение юмористических рассказов писателя в реше­нии проблемы «вечных» моральных ценно­стей; способствовать усвоению литературных терминов (теория литературы);

  • развивающая: формировать умения ху­дожественного анализа, исследовательской деятельности, характеристики литературных персонажей с учётом возрастных особенно­стей учащихся; содействовать развитию лич­ности учеников через создание условий для реализации их творческих способностей;

  • воспитательная: содействовать нрав­ственному воспитанию учащихся.

Подготовительный этап: прочитать расска­зы А. П. Чехова «Мальчики», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Налим».

Оборудование: толковый словарь русско­го языка; тексты рассказов А.П.Чехова «Мальчики», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фами­лия», «Хирургия», «Налим»; презентация «Когда человек смеётся...»; раздаточный ма­териал: карточки-задания, фотографии или рисунки предметов — «говорящих» деталей из рассказов А. П. Чехова.

Межпредметные связи: русский язык, ис­кусство, психология.

Методы обучения: творческий, частично­поисковый, репродуктивный.

Эпиграфы:

Краткость — сестра таланта. А П. Чехов

Ваша речь формирует ваше будущее.

Ход урока

  1. Введение.

Класс заранее разделён на две команды.

  • Сегодня у нас с вами не совсем обыч­ный урок — литературный «бой» по ранним юмористическим рассказам А. П. Чехова.

Учитель представляет команды, затемжюри.

  • Посмотрите презентацию на тему «Ког­да человек смеётся...».

  • Продолжите предложение: Когда чело­век смеётся...

  1. Конкурсная программа.

  1. Конкурс-разминка «Интересные фак­ты об А. П. Чехове».

Каждой команде необходимо было подо­брать по пять интересных фактов о личности писателя.

Команда «Почемучки».

  • Многие знают, что свои ранние произ­ведения Чехов подписывал именем Антоша Чехонте, но мало кому известен любопытный факт, что у этого писателя было более пяти­десяти различных псевдонимов. Около пяти лет Чехов в силу необхо­димости трудился так называемым «литера­турным негром» — писал для других писате­лей книги за деньги.

  • Бытует миф, что Чехов был невысок ростом. Это неправда — рост писателя со­ставлял 182 сантиметра.

  • Близким другом Чехова был другой известный писатель — Иван Бунин.

  • Из всех писателей-современников больше всего Чехов уважал Льва Толстого, отзываясь о нём всегда только почтительно и восторженно.

  • Чехов очень любил собак. У него было две таксы, которых звали Бром Исаич и Хина Марковна.

  • На первой планете нашей системы, Меркурии, есть кратер, названный в честь Чехова.

  • В Таганроге есть памятник Петру I. Именно Чехов убедил власти Таганрога по­ставить этот памятник.

Команда «Колоски»

Чехов был филателистом-любителем — он коллекционировал марки.

Дед Чехова был крепостным крестья­нином, но выкупил себя и свою семью, по­лучив таким образом свободу.

В Германии есть памятник Чехову.

Различные произведения Чехова экра­низировались около двухсот раз.

В Нью-Йорке существует литератур­ное издательство, названное в честь Чехова.

Чехов недолюбливал переводы своих произведений на другие языки.

Однажды Чехов поднялся на вершину вулкана Везувий.

У Чехова было около пятидесяти псевдонимов: Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, Брат своего брата, Гайка № 9, Шиллер Шекспирович Гёте и др.


2. Конкурс детективов.

— Совершая погружение в художествен­ный, необычайно яркий мир юмористиче­ских рассказов Чехова, мы превратимся на некоторое время в сыщиков-детективов, по­хожих на Шерлока Холмса и доктора Ватсо­на, Ната Пинкертона, Эркюля Пуаро, мисс Марпл. Ваша задача — «узнать» персонажа по определённой информации о нём.

1. «________________ уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фураж­ка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой морозный запах...» (Володя Королёв из рассказа «Мальчики».)

2. «___________________ худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинисты, глаза узень­кие, губы толстые, вообще был очень некрасив... Девочки, глядя на него, сра­зу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек. Он о чём-то всё время думал и так был занят своими мысля­ми, что, когда его спрашивали о чём-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал голову и про­сил повторить вопрос». (Чечевицын, ученик 2 класса из рассказа «Мальчики».)

3. «Через базарную площадь идёт ___________ в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с реше­том, доверху наполненным конфискованным крыжовником». (Полицейский надзиратель Очумелов.)

4. «За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек и, под­няв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец». («Золотых дел ма­стер» Хрюкин.)

5. «В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит виновник скандала — белый _______________ с острой мор­дой и жёлтыми пятнами на спине. В слезя­щихся глазах его выражение тоски и ужаса». (Борзой щенок брата генерала Жигалова.)

6. «На поверхности показывается боль­шая ____________ голова и за нею чёрное ар­шинное тело. ___________ тяжело ворочает хвостом и старается вырваться. _______________ друг неожиданно делает резкое движение Все растопыривают руки, но уже поздно...» (Налим.)

7. «У _____________ разболелись зубы. Он по­лоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, ски­пидар, керосин, мазал щёку йодом, в ушах была вата, смоченная в спирту На пред­ложение вырвать больной зуб ответил отка­зом». (Отставной генерал-майор Булдеев.)

8. «Между прочим и приказчик Булдеева _______________ пришёл к нему и присоветовал лечиться заговором». (Иван Евсеевич.)

9. «______________ вдруг побледнел, окаме­нел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился...» (Тонкий из рассказа «Толстый и тонкий».)

10. « ___________________ только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лос­нились, как спелые вишни

— Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал _______________ . — Я уже до тайного (советника) дослужился... Две звезды имею». (Толстый из рассказа «Толстый и тон­кий».)

11. «Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных при­нимает ____________ . Толстый человек, лет сорока, в поношенной чесучовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках. На лице его выражение чувства долга и приятности. Меж­ду указательным и средним пальцем — сига­ра, распространяющая зловоние». (Фельд­шер Курятин.)

12. «В приёмную входит ________________, высокий коренастый старик в коричневой ризе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом полузакрыт, на носу бородав­ка, похожая издали на большую муху. Се­кунду _______________ ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карбо­ловым раствором, потом вынимает из крас­ного платка просфору и с поклоном кладёт её перед фельдшером». (Дьячок Вонмигласов.)


Физкультминутка


3. Конкурс «говорящей детали» (архаиз­мов и историзмов).

А теперь, чтобы лучше представить эпоху Чехова, обратимся к художественной детали. Деталь у писателя становится «гово­рящей». Перед вами изображения предметов из разных рассказов Чехова. Вам необходимо установить рассказ, к которому относится «говорящая» деталь. Объясните, что она вам «сказала».

Предлагаются изображения: «ирокез», че­чевица, гимназическая форма начала XX ве­ка, башлык, калоша, дровяной склад, хаме­леон, персонажи из рассказа «Хамелеон», старинная полицейская форма, просфора, стетоскоп, персонажи из рассказа «Хирур­гия», налим, персонажи из рассказов «На­лим» и «Толстый и тонкий».

Вспомните определения понятий ар­хаизмы и историзмы. Они также являются «говорящими» деталями в произведениях Че­хова. Постарайтесь установить их значение.

Надзиратель — полицейский чин в царской России, отвечающий за порядок на определённом месте.

Городовой — низший чин полицей­ской охраны в городе.

Конфискованный — от «конфиско­вать»; здесь: отобрать, отнять.

Кабакпитейное заведение.

Борзая — порода охотничьих собак.

Мировой — судья, разбирающий еди­нолично мелкие дела, устанавливающий мир между спорящими сторонами.

Легавая — порода охотничьих собак.

Шельма (просторечн.) — мошенник, плут.

Извозчик — кучер наёмного экипажа, повозки.

Кокарда — форменный знак на голов­ном уборе.


4. «Листая пёстрые страницы» (конкурс вопросов и ответов).

— А теперь мы приступим к аналитическо­му конкурсу — конкурсу вопросов и ответов.

Команды по очереди отвечают на вопросы.

  • Почему младшие гимназисты из «Маль­чиков» вызывают улыбку писателя?

  • Какие черты характера Чечевицына вызывают наше уважение?

  • Над кем смеётся Чехов в рассказе «Ха­мелеон»?

  • Что этим рассказом утверждает писа­тель?

  • Почему у тонкого и толстого нет фами­лий?

  • Что такое чинопочитание? Как оно разру­шило встречу двух бывших одноклассников?

  • Когда употребляют выражение лошади­ная фамилия?

  • Что вам показалось смешным в расска­зе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия»?

  • У кого и как в рассказе Чехова «На­лим» проявился рыболовный фанатизм?

  • Над чем смеётся автор?

  • Почему свой рассказ А. П. Чехов на­звал «Хирургия»?

  • В чём заключаются особенности изобра­жения смешного в этом рассказе?


5. «Мой любимый эпизод» (домашнее за­дание).

— Команды приготовили домашнее за­дание. Вашему вниманию предлагается пре­зентация понравившегося эпизода из любого рассказа А. П. Чехова (по одному представи­телю от каждой команды)


6. «Звёздная пятиминутка» (конкурс ка­питанов).

А теперь в боевую схватку вступят наши капитаны. Для игры предлагается вы­ражение лошадиная фамилия.


7. Конкурс «Юных литературоведов». Установите соответствие между терми­нами и их значениями.

Карточка № 1

A. Афоризм.

Б. Ирония.

B. Комический.

Г. Насмешка.

Д. Психологизм.

Е. Рассказ.

Ж. Резюме

1. Смешной, забавный.

2. Краткое выразительное изречение, выражающее глубокую мысль.

3. Тонкая, скрытая насмешка.

4. Углублённое изображение психологических переживаний.

5. Обидная шутка, издёвка.

6. Краткий вывод, обобщение.

7. Небольшое повествовательное произведение

Ключ: А-2, Б-3, В-1, Г-5, Д-4, Е-7, Ж-6.


Карточка № 2

A. Сатира.

Б. Сарказм.

B. Смех.

Г. Шутка.

Д. Художественная деталь.

Е. Юмор.

Ж. Юмореска

1. Едкое насмешливое замечание.

2. Обличающее, бичующее осмеяние.

3. То, что говорится или делается ради веселья, не всерьёз.

4. Короткие голосовые характерные звуки, выражающие радость, удовольствие.

5. Понимание комического; умение видеть (деталь) и показывать смешное.

6. Одно из средств создания художественного образа, выразительная подробность.

7. Небольшое комическое литературное или музыкальное произведение

Ключ: А-2, Б-1, В-4, Г-3, Д-6, Е-5, Ж-7.


8. Конкурс-резюме.

— Заключительный конкурс-резюме называется «Особенности стиля рассказов Чехова». Ваша задача — назвать как можно больше стилевых особенностей чеховских рассказов.

Команда «Почемучки»

  • Предельно краткое, простое заглавие.

  • Завязка — кульминация — развязка (традиционность композиции).

  • Чёткая и краткая завязка: время дей­ствия, место, действующие лица.

  • Рассказ-оценка, диалогичность по­строения рассказа.

  • В основе характеристики персонажей — индивидуальная неповторимость их речи.

  • Подробное описание заменяет «гово­рящая» деталь.

  • Краткость (лаконизм) и простота фра­зы, простые предложения, малочисленность эпитетов, точность и выверенность слово­употребления, глагол как любимая чехов­ская часть речи.

Команда «Колоски»

Точное идейное звучание заглавия.

Острое, необычное положение как основа сюжета.

В композиции: краткое, динамичное действие (экспозиция), суть рассказа — в неожиданной развязке.

Художественная деталь заменяет мно­горечивые описания.

Простота, ясность, чёткие синтаксиче­ские конструкции в авторской речи.

Речь героев соответствует их характе­рам.

Жизненность сравнений; эпитеты не­многочисленны, новы, соответствуют обще­народной речи.

Афористичность речи и положитель­ных, и отрицательных персонажей.

Наличие подтекста.


III. Подведение итогов.

— Для подведения итогов слово предо­ставляется нашему уважаемому жюри.


IV. Рефлексия.

Учащимся предлагается закончить пред­ложение: Человек смеётся, когда он...


V. Домашнее задание.

Перечитать рассказ А. П. Чехова «Тол­стый и тонкий», устно подготовить сравни­тельную характеристику героев.