Н.Н. Рассоха, ГУО «Подлесский детский сад-базовая школа Ляховичского района Брестской области»
Литературный «бой» по ранним юмористическим рассказам А. П. Чехова
Урок коллективной творческой деятельности
Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о ранних юмористических рассказах А. П. Чехова.
Задачи урока:
образовательная: через синтез форм учебного занятия и воспитательного мероприятия содействовать повышению качества знаний учащихся о личности и раннем творчестве А. П. Чехова; актуализировать и углубить представления о юмористических рассказах писателя; помочь ощутить актуальность, современное звучание и значение юмористических рассказов писателя в решении проблемы «вечных» моральных ценностей; способствовать усвоению литературных терминов (теория литературы);
развивающая: формировать умения художественного анализа, исследовательской деятельности, характеристики литературных персонажей с учётом возрастных особенностей учащихся; содействовать развитию личности учеников через создание условий для реализации их творческих способностей;
воспитательная: содействовать нравственному воспитанию учащихся.
Подготовительный этап: прочитать рассказы А. П. Чехова «Мальчики», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Налим».
Оборудование: толковый словарь русского языка; тексты рассказов А.П.Чехова «Мальчики», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Налим»; презентация «Когда человек смеётся...»; раздаточный материал: карточки-задания, фотографии или рисунки предметов — «говорящих» деталей из рассказов А. П. Чехова.
Межпредметные связи: русский язык, искусство, психология.
Методы обучения: творческий, частичнопоисковый, репродуктивный.
Эпиграфы:
Краткость — сестра таланта. А П. Чехов
Ваша речь формирует ваше будущее.
Ход урока
Введение.
Класс заранее разделён на две команды.
Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок — литературный «бой» по ранним юмористическим рассказам А. П. Чехова.
Учитель представляет команды, затем — жюри.
Посмотрите презентацию на тему «Когда человек смеётся...».
Продолжите предложение: Когда человек смеётся...
Конкурсная программа.
Конкурс-разминка «Интересные факты об А. П. Чехове».
Каждой команде необходимо было подобрать по пять интересных фактов о личности писателя.
Команда «Почемучки».
Многие знают, что свои ранние произведения Чехов подписывал именем Антоша Чехонте, но мало кому известен любопытный факт, что у этого писателя было более пятидесяти различных псевдонимов. Около пяти лет Чехов в силу необходимости трудился так называемым «литературным негром» — писал для других писателей книги за деньги.
Бытует миф, что Чехов был невысок ростом. Это неправда — рост писателя составлял 182 сантиметра.
Близким другом Чехова был другой известный писатель — Иван Бунин.
Из всех писателей-современников больше всего Чехов уважал Льва Толстого, отзываясь о нём всегда только почтительно и восторженно.
Чехов очень любил собак. У него было две таксы, которых звали Бром Исаич и Хина Марковна.
На первой планете нашей системы, Меркурии, есть кратер, названный в честь Чехова.
В Таганроге есть памятник Петру I. Именно Чехов убедил власти Таганрога поставить этот памятник.
Команда «Колоски»
Чехов был филателистом-любителем — он коллекционировал марки.
Дед Чехова был крепостным крестьянином, но выкупил себя и свою семью, получив таким образом свободу.
В Германии есть памятник Чехову.
Различные произведения Чехова экранизировались около двухсот раз.
В Нью-Йорке существует литературное издательство, названное в честь Чехова.
Чехов недолюбливал переводы своих произведений на другие языки.
Однажды Чехов поднялся на вершину вулкана Везувий.
У Чехова было около пятидесяти псевдонимов: Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, Брат своего брата, Гайка № 9, Шиллер Шекспирович Гёте и др.
2. Конкурс детективов.
— Совершая погружение в художественный, необычайно яркий мир юмористических рассказов Чехова, мы превратимся на некоторое время в сыщиков-детективов, похожих на Шерлока Холмса и доктора Ватсона, Ната Пинкертона, Эркюля Пуаро, мисс Марпл. Ваша задача — «узнать» персонажа по определённой информации о нём.
1. «________________ уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой морозный запах...» (Володя Королёв из рассказа «Мальчики».)
2. «___________________ худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинисты, глаза узенькие, губы толстые, вообще был очень некрасив... Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек. Он о чём-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что, когда его спрашивали о чём-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал голову и просил повторить вопрос». (Чечевицын, ученик 2 класса из рассказа «Мальчики».)
3. «Через базарную площадь идёт ___________ в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником». (Полицейский надзиратель Очумелов.)
4. «За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец». («Золотых дел мастер» Хрюкин.)
5. «В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит виновник скандала — белый _______________ с острой мордой и жёлтыми пятнами на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса». (Борзой щенок брата генерала Жигалова.)
6. «На поверхности показывается большая ____________ голова и за нею чёрное аршинное тело. ___________ тяжело ворочает хвостом и старается вырваться. _______________ друг неожиданно делает резкое движение Все растопыривают руки, но уже поздно...» (Налим.)
7. «У _____________ разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом, в ушах была вата, смоченная в спирту На предложение вырвать больной зуб ответил отказом». (Отставной генерал-майор Булдеев.)
8. «Между прочим и приказчик Булдеева _______________ пришёл к нему и присоветовал лечиться заговором». (Иван Евсеевич.)
9. «______________ вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился...» (Тонкий из рассказа «Толстый и тонкий».)
10. « ___________________ только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни
— Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал _______________ . — Я уже до тайного (советника) дослужился... Две звезды имею». (Толстый из рассказа «Толстый и тонкий».)
11. «Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает ____________ . Толстый человек, лет сорока, в поношенной чесучовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках. На лице его выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцем — сигара, распространяющая зловоние». (Фельдшер Курятин.)
12. «В приёмную входит ________________, высокий коренастый старик в коричневой ризе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду _______________ ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платка просфору и с поклоном кладёт её перед фельдшером». (Дьячок Вонмигласов.)
Физкультминутка
3. Конкурс «говорящей детали» (архаизмов и историзмов).
А теперь, чтобы лучше представить эпоху Чехова, обратимся к художественной детали. Деталь у писателя становится «говорящей». Перед вами изображения предметов из разных рассказов Чехова. Вам необходимо установить рассказ, к которому относится «говорящая» деталь. Объясните, что она вам «сказала».
Предлагаются изображения: «ирокез», чечевица, гимназическая форма начала XX века, башлык, калоша, дровяной склад, хамелеон, персонажи из рассказа «Хамелеон», старинная полицейская форма, просфора, стетоскоп, персонажи из рассказа «Хирургия», налим, персонажи из рассказов «Налим» и «Толстый и тонкий».
Вспомните определения понятий архаизмы и историзмы. Они также являются «говорящими» деталями в произведениях Чехова. Постарайтесь установить их значение.
Надзиратель — полицейский чин в царской России, отвечающий за порядок на определённом месте.
Городовой — низший чин полицейской охраны в городе.
Конфискованный — от «конфисковать»; здесь: отобрать, отнять.
Кабак — питейное заведение.
Борзая — порода охотничьих собак.
Мировой — судья, разбирающий единолично мелкие дела, устанавливающий мир между спорящими сторонами.
Легавая — порода охотничьих собак.
Шельма (просторечн.) — мошенник, плут.
Извозчик — кучер наёмного экипажа, повозки.
Кокарда — форменный знак на головном уборе.
4. «Листая пёстрые страницы» (конкурс вопросов и ответов).
— А теперь мы приступим к аналитическому конкурсу — конкурсу вопросов и ответов.
Команды по очереди отвечают на вопросы.
Почему младшие гимназисты из «Мальчиков» вызывают улыбку писателя?
Какие черты характера Чечевицына вызывают наше уважение?
Над кем смеётся Чехов в рассказе «Хамелеон»?
Что этим рассказом утверждает писатель?
Почему у тонкого и толстого нет фамилий?
Что такое чинопочитание? Как оно разрушило встречу двух бывших одноклассников?
Когда употребляют выражение лошадиная фамилия?
Что вам показалось смешным в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия»?
У кого и как в рассказе Чехова «Налим» проявился рыболовный фанатизм?
Над чем смеётся автор?
Почему свой рассказ А. П. Чехов назвал «Хирургия»?
В чём заключаются особенности изображения смешного в этом рассказе?
5. «Мой любимый эпизод» (домашнее задание).
— Команды приготовили домашнее задание. Вашему вниманию предлагается презентация понравившегося эпизода из любого рассказа А. П. Чехова (по одному представителю от каждой команды)
6. «Звёздная пятиминутка» (конкурс капитанов).
А теперь в боевую схватку вступят наши капитаны. Для игры предлагается выражение лошадиная фамилия.
7. Конкурс «Юных литературоведов». Установите соответствие между терминами и их значениями.
Карточка № 1
A. Афоризм. Б. Ирония. B. Комический. Г. Насмешка. Д. Психологизм. Е. Рассказ. Ж. Резюме | 1. Смешной, забавный. 2. Краткое выразительное изречение, выражающее глубокую мысль. 3. Тонкая, скрытая насмешка. 4. Углублённое изображение психологических переживаний. 5. Обидная шутка, издёвка. 6. Краткий вывод, обобщение. 7. Небольшое повествовательное произведение |
Ключ: А-2, Б-3, В-1, Г-5, Д-4, Е-7, Ж-6.
Карточка № 2
A. Сатира. Б. Сарказм. B. Смех. Г. Шутка. Д. Художественная деталь. Е. Юмор. Ж. Юмореска | 1. Едкое насмешливое замечание. 2. Обличающее, бичующее осмеяние. 3. То, что говорится или делается ради веселья, не всерьёз. 4. Короткие голосовые характерные звуки, выражающие радость, удовольствие. 5. Понимание комического; умение видеть (деталь) и показывать смешное. 6. Одно из средств создания художественного образа, выразительная подробность. 7. Небольшое комическое литературное или музыкальное произведение |
Ключ: А-2, Б-1, В-4, Г-3, Д-6, Е-5, Ж-7.
8. Конкурс-резюме.
— Заключительный конкурс-резюме называется «Особенности стиля рассказов Чехова». Ваша задача — назвать как можно больше стилевых особенностей чеховских рассказов.
Команда «Почемучки»
Предельно краткое, простое заглавие.
Завязка — кульминация — развязка (традиционность композиции).
Чёткая и краткая завязка: время действия, место, действующие лица.
Рассказ-оценка, диалогичность построения рассказа.
В основе характеристики персонажей — индивидуальная неповторимость их речи.
Подробное описание заменяет «говорящая» деталь.
Краткость (лаконизм) и простота фразы, простые предложения, малочисленность эпитетов, точность и выверенность словоупотребления, глагол как любимая чеховская часть речи.
Команда «Колоски»
Точное идейное звучание заглавия.
Острое, необычное положение как основа сюжета.
В композиции: краткое, динамичное действие (экспозиция), суть рассказа — в неожиданной развязке.
Художественная деталь заменяет многоречивые описания.
Простота, ясность, чёткие синтаксические конструкции в авторской речи.
Речь героев соответствует их характерам.
Жизненность сравнений; эпитеты немногочисленны, новы, соответствуют общенародной речи.
Афористичность речи и положительных, и отрицательных персонажей.
Наличие подтекста.
III. Подведение итогов.
— Для подведения итогов слово предоставляется нашему уважаемому жюри.
IV. Рефлексия.
Учащимся предлагается закончить предложение: Человек смеётся, когда он...
V. Домашнее задание.
Перечитать рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий», устно подготовить сравнительную характеристику героев.