Организация класса на работу Упражнение на внимание «Пишущая машинка» - Каждому ребёнку присваивается одна буква. Я называю слово. Если в этом слове есть буква, которая вам присвоена, то вы должны выйти к доске. Ёж, дом, папа, цирк, каша, рама, рука, вода, бык, герб, заря, сон. Буквы: е, ж, д,о,м,п,а,ц,и,р,к,ш,у,в,б,ы,г,з,я,с,н Повторение ранее изученного материала - Что вы можете рассказать о природных условиях субтропической зоны? III. Сообщение темы и целей урока. Работа по теме - Сегодня мы поговорим о природе Черноморского побережья Кавказа, растительном и животном мире - У вас было домашнее задание подготовить доклад для учащихся 1-3 классов о природе Черноморского побережья Кавказа, о правилах безопасного поведения во время отдыха у моря, используя доклады Миши и Маши Ивановых. 1. Выступление ученика. -Скажите, какие растения мы можем там увидеть? (дуб, граб, бук, ясень, липа, клён, каштан) -Ребята, я хочу вас познакомить с некоторыми из этих растений поближе. Граб – он родственник нашей берёзе, любит солнечный свет, боится сквозняков. Бук - это дерево из семейства дубовых. Он живёт до 500 лет. Его используют в строительстве. Каштан – они бывают дикими, могут расти вдоль дорог, в аллеях и парках. А ещё их люди сажают рядом со своими домами, используют их сладкие плоды и любуются красивыми цветами. - Какой знаменитый парк есть в Сочи? («Дендрарий») - В парке «Дендрарий», основанном в 1892 году, собраны растения субтропических зон со всего мира (вечнозелёные растения: пицундская сосна, кипарис, магнолия, туя, пальма, лавр) Туя – вечно зелёное растение. Оно легко размножается. Используют для озеленения городов, выполняя из него живые изгороди. Платан – могучее дерево, которое живёт до 2000 лет. Его мы можем увидеть на улицах южных городов. Его листья напоминают листья клёна. Плоды напоминают бусины нанизанные на нить. В высоту вырастает до 60 метров, а в обхват 18 метров. Иглица Колхидская – у неё тёмно-зелёная мягкая хвоя. Живёт до 1000 лет. Используют для озеленения городов. Самшит – это ядовитое растение. Оно привлекает всех своими красными ягодами, которые спрятаны под листья. Ядовиты все части растения, а особенно листья. - Внимательно рассмотрите растения, занесенные в Красную книгу. Это жимолость, самшит колхидский, иглица колхидская, тис ягодный. Физкультминутка У меня спина прямая, ( Ходьба на месте, руки за спину.) Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.) Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.) Раз, два. три. четыре. Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.) Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.) Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.) Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.) Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.) Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.) Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.) И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.) Повернись туда - сюда! (Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.) Раз. два. три. четыре (Повороты туловища.) Три. четыре, раз. два. -А каких животных мы можем встретить на Черноморском побережья Кавказа? - Рассмотрите внимательно иллюстрации в учебнике. Самые замечательные и крупные животные этих заповедных мест – бобры, косули, кабаны, кавказские козлы, олени, рыси, медведи. Но их вряд ли удастся увидеть. Насекомых этих мест мы обязательно увидим. Занесённая в Красную книгу жужелица кавказская, богомол, цыкады. - Самые удивительные обитатели этих мест морские: медузы, крабы, мидии, моллюски рапаны, морские коньки, морские иглы, дельфины, белобрюхий тюлень – вид, занесённый в Красную книгу. В заказниках под охраной находятся гуси, утки, цапли, лебеди. - Наши корреспонденты вернулись с Чёрного моря. Они увидели много интересного. Сейчас они нам расскажут. 2. Выступление учеников Лебедь Лебедь справедливо может быть назван одной из красивейших птиц нашей страны. Большой, совершенно белый, с изогнутой шеей, он особенно хорош, когда плывет по воде меж зеленых камышей. Недаром лебедь издавна служил украшением прудов в различных садах и парках, а во всех народных сказаниях всегда был эмблемой красоты. Голос кликуна звучит подобно звонкой трубе. Особенно приятно звучат его крики весной, когда лебеди высоко в небе перекликаются между собой. Мелодия лебединой переклички сливается с шумом талой воды и со всеми разнообразными звуками оживающей после зимы природы. Полет лебедя сильный. Естественно, что такая крупная птица затрачивает много усилий для того, чтобы оторваться от воды. Но, поднявшись, лебедь летит быстро, сравнительно редко взмахивая могучими крыльями. Первое время по прилете лебеди вынуждены держаться по полыньям, а то и просто на больших весенних лужах. Они разбиваются на пары и живут вместе в течение всей жизни. Чаще всего лебеди гнездятся в тростниковых зарослях, там, где есть хотя бы небольшие участки открытой воды. При выборе места для гнезда птицы забираются в “крепкие заросли”, топи, укромные уголки, отдаленные от берега. Если гнездо выстроено в доступном месте, оно часто погибает, так как невежественные люди нередко выбирают яйца из гнезд и наносят этим большой вред сохранению и размножению этой прекрасной птицы. Пара лебедей, занявшая небольшое озерко, не допускает на него других птиц своего вида. На более крупных озерах соседние пары кликунов с весны устраивают жестокие драки на своих границах. Медузы Медузы очень красивы. Причудливые фонарики, люстры, блюдца и зонтики со щупальцами, и все это полупрозрачное, часто окрашенное нежнейшими голубыми, лиловыми, бурыми и розовыми красками. Их медленные грациозные танцы в воде завораживают. Можно от них и «окаменеть». Правда, не от взгляда, а от прикосновения. Яд медуз парализует неосторожно подплывших к ним рыбок. Но и людям от медуз достается. Человек для медузы чересчур крупная добыча, и, в большинстве случаев, ожог медузы не смертелен, хотя и очень неприятен. Однако чем крупнее медуза данного вида, тем хуже последствия от встречи с нею. Каких же размеров бывают медузы? Самые разные – от булавочной головки до двухметровых гигантов. В Книгу Гиннесса занесена медуза цианея волосатая, выловленная в северо-западной части Атлантики в 1865 году. Ее шляпка была около 3 метров, а щупальца простирались почти на 40 метров. То есть, если растянуть щупальца в разные стороны, длина такой медузы составит 80 метров. Это самое длинное животное на Земле! 3. Работа по учебнику - Давайте прочитаем сообщение школьного врача Тамары Егоровны «Отдых на Черноморском побережье» с. 118-120. В заключение своего выступления Тамара Егоровна предупредила, что во время отдыха у моря надо быть осторожными. Прочитайте рекомендации в рамке. IV. Итог урока - Каковы особенности неживой природы Черноморского побережья? - Назовите растения Черноморского побережья. Не забудьте о растениях, занесённых в Красную книгу. - Какие животные обитают здесь в море, а какие – на суше? - Составьте 2-3 цепи питания, которые сложились в этой субтропической зоне. - Почему Черноморское побережье Кавказа называется всероссийской здравницей? - Почему природа Черноморского побережья подлежит особой охране в соответствии с государственными законами? V. Рефлексия - Оцените свою работу на уроке. - С каким настроением вы уйдете с урока? - Покажите мне ваши кружки-лица. – Спасибо за работу на уроке! VI. Домашнее задание стр. 114 -121, т. №59 - Откройте тетрадь по окружающему миру, прочитайте задание 59. | положительный эмоциональный настрой; тренировка активного внимания актуализация знаний организация познавательной деятельности на восприятие нового материала активное и сознательное изучение нового материала включение обязательного элемента здоровьесберегающей организации урока с целью переключения внимания обучающихся, снятия усталости, восстановления сил формирование умения оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить; чтение вслух и про себя текста, постановка вопросов к тексту и поиск ответов, самопроверка обобщение, включение новых знаний в систему ранее изученных проверка способности к самооценке как личностный результат чёткая формулировка требований |