СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растения нашего края, занесённые в Красную книгу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Растения нашего края, занесённые в Красную книгу. Любовь к природе

Просмотр содержимого документа
«Растения нашего края, занесённые в Красную книгу»

Урок 6

Тема: Растения нашего края, занесённые в Красную книгу

Цели: сформировать представления учащихся о Красной книге как государственном документе; развития навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений, занесённых в Красную книгу Таврийского края;

Воспитывать любознательность, бережного отношения к природе;

Оборудование: иллюстрации растений (“темы” будущих исследований),

раздаточный материал (доклады ребят), папки исследований (с чистыми листочками для записей результатов исследований.

Тип занятия: исследовательская работа.

Ход урока

І. Организация класса

ІІ. Вводное слово учителя

Наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества.

Что такое Красная книга, для чего она создана – мы узнаем на нашем занятии. Попытаемся понять, почему некоторые виды растений занесены в неё, самостоятельно издадим несколько страниц.

ІІІ. Погружение в проблему

(Приглушённо звучит мелодия программы “В мире

животных” ).

Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных и растений, причём более половины из них – за последние 50 лет. Все эти животные и растения погибли в основном по вине человека. Многие растения и животные, которые раньше

встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу.

- Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга?

(Красный цвет – это цвет опасности,

означает “стоп, не губи”)

- Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал

опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.

Выступление детей

1 ученик. Первыми попали в Красную книгу Водяной орех плавающий

Растет обычно в стоячих и слабопроточных водах, часто образуя обширные заросли. Редкое водное растение с длинным укореняющимся стеблем. В Херсонской области сохранился местами в заводях Днепра и Ингульца, в некоторых озерах. В 1983 году для его охраны организован государственный ботанический заказник "Ингулецкий лиман".

2 ученик.

Астрагал шерстистоцветковый из семейства бобовых. Многолетнее травянистое растение, достигающее в высоту 35-40 см. Цветки желтые, собранные в густые головчатые соцветия. Ценное лекарственное растение, содержащее в своем составе полисахариды бассорин и арабин, сахара, органические кислоты, азотистые вещества. В Херсонской области встречается в незначительном количестве на склонах балок. Вид находится под угрозой уничтожения. Для его сохранения необходима организация заказников, прекращение стихийных и организованных заготовок, введение в культуру.

3 ученик.

Ятрышник (орхидея) из семейства орхидных. В "Красную книгу Украины" занесены четыре редких для Херсонской области вида: ятрышники шлемоносный, болотный, точечный и дремлик. Ареалы растений сильно сокращаются в силу влияния антропогенного фактора. Требуется дополнительное исследование популяции этих видов, уточнение их границ, а также организация заказников.

4 ученик

Тюльпан, семейство лилейных. Многолетнее растение. В настоящее время на Украине отмечено восемь видов из семидесяти встречаемых в бывшем СССР. Для Херсонской области характерны три вида: тюльпаны Биберштейна, скифский и Шренка. Исчезающие ценные виды. Растут на открытых степных участках и склонах. Цветут рано весной, обладают высокими декоративными качествами. Сохранить растения на территории области может лишь полный запрет сбора цветов, выкапывание луковиц, по возможности сохранение в нераспаханном состоянии склонов, подовых участков, а также контроль за состоянием популяций. Есть потребность в уточнении мест произрастания видов.

5 ученик

Золотобородник цикадовый, семейство мятликовых. Многолетнее растение. На каждой веточке метелки сидят по три колоска, два крайних имеют при основании пучки золотистых волосков, переливающихся различными оттенками на солнце. Редкий исчезающий вид. Произрастает на песках, иногда на солончаках. В Херсонской области встречается на острове Джарылгач. Необходимо постоянное наблюдение за состоянием популяций.

Однако даже в Международную Красную

книгу нельзя записать все виды редких растений и

животных, которые нуждаются в охране. Многие

страны стали составлять свои собственные

Красные книги.

На Херсонщине создали собственную Красную книгу. А точнее, это Красный список из более 200 редких и исчезающих на территории края видов птиц, пресмыкающихся, насекомых, рыб и растений, над которым в течение года работал целый научный коллектив во главе с профессором, заведующим кафедрой ботаники Херсонского госуниверситета Михаилом Бойко.

ІV. Практическая часть

1. Как устроена Красная книга?

Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (Ребята

дают свои варианты ответов).

Чёрная – уже вымерли ( и другие).

Красная – исчезающие виды ( ).

Жёлтая – редкие виды ( ).

Зелёная – восстановленные виды ( ).

(На доске выставляются иллюстрации растений , занесённых в Красную книгу, с кружочками в уголках картин, соответствующими её разделам).

- Красная книга – это документ временного действия, почему так говорят?

Учащиеся.

Люди узнают что-то новое об исчезающих видах растений и предлагают взять их под

свою охрану, вносят в Красную книгу. Некоторые растения уже не нуждаются в охране, и они попадают на другие страницы.

- Верно. Красная книга – документ постоянно изменяющийся, по мере того как

пополняются наши знания о природе, она должна пополнятся новыми сведениями и

совершенствоваться.

У доски стоит макет Красной книги (с чистыми страницами).

Рисунок 1

2. Красная книга Херсонской области.

- Посмотрите, пожалуйста, это макет Красной книги Херсонской области. Почему его

страницы пустые?

- Мы сами их должны заполнить.

- А где возьмем данные?

- Из книг, зададим вопросы другим …




- Как мы можем с вами повлиять на то, чтобы эти виды растений продолжали радовать ещё многие поколения человечества?

Не рвать и не уничтожать названные растения.

Говорить о бережном отношении к ним другим

людям, даже взрослым.

А радоваться ими и любоваться можно, бывая на

природе.

3. Исследование “Страничка в Красной книге”

(Самостоятельная работа в группах с источниками информации о различных растениях, занесённых в Красную книгу).

Алгоритм работы в группе:

выбрать руководителя группы, капитана;

определить тему (проблему) исследования

(растения);

выяснить, какой вид будете изучать;

каждый ребёнок предлагает, с какими источниками

поиска он будет работать;

определяется оформитель – художник группы,

который сделает иллюстрацию в Книгу;

порядок работы юного исследователя .

Подумай.

Задай вопросы самому себе.

Спроси у другого человека.

Посмотри в книгах.

Понаблюдай.

Проведи эксперимент.

Посмотри в компьютере.

Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников. Обобщить ее и подготовить сообщение.

Найденные идеи каждый ребёнок фиксирует на небольших листочках бумаги, эти листочки он вкладывает в кармашки папки. Если идея найдена в книге, то листок с записями по этому поводу кладется в кармашек со значком “книга”, если идея найдена путем наблюдения, то листок с ее записью оказывается в соответствующем кармашке.

Дети работают самостоятельно, они сами изучают

все, что связано с выбранной темой. Учитель выполняет роль консультанта, старшего помощника тем, кто нуждается в помощи.

Собранные листочки впоследствии вынимаются, и на основании полученных сведений составляется сообщение об итогах исследования.

V. Рефлексия

Учитель. Подведём итоги нашего поиска.


1. Защита проектов-исследований.

Первая группа: Вымершие растения

Магнолия назван в честь французского ботаника Пьера Маньоля.

Магнолия цилиндрическая — стройное листопадное дерево высотой до 9 м. Ширина кроны — до 4,5 м. Листья простые, черешковые, обратнояйцевидной пластинкой, до 15 см в длину. Имеют темно-зеленую глянцевую верхнюю сторону и коротко опушенную нижнюю.

Согласно японской легенде однажды девушка по имени Кейко сделала из листов белой бумаги красивые цветы. Чтобы вдохнуть в оригами жизнь, она отдала каждому из них по капле крови. Вот почему лепестки магнолии окрашены в бледно-розовый цвет.

Семена магнолии имеют сочную яркую оболочку — саркотесту, которая делает их аппетитными для птиц.



Вторая группа: Исчезающие виды


Тис – это хвойное дерево или кустарник с медленным ростом и густым ветвлением. Кора тонкая красновато-бурая, отслаивающаяся пластинками. Обычно двудомные. Листья линейные, плоские, кожистые, сидящие на коротких черешках, изгиб которых придает им двурядное расположение на горизонтальных побегах, на торчащих вверх они расположены спирально. Мужские шишки круглые, одиночные, сидящие в пазухах листьев с нижней стороны побега. Женские генеративные органы расположены так же. Семя окружено мясистым сочным придатком красного цвета — ариллусом (кровелькой, присемянником) в виде бокала 5-8 мм в диаметре. Семена созревают в текущем сезоне. Все части хвойного дерева тис, кроме ариллуса, ядовиты....

Тис ягодный во все времена ценился в качестве поделочного и строительного материала – за века он был почти полностью истреблён из-за своей «вечной» древесины. Одно из важных свойств тиса – его бактерицидное действие. Дома, в которых хотя бы частично использовался тис, ограждали своих обитателей от болезнетворных инфекций...


Третья группа: Редкие виды


Все в этом дереве уникально и органично. Символизирующий красоту и силу кедр с давних времен занимает особое место в душе русского человека. Мощный хвойник вырастает до 35 метров в высоту, часто имеет диаметр ствола до полутора метров, а отдельные экземпляры – до двух. Кедровая сосна – долгожитель, средняя продолжительность жизни дерева составляет 400 лет, некоторые способны доживать до 800 лет и свыше.

Болезни кедровой сосны вызывают некоторые виды грибов, обитающих в почве. Поражение ими корней молодых деревьев часто приводит к гибели растений. Анаморфные грибы, относящиеся в группе почвенных патогенов, являются причиной трахеомикозного увядания, которое проявляется так: корни становятся бурыми, а мицелий гриба, проникая в сосудистую систему дерева, закупоривает ее и перекрывает доступ питанию. Как следствие, хвоя краснеет и опадает, растение быстро усыхает. Плоды дерева, кедровые орешки, ценятся как превосходное лакомство, питательный продукт и целебное средство. Издавна на Руси это дерево называли хлебным, что абсолютно верно, поскольку во все времена спасало и поддерживало оно не только людей, но и всю лесную живность. Осталось несколько видов Карпатах


Четвёртая группа: Восстановленные виды

Гинкго двулопастный — листопадное дерево с мощной корневой системой и пышной кроной. Обычно не превышает 35 м в высоту, но на родине отдельные экземпляры вырастают до 50 м. Побеги бывают двух типов: нормальные вегетативные и укороченные плодущие с близко расположенными листьями. Листья темно-зеленые, лировидные, двулопастные, до 12 см в длину. Растение двудомное. На мужских экземплярах образуются «колоски» — микростробилы, в которых созревает пыльца. У женских семязачатки расположены попарно прямо на верхушках плодущих побегов....

Заготівля і зберігання. З лікувальною метою використовують листя і плоди. Листя (Folia Ginkgo bilobae) збирають протягом усього вегетаційного періоду і навіть восени. Після перших морозів збирають опале насіння (Fructus Ginkgo), ядро відокремлюють від м'ясистої оболонки (має неприємний запах — наявність масляної кислоти), промивають і сушать на решетах при кімнатній температурі.


2. Итог урока

- что нового вы узнали для себя, работая на уроке;

- какими навыками и умениями вы овладели;

- какой вид работы хотели бы повторить или выполнить самостоятельно;

- какие личные качества вы приобрели сегодня, изучая страницы Красной книги;

- что бы вы посоветовали своим сверстникам?

В заключении можно подвести итог моей исследовательской работы. Я изучила литературу о красной книге. Изучила растения, которые занесены в красную книгу Херсонской области . Выяснила, что многие из этих растений произрастают в нашей местности, что если ничего не предпринимать, то наши потомки могут не увидеть многие виды растений, потому что они исчезнут.

Что же мы можем сделать, чтобы этого не произошло?

- рассказывать о них жителям нашего города;

- охранять лес, так как он является домом для животных и растений;

- развешивать плакаты и раздавать листовки на тему охраны природы;

- писать в газеты статьи о редких растениях нашей местности.

Наше занятие подошло к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое

является заветом нам с вами.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Методы исследования.

Изучив научную литературу, были определены ряд методов проведения исследовательской работы:

• Проведение опроса населения с целью выяснить, знают ли жители села, какие растения нашей местности занесены в красную книгу.

• Практическое исследование, наблюдение за окружающей средой, в которой произрастает найденный объект исследования.

• Фиксирование результатов наблюдения, т.е. описание в дневнике натуралиста внешних особенностей найденного объекта, а также схематическая зарисовка растения и его фотографирование.

• Обработка собранного материала.

Эпиграф:

Неужто, внуки

Лишь по красной книге

Узнают.

Как богаты были мы?!

(Р. Рождественский)