СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растем патриотами

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагога по формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

      Ниже мы предлагаем разработку классного часа для учащихся начальных классов к празднику Дня народного единства. Классный час проводится в форме путешествия по станциям: «Историческая», «поэтическая», «Моя Родина-Россия», «Дружная». Содержание каждой из них соответствует общей теме, цели и задаче мероприятия.       Выбор формы занятия соответствует принципу учета возрастных особенностей учащихся.         На наш взгляд, тема мероприятия актуальна на сегодняшний день, так как День народного единства, сравнительно «молодой» праздник  и  в методической литературе отсутствует разработки по этой теме.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Растем патриотами»

МОУ « Молодежненская средняя общеобразовательная школа»

Яшкульского района Республики Калмыкия









Районный этап республиканского конкурса методических

разработок внеклассных мероприятий « Растим патриотов»

3 место.





« Это русская сторонка - это Родина моя!»

( К Дню народного единства )









Автор: Середа М., руководитель ШМО

учителей начальных классов











п. Молодежный,2009 г



Пояснительная записка

В целях реализации федеральной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-10 годы», которая определила стратегические цели государства и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, школьное методическое объединение учителей начальных классов разработало программу патриотического воспитания для младших школьников «С чего начинается Родина?», которая предусматривает следующие направления:

- воспитание любви к своей Родине;

- приобщение к боевым и трудовым традициям народа;

- разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей;
- воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им.

В основе нашей программы, конечно же, лежит воспитание патриотизма с использованием традиции, обычаев российского народа, так как состав учащихся начального блока нашей школы многонационален: русские, калмыки, чуваши, лезгины, даргинцы, аварцы, чеченцы, казахи и др.

Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов, так как младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.

Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. О патриотизме судят не по словам, а делам человека.

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагога по формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

Ниже мы предлагаем разработку классного часа для учащихся начальных классов к празднику Дня народного единства. Классный час проводится в форме путешествия по станциям: «Историческая», «поэтическая», «Моя Родина-Россия», «Дружная». Содержание каждой из них соответствует общей теме, цели и задаче мероприятия.
Выбор формы занятия соответствует принципу учета возрастных особенностей учащихся.
На наш взгляд, тема мероприятия актуальна на сегодняшний день, так как День народного единства, сравнительно «молодой» праздник и в методической литературе отсутствует разработки по этой теме.











































Цель: формирование интереса к историческому прошлому своей страны;

помощь учащимися осознать, что мы связаны не только с людьми

живущими с нами, но и с теми, кто был до нас, и кто будет после нас;

воспитание любви к своей Родине, уважения к ратным подвигам

предшествующих поколений;

раскрытие толерантных качеств детей;

воспитание эстетических чувств детей.

Оборудование: плакат со словами «4-ноября-День народного единства», выставка рисунков на тему «Моя Родина-Россия», репродукция памятника К.Минину и Д.Пожарскому.



Содержание

I.Вводная часть

Дети выходят к доске и читают стихи.

1 ученик: Вижу чудное приволье

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это русская земля!

2 ученик: Вижу горы – исполины

Вижу реки и моря –

Это русские картины,

Это Родина моя!

3 ученик: Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

Учитель:

Накануне праздника – Дня народного единства мы отправимся в путешествие в историческое прошлое нашей Родины, побываем на станциях, которые помогут нам узнать происхождение праздника, имена соотечественников, которые много сделали для независимости нашей Родины.

(читают информацию с плакатика)

4 ноября – День народного единства

Этот праздник новый ( официально датируется с 2005 года) даже, не все взрослые, знают его историю.

И так, пора отправляться в путешествие. У перрона стоит поезд. На вагонах написано «Россия». Значит нам туда.

Первая станция – « Историческая»

Учитель (читает рассказ К.Ушинского « Наше Отечество»)

«Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы её зовем её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.

много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина».

Вопросы для обсуждения:

- Как называется наша Родина?

- Почему мы называем её Отечеством, Родиной?

- Почему К. Ушинский сравнивает Родину с матерью?

Работа с пословицами (чтение и объяснение пословиц)

«Родина любимая, что мать родимая»

«Человек без родины, что соловей без песни»

«Жить – Родине служить»

Учитель:

- Так рассуждали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, памятник которым установлен в Москве, на Красной площади с надписью:

«Гражданину Минину

и князю Пожарскому –

Благодарная Россия».

(демонстрация репродукции памятника).

- За что же их благодарила Россия?

395 лет назад в России было смутное время (тяжелое время), которое

характеризовалось неустойчивостью царской власти, частой её сменой.

Русские бояре – изменщики , впустили в Москву поляков. Они

захватили Кремль, а Кремль – это олицетворение свободы государства.

Москвичи оказывали сопротивление, но силы были неравны, так как Польша по численности населения была в два раза больше России.

Москва горела, польские отряды гуляли по Москве. второй враг – шведы.

Гибель России была неизбежной.

В 1611 году – торговец мясом из Нижнего Новгорода Кузьма Минин собрал горожан и призвал встать на защиту Москвы.

«Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдем мы, жизни не щадя!

И понесли ему добро:

И жемчуга, и серебро,

Кто приводил гнедых коней,

Коров, баранов и свиней

Ну, словом все, что лишь могли

На площадь Минину нес

Поволжье Минин призывал,

Он ополчение собирал

(Быль о Минине купце, воеводе и бойце)

Во главе ополчения (армии) был поставлен князь Дмитрий Пожарский. В 1612 году об ополчении знала вся Россия. Из нижнего Новгорода на Москву ополчение двинулась в августе 1612 года. На пути к Москве их встречали новые отряды ополченцев и присоединялись к ним. В октябре 1612 года народное ополчение изгнало поляков из Москвы. Она обрела свободу, а вместе с ней и Россия. В 1613 году новым царем был избран шестнадцатилетний Миша Романов. И время Смуты закончилось.

В этом празднике слились два праздника – День народного единства и День иконы Казанской Божьей Матери. Эта икона была с ополченцами и помогала им в сражении.

Таким образом, в память о тех днях, москвичи поставили памятник патриотам России К. Минину и Д. Пожарскому со словами благодарности.

врагов себе россияне не искали, а друзьями дорожили. берегли родину, землю, воспевали её в песнях и сказаниях.

Физминутка.

(«Во поле береза стояла» - русская народная песня

Вторая станция – «Поэтическая»

Учитель.

Много прекрасных стихов написано поэтами о России, о родном крае.

(учащиеся читают стихи)

С.Прокофьев «Родина»

С.Васильев «Россия»

В.Г.Бенедиктов «Москва»

Д.Кугультинов «Зов родного края»

Третья станция – Вернисаж: «Моя родина – Россия»

Анализ рисунков учащихся

Учитель.

- Почему такие разные по содержанию картинки?

Дети.

Наша Родина очень большая, с разнообразной природой и климатом. У каждого человека есть своя маленькая родина – место, где он родился и живет.

Учитель:

- Для нас «малая» родина Калмыкия. Калмыкия вошла в состав России в 1609 году, за три года до Смутного времени , так что, возможно, калмыки тоже участвовали в ополчении К.Минина и Д.Пожарского.

Четвертая станция – «Дружная»

Учитель:

Единство – возвестил оракул наших дней, -

Быть может, спаяно железом лишь и кровью.

Но мы попробуем спаять его любовью.

А там увидим, что прочней.

(Ф.Тютчев)

Ученик читает стихотворение И.Манина «Давайте дружить»

Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птица – с небом,

Во всей Вселенной

Похожей нету:

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?

Как травы – с лугом,

как ветер – с морем,

Поля – с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!..

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам,

Как самым верным

своим друзьям!

Давайте будем

Беречь планету –

Во всей Вселенной

Похожей нету:

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?

Учитель:

Люди разных национальностей говорят о своей дружбе языком песни, танца. Давайте заплетём венок – дружбы, в котором вместо цветов будет музыка.

Дети исполняют художественные номера:

- Русская народная песня: «Со вьюном я ходу»

- Калмыцкий танец: «Товшур»

- Кавказский танец: «Лезгинка»

Заключительная часть.

Учитель:

-Вот и закончилось наше путешествие.

- Поделитесь своими впечатлениями о нем.

- Что было самым интересным, запоминающимся?

- Почему праздник 4 ноября получил название народного единства?

- Кого вы считаете патриотом современной России?

(поощрение учащихся за активное участие в мероприятии)

Учитель:

Глядишь вокруг, и на душе легко,

И зреет мысль, так вольно, широко,

И славно песнь в честь родины поется

И кровь кипит, и сердце гордо бьется

И с радостью, внимаешь звуки слов:

«Я Руси сын! Здесь край моих отцов!»













Приложение

Прокофьев А.

Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звезды всех милее,

Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

весь народ выходит, как гроза!

Нет на свете Родины дороже,

Надо всё нам делать для неё,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал её.

Всюду всё в её раздольях – наше.

Отдадим ей думы и дела

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!

Фото: « Растем патриотами»,2009 г.