Введение
Проблемы воспитания гражданина, формирования культуры межэтнического и межконфессионального общения актуальны для всех стран. Однако подходы к решению этой проблемы неодинаковы и зависят в значительной степени от конкретных исторических и социально-политических условий, состояния общества, его идеологии.
Крымский полуостров является полиэтническим и поликонфессиональным регионом. В этой связи особое внимание приобретает проблема всестороннего этнического просвещения и привития навыков толерантного взаимодействия через сеть общеобразовательных учреждений всех уровней, поскольку этот путь является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости как этнической, так и религиозной.
Если проблема преподавания и функционирования национальных языков в Крыму постоянно находится в центре внимания, то вопросы возможности познания детьми своей национальной культуры только начали обговариваться. Восприятие мира как единой системы многогранных форм существования культур, языков, идей, взглядов, осознание этого разнообразия и единства обуславливают необходимость воспитания у детей таких человеческих качеств, как уважение других культур, религий, взглядов. Возрастает приоритет общечеловеческих ценностей. Усвоение мировой культуры через призму национальной поможет сформировать будущего гражданина России способного действовать не только в своем национальном государстве, но и в мире.
Очевидно, что в целом на полуострове уже возникла необходимость разработки системного подхода в преподавании детям не просто народоведения, а курса, который будет способствовать воспитанию подрастающего поколения в духе взаимного уважения, открытости и толерантности.
Пояснительная записка
Это направление является интегрированным: оно систематизирует знания учащихся, уже полученных в ходе изучения ряда предметов инвариантной части Базового учебного плана, и содержит новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, овладеть которыми учащиеся должны в ходе обучения в школе.
Курс состоит из взаимосвязанных направлений для 1-11 классов:
1-й класс: «Я, моя семья и мои соседи»;
2-й класс: «Место, где мы живем»;
3-й класс: «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»;
4-й класс: «Гордимся Крымом»;
5-й класс: «Крымское многоголосье»;
6-й класс: «Путешествие в прошлое полуострова»;
7-й класс: «Палитра культур и религий»;
8-й класс: «Гостеприимный полуостров»;
9-й класс: «Процветание в единстве»;
10-й класс: «Крымская мозаика: прекрасное разнообразие»;
11-й класс: «Я и наш полуостров сегодня и завтра».
Содержание каждого направления с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: «Географическая среда», «История», «Традиционная и современная культура», «Язык соседа», «Аксиология», «Конфликтология», «Поисково-исследовательская работа».
Цели и задачи
Главная цель – воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей Родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножить его природный, экономический и культурный потенциал.
Задачи:
- формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России, Крыма;
- повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемых составляющих гражданственности;
- формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса;
-развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции;
- привитие устойчивого интереса к истории, культуре, жизни и проблемам региона;
- формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;
- приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;
- возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях.
Особенности:
- интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края;
- воспитательная функция ориентирована прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю и формирование личностных качеств юного крымчанина;
-направленность на адаптацию и ориентирование учащихся на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
- акцентирование внимания учащихся на ряде не рассмотренных в содержательной части других школьных предметов проблем Крыма и его региона.
Принципы:
-приоритетность воспитательных задач;
-единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
-опора на знания об окружающем мире и родном крае;
-использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методикам «равный –равному».
Как пример рассматриваем направление деятельности для 2-го класса «Место где мы живем».
Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки учащихся |
Водное занятие «Крым – край, в котором мы живем» | Знать цели и задачи курса |
Раздел «Географическая среда» |
Природа в нашем окружении. | Иметь представление о природных ресурсах своего региона и их влиянии на виды хозяйственной деятельности человека |
Крымский лес – многоэтажный дом. Лес в жизни человека. | Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека. |
Что дают растения человеку. «Зеленая аптека» в нашем регионе. | Иметь представление о наиболее распространение о наиболее распространенных лекарственных растениях данного региона. Знать не менее 5 названий распространенных растений произрастающих в данном регионе, уметь их распознавать. |
Уголок природы в классе и дома. | Иметь представление о роли комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. |
Раздел «История» |
Памятник - от слова «Память». | Знать основные памятники истории и культуры города Керчи. |
Представление о Крыме как о перекрестке культур. | Знать 3-5 названий этнических групп, проживавших или проживающих в Крыму. |
Где и как учились раньше дети в Крыму. | Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители. |
Происхождение названия улицы Орджоникидзе. | Знать происхождение название улицы. |
Что такое музей. Правила поведения в музее. | Иметь представление о роли и значении музеев, правила поведения в музее. |
Раздел «Традиционная и современная культура» |
Понятие «архитектура». | Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера. |
Стоим город будущего. Знакомство с профессией архитектор. | Иметь представление о профессии архитектор. |
Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. | Иметь представление о некоторых этнических обрядах. |
Новоселье – праздник по случаю заселения в новый дом. | Иметь представление об обрядах, связанных с праздником новоселья |
Раздел «Язык соседа» |
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе | Знать рассказы, стихи и сказки крымских писателей о своем регионе |
Учимся говорить на языке соседа. | Знать и уметь использовать не менее чем на 2 языках своих соседей 20 слов и фраз |
Национальный фольклор | Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок и песен о Крыме |
Подобные направления разработаны по всем классам.
Уже сложилась традиция выбора одной из народностей Крыма. В течении обучения ребята собирают историю народного костюма, культурные ценности проводят встречи с представителями национальных культур в городском культурном национальном центре «Киммерия».
В мае месяце традиционно проводится праздник «Процветание в единстве» посвященному дружбе народов живущих в Крыму.