МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа»
Курская область Мантуровский район
Материалы
в жюри конкурса на лучшую
организацию работы по
патриотическому воспитанию обучающихся образовательных учреждений района
«Растим патриотов России»
Номинация:
« Воспитание Россией»
Материалы подготовлены
учителем истории и обществознания
Н.М.Потапенко
МОУ «Останинская ООШ», с. Останино, ул. Центральная, 96,
35-2-47
2015 год
Содержание:
На конкурс представлены материалы:
1. План-конспект открытого классного часа
«Я-россиянин!»---------------------- стр.3-9
1.1. Приложение к кл. часу-----------------стр.9-10
1.2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Из опыта работы»
2. Проектно-исследовательская работа
«Унесенные войной»----------------стр.11-18
2.1. Приложение
к исследовательской работе-----------стр.19-21
2.2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ к исследовательской работе
«Унесенные войной»
3. Примечания
*От автора:Всем, кого заинтересует разработка кл. часа предлагаю установить интерактивную программу «Юная Россия», мультфильмы и презентации которой скопировать не удается.
2
Внеклассное мероприятие
«Я- россиянин!»
Подготовила
классный руководитель
6 класса Н.М.Потапенко, 24.11.2015г
Цель мероприятия:
Формировать нравственные качества личности через духовно-нравственные ценности и традиции Отечества.
Развивать у учащихся навыки ведения диалога.
Закрепить понятие гражданственности, гражданского долга, патриотизма.
Вызвать у учащихся чувство уважения к своей стране, любви к своей малой родине
Воспитывать у детей любовь к родному краю, ощущения исторической преемственности поколений; развивать чувство гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Тематика мероприятия способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.
Тематика данного мероприятия соответствует возрастным и психологическим возможностям учащихся.
Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании отношения к таким понятиям как патриотизм. Педагогическая ценность также в том, что дети получили возможность высказать свою точку зрения по данной проблеме, проявить свои творческие способности, задать вопросы.
Если говорить о приемах, используемых на мероприятии, то это и соревновательные элементы, а также элементы дискуссии.
Форма:
Коллективное творческое дело, работа в группах.
Технологии:
-личностно-ориентированная технология,
-информационно-коммуникативные технологии.
Оформление:
Школьная доска с темой урока;
Установка мультимедиа;
3
Презентация к уроку;
диск с мультфильмами о России
Гости мероприятия: учащиеся и учителя школы
Предполагаемые результаты:
1. Понимание учащимися актуальности вопросов патриотизма.
2. Сформированность содержательной направленности личности, ее отношения к государственным символам.
3. Высокий уровень самосознания, способности к сопереживанию, активной жизненной позиции.
4. Сформированность навыков работы в команде.
5. Развитие у учащихся умения формулировать задачи и находить пути их решения.
6.Воспитание чувства гордости своим народом, своей страной
Ход мероприятия:
1.Викторина
Учитель.
Уважаемые гости, сегодня 6 класс пригласил вас на эту встречу. А тему встречи 6-классники зашифровали на доске за этими белыми прямоугольниками. Для того , чтобы раскрыть тему мероприятия, вам необходимо ответить на вопросы викторины: за каждый правильный ответ – 1 буква темы.
Викторина (откр. Буквы как в «Поле чудес»)
1. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия, РФ)
2.Какие государственные символы вам известны? (герб , гимн, флаг)
3. Какого цвета флаг нашей страны? (бел. Син. Красн)
4.Что изображено на гербе РФ? (двуглавый орел)
5. Кто является президентом нашей страны? (В.В.Путин)
6. Какое дерево считается символом России? (береза)
7. Назовите главную зерновую культуру России. (пшеница)
8. Как называется главный закон нашей страны? (конституция рф)
9. Как называется русский народный праздник, связанный с проводами зимы?(Масленица)
10. Какой город является столицей России? (Москва)
11. Чем по традиции россияне встречают гостей? (хлебом-солью)
Учитель:
Итак, тема нашей встречи разгадана : «Я – россиянин ». Обратите внимание, мы не поставили никакого знака в конце предложения. Что же ставить: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный восклицательный знак? Давайте решим это вместе в конце занятия.Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? А все ли вы знаете о своей стране ?
4
А вы знаете, как появилось название нашей страны? Вот об этом вам хотели рассказать 6-классники.
2. Литературная композиция «Легенда о россах»
(представляют 6-ники, сопровождение – презентация «Легенда о россах)
Жило племя древних россов,
Не боявшихся морозов!
Жили радостно и чинно…
Были смелыми мужчины.
Знали толк они в работе
В земледелье и охоте
Все полны недюжей силы!
Были женщины красивы
и мудры в своих речах.
Берегли семьи очаг.
Для ответа на угрозы
Собирались вместе россы
О делах тех россов ратных
Все вы знаете прекрасно.
Хочешь свой увидеть рост?
Смело говори: « Я – росс!»
Если скажешь: «Росс и Я!»
То поймешь: мы все семья.
Вот игра для юных россов
Из заданий и вопросов.
Песен, конкурсов – обильно
А в конце идут мультфильмы!
Начинается игра,
Крикнем древнее: УРА!
3. А вы знаете, что означают цвета на нашем флаге?
(6-ники рассказывают по очереди о каждом цвете флага)
У нашей России на флаге три цвета:
Цвет белый- цвет знаний,
5
А синий- цвет-неба,
Цвет красный – цвет крови,
Расплавленной стали,
Свободы, что деды в боях отстояли.
У нашей России на флаге три цвета:
Цвет синий- как в космосе наша планета,
Цвет красный – стремление к доброму делу.
Цвет белый- он цвет благородных и смелых.
У нашей России на флаге три цвета:
Цвет красный – горячий как знойное лето,
Цвет синий прохладен как наши озера,
Цвет белый – цвет снега на наших просторах.
(Все вместе, хором)
Флаг полон отваги,
Стремленья и силы.
Три цвета на флаге
Великой России
4. Наша страна – самая-самая
А вы знаете в какой замечательной стране мы живем? Самой-самой!!! 6-классники подготовили для вас мультфильм о России. Посмотрев его мы ответим на вопрос: Действительно ли она – самая-самая?
Мультфильм о России « Люди разные, а страна- одна» (интерактивная программа «Юная Россия»)
5. Моя малая родина
А вы знаете, что такое малая родина? Это место, где мы родились.
Любовь к своей стране начинается с любви к своему селу и своему краю. А вы знаете чем знаменит курский край? Посмотрите мультфильм о Курске ( мультфильм о Серафиме Саровском, КМА и пр. –интерактивная программа «Юная Россия»)
А нужно ли изучать историю своего села?
Свое мнение по этому поводу решила высказать старшеклассница – И. Есипова.
(сообщение)
6.Игра «Конфетти».
Учитель раздает детям разноцветные кружочки и предлагает рассмотреть их.
-Рассмотрите, какие кружочки у вас в руках? Все разные, как люди. И у каждого свои достоинства.
И хотя мы все разные, но нас объединяет то, что живем мы в одной стране.
6
Мы –россияне.
Кто же такой россиянин? Как вы думаете, какими качествами должен обладать россиянин? Я предлагаю вам написать на конфетти -какими качествами должен обладать россиянин.
(зачитывает качества) Много замечательных качеств , присущих нашему народу, вы указали, но к сожалению никто не указал такое качество как предприимчивость. А ведь именно оно помогло нашему народу вывести страну в ряд самых экономически развитых стран мира. Были времена, когда товары России не пользовались спросом, люди не получали зарплату, но ваши родители поступили как настоящие патриоты- не оставили свою страну, трудились, постигали новые профессии, оценили важность рекламы и рынка и теперь Россия-одна из самых экономически развитых стран мира. На эту тему 6-классники приготовили шуточную миниатюру.
7.
Сценка
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик, за нее?
- Да где наживаться! Вернуть бы свое!
- Уж больно твоя коровенка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!
- А много ль корова дает молока?
- Да мы молока не видали пока...
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Ну что ж все понятно, картина ясна
Для бизнеса очень реклама нужна
Попробую плюсы в корове найтить
И акцию енту скорей завершить
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
7
- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Стройна как модель, и хороший удой.
- А много ль корова дает молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.
Сейчас вы смотрели с большим интересом
Как стала реклама основой прогресса
8.Рефлексия
Что вы узнали о своей Родине? Россия - самая большая в мире страна. В России много самого-самого. Среди более чем 1000 городов есть города - миллионники: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург. Есть реки – большие, многоводные: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга - 5 из 22 главных рек Земли. У нас самое большое озеро –Каспийское море. И самое глубокое -Байкал. В России растет самый большой лес – 1/4 всех лесных запасов планеты.
(Можно мультфильмы – Россия простирается с востока на запад и с севера на юг. И если в одном регионе царит вечная мерзлота –минус 70, то в другом- выращивают виноград и киви)
М\ф о Краснодарском крае и Якутии- интерактивная программа «Юная Россия»
Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо.
Родина-это очень много. Это самое святое, что есть в жизни каждого человека.
Какие чувства вы сейчас испытываете по отношению к своей стране? Так какой знак мы поставим в названии темы – восклицательный !
А что бы вы пожелали своей Родине?
(пожелания детей)
От кого зависит будущее нашей страны? Верно, пусть вы еще маленькие, только через несколько лет получите главный документ – паспорт гражданина России, но уважать прошлое своей страны, беречь настоящее и заботиться о будущем – в ваших силах уже сегодня. И эти слова подтверждает песня – гимн юных россиян.
9. Песня «Россия юных»
(поем все вместе, взявшись за руки)
Мы с вами наследники этой страны
Она задевает заветные струны
Мы здесь для великих побед рождены
Юная Россия – 3 раза
Россия юных
8
Мы в жизнь принесем
наших дел красоту
Немало путей мы откроем разумных
Мы людям подарим надежду, мечту
Юная Россия – 3 раза
Россия юных
А юность не может стоять в стороне
Пусть время полно испытаний опасных и трудных
Дорогой добра мы идем по стране
Юная Россия – 3 раза
Россия юных
Не случайно мы спрашивали в начале встречи о том, как россияне встречают гостей – хлебом-солью. А кто знает, как россияне провожают засидевшихся гостей? Подают пряник «Разгоняй».
Шестиклассники, раздайте пряники.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оформление доски- надписи:
*Как появилось название нашей страны?
*Что означают цвета на нашем флаге?
*Действительно ли наша страна –
самая-самая?
*Что такое малая родина?
1.Россия - самая большая в мире страна. В России много самого-самого. Среди более чем 1000 городов есть города - миллионники: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург.
2.Есть реки – большие, многоводные:
Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга - 5 из 22 главных рек Земли.
3.У нас самое большое озеро –Каспийское море.
И самое глубокое -Байкал.
9
4.В России растет самый большой лес – 1/4 всех лесных запасов планеты.
5.Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо.
6.Родина-это очень много.
Это самое святое, что есть в жизни каждого человека.
7. Надпись темы: Я-РОССИЯНИН __ (каждая буква на отд. странице)
*От автора:
Всем, кого заинтересует разработка кл. часа предлагаю установить интерактивную программу «Юная Россия», мультфильмы и презентации которой скопировать не удается.
10
МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа»
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ОТЕЧЕСТВО»
Номинация
«Великая Отечественная война»
название проекта
«УНЕСЕННЫЕ ВОЙНОЙ»
Выполнила:
Есипова Ирина,
обучающаяся 8 класса
МОУ«Останинская основная общеобразовательная школа»,
Руководитель:
Потапенко Нина Мирославовна,
учитель истории
МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа»
2015г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…….………………………………………………………………...3
НАЧАЛО ВОЙНЫ ..………………………………….………………………....5
Из воспоминаний ветерана И.А.Бледнова..………………....6
Из воспоминаний Г.Н.Шестак .
Тридцать восемь лет поиска...………………….…………..7
Заключение …………………………………………………………………9 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…… .. 12
ПриложениЕ………………………………………………………………….13
11
Введение
Актуальность темы исследования
Сколько бы ни прошло времени, ничто не сможет стереть из памяти нашего народа величие русского солдата, отстоявшего свою Родину в борьбе с фашизмом.
Нельзя не согласиться со значимостью и актуальностью изучения истории Великой Отечественной войны, судеб ее участников и героев. Важность данной темы подчеркнул в своем специальном Послании Федеральному Собранию премьер-министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, сказав: « Мы одной крови с теми, кто победил, стало быть, все мы - наследники победителей … нужно помнить и уважать наше прошлое …»
Поэтому на нынешнее поколение ложится большая ответственность сберечь и не растерять наследие, завещанное нашими дедами и прадедами. И в первую очередь мы должны знать и помнить их имена. Многие имена тех, кто ковал Великую Победу, известны на всю страну. О многих мы узнали совсем недавно, благодаря работе поисковых отрядов и движений. Но, к сожалению, есть солдаты Победы, о которых ничего неизвестно, или известно очень и очень мало.
Память о героях сохраняется до тех пор, пока она живет в сердцах их потомков.
Цель исследования
1.Главная цель данной работы – это поиск, изучение и сохранение в истории нашего края и в истории нашей страны малоизвестных имен участников и героев Великой Отечественной войны. А также, расширить и систематизировать знания детей о ВОВ, обогатить словарный запас.
2. Сформировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
3. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.
4. Воспитывать в детях бережное отношение к наградам, военным реликвиям, уважительное отношение к старшему поколению.
Задачи исследования
-Изучить историю малой Родины;
- выявить имена участников и героев Великой Отечественной войны, жителей села Останино и его освободителей, о которых молчат Книги Памяти;
- собрать и изучить необходимую информацию;
- отобрать материал и оформить его в виде проекта;
Гипотеза исследования
Могу предположить, что знание истории малой родины и людей,
12
защитивших её от фашизма, прославивших её в послевоенные годы своим
трудом , может положительно повлиять на формирование любви к родине, патриотизма , толерантно настроенной личности.
Объект и предмет исследованияОбъект исследования: люди (земляки)-ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла, их дети и внуки .
Предмет исследования:
биография земляков, их военная служба и подвиг.
Методы исследования:
анализ источников информации;
наблюдение;
интервью;
личная беседа;
обработка полученных результатов.
Основными источниками для создания проекта стали устные воспоминания родственников участников Великой Отечественной войны и предоставленные ими документы, фотографии, фронтовые письма, которые удалось сохранить
Участники проекта: односельчане, дети и внуки ветеранов, родители, школа, учащиеся, районный музей, библиотека,
Прогнозируемый результат:
1. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной Войне.
2. Закреплен навык составления рассказа об истории своих односельчан в годы ВОВ.
3. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
4. Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении открытки и поделок.
5. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к реликвиям (медали, грамоты и др.).
Тему исследовательской работы я выбрала неслучайно. Скоро наша страна отметила 70-ю годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне. В этом году в феврале наше село отмечало 72-летие освобождения Останино от немецко-фашистских захватчиков. Я считаю, что День Победы - это самый великий праздник в нашей стране. О войне мы узнаем из книг, из фильмов. А самую ценную информацию о войне мы
13
можем узнать из рассказов тех людей, кто прошел эту войну, кто защитил
нашу страну. С каждым годом ветеранов становится все меньше. Так хочется, чтобы они были здоровы и жили как можно дольше.
Великая Отечественная война стала историей. За эти годы выросли поколения людей, которые никогда не слышали взрывов бомб, залпы орудий, которым не пришлось пережить ужасы войны, потерю близких, голод, лишения…
Мы живем в мирное время. Учимся, радуемся жизни. Нас окружают близкие люди. У меня и моих ровесников счастливое детство. И трудно представить, что когда-то на нашей земле была война, враги ходили по нашей земле, убивали людей, молодежь отправляли в Германию. Как же люди пережили то страшное время?!
Я составила план работы:
1. Сбор информации о войне в школьной библиотеке.
2. Посещение краеведческого музея.
3.Общение с земляками – детьми и внуками ветеранов. Запись их воспоминаний.
Начало войны
22 июня 1941 года. Воскресенье. Утро. Люди занимаются обычными делами, и большинство еще не знают, что в 4 часа утра немцы пересекли границу Советского Союза, и началась война. Этот день 22 июня 1941 года разделил жизнь людей на две части. До и после.
До – это мирная счастливая жизнь с надеждами и планами на будущее, любимые родные люди живы, они рядом.
После - это война! Это- смерть! Это- горе!
В полдень 22 июня 1941 года народный комиссар, министр иностранных дел СССР Молотов выступил с обращением к гражданам Советского Союза. Оно началось так:
«Граждане и гражданки Советского Союза!
Советское правительство, его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление: Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории…
Заканчивалось обращение словами:
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.»
Из воспоминаний ветерана войны И.А.Бледнова
Весна 43-го года. Жители Мантуровского района, точнее те из них, которые не ушли на фронт, устраняют последствия оккупации и пытаются
14
наладить какое-никакое хозяйство, а почтальоны уже несут стопы повесток. На войну призывались уже те, кто родился в 1924-25 году. С ними и ушел останинский парнишка Иван Бледнов. Восемь месяцев «учебки» новобранец провел в Москве, постигая тонкости артиллерийского искусства. Наводчик Бледнов, пройдя такую долгую по меркам войны подготовку, сразу же был назначен командиром орудия. В орудийный расчет входило семь человек, но именно на командире замыкались функции всего расчета. Он должен был в считанные мгновения проанализировать полученные от наводчика сведения, проконтролировать готовность орудия и бойцов к бою, отдать приказ открыть огонь. Когда атаковать врага приходится на открытой местности, единственным надежным средством обеспечения успеха остается четкое взаимодействие пехоты и артиллерии и действенный огонь батальонных пулеметчиков. Под Белой Церковью была именно такая местность.
Ночь прошла в тревожном ожидании. И вот зашипели, полетели снаряды, заухали с пронзительным визгом мины. Погибшего командира заменили замполитом, принимать решение в условиях боевых действий он был явно не готов. Неопытность командира привела к том, что артиллерийский расчет обошел свою же пехоту и ушел далеко вперед, к передовой. Бледнов уже и не помнит, как скомандовал своему расчету «огонь!», помнит только, как закрутился на месте подбитый танк. Бледнов пришел в себя и первое, что увидел – здорового рыжего фрица, показывавшего ему автоматом, чтобы выбирался из воронки: «Ком, ком, руссишь Иван! Капут! Ком, ком...» И Иван присоединился к редкой шеренге таких же пленных. Лагерь военнопленных показался Ивану настоящим городом, таким огромным он был. «Новеньких» заперли в амбаре до допроса. Зная, как обходятся враги с коммунистами и комсомольцами, Бледнов подрыл земляной пол под стеной и закопал комсомольский билет.
Плен! Такой удар хуже любого тяжкого ранения....
Пленных на машинах и пешком переправили на границу с Польшей, где расположилась целая полоса лагерей. Еда для пленных русских – кусок хлеба пополам с опилками раз в сутки. В лагере с Иваном оказались американцы и англичане. Истощенные пленные, рискуя жизнью, воровали из лошадиных кормушек овес и ячмень, заваривали зерна кипятком и пили «кофе» (так они шутя называли отвар), чтобы хоть как-то утолить голод.
С надеждой и страхом встречали пленные советские войска.
Вернулся Иван Андреевич домой в 1945 году, демобилизовавшийся «в чистую». Местный военком отправил ходатайство и вызвал солдата в родные пенаты. Причиной тому стал ряд трагичных совпадений, выпавших на долю семьи Бледновых: за пять дней до Победы, погиб старший брат Ивана- офицер, командир минометной роты, герой – кавалер учрежденного в 1942 году ордена Александра Невского, награждались которым особо отличившиеся в боях офицеры, проявившие высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу. Получивший похоронку на сына-героя отец умер
15
в одночасье. Но и после двух смертей, горе не спешило покидать дом Бледновых: качаясь на бревне вместо качелей младшая сестренка – любимица семьи попала под это самое бревно и погибла. Мать не перенесла стольких потерь, слегла, стала заговариваться... К ней в опустевший дом и вернулся Иван Бледнов – бывший командир орудия и бывший военнопленный... До прошлого года Иван Андреевич Бледнов проживал в родном Останино
Из воспоминаний дочери подполковника Шестака Галины Николаевны:
Тридцать восемь лет поиска
Памятник неизвестному воину, воину-освободителю, и мемориальная доска с перечнем фамилий — такое можно увидеть в каждой деревне, и поверьте, это святое место для ее жителей. Между административным зданием и сельмагом в тени берез склонил каменную голову и останинский солдат, смотрит с постамента вниз, словно фамилии читает. Они, как в ученической тетради, четкими рядами на двух страницах, темный шрифт на светлом фоне, а внизу еще одна надпись, белым по- черному и в рамочке — подполковник Шестак Николай Федорович. Эта надпись появилась сравнительно недавно — 22 года назад.
Обычный парнишка из подмосковного Можайска Николай Шестак всегда мечтал быть военным, и когда учился в семилетке, и когда закончил ФЗО и поступил работать слесарем на электроламповый завод. Мечта сбылась - он закончил Горьковское бронетанковое училище, а потом поступил заочно в Московскую танковую академию.
Из воспоминаний дочери подполковника Шестака Галины Николаевны:
« Наша семья тогда жила в Западной Белоруссии. Отец едет сдавать экзамены в академию. Мы всей семьей на полгода уехали в Подмосковье. Но уже через месяц отец вернулся и объявил, что уезжает на новое место службы. Вымотанная разлукой мама решилась ехать к нему. При встрече папа сказал: «Не сегодня-завтра война начнется, а ты еще и детей привезла!» Тут уже мама побледнела и сразу же засобиралась обратно, а отец сказал, что если она уедет, его расстреляют как паникера. Мы остались, а через три недели началась война. Я проснулась от грохота. Мама и сестра стояли у окна. Я прыгала на сетчатой кровати и кричала: «Урра! Гроза!» «Это не гроза, доченька, это ВОЙНА!» Эшелон с теплушками в каждом вагоне уже стоял на путях. Наши силы держали немцев больше четырех часов, пока не ушел эшелон с мирными жителями. А дальше были только письма…»
Весной 1942 г. Красная Армия после блистательной победы под Москвой перешла к обороне. Николай Федорович Шестак был ранен. Автоматная очередь прошила бравого вояку, сильно пострадало лицо- пуля вошла в щеку и вышла через горло. Он остался жив, но голос практически потерял. Шестака оставляли в академии преподавать, но он прохрипел: «Там, на фронте, гибнут мальчишки, которые пока еще не умеют воевать. Может быть,
16
хоть одного из них я научу, пока могу, и тем самым спасу. А в академии пусть трудятся те, кто ноги-руки потерял, я же пойду на фронт». Минуя майорские погоны капитану Шестаку, геройски проявившему себя в боях, после ранения было присвоено звание подполковника. 28 июня 1942 г. в 3.00 после 40 минут артиллерийской подготовки вражеские войска перешли в наступление. Со стороны противника в начале наступления участвовали до пяти пехотных дивизий, двух моторизованных дивизий, двух танковых дивизий и до 400 самолетов. 28 июня Ставка ВГК стала принимать меры усиления Брянского фронта. Из состава Юго-Западного Брянскому были переданы 4-й и 24-й танковые корпуса, которым было приказано выдвинуться в район Старого Оскола. Из резерва фронта 40-я армия была усилена несколькими танковыми бригадами, в числе которых была и 170-я, где воевал Шестак. И все-таки вражеские войска прорвали фронт армии и стремились выйти на железнодорожную линию Касторное-Старый Оскол. 170-я танковая бригада вела тяжелые оборонительные бои. Она вступила в бой со 120 вражескими танками. Был оставлен Старотимский плацдарм.
Из последнего письма заместителя командира 170 отдельной танковой бригады, подполковника Н.Ф.Шестака: «… Воюем в районе Тима. Наша 170 бригада поначалу дислоцировалась в Илюшиных дворах, Пузачах, Лобовке. Теперь от моей бригады осталось всего десять машин. Сколько ребят погубили проклятые фрицы!..» С первых дней июля 1942 г. противник продолжал развивать успешное наступление в направлении на Воронеж. Началась бомбежка города. Но советские войска не собирались сдаваться или отступать, бойцы стояли насмерть за каждый холмик, каждый кустик, каждую пядь курско-воронежского чернозема. Военный совет ходатайствовал о награждении бойцов, командиров, политработников 170-й танковой бригады. Подполковник Шестак был награжден посмертно. В похоронке значилось: « Шестак Н.Ф. пал смертью героя, защищая Родину, 6 июля 1942 года в Курской области близ села ….ино». Попавшее на сгиб бумаги название села почти стерлось, долгие годы семья погибшего подполковника не знала точное место его смерти. Жена, а потом дочка, спустя годы и внук Николая Федоровича искали дорогую могилу, обращались в архив Минобороны в Подольске, собирали информацию в родном для отца и деда Можайске. Ничего. А потом в 1980 году пришел ответ, что действительно подполковник Шестак в рядах 170 танковой бригады участвовал в контрнаступлении на Воронежском направлении на участке Тим-Старый Оскол и геройски погиб в окрестностях с. Останино Курской области Мантуровского района.» Тогда, в 1980-м году, его имя нанесли на обелиск в центре села. Тогда дочь и внук подполковника впервые приехали в Останино. С тех пор прошло более 20 лет, но каждый год в день Победы дочь – Галина Николаевна и внук – Андрей приезжают к дорогому обелиску. У Шестаков среди останинцев много друзей, в селе их знает каждый и даже маленькие дети в курсе зачем и почему идут с тюльпанами к обелиску пожилая женщина
17
и взрослый мужчина. Да и как не знать, если у каждого из нас возможно не под этим, а под другим куском гранита вечным сном спят дед или прадед, двоюродный, троюродный, свой русский.
Заключение
За последнее время я многое узнала о войне. Я еще побывала в нашем районном краеведческом музее. Там много материалов о войне. Хочу поблагодарить сотрудника музея Тененеву Н.А. за помощь.
Раньше я никогда не слышала о ленинградке Тане Савичевой, о ее знаменитом дневнике. Я не знала кто такие пионеры-герои, как мужественно они сражались с фашистами. Об этом мне рассказала руководитель Нина Митрославововна. Мне хочется больше узнать о подвиге советских людей – взрослых и детей.
Мне кажется, что после исследовательской работы я как будто повзрослела. Я другими глазами смотрю на пожилых людей. Теперь я понимаю, как много пришлось пережить старшему поколению.
Не весь собранный мною материал вошел в мою исследовательскую работу. Я буду продолжать работу над темой .
О своей работе я рассказала одноклассникам. Ребята заинтересовались и некоторые тоже захотели принимать участие в таких исследованиях - узнавать о войне, беседовать с очевидцами и записывать их рассказы.
Свою работу я хочу закончить словами чешского патриота Юлиуса Фучика, который погиб в фашистских застенках: «Об одном прошу тех, кто переживет это время - не забудьте! Терпеливо собирайте сведения о тех, кто пал за себя и за вас… Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами».
Список использованных источников и литературы:
1. «38 лет поиска», публицистический очерк, газета «Время и мы», 2012г.
2. «Книга памяти», 1-5 т.
3. Воспоминания И.А.Бледнова,
4. А.П. Никулов «Оскольский край», «Курск» 1997г.
5. Материалы Мантуровского краеведческого музея
6. Воспоминания Г.Н.Шестак
18
ПРИЛОЖЕНИЕ




Конкурс патриотической песни и экскурсия в краеведческом музее

21