СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Растительный и животный мир степи.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей степных просторов России.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:

1.Создать условия для формирования УУД:

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе,

Регулятивные:  управление своей деятельностью, оценка собственной деятельности на уроке, личного вклада в совместную учебную деятельность

Коммуникативные: развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; формулировать своё мнение и позицию.

Познавательные:

моделирование, установление причинно-следственных связей природных особенностей степных просторов России, построение логической цепи рассуждений, выбор действия.

2. Установить взаимосвязь между живой и неживой природой, между растительным и животным миром степей, выделив их особенности в изучаемом материале.

3. Научить выделять главное, существенное в изучаемом материале.

4. Развивать наблюдательность и речь учащихся.

5. Воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту. 

Просмотр содержимого документа
««Растительный и животный мир степи.»»


Тема: «Растительный и животный мир степи

Цель: организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей степных просторов России.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:

1.Создать условия для формирования УУД:

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе,

Регулятивные: управление своей деятельностью, оценка собственной деятельности на уроке, личного вклада в совместную учебную деятельность

Коммуникативные: развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; формулировать своё мнение и позицию.

Познавательные:

моделирование, установление причинно-следственных связей природных особенностей степных просторов России, построение логической цепи рассуждений, выбор действия.

2. Установить взаимосвязь между живой и неживой природой, между растительным и животным миром степей, выделив их особенности в изучаемом материале.

3. Научить выделять главное, существенное в изучаемом материале.

4. Развивать наблюдательность и речь учащихся.

5. Воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.


Тип урока: обобщение изученного материала.

Оборудование: Физическая карта России. Картина “степь”, гербарий растений, иллюстрации животных, грамзапись, мультимедийная установка, учебник, географический атлас России, рабочие тетради по окружающему миру и доноведению.


  1. ОРГМОМЕНТ

Встало солнце кислое, смотрит - небо скисло,

В кислом небе кислое облако повисло…

И спешат несчастные кислые прохожие

И едят ужасно кислое мороженое.

Даже сахар кислый! Скисло все варенье,

Потому, что кислое было настроение!


Ребята, с каким настроением вы начинаете урок? Поднимите карточку-сигнал. Надеюсь, ваше хорошее настроение вас не покинет весь день. Отличных вам отметок и успешной работы.


Продолжите фразы:

1). Я хочу узнать …

2). Я буду на уроке…

3). Я желаю ребятам…


  1. ТЕМА И ЦЕЛИ

Предлагаю выполнить задания по рядам. На доске записано:

1 ряд:

Какое слово лишнее и почему? Африка, Северная Америка, Европа, Антарктида, Южная Америка, Австралия.

Дети: Лишнее слово «Европа». Даны названия материков. А Европа – часть материка Евразия.

2 ряд:

Распредели слова на две группы и дополни недостающие данные.

Север, северо-запад, северо-восток, юг, юго-запад, .……, восток, запад.

Дети: 1группа - это основные части света. Их четыре – север, юг, восток, запад. 2 группа – это промежуточные части света. Их тоже четыре – северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад.

3 ряд:

Выполни команды: ПРИМЕР-МЕР+РОДИНА-ИНА+НАЯ ЗОЛА-ЛА+НА

Дети: Природная зона.

Свяжите ваши ответы, определите главное понятие на уроке.

Дети: природная зона на юго-востоке Европы. Это степь.

Что такое степь?

Дети: степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью

Кто поможет восстановить модель изучения любой природной зоны?

На доске в нужном порядке получится запись:

-географический адрес

-климат

-почвы

-растительность

-животный мир

-занятия населения

-экологические проблемы.

Какие части модели нами уже изучены?

Дети: мы знаем географический адрес, климат и почвы зоны степи. Изучен растительный и животный мир.

Определите с помощью модели, что повторим, о чем узнаем на уроке?


Дети: повторим все, что учили раньше о степи, узнаем об основных занятиях населения, исследуем экологические проблемы в этой природной зоне.


Да, еще не все тайны степи и ее обитателей нам открылись. Как вы думаете, какими качествами должен обладать исследователь, чтобы добиться хороших результатов?


Подумайте, для чего вам нужны эти знания?


Верно, мы с вами – степные жители, должны знать о своей малой родине, любить и сохранять ее природные богатства и первозданную красоту.

  1. ОБОБЩЕНИЕ РАНЕЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Предлагаю организовать работу на уроке по научным группам.

ГЕОГРАФЫ

БОТАНИКИ

ЗООЛОГИ

ЭКОЛОГИ

Выберите руководителя проекта, получите задание. Время работы над проектом 5 минут.

Задания:

ГЕОГРАФЫ

Где расположена зона степей?

Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

В каком тепловом поясе находится зона степей?

Как выглядит земная поверхность зоны?

- О чем рассказала нам карта?


БОТАНИКИ

Какая растительность преобладает в степи, почему?

На какие виды можно разделить травы степи?

Как приспособились растения к условиям? (Покажите на примере растения из гербария)

Создайте схему-модель ответа по вашему вопросу.


ЗООЛОГИ

Какие виды животных населяют степь, почему?

Как они приспособились к условиям жизни?

Расскажите о 2-3 животных степи (по выбору).

Создайте схему-модель ответа.


ЭКОЛОГИ

Как люди наносят вред степной зоне?

Какие животные и растения занесены в Красную Книгу? Почему?

Какую опасность для путешественника таит в себе степь? Дайте совет по безопасности.

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

ГЕОГРАФЫ: Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западносибирской. Здесь много тепла, длинное жаркое сухое лето. Зима холодная со снегопадами. В степной зоне преобладают самые плодородные почвы – черноземы. Часто дуют сильные ветры – суховеи.

Задание классу: найти по атласу, указать природную зону степи. Проверят ребята из группы географов.

БИОЛОГИ: В степи очень мало деревьев, можно сказать их нет совсем. Они встречаются редко кое-где по берегам водоемов. Эти деревья низкорослые, т.к. солнечного света для них вполне достаточно. В основном на плодородной почве степи растут травы. Травянистые растения бывают раннецветущими, засухоустойчивыми и многолетними. Они приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. Эти растения – многолетние. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю. В течение жаркого лета шалфей, ковыль, типчак, тимьян, полынь не засыхают. Они засухоустойчивые.

Задание классу: у некоторых детей на столе есть гербарий. Попробуйте определить название растения. Расскажите, как оно приспособилось к условиям степи.



ФИЗМИНУТКА

– Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (дети-растения показывают, как им плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места)

ЗООЛОГИ: В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки, в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которые питаются грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности для маскировки.

Задание классу: У вас в конвертах есть иллюстрации животных. Отберите только степных жителей, назовите их. А кого не назвали? Почему?

ЭКОЛОГИ: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный (рисунки). Есть еще одна проблема – это браконьерство. Дрофа - крупная летающая птица, почти полностью истребленная из-за вкусного мяса и неповоротливости. При попадании под дождь её перья намокают, и она уже не может взлететь. Ранее этим пользовались местные жители и с помощью палок и криков пригоняли целые стайки птиц прямо в селение.. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники. Огромный вред степи наносят пожары. Нужно быть предельно осторожным с огнем в степи. Большую опасность для путешественников в степи представляют клещи. Их огромное множество. Распространяют их больные животные. При укусе клеща запрещается удалять его самостоятельно, нужно срочно обратиться к врачу. Так же поступают при укусе змеями.

Большое спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы познакомили нас с некоторыми проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

ФИЗМИНУТКА «ХОМКА»

Перед тем, как подвести итог, предлагаю еще раз отправиться в заочное путешествие по степным просторам. (просмотр презентации «Степь»)

ИТОГ УРОКА

А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме. Задания разные, выбирайте то, что сможете выполнить. Время работы 5 минут.

А)Тест (индивидуальная работа)

Б) сложнее - кроссворд в рабочей тетради на с.28

В) по карточке – нарисовать условные знаки об особенностях степи:
1. отсутствие деревьев, основная растительность- это травы.
2. климат теплый, но мало осадков 300-450 мм/год.
3. сильные ветры.

Время работы истекло. Закройте тетради. Каждый из вас получит отметку за работу.

Вернемся к модели изучения природной зоны. Что осталось изучить? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

В ваших конвертах есть чайный пакетик. Рассмотрите его, ощутите его аромат. Какое задание вы могли бы предложить выполнить? Верно, определить название растения, из которого изготовлено содержимое пакетика, узнать в каких случаях применяется в народной медицине, найти иллюстрацию или гербарий, рассказать об этом растении степи. Заполнить таблицу «Флора и фауна степной зоны Ростовской области» в тетради «Доноведение» с.75.


РЕФЛЕКСИЯ

Сигналы – фиксаторы расскажут мне о вашем настроении в конце урока.

Продолжите фразы:

Урок был…..

Я узнал…..

Было интересно….

Я работал(а) ……..

Самооценка работы на уроке, оценивание.

Всем спасибо за урок!