БПОУ ВО ВОРОНЕЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ЦМК «ФАРМАЦИЯ»
«РАСТВОРЫ. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.
РАВНОВЕСИЕ В ГЕТЕРОГЕННОЙ СИСТЕМЕ РАСТВОР – ОСАДОК»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Дисциплина: ОП.10 Аналитическая химия
Специальность 33.02.01 «Фармация»
Рассмотрено на заседании ЦМК
УТВЕРЖДЕНО ______________
Председатель ЦМК ________ Плотникова Т.А..
Разработчик преподаватель аналитической химии Гончарова Е.А.
Воронеж - 2016
ВВЕДЕНИЕ
Качественный и количественный анализ в основном проводится в растворах. В количественном анализе используются титранты – растворы, имеющие определенную молярную концентрацию, фармацевт должен уметь рассчитать массу вещества для приготовления титрованных растворов.
Многие лекарственные средства являются солями, в растворах которых протекает гидролиз, для правильного обращения с такими растворами необходимо знать, почему он возникает и как его подавить.
Водородный показатель (рН) раствора можно определить с помощью индикаторов, эти знания будут востребованы при изучении метода нейтрализации.
В результате освоения материала занятия обучающийся должен уметь:
Организовывать рабочее место для проведения практической работы (ОК-2)
Принимать правильное решение в стандартных и нестандартных ситуациях при решении профессиональных задач (ОК-3)
Составлять уравнения реакций в молекулярном и сокращенном ионном виде (ПК 1.1.)
Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности при работе с кислотами и щелочами, а также солями тяжелых металлов (ПК 1.6.).
Приготавливать растворы с массовой долей и молярной концентрацией. Владеть техникой взвешивания на ручных весах, фильтрования. Работать с мерной посудой (ПК 2.1.).
Грамотно оформлять и обрабатывать полученные результаты. Наблюдать, сравнивать, математически обрабатывать экспериментальные данные. Работать с приборами (рН-метром) (ПК 2.3.)
В результате освоения материала занятия обучающийся должен знать:
Теоретические основы аналитической химии: Общие понятия о растворах. Способы выражения состава раствора. Химическое равновесие. Слабые, сильные электролиты. Ионное произведение воды. Водородный и гидроксильный показатели. Равновесие в гетерогенной системе раствор-осадок. Произведение растворимости (ПР). Дробное осаждение и разделение (ОК-3)
Правила санитарно-гигиенического режима, правила техники безопасности и противопожарной безопасности при работе в химической лаборатории (ПК 1.6.)
Правила приготовления растворов с массовой долей (ПК 2.2.)
Тема: Растворы. Виды концентрации растворов: Дайте определение термину «Раствор»?
____________________________________________________________________________
Классификация растворов по агрегатному состоянию
Компоненты раствора
Заполните схему, указав процессы растворения и их эффекты.
Рассмотрите рисунок, у какого вещества преобладает физический процесс при растворении, а у какого – химический.
Напишите схему растворения натрия хлорида в воде.
Рассмотрите типы растворов по содержанию растворенного вещества и дайте им характеристику
Дайте определение понятию «концентрация раствора»
_______________________________________________________________________________
Запишите формулу расчета массовой доли вещества.
________________________
Решите задачи:
Какой объем воды надо прилить к 0,5 г меди сульфата, чтобы получить 1% раствор?
Выпарили 50 г раствора, при этом получили 5 г хлорида натрия. Вычислите массовую долю соли в растворе.
Запишите формулу расчета молярной концентрации. __________________________
Решите задачи
Рассчитайте массу натрия хлорида для приготовления 500 мл 0,1 М раствора.
Рассчитайте навеску аммония хлорида для приготовления 2 литров 0,1 М раствора.
Определите массу растворенного вещества, содержащегося в растворе объемом 500 мл с одномолярной концентрацией КОН
Тема: Электролитическая диссоциация: Дайте определение понятию «Электролитическая диссоциация»
_____________________________________________________________________________
Заполните схему
Степень диссоциации – это ___________________________________________.
Приведите примеры сильных электролитов среди солей, кислот и оснований и заполните таблицу:
Класс соединений | Электролиты |
Сильные | Слабые |
Соли | | |
Кислоты | | |
Основания | | |
Тема: Ионное произведение воды. Водородный показатель: Заполните пропуски. Вода как слабый электролит в незначительной степени диссоциирует на ионы __________________. При комнатной температуре в одном литре воды диссоциирует только ____ моль воды. Т.е. при диссоциации образуется ______ моль ионов водорода и _____ моль гидроксид-ионов. ___________________ (обозначается Кw) – это произведение концентраций ионов Н+ и ОН-. Kw = [H+] [OH-] = _____.
Заполните пропуски. Пользоваться истинными концентрациями неудобно, поэтому применяют их ________________ взятые с обратным знаком. Выделяют _____________ рН и _________________ рОН . Эти показатели взаимосвязаны через ионное произведение воды ___ +_____= 14.
Заполните шкалу:
Чтобы определить рН раствора используют прибор ______________ или индикаторы: ______________, _______________ и ____________________.
Заполните таблицу:
Индикатор | Кислотная среда | Щелочная среда |
Метиловый оранжевый | | |
Фенолфталеин | | |
Лакмус | | |
Вычислить рН в 0,01М HCl и NaOH
Тема: Химическое равновесие. Равновесие в системе раствор-осадок:
Заполните пропуски. Химическое равновесие – это _________________________________________. Смещение химического равновесия подчиняется принципу _________________. Если повысить концентрацию исходных веществ, то равновесие смещается в сторону __________________. Если в ходе реакции выделяется теплота, то нагревании смеси вызовет смещение равновесия в _________________________.
Заполните пропуски. В растворе с осадком происходят постоянные процессы ____________ осадка и ____________. Произведение концентраций ионов в насыщенном растворе труднорастворимого электролита постоянная величина называется ___________________________.
Запишите формулу расчета произведения растворимости (ПР) и растворимости _______________________________
Решите задачу:
Вычислить произведение растворимости иодида серебра , если растворимость этой соли при температуре 25◦С равна 1,2 ∙10-8 моль/л.
Вычислить растворимость оксалата кальция в моль/л, если произведение растворимости его равно 0,26 ∙ 10-8.
Тема: Гидролиз солей и комплексные соединения
Гидролиз – это _____________________________________________________________
Заполните таблицу:
Название соли | Уравнение гидролиза | Среда раствора | Окраска лакмусовой бумаги |
Карбонат калия | | | |
Нитрат железа (II) | | | |
Хлорид бария | | | |
Назовите составные части комплекса:
[Co(NH3)6]Cl3 K3[Fe(CN)6] |
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПЕРЕД ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ
При выполнении работ необходимо соблюдать правила техники безопасности.
На рабочем месте не должно быть ничего лишнего
Все записи ведутся в практических тетрадях, не допускается использование отдельных листочков, так как они могут быть утеряны.
При выполнении работы нельзя спешить, так как это ведет к ошибкам в работе
При использовании реактивов вести тройной контроль: первый контроль при взятии реактива, второй – при использовании, третий – при возвращении реактива на место.
Во время работы проявлять внимательность, аккуратность, четкость в работе.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Проверьте оснащение рабочего места:
Весы ручные, совочек и разновес (для отвешивания веществ)
Спирт 70% и ватные шарики (для протирания весов), вощеная капсула
Колба для растворения и мерный цилиндр (для приготовления раствора)
Стеклянная воронка, фильтры, лабораторный штатив, стеклянная палочка
Флаконы для хранения приготовленных растворов, этикетки
Приготовление раствора соли.
Приготовить …… мл раствора соли с массовой долей …….% | Исходное растворяемое вещество ………… | Расчеты |
Расчеты проверить у преподавателя, после этого можно приступить к работе.
Приготовьте раствор, профильтруйте и оформите для хранения.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
«Гидролиз солей, работа с рН метром»
В пробирку наливают на 2/3 раствора соли и опускают карманный рН-метр. Включают, ждут, когда установится постоянное значение и записывают значение. Выключают. Делают измерение три раза и находят среднее значение. Измерения проводят при комнатной температуре.
Проверьте, подвергаются ли гидролизу:
натрия гидрокарбонат
марганца хлорид
железа сульфат
Название соли | Уравнение гидролиза | Среда раствора | Значение рН |
Натрия гидрокарбонат | | | |
Марганца хлорид | | | |
Хлорид железа (III) | | | |
КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА ЗАНЯТИЯ
Тест состоит из 10 вопросов. Для тестирования используется программа «My Test»
Оценка «5» ставится при правильном выполнении 10-9 заданий.
«4» - при правильном выполнении 7-8 заданий,
«3» - 5-6 заданий,
менее 5-ти правильно выполненных заданий – оценка «2».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Задание на дом: тема следующего занятия: «Катионы I и II аналитических групп».
Домашнее задание: Саенко О.Е. Аналитическая химия стр. 90-96, 100-105
Полеес М.Э., Душечкина И.Н. «Аналитическая химия стр. 99-106