СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по аналитической химии для СПО "Фармация" «Растворы. Химическое равновесие. Равновесие в гетерогенной системе раствор – осадок»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Качественный и количественный анализ в основном проводится в растворах. В количественном анализе используются титранты – растворы, имеющие определенную молярную концентрацию, фармацевт должен уметь рассчитать массу вещества для приготовления титрованных растворов.

Многие лекарственные средства являются солями, в растворах которых протекает гидролиз, для правильного обращения с такими растворами необходимо знать, почему он возникает и как его подавить.

Водородный показатель (рН) раствора можно определить с помощью индикаторов, эти знания будут востребованы при изучении метода нейтрализации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по аналитической химии для СПО "Фармация" «Растворы. Химическое равновесие. Равновесие в гетерогенной системе раствор – осадок»»


БПОУ ВО ВОРОНЕЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ


ЦМК «ФАРМАЦИЯ»









«РАСТВОРЫ. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.

РАВНОВЕСИЕ В ГЕТЕРОГЕННОЙ СИСТЕМЕ РАСТВОР – ОСАДОК»



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ




Дисциплина: ОП.10 Аналитическая химия

Специальность 33.02.01 «Фармация»








Рассмотрено на заседании ЦМК

УТВЕРЖДЕНО ______________

Председатель ЦМК ________ Плотникова Т.А..









Разработчик преподаватель аналитической химии Гончарова Е.А.










Воронеж - 2016

ВВЕДЕНИЕ

Качественный и количественный анализ в основном проводится в растворах. В количественном анализе используются титранты – растворы, имеющие определенную молярную концентрацию, фармацевт должен уметь рассчитать массу вещества для приготовления титрованных растворов.

Многие лекарственные средства являются солями, в растворах которых протекает гидролиз, для правильного обращения с такими растворами необходимо знать, почему он возникает и как его подавить.

Водородный показатель (рН) раствора можно определить с помощью индикаторов, эти знания будут востребованы при изучении метода нейтрализации.


В результате освоения материала занятия обучающийся должен уметь:

  1. Организовывать рабочее место для проведения практической работы (ОК-2)

  2. Принимать правильное решение в стандартных и нестандартных ситуациях при решении профессиональных задач (ОК-3)

  3. Составлять уравнения реакций в молекулярном и сокращенном ионном виде (ПК 1.1.)

  4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности при работе с кислотами и щелочами, а также солями тяжелых металлов (ПК 1.6.).

  5. Приготавливать растворы с массовой долей и молярной концентрацией. Владеть техникой взвешивания на ручных весах, фильтрования. Работать с мерной посудой (ПК 2.1.).

  6. Грамотно оформлять и обрабатывать полученные результаты. Наблюдать, сравнивать, математически обрабатывать экспериментальные данные. Работать с приборами (рН-метром) (ПК 2.3.)


В результате освоения материала занятия обучающийся должен знать:

  1. Теоретические основы аналитической химии: Общие понятия о растворах. Способы выражения состава раствора. Химическое равновесие. Слабые, сильные электролиты. Ионное произведение воды. Водородный и гидроксильный показатели. Равновесие в гетерогенной системе раствор-осадок. Произведение растворимости (ПР). Дробное осаждение и разделение (ОК-3)

  2. Правила санитарно-гигиенического режима, правила техники безопасности и противопожарной безопасности при работе в химической лаборатории (ПК 1.6.)

  3. Правила приготовления растворов с массовой долей (ПК 2.2.)



Тема: Растворы. Виды концентрации растворов:
  1. Дайте определение термину «Раствор»?

____________________________________________________________________________


  1. Классификация растворов по агрегатному состоянию

  1. Компоненты раствора
  1. Заполните схему, указав процессы растворения и их эффекты.

  1. Рассмотрите рисунок, у какого вещества преобладает физический процесс при растворении, а у какого – химический.

  1. Напишите схему растворения натрия хлорида в воде.




  1. Рассмотрите типы растворов по содержанию растворенного вещества и дайте им характеристику

  1. Дайте определение понятию «концентрация раствора»

_______________________________________________________________________________

  1. Запишите формулу расчета массовой доли вещества.

________________________

  1. Решите задачи:

  • Какой объем воды надо прилить к 0,5 г меди сульфата, чтобы получить 1% раствор?

Дано:





Найти:

Решение


  • Какую массу соли и объем воды необходимо взять для приготовления 150 г 2% раствора?

Дано:





Найти:

Решение


  • Выпарили 50 г раствора, при этом получили 5 г хлорида натрия. Вычислите массовую долю соли в растворе.

Дано:





Найти:

Решение

  1. Запишите формулу расчета молярной концентрации. __________________________

  2. Решите задачи

  • Рассчитайте массу натрия хлорида для приготовления 500 мл 0,1 М раствора.

Дано:





Найти:

Решение




  • Рассчитайте навеску аммония хлорида для приготовления 2 литров 0,1 М раствора.

Дано:





Найти:

Решение


  • Определите массу растворенного вещества, содержащегося в растворе объемом 500 мл с одномолярной концентрацией КОН

Дано:





Найти:

Решение


Тема: Электролитическая диссоциация:
  1. Дайте определение понятию «Электролитическая диссоциация»

_____________________________________________________________________________

  1. Заполните схему

  1. Степень диссоциации – это ___________________________________________.

  2. Приведите примеры сильных электролитов среди солей, кислот и оснований и заполните таблицу:

Класс соединений

Электролиты

Сильные

Слабые

Соли



Кислоты



Основания




Тема: Ионное произведение воды. Водородный показатель:
  1. Заполните пропуски. Вода как слабый электролит в незначительной степени диссоциирует на ионы __________________. При комнатной температуре в одном литре воды диссоциирует только ____ моль воды. Т.е. при диссоциации образуется ______ моль ионов водорода и _____ моль гидроксид-ионов. ___________________ (обозначается Кw) – это произведение концентраций ионов Н+ и ОН-. Kw = [H+] [OH-] = _____.

  2. Заполните пропуски. Пользоваться истинными концентрациями неудобно, поэтому применяют их ________________ взятые с обратным знаком. Выделяют _____________ рН и _________________ рОН . Эти показатели взаимосвязаны через ионное произведение воды ___ +_____= 14.

  3. Заполните шкалу:


  1. Чтобы определить рН раствора используют прибор ______________ или индикаторы: ______________, _______________ и ____________________.

  2. Заполните таблицу:

    Индикатор

    Кислотная среда

    Щелочная среда

    Метиловый оранжевый



    Фенолфталеин



    Лакмус



  3. Вычислить рН в 0,01М HCl и NaOH

Дано:





Найти:

Решение


Тема: Химическое равновесие. Равновесие в системе раствор-осадок:

  1. Заполните пропуски. Химическое равновесие – это _________________________________________. Смещение химического равновесия подчиняется принципу _________________. Если повысить концентрацию исходных веществ, то равновесие смещается в сторону __________________. Если в ходе реакции выделяется теплота, то нагревании смеси вызовет смещение равновесия в _________________________.

  2. Заполните пропуски. В растворе с осадком происходят постоянные процессы ____________ осадка и ____________. Произведение концентраций ионов в насыщенном растворе труднорастворимого электролита постоянная величина называется ___________________________.

  1. Запишите формулу расчета произведения растворимости (ПР) и растворимости _______________________________

  2. Решите задачу:

  3. Вычислить произведение растворимости иодида серебра , если растворимость этой соли при температуре 25С равна 1,2 ∙10-8 моль/л.

    Дано:





    Найти:

    Решение

  4. Вычислить растворимость оксалата кальция в моль/л, если произведение растворимости его равно 0,26 ∙ 10-8.

Дано:





Найти:

Решение


Тема: Гидролиз солей и комплексные соединения

  1. Гидролиз – это _____________________________________________________________

  2. Заполните таблицу:

    Название соли

    Уравнение гидролиза

    Среда раствора

    Окраска лакмусовой бумаги

    Карбонат калия




    Нитрат железа (II)




    Хлорид бария




  3. Назовите составные части комплекса:


[Co(NH3)6]Cl3 K3[Fe(CN)6]








ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПЕРЕД ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

При выполнении работ необходимо соблюдать правила техники безопасности.

  1. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего

  2. Все записи ведутся в практических тетрадях, не допускается использование отдельных листочков, так как они могут быть утеряны.

  3. При выполнении работы нельзя спешить, так как это ведет к ошибкам в работе

  4. При использовании реактивов вести тройной контроль: первый контроль при взятии реактива, второй – при использовании, третий – при возвращении реактива на место.

  5. Во время работы проявлять внимательность, аккуратность, четкость в работе.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Проверьте оснащение рабочего места:

  1. Весы ручные, совочек и разновес (для отвешивания веществ)

  2. Спирт 70% и ватные шарики (для протирания весов), вощеная капсула

  3. Колба для растворения и мерный цилиндр (для приготовления раствора)

  4. Стеклянная воронка, фильтры, лабораторный штатив, стеклянная палочка

  5. Флаконы для хранения приготовленных растворов, этикетки

Приготовление раствора соли.

Приготовить …… мл раствора соли с массовой долей …….%

Исходное растворяемое вещество

…………

Расчеты









  1. Расчеты проверить у преподавателя, после этого можно приступить к работе.

  2. Приготовьте раствор, профильтруйте и оформите для хранения.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

«Гидролиз солей, работа с рН метром»

В пробирку наливают на 2/3 раствора соли и опускают карманный рН-метр. Включают, ждут, когда установится постоянное значение и записывают значение. Выключают. Делают измерение три раза и находят среднее значение. Измерения проводят при комнатной температуре.

Проверьте, подвергаются ли гидролизу:

  • натрия гидрокарбонат

  • марганца хлорид

  • железа сульфат

Название соли

Уравнение гидролиза

Среда раствора

Значение рН

Натрия гидрокарбонат




Марганца хлорид




Хлорид железа (III)





КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА ЗАНЯТИЯ

Тест состоит из 10 вопросов. Для тестирования используется программа «My Test»
Оценка «5» ставится при правильном выполнении 10-9 заданий.
«4» - при правильном выполнении 7-8 заданий,
«3» - 5-6 заданий,

менее 5-ти правильно выполненных заданий – оценка «2».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание на дом: тема следующего занятия: «Катионы I и II аналитических групп».

Домашнее задание: Саенко О.Е. Аналитическая химия стр. 90-96, 100-105

Полеес М.Э., Душечкина И.Н. «Аналитическая химия стр. 99-106