Рациональная организация общего режима дня для школьников и студентов.
Проблема перегрузки тесно связана с нарушениями в организации общего
режима дня обучающихся. В связи с этим мы решили разработать примерный режим дня для младшего, среднего и старшего возрастов.
Мы провели анкетирование (прил.7) среди учащихся школы-лицей №7 г. Семей, с целью выявления временных рамок затрачиваемых школьниками на все виды деятельности в режиме дня.
После обработки, результаты анкетирования показали, что 75% школьников не рационально распределяют свое время в режиме дня. Из них 50% недостаточно внимания уделяют ночному и дневному сну, активному отдыху. У 10% учеников слишком много времени уходит на дорогу в школу и домашние задания. 15% школьников основное свое время тратят на компьютерные игры и TV. И в основном эти проценты приходятся на средний и старший школьный возраст, так как в этом возрасте родители уделяют мало внимания режиму дня ребенка. И лишь 25% школьников имеют некоторое представление о правильном соблюдении режима дня.
На основе этих результатов мы составили примерный режим дня для школьников младшего, среднего и старшего звена с учетом биологических, физиологических и морфо-функциональных особенностей, данных возрастных групп.
В режиме дня учащихся младшего школьного возраста должно быть предусмотрено:
· полноценный ночной сон (не менее 10 часов);
· активный отдых (прогулка) на воздухе (не менее 2,5 часов);
· дневной сон (для ослабленных детей) (1 - 1,5 часа);
· свободное время (игры, чтение, любимые занятия, TV, компьютер) (не менее 1,5 часов);
· время на гигиенические процедуры и самообслуживание (не менее 1,5 часов);
· время на еду (4- 5 раз) (не менее 1,5 часов);
· учебные занятия + дорога в школу (4 - 5 часов);
· домашнее занятие (до 1 часа);
· дополнительные занятия (музыка, спорт и т.п.) (до 1 часа).
В режиме дня учащихся среднего школьного возраста должно быть предусмотрено:
∙ полноценный ночной сон (не менее 9 часов);
∙ активный отдых на воздухе (не менее 2 часов);
∙ гигиенические процедуры, самообслуживание, домашние дела (1-1,5 часа);
∙ еда (около 1 часа);
∙ свободное время (чтение, TV, компьютер) (1час);
∙ учебные занятие + дорога в школу (5-6 часов);
∙ домашние занятия (2-3 часа);
∙ дополнительные занятия (ин. яз., музыка, спорт и т.д.) (1-1,5 часа).
В режиме дня учащихся старшего школьного возраста должно быть предусмотрено:
· полноценный ночной сон (не менее 8 часов);
· активный отдых на воздухе (не менее 1,5 часов);
· гигиенические процедуры, самообслуживание, домашние дела (1 - 1,5 часа);
· еда (около 1 часа);
· свободное время (чтение, TV, компьютер) (1 - 1,5 часа);
· учебные занятия + дорога в школу (6 - 7 часов);
· домашние занятия (3 - 3,5 часа);
· дополнительные занятия (факультативы, по выбору, музыка, ин. язык, спорт и т.д.) (1 - 1,5 часа).
Увеличение времени на занятия в школе, и домашние задания неизбежно влечет за собой сокращение времени ночного сна, активного отдыха на воздухе и свободного времени.
Выводы:
1. Анализ научно-методической литературы, изучение передового опыта работы учителей-практиков с учащимися разного возраста и результаты проведенных исследований показали, что:
• противоречивость накопленной информации до настоящего времени
не дает четкого ответа на вопрос о дифференцированном обучении в физическом воспитании, позволяющем в значительной мере улучшить двигательную подготовленность обучающихся;
• вопрос о домашних заданиях по физической культуре не нашел еще своего отражения в общепедагогической литературе и слабо изучается с точки зрения оздоровления и образования;
• есть еще педагоги, которые не признают домашние задания по физической культуре, считая, что они увеличивают и без того очень большую учебную нагрузку студентов;
• недостаточно освещены вопросы методики проведения и оценки домашних заданий, организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня студентов, оптимизации двигательного режима в рамках самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля и самоконтроля за соблюдением режима двигательной активности.
2. В результате исследований было определено, что экспериментальная группа добилась значительных приростов во всех контрольных испытаниях, что можно было прогнозировать заранее. Так как нагрузка в экспериментальной группе на 50% больше по сравнению с нагрузкой в контрольной группе.
3. Сравнительный анализ показателей, характеризующих физическую подготовленность студентов экспериментальной группы до и после проведения эксперимента, позволил установить достоверное (рt-критерию Стьюдента, подтверждает существенные приросты в экспериментальной группе.
4. Анализ развития физических качеств, после эксперимента показал, что экспериментальная группа добилась значительных приростов в развитии таких физических качествах как: общая выносливость (увеличилась на 10,3%); динамическая сила мышц нижних конечностей (увеличилась на 5,16%); скоростно-силовая выносливость мышц сгибателей туловища (увеличилась на 21%); сила и силовая выносливость мышц плечевого пояса (увеличилась на 18,1%).
5. Программа домашних заданий недельного режима двигательной активности студентов может включать следующий комплекс двигательных заданий направленных на развитие: силовых способностей – подтягивания на низкой и высокой перекладине, поднимание ног и туловища в положении лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа; скоростно-силовых – прыжки со скакалкой, прыжки вверх по лестнице, прыжки вверх из упора присев; быстроты – бег на месте с высоким подниманием бедра с максимальной частотой пробежки на коротких отрезках дистанции; выносливости – медленный продолжительный бег; гибкости – наклоны вперед в положении стоя или сидя.
6. Результаты экспериментальных исследований полностью подтвердили
выдвинутое предположение о том, что комплекс дозированных, двигательных упражнений направленного воздействия, включенных в экспериментальную программу домашних заданий недельного режима двигательной активности студентов колледжа, способен повысить уровень их физической подготовленности для успешного освоения учебной программы и выполнения контрольных нормативов.
7. Полученные данные подтверждают необходимость дифференцированного подхода в процессе физического воспитания обучающихся с различным уровнем физического развития, двигательной подготовленности и объемом двигательной активности. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что проведение домашних заданий по разработанной нами методике выполнения двигательных заданий направленного воздействия позволяют обучающимся освоить учебные программы и выполнить контрольные нормативы на оценки, соответствующие среднему и высокому уровням двигательной подготовленности.
8. Таким образом, в процессе выполнения домашних заданий обучающиеся приобщаются к систематическим занятиям физическими упражнениями, физическая культура постепенно входит у студентов в привычку. Кроме того, стараясь хорошо выполнить домашние задания, они приучают себя активно и добросовестно работать, совершенствовать двигательные навыки и умения, развивать необходимые физические качества. Все это постепенно приводит к формированию личности студента в процессе обучения.