СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рациональное соотношение индивидуальной, групповой, коллективной форм обучения учебной деятельности в процессе проведения уроков разных типов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рациональное соотношение индивидуальной, групповой, коллективной форм обучения учебной деятельности в процессе проведения уроков разных типов

Просмотр содержимого документа
«Рациональное соотношение индивидуальной, групповой, коллективной форм обучения учебной деятельности в процессе проведения уроков разных типов»

Рациональное соотношение индивидуальной, групповой, коллективной форм обучения учебной деятельности в процессе проведения уроков разных типов


Одним из требований к построению совместной деятельности учителя и ученика с целью развития математических способностей – рациональное соотношение индивидуальной, групповой и коллективной форм учебной деятельности.

Анализ опыта работы в школе убеждает, что часто учителя математики или, абсолютно аргументированно ссылаясь на перенагрузку, на недостаток учебного времени на изучение математики, практически отказываются от систематической индивидуальной работы учащихся на уроке. Остальные, наоборот, слишком энергично вводят индивидуальную форму учебной деятельности, не используя некоторые преимущества коллективной формы работы в определенных условиях.

Пропорции соотношения времени, что отводится на индивидуальную, групповую, и коллективную учебную деятельность, определяем в зависимости от:

  1. Темы урока, его цели и местав разделе;

  2. Объёма соответственного учебного материала;

  3. Типа урока и его места в системе уроков;

  4. Этапа урока;

  5. Уровня обученности учеников конкретного класса;

  6. Уровня развития математических способностей учеников на данном этапе;

  7. Сформирования навыков учащихся работать самостоятельно;

  8. Психологического климата в классе.

Предлагаю, на разных этапах уроков разных типов, сделать акцент на одной из форм работы, но и активно использовать позитивные аспекты, присущие двум другим формам.


Урок формирования новых знаний, умений и владений способами деятельности

Индивидуальная и групповая работа

Коллективная работа

I этап. Актуализация знаний

1.Под руководством учителя или по предложенным инструкциям, ученики готовят лаконичный, но полный обзор сведений, которые необходимо повторить перед изучением нового материала (имеющиеся знания про объекты, которые будут рассматриваться – основные аксиомы, теоремы, формулы и т.д.; приемы и методы, которые будут использоваться); решают соответственные задания.

1.*Совместно повторяют, отвечают на вопросы, выполняют задания, систематизируют, корректируют опорные знания.

II этап. «Открытия» учащимися новых знаний

1.*Воспринимают новый материал, выполняют записи.

2. Устанавливают связь с ранее изученным.

3.Берут участие в объяснении; «подсказывают» необходимые определения, теоремы, формулы и т.д.; помогают учителю формулировать определения, выводить формулы; приводят примеры и контрпримеры.

1.*Коллективно обсуждают новый материал.

2.Совместно анализируют только что воспринятый материал.

3. Совместно устраняют «непонятности»

III этап. Первичное закрепление нового материала

1.Отвечают на вопросы учителя.

2.Применяют изученный материал при решении заданий.

3.Составляют логическую цепочку изученного материала, его логическую схему.

4.Выполняют кратковременную самостоятельную работу тестового характера, что контролирует промежуточные результаты усвоения.

1.*Совместно совершают поиск решения проблемы.

2.Коллективно обсуждают, логическую схему изученного материала.

IV этап. Рефлексия

1.Самооценка (в том числе по результатам выполнения тестовых заданий).

1.*Коллективное обсуждение результатов, подведение итогов урока, выделение основных положений, построение логической цепочки.

2. Воспринимание инструкции (замечаний) для выполнения домашнего задания





Урок закрепления и повторения знаний, умений и владений способами деятельности

I этап. Актуализация знаний

1.*Работа по карточкам на воспроизведение и применение формул, правил, теорем и прочее в стандартних ситуациях; выполнение заданий тестового характера.

2.Коррекция выполнения домашнего задания учеником.

1*.Фронтальная проверка знаний учащимися формул, определений, формулировок, аксиом, теорем и прочее. Ученики колективно отвечают на вопросы, корректируют ответы других.

2. Выполнение математического диктанта с послідующим обсуждением результатов.

3.Фронтальная проверка выполнения задач, умение доказывать теоремы. Коллективный аналіз результатов.

II этап. Совершенствование навыков решения заданий

1.Работа-тренаж с использованием измерительных и чертежных инструментов, таблиц, микрокалькуляторов и прочее.

2.Выполнение заданий репродуктивного, реконструктивного, творческого характера.

1.Отработка алгоритма.

2.Фронтальная работа с привития навыков пользования измерительными инструментами, вычислительными инструментами, вычислительными таблицами, микрокалькуляторами.

3.Применение знаний для решения заданий репродуктивного, реконструктивного, вариативного, творческого характера.

III этап. Итоги урока

1.Сравнение результатов, полученных самостоятельно, с результатами, полученными классом, или с "образцом".

2.Анализ инструкции и замечаний к выполнению домашнего задания.

1.*Коллективная работа с подведением итогов урока; проверка и коррекция результатов работы.

2.Фронтальная работа по подготовке к выполнению домашнего задания.


Замечание. На ІІ этапе индивидуальная и групповая работа целесообразна, если учебный материал достаточно хорошо усвоен большинством учащихся.





Урок контроля и оценивания знаний

І этап. Проверка домашнего задания

Если контрольная письменная работа рассчитана на весь урок, этот этап опускается

ІІ этап. Введение в контрольную работу. Инструктаж

1.Самостоятельное осмысление учеником предложенных заданий.

1*.Учитель обращает внимание учащихся на особенности требований к решению и оформлению заданий.

ІІІ этап. Работа контрольного характера

1.Ученик выполняет и оформляет задания письменной работы.


ІV этап. Итоги работы. Анализ работы

1.Проверяют правильность выполнения заданий.

2.Исправляются ошибки, анализируют их причины.

1.*коллективный анализ работы, проверка бегло результатов выполнения, выделение основних этапов решения, выбор рациональных путей выполнения.

2.Устраняют ошибки, анализируются их причины.


Необходимым является сочетание классной и внеклассной работы (проведение занятий кружков, факультативов, спецкурсов сначала параллельно с проведеним работы на уроках); в дальнейшем – работа опережающего характера, переход на болем високий уровень (сложности, тяжести); использование теоретического материала болем високого уровня; проведение работы по развитию математических способностей в течении всех лет обучения в школе, интегрированная работа с разных педметов через использование элементов математического моделирования.


Примечание. Значок * означает акцент на данной форме работы.