СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рациональное потребление

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рациональное потребление»

Авторы:

Сухачева А. А., учитель обществознания и права,

Нурлугаянова С. Ю., учитель истории и обществознания

МБОУ г. Иркуска СОШ № 10 им. П. А. Пономарева



Рациональное потребление – успешное будущее.

(Лекционный доклад с элементом мастер-класса в формате онлайн)

Что такое рациональное потребление?

Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам.

Рациональное потребление не только поможет нам сохранить планету для будущих поколений, но принесет близкие выгоды в более близкой перспективе[2]

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р по одобрению Экологической доктрины, разработанной МПР России с участием органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов, все люди должны иметь равноправный доступ к природным ресурсам, как ныне живущие, так и последующие поколения. Для соблюдения данного положения необходимо уже сейчас задуматься о количестве потребляемых ресурсов.

Для нашего человечества важен каждый потребительский шаг жителя планеты Земля. Со школьных уроков географии, обществознания, биологии мы знаем, что многие природные запасы исчерпаемы, невосполнимы. Но почему тогда человечество так ведет себя с окружающей средой? Почему происходит несоблюдение положений Экологической доктрины? Первая и самая важная причина – это отсутствие системного воспитания молодого поколения, которое заключается в коллективном подходе к проблеме рационального потребления. Дети, не смотря на постоянные уроки по защите экологии, относятся к природе потребительски. Конечно, положительные сдвиги тоже есть, это и привлечение к волонтерству (посадка деревьев, помощь в содержании бездомных животных и т.д.), и экологические акции (сбор макулатуры, батареек, пластика) и тематические уроки и мероприятия и т.п. Но воспитание рационального потребителя не заканчивается на школьной программе, акциях для учащихся. Это потенциальное развитие потребителя будущего, способного не только правильно себя вести в окружающем мире, но и реагировать на нарушения экологического законодательства вовремя и, главное, правильно!

На уроках обществознания со старшеклассниками мы моделируем ситуации, которые встречаются в нашей жизни, изначально направляя мышление ребят на то, что не только нельзя себя вести неправильно в отношении окружающей среды, но и понимать, как рациональные потребители отреагируют на такие правонарушения, если все же такое поведение проявится у кого-то из учащихся. Что грозит таким правонарушителям, как вести себя с ними другим людям. Большим подспорьем на этих уроках выступают онлайн уроки, игры, помогающие более мобильно использовать время и более существенно привлечь внимание подростков. Одной из таких мобильных игр является экологическая правовая игра «42» на сайте «Дронт экоцентр» [3]. Почему 42? 42 статья Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [1].

В этой игре у каждого есть замечательная возможность попробовать себя в роли экологического активиста и решить экологическую проблему правовым путем – и играючи! Пока в игре четыре игровых ситуации: спасение сквера от застройки магазином, спасение парка, в котором хотят построить торговый центр, расследование деятельности незаконного полигона химических отходов, и ликвидация несанкционированной свалки. Предлагаем вам в одну из них поиграть, заодно и проверить скорость и правильное реагирование на экологическое правонарушение. Цель игры – как можно быстрее справиться с правонарушением.

В любом случае, проблема потребителя сегодня выльется в катастрофу будущего, если не использовать любую возможность для изменения мышления молодежи и их окружения в рациональном направлении. Мы считаем, что модель построения любого урока в школе может, так или иначе, затрагивать формирование рационального поведения человека в отношении окружающей среды. Ведь мы являемся ее частью!



Список источников и литературы

1. Конституция РФ [Электронный ресурс]// URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения 22.03.2022)

2. Потребинформс. Всероссийский национальный ресурс в сфере защиты прав потребителей [Электронный ресурс]// URL: https://potrebinforms.ru/vse_novosti/novosti/ob_izmenenii_globalnoj_modeli_potrebleniya/ (дата обращения 20.03.2022)

3. «Дронт экоцентр» [Электронный ресурс]// URL: https://dront.ru/project/42pravo/ekologicheskaya-pravovaya-igra-42/ (дата обращения 22.03.2022)