СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раз ступенька, два ступенька

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  представляет собой занятия кружка "Юный журналист"  с использованием игровой технологии, может быть использована в профориентационной работе

Просмотр содержимого документа
«Раз ступенька, два ступенька»


III заочный региональный конкурс творческий профориентационных проектов «Шаг в будущее»

Номинация «Мастерская профориентации»







«Раз ступенька, два ступенька…»

занятие кружка «Юный журналист»

для обучающихся 5-6 класса





Маклакова Галина Николаевна

Учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Покровская основная общеобразовательная школа»

С.Покровское, Чагодощенский район











Пояснительная записка

В ОУ в рамках внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО реализуется программа «Юный журналист» для обучающихся 5-6 класса. Наше учреждение является сельской малокомплектной школой, поэтому в кружке занимаются обучающиеся 5 и 6 классов.

Цель программы – формирование у учащихся  представление о деятельности журналиста как социально-значимой для общества и для человека.

Данное занятие является итоговым после первого года реализации программы. Разработку можно использовать как классный час для обучающихся 5-6 классов.

Цель занятия: привлечение внимания учащихся к осознанному выбору будущего профессионального пути

Задачи:

познакомить обучающихся с особенностями профессии журналист;

продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать, обобщать и представлять полученную информацию;

формировать понятийный аппарат по изучаемому курсу ;

развивать умения работать в группах,  развивать диалогическую и монологическую речи;

создать памятку «Как стать журналистом»

Содержание занятия

Ведущий: В мире много профессий, разные они, многоликие. Каждая необходима, каждая нужна людям. Вам тоже необходимо будет выбирать профессию, рано или поздно через это проходят все. В течение года мы с вами знакомились и практически и теоретически с профессией журналиста, и сегодня подведём итоги. Мы с вами поняли, что журналист - это человек, который собирает, обрабатывает информацию и доносит ее до читателей. Ему приходится работать с различной информацией, в том числе и тревожной. Журналист сталкивается со многими людскими несчастиями. В обязанности журналиста входит донести до обывателя полезную информацию, предостеречь читателя с помощью своих работ от неприятностей. Журналист должен быть честным с аудиторией, так как он несет большую ответственность перед людьми. Он должен быть мужественным, смелым, энергичным, быстро ориентироваться в сложных ситуациях. Но, несмотря на все сложности, журналист - очень интересная профессия и многие школьники мечтают стать журналистами.

Сегодня в ходе занятия мы попробуем, шагая по ступенькам, дать друг другу советы «Как стать журналистом!»


Советы юным журналистам


Плюсы и минусы



Проба пера



Качества, которые необходимы журналисту


Из истории

журналистики



Обучающиеся в ходе занятия работают в группах по 4-5человек, после выполнения задания, делают выводы, формулируют советы юному журналисту.

1 ступенька Странички истории журналистики

Командам предлагается тексты , задача выявить требования к журналистам, актуальные для нас, будущих журналистов

Текст для первой группы

Михаил Васильевич Ломоносов имел непосредственное отношение к журналистике, он связан с ней и как организатор, и как литератор. Он внёс немалый вклад в развитие российской журналистики и оставил после себя статью «Рассуждение об обязанностях журналистов»:

  1. Всякий, кто берет на себя труд осведомлять публику в том, что содержится в новых сочинениях, должен, прежде всего, взвесить свои силы. Ведь он затевает трудную и очень сложную работу, при которой приходится докладывать не об обыкновенных вещах и не просто об общих местах, но схватывать то новое и существенное, что заключается в произведениях, создаваемых часто величайшими людьми. Высказывает при этом не точные и безвкусные суждения, значит, сделать себя предметом презрения и насмешки; Это значит, уподобится карлику, который хотел бы поднять горы.

  2. Главным образом, пусть журналист усвоит, что для него нет ничего более позорного, чем красть у кого-либо из собратьев высказанные последним мысли и суждения и присваивать их себе…

  3. Наконец, он никогда не должен создавать себе слишком высокого представления о своем превосходстве, о своей авторитетности, о ценности своих суждений... (1)

Текст для второй группы -Король репортёров

Гиляровский Владимир Алексеевич родился в 1855 году в Вологодской губернии. Писать стихи начал с гимназических времен. В шестнадцать лет сбежал из дома, прошел пешком от Костромы до Рыбинска. Для того чтобы понять, что представлял собой этот журналист, следует прочитать его книги. Жизнь, полную удивительных приключений, событий и наблюдений, он описал в произведениях «Мои скитания», «Москва и москвичи». Гиляровский Владимир Алексеевич, прежде чем посвятить себя журналистике, объездил множество городов, успел поработать и бурлаком, и рабочим, и табунщиком, и солдатом, и даже актером. Дядя Гиляй, так называли писателя друзья и коллеги. Гиляровский Владимир Алексеевич обладал неукротимой энергией и необыкновенным трудолюбием. При этом человеком слыл чрезвычайно добрым, общительным. Двери его дома были всегда открыты. В гости к нему захаживали Чехов, Толстой, Куприн и многие другие литературные деятели. Гиляровский имел довольно колоритную внешность. С него писал одного из запорожцев Репин и лепил фигуру Тараса Бульбы Андреев.

Удивительно, но этот человек являлся желанным гостем как на званых вечерах, так и на воровском кутеже в притонах Тишинки. «Король репортеров» стал живой достопримечательностью столицы. Один из писателей сказал однажды: «Проще представить Москву без Царя-колокола, нежели без Гиляровского». Он известен как автор злободневных заметок. Во время своих путешествий он постоянно делал небольшие наброски, которые впоследствии превращались в полноценные литературные произведения. Всего несколько лет понадобилось Гиляровскому для того, чтобы стать знатоком нравов столичных жителей. Его популярность росла вместе с писательским опытом. В 1887 году был опубликован сборник «Трущобные люди». Но в начале Первой мировой войны он все же опубликовал несколько сборников, гонорар за которые передал в фонд поддержки раненых воинов. Среди друзей Владимира Гиляровского было немало художников как опытных, так и начинающих. Он охотно покупал картины неизвестных живописцев, затем писал о них заметки. Таким образом Гиляровский поддерживал молодых мастеров не только материально, но и морально. После покупки картины он хвастался приобретением знакомым, уверяя, что автор непременно будет знаменит. Как правило, Гиляровский не ошибался. Его книги никогда не залеживались на прилавках. Последнее произведение – «Друзья и встречи» – Гиляровский писал в последний год жизни. К тому времени он почти ослеп. Книги Владимира Гиляровского и сегодня популярны. (2)

Обучающиеся обсуждают в группах и формулируют выводы.(приложение1)

2 ступенька Качества, которые необходимы журналисту.

Обучающимся предлагается заполнить кроссворд «Профессиональные качества журналиста». В случае затруднения можно использовать слова-подсказки.

ж

















2




у
















3


р











4






н








5

а







л

















7




и





8








с





т










Слова-подсказки: трудолюбие, толерантность, память, любознательность, неравнодушие, эрудиция, грамотность, жизнерадостность, коммуникабельность. (приложение 3)

Формулируют выводы, записывают советы ( приложение1)

3 ступенька Проба пера

В течение года мы познакомились с разными жанрами журналистики: репортаж, заметка, очерк, интервью.

Задание: представим ситуацию - встреча с известным журналистом, составьте вопросы для интервью. (приложение 2)

4 ступенька Плюсы и минусы

Оцени все «за» и «против» этой профессии, дополни таблицу

Плюсы профессии

Минусы профессии

1.активный образ жизни;

2.встречи и общение со многими известными, людьми;

3.возможность путешествовать по разным городам и странам;

4.статус «свободного художника»: не нужно работать «от звонка до звонка».

5.


1.ненормированный рабочий день;

2.нужно много работать;

3.невозможность «отключиться от работы»;

4.журналистика входит в список опасных профессий.


5.


Обсуждение, формулирование совета (приложение1)

5 ступенька Подведение итогов.

Оформление памятки- советов «Как стать журналистом»

Представление работ.

Домашнее задание: к следующему занятию подготовить информацию об учебных заведениях, в которых можно получить профессию журналист.

Ведущий: Закончим наше занятие «Гимном журналистов», прослушайте эту песню. (3)

Мы журналисты нового века
И нам не страшны холода и ветра,
Мы преданы лучшему делу на свете,
Мы – вестники дружбы, любви и добра.

Припев:
Славься, прекрасная наша профессия
Отважная, страстная жизни экспрессия.
Ручка – подруга нам, буквы – друзья,
Без видеокамеры жить нам нельзя,
Жить нам нельзя!

Мы самые дружные, самые быстрые,
Пишем о том, что случилось и где.
Свежие новости, помыслы чистые,
Мы журналисты всегда и везде.


Славься, прекрасная наша профессия
Отважная, страстная жизни экспрессия.
Ручка – подруга нам, буквы – друзья,
Без видеокамеры жить нам нельзя,
Жить нам нельзя!


Ведущий проводит рефлексию в форме интервью с обучающимися

Вопросы:

  • Что нового узнали о профессии журналист?

  • Какие качества личности необходимы журналисту?

  • Какими умениями должен владеть журналист?

  • В чем привлекательность профессии?

  • Что полезного для себя узнал сегодня на занятии?


Использованные материалы:

1. http://oblako-media.ru/novosti/etika-po-lomonosovu-ili-6-zapovedey-dlya-zhurnalista/

2. http://otherreferats.allbest.ru/journalism/00192875_0.html

3. http://songspro.ru/14/Olya-Tryahova/tekst-pesni-Gimn-jurnalistov


Приложение 1. (работы групп- памятка-совет «Как стать журналистом»)

СОВЕТ1. Больше читай, знакомься с жизнью и творчеством известных журналистов, интересуйся современными журналистами , интересуйся событиями в стране, Вологодской области, Чагодощенском районе.

СОВЕТ2. Воспитывай в себе трудолюбие, развивай умения общаться с незнакомыми людьми, будь терпимее к любому мнению, не будь равнодушным ко всему окружающему, развивай речь, учись писать и говорить правильно.

СОВЕТ3. Пробуй свои силы, старайся писать, рассказывать, общаться.

СОВЕТ4 : Оцени все плюсы и минусы профессии, посоветуйся с родителями

СОВЕТ5: Узнай, где можно получить профессию журналиста

Приложение 2 (работы обучающихся –вопросы для интервью)

  1. Когда Вы решили стать журналистом?

  2. Как Вы считаете, в чём секрет Вашего успеха?

  3. Что Вы читали в детстве?

  4. Сколько денег зарабатываете?

  5. Чем занимаетесь в свободное время?

  6. Какими качествами должен обладать журналист?

  7. Как называлась Ваша первая работа?

  8. Есть ли у Вас враги?

  9. Что Вам не нравится в профессии журналиста?

  10. О чём мечтаете?

  11. Встречались ли с президентом В.В.Путиным? Какой вопрос ему задавали?

  12. Что бы Вы посоветовали нам, юным журналистам?

Приложение 3 Кроссворд


ж

и

з

н

е

р

а

д

о

с

т

н

о

с

т

ь


к

о

м

м

у

н

и

к

а

б

е

л

ь

н

о

с

т

ь



н

е

р

а

в

н

о

д

у

ш

и

е


т

о

л

е

р

а

н

т

н

о

с

т

ь


п

а

м

я

т

ь



л

ю

б

о

з

н

а

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь


э

р

у

д

и

ц

и

я


г

р

а

м

о

т

н

о

с

т

ь



т

р

у

д

о

л

ю

б

и

е





6