III заочный региональный конкурс творческий профориентационных проектов «Шаг в будущее»
Номинация «Мастерская профориентации»
«Раз ступенька, два ступенька…»
занятие кружка «Юный журналист»
для обучающихся 5-6 класса
Маклакова Галина Николаевна
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Покровская основная общеобразовательная школа»
С.Покровское, Чагодощенский район
Пояснительная записка
В ОУ в рамках внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО реализуется программа «Юный журналист» для обучающихся 5-6 класса. Наше учреждение является сельской малокомплектной школой, поэтому в кружке занимаются обучающиеся 5 и 6 классов.
Цель программы – формирование у учащихся представление о деятельности журналиста как социально-значимой для общества и для человека.
Данное занятие является итоговым после первого года реализации программы. Разработку можно использовать как классный час для обучающихся 5-6 классов.
Цель занятия: привлечение внимания учащихся к осознанному выбору будущего профессионального пути
Задачи:
познакомить обучающихся с особенностями профессии журналист;
продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать, обобщать и представлять полученную информацию;
формировать понятийный аппарат по изучаемому курсу ;
развивать умения работать в группах, развивать диалогическую и монологическую речи;
создать памятку «Как стать журналистом»
Содержание занятия
Ведущий: В мире много профессий, разные они, многоликие. Каждая необходима, каждая нужна людям. Вам тоже необходимо будет выбирать профессию, рано или поздно через это проходят все. В течение года мы с вами знакомились и практически и теоретически с профессией журналиста, и сегодня подведём итоги. Мы с вами поняли, что журналист - это человек, который собирает, обрабатывает информацию и доносит ее до читателей. Ему приходится работать с различной информацией, в том числе и тревожной. Журналист сталкивается со многими людскими несчастиями. В обязанности журналиста входит донести до обывателя полезную информацию, предостеречь читателя с помощью своих работ от неприятностей. Журналист должен быть честным с аудиторией, так как он несет большую ответственность перед людьми. Он должен быть мужественным, смелым, энергичным, быстро ориентироваться в сложных ситуациях. Но, несмотря на все сложности, журналист - очень интересная профессия и многие школьники мечтают стать журналистами.
Сегодня в ходе занятия мы попробуем, шагая по ступенькам, дать друг другу советы «Как стать журналистом!»
| Советы юным журналистам |
| Плюсы и минусы |
| Проба пера |
| Качества, которые необходимы журналисту |
Из истории журналистики |
Обучающиеся в ходе занятия работают в группах по 4-5человек, после выполнения задания, делают выводы, формулируют советы юному журналисту.
1 ступенька Странички истории журналистики
Командам предлагается тексты , задача выявить требования к журналистам, актуальные для нас, будущих журналистов
Текст для первой группы
Михаил Васильевич Ломоносов имел непосредственное отношение к журналистике, он связан с ней и как организатор, и как литератор. Он внёс немалый вклад в развитие российской журналистики и оставил после себя статью «Рассуждение об обязанностях журналистов»:
Всякий, кто берет на себя труд осведомлять публику в том, что содержится в новых сочинениях, должен, прежде всего, взвесить свои силы. Ведь он затевает трудную и очень сложную работу, при которой приходится докладывать не об обыкновенных вещах и не просто об общих местах, но схватывать то новое и существенное, что заключается в произведениях, создаваемых часто величайшими людьми. Высказывает при этом не точные и безвкусные суждения, значит, сделать себя предметом презрения и насмешки; Это значит, уподобится карлику, который хотел бы поднять горы.
Главным образом, пусть журналист усвоит, что для него нет ничего более позорного, чем красть у кого-либо из собратьев высказанные последним мысли и суждения и присваивать их себе…
Наконец, он никогда не должен создавать себе слишком высокого представления о своем превосходстве, о своей авторитетности, о ценности своих суждений... (1)
Текст для второй группы -Король репортёров
Гиляровский Владимир Алексеевич родился в 1855 году в Вологодской губернии. Писать стихи начал с гимназических времен. В шестнадцать лет сбежал из дома, прошел пешком от Костромы до Рыбинска. Для того чтобы понять, что представлял собой этот журналист, следует прочитать его книги. Жизнь, полную удивительных приключений, событий и наблюдений, он описал в произведениях «Мои скитания», «Москва и москвичи». Гиляровский Владимир Алексеевич, прежде чем посвятить себя журналистике, объездил множество городов, успел поработать и бурлаком, и рабочим, и табунщиком, и солдатом, и даже актером. Дядя Гиляй, так называли писателя друзья и коллеги. Гиляровский Владимир Алексеевич обладал неукротимой энергией и необыкновенным трудолюбием. При этом человеком слыл чрезвычайно добрым, общительным. Двери его дома были всегда открыты. В гости к нему захаживали Чехов, Толстой, Куприн и многие другие литературные деятели. Гиляровский имел довольно колоритную внешность. С него писал одного из запорожцев Репин и лепил фигуру Тараса Бульбы Андреев.
Удивительно, но этот человек являлся желанным гостем как на званых вечерах, так и на воровском кутеже в притонах Тишинки. «Король репортеров» стал живой достопримечательностью столицы. Один из писателей сказал однажды: «Проще представить Москву без Царя-колокола, нежели без Гиляровского». Он известен как автор злободневных заметок. Во время своих путешествий он постоянно делал небольшие наброски, которые впоследствии превращались в полноценные литературные произведения. Всего несколько лет понадобилось Гиляровскому для того, чтобы стать знатоком нравов столичных жителей. Его популярность росла вместе с писательским опытом. В 1887 году был опубликован сборник «Трущобные люди». Но в начале Первой мировой войны он все же опубликовал несколько сборников, гонорар за которые передал в фонд поддержки раненых воинов. Среди друзей Владимира Гиляровского было немало художников как опытных, так и начинающих. Он охотно покупал картины неизвестных живописцев, затем писал о них заметки. Таким образом Гиляровский поддерживал молодых мастеров не только материально, но и морально. После покупки картины он хвастался приобретением знакомым, уверяя, что автор непременно будет знаменит. Как правило, Гиляровский не ошибался. Его книги никогда не залеживались на прилавках. Последнее произведение – «Друзья и встречи» – Гиляровский писал в последний год жизни. К тому времени он почти ослеп. Книги Владимира Гиляровского и сегодня популярны. (2)
Обучающиеся обсуждают в группах и формулируют выводы.(приложение1)
2 ступенька Качества, которые необходимы журналисту.
Обучающимся предлагается заполнить кроссворд «Профессиональные качества журналиста». В случае затруднения можно использовать слова-подсказки.
ж | | | | | | | | | | | | | | | |
| 2 | | | | у | | | | | | | | | | | | | | |
| 3 | | р | | | | | | | | | |
| 4 | | | | | | н | | | | | | |
| 5 | а | | | | | |
| л | | | | | | | | | | | | | | | |
| 7 | | | | и | | | | |
8 | | | | | | | | с | | | |
| т | | | | | | | | | |
Слова-подсказки: трудолюбие, толерантность, память, любознательность, неравнодушие, эрудиция, грамотность, жизнерадостность, коммуникабельность. (приложение 3)
Формулируют выводы, записывают советы ( приложение1)
3 ступенька Проба пера
В течение года мы познакомились с разными жанрами журналистики: репортаж, заметка, очерк, интервью.
Задание: представим ситуацию - встреча с известным журналистом, составьте вопросы для интервью. (приложение 2)
4 ступенька Плюсы и минусы
Оцени все «за» и «против» этой профессии, дополни таблицу
Плюсы профессии | Минусы профессии |
1.активный образ жизни; 2.встречи и общение со многими известными, людьми; 3.возможность путешествовать по разным городам и странам; 4.статус «свободного художника»: не нужно работать «от звонка до звонка». 5. | 1.ненормированный рабочий день; 2.нужно много работать; 3.невозможность «отключиться от работы»; 4.журналистика входит в список опасных профессий. 5. |
Обсуждение, формулирование совета (приложение1)
5 ступенька Подведение итогов.
Оформление памятки- советов «Как стать журналистом»
Представление работ.
Домашнее задание: к следующему занятию подготовить информацию об учебных заведениях, в которых можно получить профессию журналист.
Ведущий: Закончим наше занятие «Гимном журналистов», прослушайте эту песню. (3)
Мы журналисты нового века
И нам не страшны холода и ветра,
Мы преданы лучшему делу на свете,
Мы – вестники дружбы, любви и добра.
Припев:
Славься, прекрасная наша профессия
Отважная, страстная жизни экспрессия.
Ручка – подруга нам, буквы – друзья,
Без видеокамеры жить нам нельзя,
Жить нам нельзя!
Мы самые дружные, самые быстрые,
Пишем о том, что случилось и где.
Свежие новости, помыслы чистые,
Мы журналисты всегда и везде.
Славься, прекрасная наша профессия
Отважная, страстная жизни экспрессия.
Ручка – подруга нам, буквы – друзья,
Без видеокамеры жить нам нельзя,
Жить нам нельзя!
Ведущий проводит рефлексию в форме интервью с обучающимися
Вопросы:
Что нового узнали о профессии журналист?
Какие качества личности необходимы журналисту?
Какими умениями должен владеть журналист?
В чем привлекательность профессии?
Что полезного для себя узнал сегодня на занятии?
Использованные материалы:
1. http://oblako-media.ru/novosti/etika-po-lomonosovu-ili-6-zapovedey-dlya-zhurnalista/
2. http://otherreferats.allbest.ru/journalism/00192875_0.html
3. http://songspro.ru/14/Olya-Tryahova/tekst-pesni-Gimn-jurnalistov
Приложение 1. (работы групп- памятка-совет «Как стать журналистом»)
СОВЕТ1. Больше читай, знакомься с жизнью и творчеством известных журналистов, интересуйся современными журналистами , интересуйся событиями в стране, Вологодской области, Чагодощенском районе.
СОВЕТ2. Воспитывай в себе трудолюбие, развивай умения общаться с незнакомыми людьми, будь терпимее к любому мнению, не будь равнодушным ко всему окружающему, развивай речь, учись писать и говорить правильно.
СОВЕТ3. Пробуй свои силы, старайся писать, рассказывать, общаться.
СОВЕТ4 : Оцени все плюсы и минусы профессии, посоветуйся с родителями
СОВЕТ5: Узнай, где можно получить профессию журналиста
Приложение 2 (работы обучающихся –вопросы для интервью)
Когда Вы решили стать журналистом?
Как Вы считаете, в чём секрет Вашего успеха?
Что Вы читали в детстве?
Сколько денег зарабатываете?
Чем занимаетесь в свободное время?
Какими качествами должен обладать журналист?
Как называлась Ваша первая работа?
Есть ли у Вас враги?
Что Вам не нравится в профессии журналиста?
О чём мечтаете?
Встречались ли с президентом В.В.Путиным? Какой вопрос ему задавали?
Что бы Вы посоветовали нам, юным журналистам?
Приложение 3 Кроссворд
ж | и | з | н | е | р | а | д | о | с | т | н | о | с | т | ь |
| к | о | м | м | у | н | и | к | а | б | е | л | ь | н | о | с | т | ь | |
| н | е | р | а | в | н | о | д | у | ш | и | е |
| т | о | л | е | р | а | н | т | н | о | с | т | ь |
| п | а | м | я | т | ь | |
| л | ю | б | о | з | н | а | т | е | л | ь | н | о | с | т | ь |
| э | р | у | д | и | ц | и | я | |
г | р | а | м | о | т | н | о | с | т | ь | |
| т | р | у | д | о | л | ю | б | и | е |
6