СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разбор ошибок в тестовых заданиях муниципального этапа олимпиады по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка призвана обратить внимание преподавателей биологии на проблемы, связанные с проверкой знаний обучающихся в тестовом формате.

Просмотр содержимого документа
«Разбор ошибок в тестовых заданиях муниципального этапа олимпиады по биологии»

Письмо в Рособрнадзор.

Ошибки в тестовых заданиях муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии 2015 года.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я живу в городе Моздок. Занимаюсь подготовкой старшеклассников к поступлению в вузы и сузы. Регулярно, начиная с 2008 года, приходится рассматривать тесты ЕГЭ. С ребятами, имеющими определённые знания и желающими углублённо изучать биологию, готовимся к муниципальному и региональному этапам школьной олимпиады. Шесть моих юннатов участвовали в региональном этапе олимпиады, для 10-11 классов, в 2008-2009 и 2012-2013 годах, проводившейся на базе СОГУ (Владикавказ). В результате, на этом этапе, у нас шесть призовых мест по биологии и одно- по экологии. Кроме этого, начиная с 2002 года, мы занимаемся проектной деятельностью и регулярно успешно участвуем в различных тематических всероссийских и международных конкурсах по биологии.

Поэтому считаю нужным и, надеюсь, полезным высказать некоторые замечания о тестовых заданиях, составляемых как для ЕГЭ, так и для профильной олимпиады. По поводу тренировочных заданий (пособий) ФИПИ для подготовки к ЕГЭ-2015. Очень много таких вопросов, которые не выявляют знания по предмету. Либо они очень лёгкие, либо очень трудные, сформулированы так, что большая часть школьников не понимает, до конца, о чём идёт речь в вопросе, много не корректных, спорных вопросов, имеющих в биологической науке неоднозначный ответ. Да и на самом ЕГЭ попадаются такого рода вопросы. Зачем, на протяжении стольких лет, экспериментировать над детьми? Могу сказать, что у меня есть различные тренировочные тесты (даже для ЕГЭ-2003) и, на мой взгляд, в период с 2005 по 2009 годы, вопросы составлялись более грамотно, по ним можно было проверить большую часть знаний по изучаемым в школе разделам биологии. А в тренировочном пособии ЕГЭ-2009, составленном тем же ФИПИ, практически не содержалось биологических ошибок.

Чтобы не быть голословным, остановлюсь на замечаниях к вопросам недавно проведённого муниципального этапа олимпиады школьников по биологии. Олимпиада для 9 классов содержит следующие ошибки и не корректные формулировки.

1. Согласно ответу на вопрос № 24 из первого задания, гидрофобными оказываются только молекулы липидов. На самом деле, гидрофобны могут быть и белки. Например, гидрофобные белки, вместе с липидами, входят в состав биологических мембран. То есть в данном вопросе два правильных ответа.

2. Согласно ответу на вопрос № 25 того же задания, давление отбора испытывают особи с отклонениями от средней нормы. В действительности, известно, что такие особи «испытывают давление» стабилизирующей формы отбора, которая действует против отклонений от средней нормы, тогда как движущая форма отбора наоборот- действует против признаков средней нормы, благоприятствуя «уместным» отклонениям от нее. В этом случае, в формулировке вопроса пропущено словосочетание «стабилизирующая форма».

3. Согласно ответу на вопрос № 33 того же задания, количество костей черепа (вероятно, человека) - 22. На самом деле, в мозговом отделе, практически всеми исследователями, выделяются 8 костей, а в лицевом отделе большая часть костей- парные и три- непарные. Следовательно, в любом случае, костей в черепе- нечётное количество. По одним источникам их- 23, по другим (тот же интернет) - 29. Вообще мне не очень понятны вопросы из разряда «сколько костей в отделе… или сколько отделов в скелете…». Например, у человека могут выделять 5 отделов в позвоночнике, а могут- 4 (если считать крестцово-копчиковый- одним). В копчике может быть 3, а может 5 позвонков и т.д. Не лучше ли задавать вопросы о названиях и форме позвонков, количестве отростков, лордозах и кифозах, типах соединения костей, парных и непарных костях, всяких «турецких сёдлах» и т.д? То есть вопросы на которые существует однозначный ответ.

4. Согласно ответу на вопрос № 1 из третьего задания, тельсон- это последний сегмент тела членистоногих. В действительности, тельсон- это последний отдел тела ракообразных, не гомологичный сегментам, поскольку не содержит ганглиев брюшной нервной цепочки и конечностей.

5. Согласно ответу на вопрос № 9 того же задания, Ламарк предначертал основные положения эволюционной теории. Что значит «предначертал»? Эволюционных теорий, а по сути, все они- концепции, известно много. Естественно, положения эволюционной концепции Ж.Б. Ламарка существенно отличаются от таковых концепции Ч. Дарвина- это совершенно другие взгляды. Сейчас широкое распространение и признание имеют положения концепции Ч. Дарвина, которые легли в о основу СТЭ и т.д. В этой связи не понятно, как Ж.Б. Ламарк «предначертал» положения современной эволюционной теории (концепции).

6. Согласно ответу на вопрос № 11 того же задания, грудная клетка человека состоит не из 25 костей. А согласно большинству литературных источников, в состав грудной клетки человека входят только грудина и 12 пар рёбер, а значит костей, всё же, 25.

7. Согласно ответу на вопрос № 12 того же задания, у взрослого человека заболевание акромегалией возникает при гипофункции соматотропина, а на самом деле при гиперфункции (только не соматотропина, а аденогипофиза, вырабатывающего этот гормон).

В олимпиаде для 10 классов содержатся следующие ошибки.

1. Согласно ответу на вопрос № 36 из первого задания поддержание нормального положения тела в пространстве контролируется таламусом. В действительности известно, что и таламус и продолговатый мозг участвуют в регуляции поддержания позы и положения тела, а вот контролирует эти процессы всё-таки моторная область коры полушарий.

2. Согласно ответу на вопрос № 7 третьего задания хлорофилл образуется не только на свету. На самом деле в темноте образуется его предшественник- протохлорофилл, а зелёный пигмент- хлорофилл а (или хлорофиллы) образуется только на свету.

В олимпиаде для 11 классов содержатся такие ошибки и не корректные вопросы.

1. Согласно ответу на вопрос № 21 из первого задания земноводные ведут активный образ жизни, потому что питаются только богатой белками животной пищей. В действительности, тезис об активном образе жизни земноводных весьма относителен. Их активность наблюдается периодически, в течение суток, в тёплое время года и определяется, в первую очередь, анатомическими и физиологическими особенностями, а не экологическими.

2. Согласно ответу на вопрос № 44 из того же задания, вид, возникший и первоначально эволюционировавший в данном месте, называется автохтоном. В действительности, его вполне можно назвать и аборигеном, поскольку, исходя из практически всех литературных источников, эти понятия- синонимы. То есть вопрос содержит два правильных ответа, вместо одного.

3. Согласно ответу на вопрос № 10 из второго задания, в триасовом периоде появились динозавры, млекопитающие и птицы. Кто, из птиц, имеется ввиду? Если протоавис, который известен из триасового периода, то это существо ещё никто не называл птицей. Все исследователи полагают, что это- рептилия- возможный предок птиц. А птицы, как известно на сегодняшний день, появились позднее.

4. Согласно ответу на вопрос № 21 из третьего задания, растения поглощают углекислый газ только на свету. На самом деле, в ответе на этот вопрос единого мнения нет. Одни исследователи полагают, что необходимые для синтеза глюкозы АТФ и НАДФН, которые образуются в световой фазе полностью расходуются очень быстро, поэтому и темновая фаза фотосинтеза возможна только на свету. Другие считают, что некоторое количество АТФ и НАДФН накапливается, а темновая фаза может происходить и в темноте. В этой связи, вопрос представляется не корректным.

5. Согласно ответу на вопрос № 24 из того же задания, митохондриальный геном у человека и млекопитающих всегда наследуется по материнской линии. В действительности, у млекопитающих, в той или иной степени, он может наследоваться и от отца и тому известно немало примеров. Данный вопрос выглядел бы корректно, если бы в его формулировке говорилось, что от матери митохондриальный геном наследуется преимущественно или, хотя бы,- в подавляющем большинстве случаев.

6. Согласно ответу на вопрос № 25 из того же задания, отец может передавать сыну такой признак, как дальтонизм. На самом деле, широко известно, что дальтонизм и гемофилия наследуются сцепленно с Х-хромосомой, поэтому сыну передаются, исключительно, от матери.

Буду признателен, если специалисты рассмотрят описанные мной факты, а коллеги, занимающиеся составлением тестовых заданий для ЕГЭ и олимпиад по биологии, будут делать это внимательнее. С уважением, Штарк Константин, педагог дополнительного образования Станции юных натуралистов Моздокского района.