Студент/учитель | Мельниченко Алина Сергеевна |
Тема урока | Отбор и использование выразительных средств языка. А.С.Пушкин «Зимнее утро». |
Технология | ИКТ, здоровьесберегающая |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель урока | Ознакомление учащихся с произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро». |
Задачи: | Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
Учить читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение; учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов; учить видеть средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, звукопись, ее выразительное значение. | Учить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа. | Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни; помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания; Прививать познавательный интерес к урокам литературного чтения. |
Планируемые результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Умеют читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение; определяют настроение стихотворения на основе ключевых слов; видят средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, звукопись, ее выразительное значение. | Регулятивные Умеют формулировать цель без помощи учителя, планируют свою деятельность; умеют контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. | Проявляют интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов; умеют «видеть», «открывать» для себя многоцветие мира, эмоционально отзываться на ее красоту, устанавливать связь между поэзией и музыкой; имеют нравственные качества личности: способность к взаимопониманию, уважению к мнению других, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы. |
Коммуникативные Умеют слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию; умеют выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретно – речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание. |
Познавательные Умеют принимать информацию и преобразовывать ее; умеют анализировать текст и находить, выделять необходимую информацию в читаемом тексте. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | |
ИОС урока | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ | Необходимое аппаратное и программное обеспечение |
Учебник УМК «Школа России» «Литературное чтение», 3 класс 1часть Раздаточный материал | Компьютер, проектор, смарт доска. | Microsoft Power Point |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Время |
1 Организационный момент | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Алина Сергеевна и урок литературного чтения, сегодня проведу у вас я. -Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке, проверьте свою готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: учебник, карточки, письменные принадлежности. -Все готовы? Отлично, я уверена, что наш урок пройдет успешно. | Приветствуют учителя | Регулятивные: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку, самоорганизация внимания, мобилизация энергии для выполнения работы на уроке. | |
2. Актуализация знаний Цель. Использование имеющихся знаний из разных областей наук, необходимых для «открытия нового знания» | -Ребята, посмотрите на слайд, кто это? Знакомы ли мы с данными авторами? -Что вы можете рассказать об этих поэтов? -Молодцы, а с какими произведениями Пушкина мы уже знакомы? -А что насчет стихотворений? -Посмотрите на слайд, все ли представленные произведения мы уже знаем? -А вы бы хотели познакомиться с этим произведением? | -Пушкин, Лермонтов, Толстой. Да, знакомы. Рассказывают, что уже знают. -Сказка о рыбаке и рыбки, сказка о золотом петушке и тд. Отвечают на вопрос. -Нет. -Зимнее утро. | Коммуникативные : оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; озвучивать собственную позицию | |
3. Самоопределение к деятельности (Мотивация) Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | -Как вы думаете, какая же у нас сегодня тема урока? -Абсолютно, верно. -Скажите, исходя из темы урока, какую цель мы поставим перед собой? -Молодцы, верно. | -Знакомство со стихотворением “Зимнее утро”. -Узнать о произведении и прочесть его. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
4. Постановка учебной задачи. Определение плана работы на уроке. Цель. Формулирование темы урока. | -Ребята, а как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой на данный урок? -Вы правы ребята, молодцы. -Ребята, у вас на партах лежит лист самооценки, я предлагаю вам отмечать “+” те пункты, которые мы с вами изучили. | -Вспомним биографию автора, прочтем произведение и поработаем с ним. | Познавательные : формулировать информационный запрос, выдвигать предположения. Регулятивные: определять цели и задачи учебной деятельности, формулировать тему урока Коммуникативные: интересоваться чужим мнением и высказывать свое. | |
5. «Открытие» учащимися новых знаний | -Скажите ребята, а вы любите зиму? Почему? -Я вижу, что вы любите зиму. Любил её и замечательный русский поэт А.С.Пушкин. Свою любовь он выразил в замечательных стихотворениях о зиме. Именно с одним из них, мы с вами познакомимся. Откройте учебник на странице 89. -А кто из вас знает, к какому жанру относятся стихотворения, в которых изображаются картины природы? -А.С.Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни: о том, в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека, есть ли в природе разумное, божественное начало или она стихийна и бессмысленна. Таково и стихотворение «Зимнее утро». В нём поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой. -Не забывайте отмечать этапы работы на листе самооценки. - Послушайте внимательно стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Сядьте удобнее, следим за текстом пальчиками. -В данном произведении, мы можем наблюдать то, как Пушкин соединяет несколько стилей слов, в одном произведении, скажите, какие слова вам показались незнакомыми? -Может кто-то из вас уже знаком с данными словами? -Давайте посмотрим на слайд и узнаем значение данных слов. -Не забывайте про лист самооценки. | Слушают учителя, высказывают свое мнение. -К пейзажной лирики. Слушают учителя, следт за текстом. - дремлешь – спишь, прелестный – очаровательный, Аврора – богиня утренней зари, вечор – вчера вечером, мутное небо – туманное, темное небо, мгла – темнота, мрак, тьма, прозрачный лес – деревья без листьев, янтарный блеск – желтый, солнечный, лежанка – постель возле печки. нега – наслаждение (устар.) взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.) нынче – сейчас (устар.) озарена – освещена (устар.) велеть – приказать (устар.) запречь – запрячь, запрягать (устар.) предадимся – отдадимся (устар.) | Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, различать способ и результат действия. Познавательные : строить сообщения в устной форме; формулировать информационный запрос, выдвигать предположения. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интересоваться чужим мнением и высказывать свое. | |
6. Первичное закрепление | -Скажите, ребята, а какое настроение у данного произведения? С помощью каких языковых средств создаётся такое настроение, найдите в тексте. -Как меняется настроение автора во второй стихотворной строфе? -Все верно, ребята. - Найдите во второй строфе образное сравнение. С помощью каких слов, мы можем понять, что это сравнение? -Скажите, с помощью каких красок, Пушкин выразил свое восхищение природой? - Найдите в стихотворении другие сравнения. - Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой зимней природы. - Почему при чтении стихотворения у вас возникает чувство радости? -Хочу напомнить вам, про лист самооценки. | -Радостное, спокойное. - С помощью слов: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный», «красавица», «Аврора», «звезда». - Во второй строфе звучат мрачные и тревожные слова: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледное», «тучи», «мрачные», «печальные». Настроение становится тревожным, грустным. -Как, будто, словно. «Луна, как бледное пятно» - Учащиеся описывают краски, которыми использует автор для изображения красоты зимней природы: голубая, зеленая, серебристая, прозрачная (лес)) - («Великолепными коврами», «Звездою севера явись») - Потому что поэт сумел передать красоту родной природы, свое желание не просто видеть эту красоту, а быть единым целым с природой. | Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. различать способ и результат действия. Познавательные : строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные : осуществлять контроль | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -Для продолжения работы, предлагаю вам размяться. Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся) Что в подарок принесла?(разводим руки в стороны) Белый снег пушистый,(приседаем, проводим руками по воображаемому снегу) Иней серебристый(встаём, поднимаем руки вверх) Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев) И на ёлке огоньки!(поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»). -На ваших партах лежат карточки, я предлагаю вам объединиться в пары и выполнить задание, но перед началом, скажите правила работы в парах. -Вам нужно написать значение слов, которые встретились нам в стихотворении. взоры - взгляд, «глаза» сомкнуты - закрыты нега – блаженство(сон) мрачный - тёмный вечор – вчера вечером мгла - тьма, мрак нынче – сегодня великолепный - превосходный -Закончили? Предлагаю проверить выполненное задание при помощи камеры. Возьмите карандаш и отметьте “+” верные задания. | Выполняют физминутку. -Слушать соседа, не спорить, обсуждать ответ вместе. Выполняют задание и проверяют его. | Коммуникативные: умение работать в парах. Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. различать способ и результат действия. | |
8. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | -Для продолжения нашей работы, сделаем разминку для глаз. - Скажите ребята, а как мы работаем со смарт доской? -Все верно, предлагаю вам выполнить упражнение в ленинг апс. https://learningapps.org/watch?v=p7y157t7223 | Выполняют разминку. -Работаем только стилусом, сухими руками, не бегаем, не подходим близко. Выполняют задание. | Коммуникативные: умение работать в группах Озвучивать свою позицию | |
9. Подведение итога урока: Что узнал? Чему научился? С какими трудностями встретился? Достиг ли поставленной цели урока? | -Как вы думаете, какой же смысл у данного стихотворения? -Скажите, ребята удалось ли нам раскрыть идею автора? - Как вы думаете, мы выполнили цели, которые поставили перед собой? | - Любовь к родной природе, к полям, лесам, рекам и озёрам, ко всему, что называется малой родиной. -Да. -Да. | Коммуникативные: отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании; интересоваться чужим мнением. Регулятивные: соотносить результат действий с составленным планом. Познавательные : умение формулировать новые знания. | |
10. Рефлексия Цель. размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | -Ребята, на доске изображено дерево успеха, если вам понравился урок, не возникло трудностей, было интересно, воспользуйтесь зеленым яблоком. Если что-то было не понятно и вы не совсем поняли тему - желтый: если нечего не поняли, было не интересно - красный. -Спасибо вам за урок, ребята, до свидания. | Выполняют рефлексией | Коммуникативные: общение с учителем и с классом на тему урока. | |
IX. Д/з. | | | | |
X | | | | |