СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал Пьеса "Вишнёвый сад" - итоговое произведение А.П. Чехова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал используется  в качестве помощника при выполнении домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал Пьеса "Вишнёвый сад" - итоговое произведение А.П. Чехова.»

1. Композиция и сюжет пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

Действие первое

В мае, когда цветут вишни, в разоренное имение с вишневым садом возвращается из Парижа Любовь Андреевна Раневская с до­черью Аней. Их встречают Лопахин, друг се­мьи, Гаев, брат Раневской («все состояние проевший на леденцах») и ее приемная дочь Варя. Все вспоминают прошлое. Узнают, что торги (продажа вишневого сада) назначены на август.

Действие второе

Лопахин предлагает продать сад под дачные участки. Петя Трофимов, «вечный студент», рассуждает о «гордом человеке». Герои слы­шат «звук лопнувшей струны», предвещаю­щей несчастья

Действие третье

Раневские зовут в дом музыкантов и устраи­вают бал. Все ждут приезда Гаева с торгов. Раневская переживает: «Сегодня судьба моя решается, судьба...» Вишневый сад покупа­ет.

Действие четвертое

В октябре все выезжают из имения: Лопахин — на время в Харьков, Петя — в Мо­скву, Раневская — в Париж к любовнику. Аня собирается работать, мечтает о буду­щем. Лопахин так и не делает предложения Варе. Любовь Андреевна прощается с садом: «О мой милый, мой нежный прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..» Хозяева забыва­ют в закрытом доме больного доброго Фирса. «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, пе­чальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

2. Система персонажей

 Пред­ставители уходящей эпохи: Любовь Андреевна Ранев­ская, Леонид Андреевич Гаев, Варя, Фирс.

 «Молодое поколение»: Аня, Петя Тро -фимов.  Стре­мятся к неопределенному «прекрасному» и бесплот­ному «будуще- му», прочь от былых ценностей.

Ермолай Алексеевич Лопахин — герой-деятель, энер­гичный, активный, реа­лист-прагматик.

Вспомогательные персонажи: Фирс, Яша, Симеонов-Пищик, Шарлотта, Епиходов, Дуняша.

Несмотря на разобщенность и различия во взглядах, герои любят друг друга, готовы прийти на помощь.

Любовь Андреевна Раневская когда-то была очень богатой дворянкой, ездила в Париж на лошадях, на балах у неё танцевали генералы и бароны, имела дачу во Франции. Её не было в России 6 лет. Раневская о себе: «Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла за­муж за человека, который делал одни толь­ко долги. Муж мой умер от шампанского», «я полюбила другого, сошлась», «он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью», «обобрал меня, бросил, сошелся с другой». «Так глупо, так стыдно... И по­тянуло вдруг в Россию, на родину, к девоч­ке моей...» Раневская не может спасти единственное, что ей дорого, — вишневый сад. Она непрактична, предается воспоминаниям о про­шлом. Уезжая в Париж, не думает о том, что оставляет дочерей нищими. При этом Раневская тонко чувствует происходящее.





















































































Ермолай Алексеевич Лопахин – бывший крепостной Гаевых. Сумел выбиться из бедности и достичь материального благополучия без посторонней помощи. Умный, предприимчивый купец, обладает огромной энергией. «Я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня посто­янно деньги свои и чужие». Его деловитость вытравила в нём духовность. В модно одетом преуспевающем коммерсанте отсутствует подлинная культура. Лопахин искренне хочет помочь Раневской (даёт совет разбить вишнёвый сад и землю на дачные участки) и осуждает ее за бездеятельность. Он спосо­бен на искренние душев- ные порывы («Госпо­ди, ты дал нам громадные леса, необъят­ные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...»), однако не способен понять, в чем ценность сада. Лопахин — очень грамотный делец с практичным разу­мом. Он покупает имение, созданное руками. его предков. Он ликует. На месте вишнёвого сада он хочет настроить дач, чтобы внуки и правнуки увидели здесь новую жизнь. Способствуя экономическому прогрессу страны, «лопахины» вряд ли смогут уничтожить такие извечные пороки общества, как нищета, несправедливость и бескультурие, потому что они прежде всего руководствуются личными интересами наживы и выгоды.

































































































































становятся частью самого человека. Вишнёвый сад – символ красоты. Нежная, тонкая красота цветущих вишнёвых деревьев не только оставляет неизгладимый след в душе, но и подчёркивает мелочность человеческих отношений, несовершенство людей перед лицом прекрасной природы. Вишнёвый сад – символ уходящего. Его продажа символизирует уход класс дворян из жизни России, конец их бесцельно прожитой жизни, от которой остались одни воспоминания. Эти люди, умные и образованные, не в силах сохранить свой сад, лучшую часть своей жизни. «Вся Россия – наш сад». Эти слова Пети Трофимова – символ будущего, прекрасной новой жизни России. Но сумеют ли люди молодого поколения вырастить новый цветущий сад? Этот вопрос остаётся в пьесе открытым.



Образ вишнёвого сада Вишнёвый сад является центральным персонажем. Всё действие пьесы происходит на фоне этого сада. О его судьбе говорят, его пытаются спасти, о нём спорят, о нём мечтают, его вспоминают. Сад – это: 1) символ жизни; 2) детство, потерянный рай; 3) красота, духовность, счастье; 4) прошлое России, обречённое на гибель; 5) место снов, надежд, воспоминаний. Вишнёвый сад – малая родина. Это укромный уголок природы, он красив той тихой уютной красотой, которая так притягивает человека к родному дому. Для Раневской и Гаева сад – это родовое гнездо, где они выросли. Такие места