РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКА:
Повторительно-обобщающий урок по теме: « СССР в 1953-1980годах.
От «оттепели» к «застою»»
Карточка - тест № 1
1). Задание на карточке.
Группа отвечает и передаёт свою карточку другой группе для проверки.
Проверяющие комментируют проверку устно. (Оценка - 5 бал.)
Работа с хронологией
1. Какое из названных событий произошло раньше других?
А) начало реабилитации жертв политических репрессий
Б) отмена карточной системы
В) запуск первого искусственного спутника Земли
Г) ХХ съезд КПСС
2. Когда состоялся XX съезд КПСС?
1)1945г. 2) 1947г. 3) 1953г. 4) 1956г.
3. Установите соответствие между датами и событиями, процессами:
А) 1957 г., 1961 г. 1) участие советских войск в афганской войне
Б) 1953 г., 1957 г. 2)принятие Конституции СССР, внесение в нее поправок
В) 1977 г., 1990 г. 3)борьба за власть после смерти Сталина
Г) 1979 г., 1989 г. 4)достижения в освоении космоса
5)освоение целинных земель, кукурузная эпопея
II. Работа с фактами.
1. Первым секретарем ЦК КПСС после смерти И.В. Сталина был избран:
1)Л.П. Берия 2)Г.М. Маленков 3)В.М. Молотов 4)Н.С. Хрущев
2. Кто из названных ученых, конструкторов руководил созданием первых советских космических кораблей?
1) И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау
2) С.П. Королев, В.Н. Челомей
3) С.И. Вавилов, Н.Н. Семенов
4) А.С. Яковлев, А.Н. Туполев
III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений
1. Установите соответствие между терминами, понятиями и их объяснением:
А) конверсия 1) принятие решения на основе
Б) депортация общего согласия
В) консенсус 2) перевод военных предприятий на
Г) приватизация выпуск мирной продукции
3) перевод государственной
собственности в частную
4) насильственное переселение
5) обесценивание денег
2. Понятие «реабилитация» впервые вошло в жизнь советского общества:
1) во второй половине 1940-х гг.
2) в середине 1950-х гг.
3) в конце 1960-х гг.
4) во второй половине 1980-х гг
IV. Крылатые высказывания
1. Кому принадлежит высказывание:
«экономика должна быть экономной».
____________________________________________________________________
Карточка - тест № 2
1). Задание на карточке.
Группа отвечает и передаёт свою карточку другой группе для проверки.
Проверяющие комментируют проверку устно. (Оценка - 5 бал.)
Работа с хронологией
1. Какое из названных событий произошло раньше других?
1) начало освоения целинных земель
2) принятие Конституции «развитого социализма»
3) избрание Н.С. Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС
4) создание Совета Экономической Взаимопомощи
2. Афганская война
А) 1969 - 1979гг. Б) 1979—1989гг. В) 1982 – 1989гг. Г) 1985 – 1985гг.
3. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
А) ввод советских войск в Афганистан
Б) Карибский кризис
В) создание Организации Варшавского
Г) подписание советской делегацией Хельсинкских соглашений
II. Работа с фактами.
1. Проведение экономической реформы в 1965 г. возглавил:
1) Н.И. Рыжков
2) Н.А. Вознесенский
3) А.Н. Косыгин
4) В.М. Молотов
2. Установите соответствие между фамилиями писателей и названиями их произведений:
А) А.Т. Твардовский 1) «Живые и мертвые»
Б) Б.Л. Пастернак 2) «Архипелаг ГУЛАГ»
В) К.М. Симонов 3) «Василий Теркин»
Г) А.И. Солженицын 4) «Доктор Живаго»
III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений
1. Возмещение военных потерь и убытков, получаемое Советским Союзом от Германии в послевоенные годы, называлось:
1) контрибуцией
2) репарациями
3) реабилитацией
4) репатриацией
2. Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х людей, не разделявших господствовавшую в СССР идеологию?
1) диссидентами
2) космополитами
3) лишенцами
4) анархистами
IV. Крылатые высказывания
1. Кому принадлежит высказывание:
«догнать и перегнать Америку»
2). Задание: Работа со схемами»
Ответить на вопрос и на основании ответа создать схему.
Кто принимал участие в борьбе за власть после смерти И.В.Сталина?
2). Задание: Работа со схемами»
Ответить на вопрос и на основании ответа создать схему.
Какие формы протеста появлялись в СССР не согласных с советской политикой.
КАРТОСХЕМА № 1
назвать Историческую личность, кем был | |
определить понятия «застой» | |
1955 – 1965года | |
назвать Историческую личность, кем был | |
«культ личности» | |
1965—1970 годах. | |
КАРТОСХЕМА № 2
назвать Историческую личность, кем был | |
1—2 июня 1962 года | |
«оттепель» | |
назвать Историческую личность, кем был | |
12 апреля 1961 года | |
«карибский кризис» | |
4) Работа с документом
- на основании документа учащиеся должны проанализировать эпоху:
1) «Нам нужно решительно раз и навсегда развенчать культ личности, сделать надлежащие выводы….. Вести борьбу против всяких попыток возродить его…. Проводить работу по соблюдению принципа коллективности руководства…. Полностью восстановить Ленинские принципы советского социалистического демократизма. Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление ».
- название периода________________________________________________
- глава государства________________________________________________
О каком событии идет речь________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4) Работа с документом
- на основании документа учащиеся должны проанализировать эпоху:
СССР подписал договоры: о нераспространении ядерного оружия (1968); договор ОСВ-1 с США (1972) об ограничении противоракетной обороны; договор ОСВ-2 (1979) по ограничению ракет средней дальности.
Кульминацией «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) в Хельсинки, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Государства обязалась соблюдать принципы суверенного равенства, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, уважать права человека, урегулировать споры мирным путем.
- название периода_________________________________________________
- глава государства_________________________________________________
О каком событии идет речь_________________________________________
5) Работа с фотоиллюстрацией

Вопросы:
Что вы знаете об изображённом человеке на иллюстрации?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что его объединяло с академиком Сахаровым?
______________________________________________________________________________________________________________________
О чём писал Солженицын?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чём была принципиальная разница в их мировоззрении политических подходах?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дальнейшая судьба Солженицына?
______________________________________________________________________________________________________________________
5) Работа с фотоиллюстрацией

Вопросы:
Что вы знаете об изображённом человеке на иллюстрации?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Что его объединяло с писателем Солженицыным?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Чем прославился Сахаров?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.В чём была принципиальная разница в их мировоззрении политических подходах?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Дальнейшая судьба Сахарова?
______________________________________________________________________________________________________________________
6) Работа с картой

Отметить на карте страны, которые принимали участие в «карибском кризисе».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Работа с картой

Отметить на карте страны, которые принимали участие в Афганской войне.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) Дебаты Что получили советские люди в период правления Н. С. Хрущева. Какие ожидания оправдались в послевоенный период? (написать на большом листе выйти и зачитать вслух) | 7) Дебаты Что принесло разочарование в период правления Н. С. Хрущева? (написать на большом листе выйти и зачитать вслух) |
В какой из этих периодов хотели бы жить вы? Обоснуйте свой выбор. | Период правления Л. И. Брежнева, почему ваши родители, бабушки, дедушки считают этот период наиболее благополучным для себя и до сегодняшнего дня сожалеют о его утрате? |
1. Задание: определите о каких исторических периодах будет идти разговор на уроке, назовите годы, правителей этих периодов. Карточка 1. ……… () - советский государственный и партийный деятель, член КПСС с 1918 г. Участник гражданской и Великой Отечественной войн. С сентября 1953 г. - Первый секретарь ЦК КПСС, одновременно с 1958 по 1964 г. г. - председатель Совета Министров СССР. С деятельностью …… связано развенчание культа личности Сталина и период оттепели в СССР. В 1964 г. он был освобождён от всех постов и находился на пенсии. --------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
1. Задание: определите о каких исторических периодах будет идти разговор на уроке, назовите годы, правителей этих периодов. Карточка 2. ……. () - с 1966 по 1982 г. - ген. сек. ЦК КПСС. Участник Великой Отечественной войны, где вёл политическую работу. С 1950 г. ….. — первый секретарь ЦК КП Молдавии. С июня 1957 - член Президиума ЦК КПСС. В мае 1960 г. …… избран председателем Президиума Верховного Совета СССР, находился на этом посту до июня 1964, одновременно с июня 1963 - секретарь ЦК КПСС. На Октябрьском пленуме ЦК (1964) он был избран первым секретарём ЦК КПСС. В 1966 г. 23-й съезд КПСС восстановил должность Генерального секретаря ЦК КПСС, пленумом ЦК КПСС им был избран ….. (был номинальным правителем). Правление называют эпохой «застоя». ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |