СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал к уроку по теме "Врожденные формы поведения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный материал поможет учителю легко объяснить тему и ребятам составить опорный план-конспект. Может быть использован для самостоятельной работы  детьми с текстомПр

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал к уроку по теме "Врожденные формы поведения"»

  1. Врожденные формы поведения

Формы

Характерные черты

Значение

Примеры

1. Безусловные рефлексы

Врожденные реакции на действия раздражителей внешней и внутренней среды

Приспособление к постоянно действующим факторам среды, лежат в основе реализации физиологических потребностей

Глотание, кашель, чихание, ориентировочный рефлекс, сосательный, мигательный и т.д.

2. Инстинкт

Врожденная форма поведения, основанная на безусловных рефлексах, и направленная на удовлетворение физиологических потребностей. Выражается в характерных для вида комплексах двигательных реакций.

Удовлетворение потребностей в самосохранении, продолжении рода и т.д.

Половые, материнские инстинкты. Инстинкты самосохранения, строительство гнезда, ловчей сети (у животных), питание и т.д.

3. Импринтинг (запечатле-ние)

Стимул, предъявляемый животному в критический период, запечатлевается на длительный срок и становится ключевым, запускающим определенное поведение

Связь детенышей с родителями, приобщение к речи в раннем возрасте.

Рефлекс следования


  1. Приобретенные формы поведения

Формы

Характерные черты

Значение

Примеры

1. Условные рефлексы

Образование временных нервных связей в коре больших полушарий, как следствие сочетания условного раздражителя с жизненно важным безусловным.

Опережающая реакция на жизненно важный раздражитель при появлении ранее выявленного сигнала

Голодный хищник реагирует на возможное появление добычи, получая многочисленные сигналы. У голодного человека появляется слюна на вид пищи, слово.

2. Навыки

Автоматизированные способы выполнения действий, сформированные в процессе упражнений. Обучение требует времени, упорства, дается с трудом

Возможность выполнять действия без контроля сознания, автоматически, поэтому с меньшей затратой времени, энергии и сил

Ходьба, бег, катание на лыжах, коньках и т.д.. Игра на гитаре, письмо, пользование при еде ложкой, ножом…

3. Динамический стереотип

Представляет собой последовательную цепь условно-рефлекторных актов, происходящих в строго определенном порядке.

Основа образования привычек у человека, формирование определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков

Подготовка к занятиям в школу, на работу, уборка квартиры и т.д.

4. Рассудочная деятельность

Спонтанное появление временных связей между выработанными навыками и новыми потребностями

Использование имеющегося опыта для решения новых задач, обход препятствий, решение двухфазных задач и т.д.

Собака, выдрессированная служить за еду, использует этот навык для выпрашивания прогулки

МЫСЛЬ – результат деятельности мозга.

СОЗНАНИЕ – высшая, свойственная только человеку, форма отражения объективной действительности.

МЫШЛЕНИЕ – высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающий связи и отношения между познавательными процессами.

Сигналами для выработки условных рефлексов и для вызова соответствующей реакции у животных и человека могут быть любые изменения окружающей среды. Все чувственные впечатления от непосредственного восприятия предметов, явлений и событий внешнего мира составляют ПЕРВУЮ СИГНАЛЬНУЮ СИСТЕМУ. Она дает возможность использовать в поведении любой факт (шорохи, звуки, запахи, прикосновения и т.д.). Речь составляет ВТОРУЮ СИГНАЛЬНУЮ СИСТЕМУ.

МЫШЛЕНИЕ – не прирожденная функция мозга, врожденная лишь возможность развития мышления.

РЕЧЬ – материальная основа мышления.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ:

- Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части

- Синтез – мысленное объединение частей или свойств в целом

- Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними

- Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам

- Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ:

А) по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (отвлеченное)

Б) по характеру задач: теоретическое, практическое

В) по степени новизны и оригинальности: репродуктивные (воспроизводящие), продуктивные (творческие)

Г) ИНТУИТИВНОЕ

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Художественный – преобладание первой сигнальной системы над второй, преобладание образного мышления (мыслить образами через непосредственное восприятие на слух)

  2. Мыслительный тип – преобладание второй сигнальной системы над первой, преобладание абстрактного, словесно-логического мышления.

  3. Средний тип – образный и абстрактный тип мышления находятся в относительном равновесии, это гармонический склад ума.

ФУНКЦИИ РЕЧИ

В ОБЩЕНИИ: коммуникация (общение), экспрессия (передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена.

В МЫШЛЕНИИ : сигнализация (через слово обозначается предмет, действие, состояние), обобщение (каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению

ВИДЫ РЕЧИ

Внешняя, письменная, устная, диалогическая, внутренняя, аффективная, монологическая

УПРАЖНЕНИЯ:

  1. «Выражение мысли другими словами» Берется несложная фраза, надо предложить несколько вариантов этой мысли другими словами. Условия: смысл не должен искажаться, слова не должны повторяться.

  2. «Произнесение одной фразы с разным настроением» Берется несложная фраза и произносится равнодушно, весело, с грустью, с гневом и т.д.

  3. «Выработка положительных условных предметов при помощи речи» Даются четкие инструкции к действию. Проверяется выполнение этих действий. Например, если показывают красный предмет, вы должны поднять руку.

  4. «Сила слова» Составляется убедительная фраза, или продумывается диалог, способный склонить большинство к определенной точке зрения.

  5. «Оценка логического мышления»

    1. Все арабы смуглы. Ахмед смугл, следовательно, Ахмед – араб.

    2. То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рога, следовательно, ты рогатый

    3. Все граждане России имеют право на труд. Иванов – гражданин России, следовательно, Иванов имеет право на труд.

    4. Тот, кто учит, тот знает. Ты учил, следовательно, ты знаешь.

    5. Черемуха цветет весной, ты видишь цветущую черемуху, следовательно, наступила весна.