Тема: «Склонение имен существительных»
Национально – региональный компонент: «Коми – пермяцкие сказки»
1.В летние дни во время отдыха и в длинные зимние вечера коми – пермяки любят вспомнить о прошлом, о своих героях-воинах, посмеяться над тупостью и жадностью купцов и богачей. 2.Они чаше всего рассказывают сказки о животных. 3.Народная фантазия приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. 4.Благодаря этому сказки ярко отражают жизненную обстановку и мораль охотников тайги. 5.Для этих сказок характерны конкретность и выразительность.
Задания
Озаглавьте текст
Определите падеж имен существительных.
Все существительные распределите по типам склонений.
Подведите итог, расскажите о типах склонения в русском языке.
Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
Из предложения № 4 выпишите глагольные, именные словосочетания.
Какие коми – пермяцкие сказки вы можете назвать, главными героями которых являются животные. Какие человеческие качества и характеры высмеиваются в названной вами сказки?
Тема: «Текст»
И. Минин «Осенняя лирическая».
Сухие листья падают на землю,
Туман белесый стелется над ней.
Иду я по родной земле и внемлю
Пронзительному крику журавлей.
Стоят леса, пусты и молчаливы,
Иссечены ветрами вперехлест.
Но песню, хоть осеннюю, счастливой
Ты сделал, край мой, вставший в полный рост!
И я смеюсь, и сам не понимаю:
Так чем же осень дорога?
Вот хлещет дождь, а воздух – будто в мае,
И в синей дымке Иньвы берега…
Пусть хлещет дождь. Нет, я не возражаю!
Мне счастье повстречалось наяву,
И потому я песню урожая
Осеннею лирической зову.
Задания
Какова тема данного отрывка?
Озаглавьте текст
Укажите тип и стиль текста.
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Найдите слово с чередующейся гласной в корне слова.
Объясните значение слова «вперехлест». Расскажите свою историю, которая бы помогла понять значение слова «вперехлест».
Тема: «Прямая речь» , «Диалог»
Как заяц Епу-охотника проучил
Коми-пермяцкая народная сказка
Жил – да был охотник Епа: среди людей толкался да всё старался разбогатеть. Так они и жили, что раз в неделю обедали, а об ужине и не вспоминали. Всей одежды на них – одна на двоих: если Епа оденется, Епиха на печке сидит; если Епиха в люди выйдет, Епа дома сидит.
Всю жизнь Епа лес мерил, чащу кроил, лапти и одежду переводил. Удастся – куницу возьмёт или рябчика подстрелит; не удастся – зря ноги помнёт. Взял однажды Епа ружьишко своё да и подался в осинник на зайцев. Весь день бродил, ногам покоя не давал, но зря: и мышь не встретил. Не повезло,значит. А не повезёт, так и с харчами с голоду пропадёшь. Только повернул лыжи обратно – на него заяц налетел, чуть лбами не стукнулись. Вскинул Епа ружьишко, взвёл курок и уже на прицел зайца взял, а тот вдруг говорит Не спеши , Епа! Убить всегда успеешь, а доброго совета не всегда услышишь.
У Епы глаза на лоб: до старости дожил, а чтобы косые людей учили – сроду не слыхивал. Длинноухий тем временем сел на пенёк, нога на ногу, и опять говорит: Когда убьёшь меня, делай так. Сними осторожненько шкуру, высуши её и купцу продай. На вырученные деньги козлёнка купи. Вырастет – двух козлят принесёт…
Слушает Епа, рот раскрыл и уши развесил, а ружьишко дулом в снег воткнул. Вот где, - думает, - счастье-то привалило: и молочко будет, и деньжат заработаю. А косой, будто у тёщи в гостях, сидит спокойно и продолжает: Купишь поросёнка, свинью вырастишь. Свинья опоросится – продай поросят купцу, купи тёлку. Вырастет тёлочка, коровой станет, бычка принесёт. Откормишь бычка и на лошадку поменяешь…
Вскружилась Епина голова от такого богатства, не до зайца стало.Совсем наяву видит Епа, как он на сивом в яблоках рысаке гарцует! На пригорке собственный двухэтажный дом стоит. Заходит Епа в горницу, жена на стол тарелку с мясным супом ставит, режет большую пшеничную ковригу. Привёз Епа дорогие подарки своей хозяйке – кумачовую кофту и сарафан из синего кашемира…
Ладно,- сказал Епа, - ужо пристрелю зайчишку…
Глядь, а перед ним только пенёк торчит, на котором длинноухий сидел. Ускакал заяц в лес и всё богатство Епы с собой унёс.
Прочитайте сказку по ролям.
Расставьте недостающие знаки препинания.
Какое явление объясняет сказка?
Тема: «Лексика»
Юкся, Пукся, Чазь и Бач
Коми-пермяцкая сказка
Когда-то изгнали из Москвы или из другого места в ссылку отца с четырьмя сыновьями. Вот пришли они до Юксеева и там остановились. А там перекрёсток четырёх дорог. Сейчас эти дороги ведут в Кировскую область, на Березники и Соликамск, в Пермь и в Сыктывкар. Отец и сыновья стали решать, что делать, — идти дальше у них сил не было. И решили они на этом месте, в Юксеево, поставить часовню. Поставили часовню и у каждого её угла посадили по ели. Даже я ещё помню: от часовни брёвна остались, и ёлки росли. Последнюю ель в прошлом году молнией ударило, и она упала. Ели стояли, очень хорошо помню. Отец своим сыновьям сказал: — Я дальше идти не могу. Вы ступайте, ищите себе место. Идите каждый в свою сторону, и чтобы в каждой стороне ваши имена остались. А имена у сыновей были — Юкся, Пукся, Чазь и Бач. Самого старшего сына отец с собой оставил в Юксеево, и место назвали Юксеево. Других сыновей дальше отправил — и там стало Чазёво - Чазь и Бачманово - Бач. А самый младший ушёл очень далеко, это был Пукся. И он назвал место Пуксибом. Вот сейчас эти деревни, смотри: Юкся, Пукся, Чазь и Бач — Юксеево, Чазёво, Бачманово и Пуксиб. |
Задания
Прочитайте внимательно версию происхождения названий деревень.
Письменно обоснуйте свой ответ
Текст начинайте так: «На мой взгляд версия …..» или «Мне кажется, что….», или «Я считаю, что..». Приведите два – три аргумента в защиту своей версии. Не забудьте сделать вывод.
Какой тип речи вы использовали?
Тема: «Стили речи»
Пера прославился борьбой с Солнцем-Шонди, с лешими и с врагами пермяков. По одной из версий, светило он прогневал тем, что женился на его дочери Зарани (заре) — огненный шар счел брак неравным. Шонди обиделось и ушло — наступил в отдельно взятой местности ледниковый период. Однако Перу с супругой обогрела матушка Парма (тайга). Шонди раскалилось в ярости, да так что чуть всю землю не изжарило. И тут несколько развитий сюжета.
По одной версии Пера проучил солнце и отправил его отбывать срок в небесной колонии строгого режима (строго, чтоб за зимой — весна, за весной — лето). Другой миф повествует о том, что Зарань, во имя спасения человечества, покорилась отцу и бросила Перу, он правда отсудил себе детей.
Топоним Пермь, образованный от Пера маа, что с финно-угорского обозначает «земля дальняя», также может быть связан с Перой. По мнению ленинградского ученого Владимира Соловьева, Пера маа можно перевести и как «земля Перы». Он же отождествляет северную Камско-Вычегодскую Пермь с легендарной Биармией, а Перу-богатыря со славянским богом громовержцем Перуном. Вот только кто чьим прототипом стал неясно: то ли Перун предок Перы, то ли наоборот.
Задания
Спишите понравившийся абзац.
Определите стиль речи, укажите речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.
Подчеркните слова и выражения, характерные для этого стиля речи.
Что вы узнали о Пере?
Объясните значение непонятных слов