СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал по работе с текстом с целью реализации национально - регионального компонента

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле содержится работа с текстом по темам "Стили речи", "Текст", "Лексика", "Прямая речь.Диалог", "Склонение имен существительных".  Задания собой прредставляют небольшой текст и вопросы по тексту. 

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал по работе с текстом с целью реализации национально - регионального компонента»

Тема: «Склонение имен существительных»

Национально – региональный компонент: «Коми – пермяцкие сказки»

1.В летние дни во время отдыха и в длинные зимние вечера коми – пермяки любят вспомнить о прошлом, о своих героях-воинах, посмеяться над тупостью и жадностью купцов и богачей. 2.Они чаше всего рассказывают сказки о животных. 3.Народная фантазия приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. 4.Благодаря этому сказки ярко отражают жизненную обстановку и мораль охотников тайги. 5.Для этих сказок характерны конкретность и выразительность.

Задания

  1. Озаглавьте текст

  2. Определите падеж имен существительных.

  3. Все существительные распределите по типам склонений.

  4. Подведите итог, расскажите о типах склонения в русском языке.

  5. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

  6. Из предложения № 4 выпишите глагольные, именные словосочетания.

  7. Какие коми – пермяцкие сказки вы можете назвать, главными героями которых являются животные. Какие человеческие качества и характеры высмеиваются в названной вами сказки?




















Тема: «Текст»

И. Минин «Осенняя лирическая».


Сухие листья падают на землю,

Туман белесый стелется над ней.

Иду я по родной земле и внемлю

Пронзительному крику журавлей.

Стоят леса, пусты и молчаливы,

Иссечены ветрами вперехлест.

Но песню, хоть осеннюю, счастливой

Ты сделал, край мой, вставший в полный рост!

И я смеюсь, и сам не понимаю:

Так чем же осень дорога?

Вот хлещет дождь, а воздух – будто в мае,

И в синей дымке Иньвы берега…

Пусть хлещет дождь. Нет, я не возражаю!

Мне счастье повстречалось наяву,

И потому я песню урожая

Осеннею лирической зову.

Задания

  1. Какова тема данного отрывка?

  2. Озаглавьте текст

  3. Укажите тип и стиль текста.

  4. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

  5. Найдите слово с чередующейся гласной в корне слова.

  6. Объясните значение слова «вперехлест». Расскажите свою историю, которая бы помогла понять значение слова «вперехлест».











Тема: «Прямая речь» , «Диалог»

Как заяц Епу-охотника проучил

Коми-пермяцкая народная сказка


Жил – да был охотник Епа: среди людей толкался да всё старался разбогатеть. Так они и жили, что раз в неделю обедали, а об ужине и не вспоминали. Всей одежды на них – одна на двоих: если Епа оденется, Епиха на печке сидит; если Епиха в люди выйдет, Епа дома сидит.

Всю жизнь Епа лес мерил, чащу кроил, лапти и одежду переводил. Удастся – куницу возьмёт или рябчика подстрелит; не удастся – зря ноги помнёт. Взял однажды Епа ружьишко своё да и подался в осинник на зайцев. Весь день бродил, ногам покоя не давал, но зря: и мышь не встретил. Не повезло,значит. А не повезёт, так и с харчами с голоду  пропадёшь. Только повернул лыжи обратно – на него заяц налетел, чуть лбами не стукнулись. Вскинул Епа ружьишко, взвёл курок и уже на прицел зайца взял, а тот вдруг говорит Не спеши , Епа! Убить всегда успеешь, а доброго  совета не всегда услышишь.

У Епы глаза на лоб: до старости дожил, а чтобы косые людей учили – сроду не слыхивал. Длинноухий тем временем сел на пенёк, нога на ногу, и опять говорит: Когда убьёшь меня, делай так. Сними осторожненько шкуру, высуши её и купцу продай. На вырученные деньги козлёнка купи. Вырастет – двух козлят принесёт…

Слушает Епа, рот раскрыл и уши развесил, а ружьишко дулом в снег воткнул. Вот где, - думает, - счастье-то привалило: и молочко будет, и деньжат заработаю. А косой, будто у тёщи в гостях, сидит спокойно и продолжает: Купишь поросёнка, свинью вырастишь. Свинья опоросится – продай поросят купцу, купи тёлку. Вырастет тёлочка, коровой станет, бычка принесёт. Откормишь бычка и на лошадку поменяешь…

Вскружилась Епина голова от такого богатства, не до зайца стало.Совсем наяву видит Епа, как он на сивом в яблоках рысаке гарцует! На пригорке собственный двухэтажный дом стоит. Заходит Епа в горницу, жена на стол тарелку с мясным супом ставит, режет большую пшеничную ковригу. Привёз Епа дорогие подарки своей хозяйке – кумачовую кофту и сарафан из синего кашемира…

Ладно,- сказал Епа, - ужо пристрелю зайчишку…

Глядь, а перед ним только пенёк торчит, на котором длинноухий сидел. Ускакал заяц в лес и всё богатство Епы с собой унёс.

 

  1. Прочитайте сказку по ролям.

  2. Расставьте недостающие знаки препинания.

  3. Какое явление объясняет сказка?






Тема: «Лексика»

Юкся, Пукся, Чазь и Бач

Коми-пермяцкая сказка

Когда-то изгнали из Москвы или из другого места в ссылку отца с четырьмя сыновьями. Вот пришли они до Юксеева и там остановились.

А там перекрёсток четырёх дорог. Сейчас эти дороги ведут в Кировскую область, на Березники и Соликамск, в Пермь и в Сыктывкар.

Отец и сыновья стали решать, что делать, — идти дальше у них сил не было. 

И решили они на этом месте, в Юксеево, поставить часовню. Поставили часовню и у каждого её угла посадили по ели. Даже я ещё помню: от часовни брёвна остались, и ёлки росли. Последнюю ель в прошлом году молнией ударило, и она упала. Ели стояли, очень хорошо помню.

Отец своим сыновьям сказал:

— Я дальше идти не могу. Вы ступайте, ищите себе место. Идите каждый в свою сторону, и чтобы в каждой стороне ваши имена остались.

А имена у сыновей были — Юкся, Пукся, Чазь и Бач.

Самого старшего сына отец с собой оставил в Юксеево, и место назвали Юксеево. Других сыновей дальше отправил — и там стало Чазёво - Чазь и Бачманово - Бач.

А самый младший ушёл очень далеко, это был Пукся. И он назвал место Пуксибом.

Вот сейчас эти деревни, смотри: Юкся, Пукся, Чазь и Бач — Юксеево, Чазёво, Бачманово и Пуксиб.

Задания

  1. Прочитайте внимательно версию происхождения названий деревень.

Письменно обоснуйте свой ответ

  1. Текст начинайте так: «На мой взгляд версия …..» или «Мне кажется, что….», или «Я считаю, что..». Приведите два – три аргумента в защиту своей версии. Не забудьте сделать вывод.

  2. Какой тип речи вы использовали?










Тема: «Стили речи»

Пера прославился борьбой с Солнцем-Шонди, с лешими и с врагами пермяков. По одной из версий, светило он прогневал тем, что женился на его дочери Зарани (заре) — огненный шар счел брак неравным. Шонди обиделось и ушло — наступил в отдельно взятой местности ледниковый период. Однако Перу с супругой обогрела матушка Парма (тайга). Шонди раскалилось в ярости, да так что чуть всю землю не изжарило. И тут несколько развитий сюжета.

По одной версии Пера проучил солнце и отправил его отбывать срок в небесной колонии строгого режима (строго, чтоб за зимой — весна, за весной — лето). Другой миф повествует о том, что Зарань, во имя спасения человечества, покорилась отцу и бросила Перу, он правда отсудил себе детей.

Топоним Пермь, образованный от Пера маа, что с финно-угорского обозначает «земля дальняя», также может быть связан с Перой. По мнению ленинградского ученого Владимира Соловьева, Пера маа можно перевести и как «земля Перы». Он же отождествляет северную Камско-Вычегодскую Пермь с легендарной Биармией, а Перу-богатыря со славянским богом громовержцем Перуном. Вот только кто чьим прототипом стал неясно: то ли Перун предок Перы, то ли наоборот.

Задания

  1. Спишите понравившийся абзац.

  2. Определите стиль речи, укажите речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.

  3. Подчеркните слова и выражения, характерные для этого стиля речи.

  4. Что вы узнали о Пере?

  5. Объясните значение непонятных слов