СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздел: Глагол Тема: Правописание глаголов на -тся и –ться.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Развитие знаний и способов действий.

Просмотр содержимого документа
«Раздел: Глагол Тема: Правописание глаголов на -тся и –ться.»

8 апреля Русский язык Урок 138

Раздел: Глагол

Тема: Правописание глаголов на -тся и –ться.

Тип урока:Развитие знаний и способов действий/решение частной задачи.

Цель: развивать умения обосновывать правильность написания изученных орфограмм, распознавать форму 3 лица и неопределённую форму возвратных глаголов.

Формируемые УУД: планируемые результаты (предметные) – умение выделять орфограмму; выдвижение гипотез и их аргументирование; умение выполнять логическую операцию сравнения;познавательные (общеучебные) – речевое отображение содержания совершаемых действий; логические – перенос во внутренний план умственных действий и понятий; регулятивные: соотнесение результатов своей деятельности с целью и его оценивание; личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни.

Основное содержание темы, понятия и термины: неопределённая форма глагола, спряжение глаголов, возвратные глаголы; лицо, число, спряжение глаголов, ударные и безударные окончания глаголов, орфограммы, пословицы, текст.

Образовательные ресурсы: Учебник Л.Ф.Климановой и др.с.104 ( УМК ПЕРСПЕКТИВА), таблица «Как проверить безударные окончания глаголов», карточки.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формы, методы, приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приёмы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I.

Орг. момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его и т.д.

Организуют своё рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Наблюдение

II.

Актуа

лизация знаний

1.Проверка дом.задания

Фронтальный, индивидуальный, словесный , практический, письмо по образцу.

Проверка домашнего задания У. с.

Устанавливает правильность и осознанность его выполнения.

Проверяют д/з, исправляют ошибки, повторяют правило. Сдают тетради. Пишут число, классная работа,прописывают буквы, слова.

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения задания.



Наблюдение,.Правильное написание. Упражнение. Проверка по вопросам.

2.Орфографическая минутка.

Индивидуальный, работа в парах по карточкам

Iв-зелёные карточки; II в.-жёлтые карточки

Вставляют пропущенные буквы, вспоминают правило, образуют глаголы.

Выделяют орфограммы, выполняют логические операции сравнения. Вырабатывают каллиграфический почерк. Учатся работать в паре.

Упражнение.

Самоконтроль, взаимоконтроль


III.

Самоопреде

ление к деятельности


Фронтальный. Словесный. Беседа.

Учитель читает стихи

Где тут –тся? Где тут –ться?

Дети формулируют тему и цели урока.

Выдвижение гипотез и их аргументирование. Принимают учебную задачу.

Беседа по вопросам

IV.Работа по теме урока. Усвоение новых знаний и способов действий

Работа с правилом.Беседа.

Вспомните правило написания –тся, –ться в глаголах

Рассказывают правило, запоминают его.

Извлекают необходимую информацию из учебного предмета. Воспроизводят в памяти правило.

Правило


Выборочный диктант.Игра.

Предлагает выписать глаголы. 1-й вариант –тся, 2-й вариант – ться.

Письмо под диктовку. Применяют изученное правило. Осуществляют классификацию по заданному критерию.

Обнаруживают орфограмму, различают её тип, соотносят с правилом. Осуществляют граммат-й самоконтроль. Группируют глаголы.

Умение писать под диктовку. Умение группировать слова по заданному признаку.

Работа с пословицами.

физминутка

Коллективная, практический

Проводит физминутку

Выполняют движения

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений



Работа по учебнику У. с

Письмо с комментированием



V.Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная, индивидуальня, парная. Словесный, практический., беседа. Комментированное письмо.

Создаёт условия для выполнения упражнения, предлагает ответить на вопросы.

Читают задания, отвечают на вопросы, вспоминают орфограммы и правило.

Привлекают имеющиеся знания для ответа на вопрос. Осуществляют взаимопроверку

Упражнение


Сам.работа


Предлагает выполнить сам.р. по карточкам

Вставляют пропущенные буквы.

Самооценка.

Сам.работа

VI.Рефлексия учебной деятельности. Итог.

Фронтальный, словесный, беседа.

Закончите предложения:

Урок помог мне… Для меня было сложным .. мне понравилось.

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция.

VII. Домашнее задание

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

Читают задания.Слушают объяснение учителя. Делают сответствующие записи.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Упражнение


План-конспект урока

Тема: Правописание глаголов на -тся и –ться.

I.Организационный момент.

-Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!

II.Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания.

2.Орфографическая минутка.(У детей жёлтые и зелёные карточки).

I вариант-жёлтые карточки

-Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Вспомните правило правописания слов.

Капус…ный, вкус…ный, счас…ливый, радос…ный, ужас…ный, звёз…ный, чу…ство, прекрас…ный, извес…ный


IIвариант-зелёная карточка

Прочитайте слова, определите части речи. От каких слов можно образовать глаголы неопределённой формы. Запишите их.

Капустный, вкусный, счастливый, радостный, ужасный, звёздный, чувство, прекрасный, известный


3. Проверка. Работа в парах.

-Ребята, выполнявшие работу на зелёных карточках, проверьте написание слов на жёлтых карточках. У кого без ошибок?

4. Фронтальный опрос.

-Какое правило вы вспомнили? (Правописание непроизносимых согласных).

-Как проверили? В каких словах нет непроизносимых согласных? Почему?

Вопросы ко 2-му варианту. Назовите части речи. От каких слов можно образовать глаголы неопределённой формы? (Вкусить, раскусить, осчастливить, обрадоваться, ужаснуться, чувствовать, известить.)

А какие слова на –ться?

III.Самоопределение к деятельности.

Например: ужасну..ся, ужасну..ся?

-Где тут –тся? Где тут –ться?

Надо разобраться.

Что делать? Учиться.

Что делает? Учится.

Превосходный ученик

Из него получится. (По Э.Успенскому)

- Прочитайте тему урока. Сформулируйте цели урока.

IV.Работа по теме урока.

1.-Вспомните правило, расскажите, когда перед –ся нужно писать ь, а когда нет.

-Поиграем. Команда –тся 1-й вариант, команда –ться 2-й вариант.

Выборочный диктант.(2 чел.с обратной стороны доски)

-Выпишите из пословиц слова с сочетаниями –тся, 2-й вариант – с сочетанием –ться.

  • Волков бояться – в лес не ходить.

  • Где тонко, там и рвётся.

  • Двум шпагам в одних ножнах не ужиться.

  • Слухами земля полнится.

  • С умным человеком разговаривать, что мёду напиться.

  • В тихом омуте черти водятся.

  • Не трудиться, так хлеба не добиться.

  • Пуганая ворона куста боится.

  • Любишь кататься, люби и саночки возить.

  • Без слов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

-Какую пословицу запомнили? В каком случае её можно сказать?

Проверка: команда –тся – рвётся, полнится, боится, водятся, строится, молвится;

Команда -ться – бояться, напиться, не ужиться, кататься, не трудиться, не добиться.

-Какие ещё правила вспомнили? Назовите глаголы с безударным окончанием. Как проверить безударное окончание глагола? (Работа по таблице.Дети вспоминают алгоритм.)

V.Закрепление знаний и способов действий.

2.Работа по учебнику.

Упр.172, 174 с.104 Комментированное письмо.

3.Письмо пословиц под диктовку.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Что летом родится, то зимой пригодится. Нет труднее: Богу молиться, родителей почитать, да долги отдавать. Глазами плачет, а сердцем смеётся. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. Кто хочет драться, тому надо с силой собраться.

VI. Итог урока.

-Закончите предложения:

Урок помог мне …

Для меня было сложным …

Мне понравилось …

VII. Домашнее задание. Упр. 173 с.104













Приложение к уроку


Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Вспомните правило правописания слов.

Капус…ный, вкус…ный, счас…ливый, радос…ный, ужас…ный, звёз…ный, чу…ство, прекрас…ный, извес…ный




Прочитайте слова, определите части речи. От каких слов можно образовать глаголы неопределённой формы. Запишите глаголы..

Капустный, вкусный, счастливый, радостный, ужасный, звёздный, чувство, прекрасный, известный