СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздел I. Основы специальной психологии. Тема: Причины нарушений психофизического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Биологические  причины (генетические, пренатальные, натальные, постнатальные вредности).

II. Психосоциальные факторы отклоняющегося развития.

III. Опосредующие факторы.

IV. Причинно-следственные связи  между патогенными факторами и нарушенным развитием. 

Просмотр содержимого документа
«Раздел I. Основы специальной психологии. Тема: Причины нарушений психофизического развития»



Раздел 1. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема. Причины нарушений психофизического развития


I. Биологические причины (генетические, пренатальные, натальные, постнатальные вредности). Группа детей с нарушениями развития увеличивается и составляет от 4,5 до 11%.

Причины: 1) улучшение условий родовспоможения, охраны здоровья матери и ребенка; 2) лечения заболеваний раннего возраста; 3) совершенные методы диагностики; 4) повышенные требования к обучаемости детей.

В СП причина – это воздействие на организм патогенного фактора, вызывающего болезнь или отклонения в развитии. Патогенные факторы делят на: наследственные - действующие до зачатия и поражающие половые клетки будущих родителей; врожденные – действующие уже на развивающийся плод; приобретенные – неблагоприятные воздействия в первые три года жизни.

Наследственные факторы (70-90%) включают изменение наследственных структур (генные и хромосомные мутации). Частота рождения детей с трисомиями 13,18 или 21 у женщин 30-34 лет - 1 случай на 510, в возрасте 35-39 лет 1 на 185, в возрасте 40 – 44 лет 1 на 63, а старше 45 лет 1 на 24. Частота трисомий зависит и от возраста отцов.

Эндогенные причины (наследственные, внутренние). Изменение наследственных структур (мутации) – наиболее частые причины умственной отсталости. Генные мутации - изменение внутренней структуры генов. Хромосомные мутации (0,5%) – изменения структуры хромосом. Экзогенные факторы (врожденные). Известно более 400 врожденных факторов. Во внутриутробном периоде центральная нервная система плода чувствительна, ее повреждения встречаются часто и могут приводить к психическому недоразвитию. Н-р, 1) Гипоксия плода у матерей, страдающих в тяжелой форме хроническими заболеваниями: сердечно-сосудистой недостаточностью, болезнями печени и почек, сахарным диабетом, болезнью щитовидной железы. Эти болезни способствуют также недоношенности и осложнениям во время родов. 2) Токсикозы беременных, иммунологическую несовместимость крови матери и плода по группе крови и резус фактору. Когда у резус отрицательной матери резус положительный плод, то это провоцирует выработку антител в крови матери, что может привести к умственной отсталости (1 из 150-200 новорожденных). 3) Внутриутробные инфекции (4-5% случаев тяжелой и 1% легкой умственной отсталости). Организм человека формируется в основном в первые три - четыре месяца внутриутробного развития. Так, к примеру, в период от трех до девяти недель формируется сердце, от пяти до девяти - верхние конечности, от восьми до двенадцати - лицо, глаза, уши, нос и т.д. В первые три - четыре месяца активно формируется нервная система. Вот почему первый триместр беременности наиболее опасный и ответственный. Если беременная в этот промежуток времени перенесла грипп, краснуху, гепатит, токсоплазмоз, цитомегалию, сифилис и др., то возможно появление врожденных аномалий развития. Легко протекающие заболевания матери могут приводить к тяжелым поражениям плода.

4) Токсические факторы (лекарства, алкоголь, курение, пищевые отравления). Желателен полный отказ от лекарств на весь период ожидания малыша и кормления его грудью. Антибиотики губят микрофлору в организме, что ведет к преждевременным родам. Врачи предостерегают: надо быть осторожными с приемом пенициллина, тетрациклина, аспирина, анальгина и т.д. Необходимо оберегать плод от пищевых интоксикаций. Значительно нарушает внутриутробное развитие плода хронический алкоголизм родителей, особенно матери во время беременности; алкоголь, никотин, наркотики могут вызвать преждевременные роды, формируют врожденную зависимость.

5) Физические факторы. Радиационные воздействия могут вызвать аномалии развития. Наиболее часто наблюдаются пороки нервной системы, глаз и черепа.

6) Механические факторы. Травматические формы нарушений развития наблюдаются при механических травмах мозга и внутричерепных кровоизлияниях. Особое место занимает родовая травма, когда наряду с механическими повреждениями наблюдается нарушение мозгового кровообращения и кислородное голодание плода. Механические вибрации разрушительно действуют на детородные функции будущей матери. Половая жизнь не желательна во все время беременности, особенно в первые три и последние два месяца беременности. 7) Острые и хронические эмоциональные стрессы. Эмоциональный стресс сопровождается выбросом гормонов тревоги в кровь женщины, через пуповину они поступают к плоду.

8) Влияние недоношенности и переношенности на психическое развитие ребенка определяется не только недостатком массы тела, но и продолжительностью беременности. Неврологические и психические нарушения у таких детей не менее 20%.

Особо нужно сказать о готовности к беременности. Не проходят бесследно для женщины аборты. НИИ доказывают, что каждый второй аборт влияет на хромосомные изменения. Психически, с точки зрения субъективной психологии аборт - это убийство. И следующий ребенок несет весь груз того греха, который совершила женщина, убив его брата или сестру.

Среди приобретенных причин выделяют инфекционные и вирусные заболевания в раннем детстве, тяжелые черепно-мозговые травмы, состояния клинической смерти. Рождение ребенка - очень ответственный период. Родился ребенок доношенным-недоношенным (7-8 мес, лучше позже). Как отошли воды, когда, какого они были цвета. Какие были роды - затяжные, пулеметные, щипцовые. Когда закричал ребенок, срок оживления. Тяжелые по своим последствиям родовые травмы и асфиксии (синяя-белая). Когда принесли кормить. Если на 2.3.4 день, то была какая-то мозговая патология и выводили из нее. Кроме Кесарева сечения. Когда выписали из роддома. Как долго находился на грудном вскармливании. Как сосал. Как кричал. Развитие на первом году жизни по месяцам и др..


II. Психосоциальные факторы отклоняющегося развития.

Условия, в которых ребенок воспитывается в раннем возрасте, во многом определяет его дальнейшую жизнь. Депривация - психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении в достаточной мере потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития. Были выделены: материнская (эмоциональная) депривация; сенсорная депривация; социальная депривация.


III. Опосредующие факторы.

Одна и та же причина иногда приводит к совершенно различным отклонениям в развитии. С другой стороны, отличающиеся по характеру патогенные условия могут вызвать одинаковые формы расстройств. Следует учитывать локализацию вредоносного воздействия, интенсивность воздействия, экспозиция (длительность воздействия), частота вредоносных условий; а также возраст, компенсаторные возможности, быстрота оказания квалифицированной помощи.


IV. Причинно-следственные связи между патогенными факторами и нарушенным развитием. Проблема причинной обусловленности отклонений в развитии не однозначна. Еще более ее усложняет и то, что разные причинно-следственные связи разворачиваются в различных временных масштабах. Так, одни патогенные воздействия при определенной комбинации условий способны практически сразу вызывать выраженные расстройства; другие, напротив, проявляются в виде отдаленных последствий. Далеко не последнюю роль в этом процессе играют неблагоприятные социальные факторы, способные в полной мере раскрыть негативный потенциал, заложенный в конституционных характеристиках дизонтогенеза.


Литература
1. Лемех. Основы специальной психологии: учебное пособие. – Мн: РИПО. 2017. – с. 33-41

2. Cорокин, В.М. Специальная психология: Учеб.пособие/ под научн. ред. Л.М. Шипицыной / В.М.Сорокин. – СПб.: «Речь». 2003. – 216 с.

3. Шаповал, И.А. Специальная психология: Учебное пособие/ И.А.Шаповал. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.




Задания и вопросы:


*Тема изложена для тех, кто интересуется учебной дисциплиной на повышенном уровне

**звёздочка, это задания для желающих, задания и вопросы повышенной сложности