СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения»

Конспект урока

Класс. 9

Тема урока: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения

Планируемые образовательные результаты

Предметные – знать, что части сложносочиненного предложения разделяются запятой, иногда – тире; знать условия постановки запятой в сложносочиненном предложении; уметь различать простые предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и сложносочиненные предложения; правильно ставить необходимые знаки препинания в соответствии с изученным правилом; обосновывать условия постановки или непостановки необходимого знака препинания.

Метапредметные – проектная культура – поиск информации, ее обработка, осмысление и представление; исследовательская культура – умение отвечать на вопросы, решать задачи, структурировать знание, оценивать себя в контексте учебной ситуации; коммуникативная культура – адекватное использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции; владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные – формирование системы ценностных отношений учащегося к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Организация работы

Ход урока

Стадия вызова. На доске записана тема.







Вопрос классу.






1. Организационная часть урока.

2. Введение в тему. Прошу ребят открыть тетради, записать число, «Классная работа»,

Друзья, перед вами ребус! Какое словосочетание у вас получилось!

-Правильно, сложносочинённые предложения

-Предположите тему нашего урока?

 -Какие цели урока мы можем поставить перед собой?

-Должны знать: условия выбора знаков препинания в ССП;

-Должны уметь: расставлять знаки препинания в ССП.

Перед вами карточки, в которых написаны «Верные и неверные утверждения»

Если вы согласны с утверждением то ставим («+») , а если не согласны или («-»).В случае сомнения – «?»

Учитель зачитывает утверждения, а затем даёт время на обдумывание.

Затем следует проверка, повторяются пройденные правила. При осуждении 3-го тезиса обнаруживается недостаток знаний. Формулируются цели урока: что мы должны узнать, чему научиться, что повторить.

(Слайд 3)

- Прочитайте вслух только верные утверждения. Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернёмся к этим высказываниям позже.

А) Сложносочинённые предложения состоят из двух или нескольких простых предложений.

Б) Одна часть сложносочинённого предложения зависит от другой.

В) Для связи частей сложносочинённого предложения используются сочинительные союзы.

Г) Союзы А, НО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЕСЛИ, ИЛИ, ЧТО – сочинительные.

Д) В сложносочинённом предложении перед союзом И всегда ставится запятая.

- Сейчас я хочу задать вам вопрос: что вы знаете о постановке знаков препинания в сложносочиненном предложении?

Этот вопрос вы можете обсудить в парах. При этом ваши идеи записывайте в таблицу в тетрадях.

Условие

Знак

Пример







Обобщение.







Мозговая атака: фронтально, устно.

Давайте теперь вместе заполним таблицу на доске (учитель записывает все мнения в таблицу, ребята дополняют свои таблицы записями, которые они считают правильными).

Какие знаки препинания вы поставите в следующих сложносочиненных предложениях? (Открывается закрытая до этого времени боковая доска с записанными без знаков препинания предложениями).

А. Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга.

Б. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на большую ижицу.

В. Мороз и солнце.

Г. Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента.

Д. Тут раздался легкий свист – и Дубровский умолк.

Стадия осмысления содержания.

Чтение материала учебника.




3. Изучение новой темы.

- Теперь я попрошу вас прочитать материал учебника по теме урока. Самостоятельно читая учебный текст, делайте в нём пометки:

«Y» - эту информацию знаю;

«+» - это новая для меня информация;

«?» - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Задание 1

Выпишите номера сложносочинённых предложений. Докажите.

1)Роскошное утро, везде блестит роса на траве.

2)Пришло время, когда грибам стало тесно.

3)Лиловый подлесок пожелтел, и под ними уже ковёр жёлтой листвы.

4)Тихо, и синева повисла между ещё зелёными дорожками.

(М. Пришвин.)

5) Откуда-то прилетела сорока и отчаянно застрекотала.

6) Став лицом к солнцу, Вася пошёл в противоположную сторону и почти сразу же набрёл на крохотный родничок. (П. Проскурин.)

7) Полюбуйся: весна наступает…(И. Никитин.)

8) Север дышит ветром ночи полынь колышет. (И. Бунин.)

9) Смелый там найдёт, где робкий потеряет.

10) То солнце тусклое блеснёт, то туча чёрная висит.

11) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

12) Всё проходит, да не всё забывается.


Самопроверка по слайду, самооценка.

- Какие предложения вызвали затруднение?


Задание 2: Объяснить постановку и отсутствие знаков препинания перед союзами в предложениях. (устно)

(предложения выводятся на слайд)

1.Вскоре после восхода солнца набежала туча_ и брызнул короткий дождь.

2. Все было тихо, и только вдали от дороги шумели листья.

3. Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет.

4. Который сейчас час и сколько времени нам осталось ждать?

5. Когда началась гроза, игра прекратилась _и дети бросились домой.

6. Прогулка в зимнем лесу и катание на санях.

7. Ещё напор – и враг бежит.

Проверка по эталону ( показываются на слайде)

1.Вскоре после восхода солнца набежала туча_ и брызнул короткий дождь.

2. Все было тихо/, и только вдали от дороги шумели листья./

3. Кажется, лист не шелохнется_ и веточка не скрипнет.

4. Который сейчас час_ и сколько времени нам осталось ждать?

5. Когда началась гроза, игра прекратилась _и дети бросились домой.

6. Прогулка в зимнем лесу/ и катание на санях./(1предлож- назывное, 2-предлож.- назывное)

7. Ещё напор – и враг бежит.(Быстрая смена событий)


Стадия рефлексии.

Мозговая атака и фронтальный опрос.

- На этом знакомство с материалом по новой теме закончилось. В течение трех минут посмотрите в свои записи и обменяйтесь информацией в парах.

- Давайте исправим информацию в таблице на доске и допишем ее (опрос класса по желанию).

Стадия вызова. Практикум.

Работа в парах.

- Каждый ли из вас понял тему? Это покажет ваша работа. Выполните упражнение 65 стр. 40 учебника.

- Запишите ССП , подчёркивая грамматические основы и ставя пропущенные запятые между простыми предложениями. Составьте схемы 1-го и 3-го предложения

Стадия осмысления содержания. Проверка полученных результатов. Коррекция.

- На экране слайд с правильным решением. Сопоставьте свою работу с образцом, исправьте ошибки. Поставьте себе отметку.

Стадия рефлексии.

Подведение итогов.







Домашнее задание.

На этом урок заканчивается.

Что подтвердилось из того, что было сказано вами в начале урока?

Что не подтвердилось?

Что вы узнали еще?

Вся ли информация по изученной теме находится в этой электронной таблице?

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить письменно упражнение по выбору учителя.

3. Написать сочинение-рассуждение «Сложносочиненные предложения: их значение в языке и речи» (по выбору учеников).