СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разделительный мягкий знак

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разделительный мягкий знак»

Тема: Разделительный мягкий знак.

Цели. Образовательные:

  • Ознакомление с правилом употребления Ь – разделительного;

  • Формирование умения соотносить произношение слова с его написанием;

Коррекционные:

  • Развитие фонематического слуха;

  • Развитие умения различать и воспроизводить слоговые структуры, слова с раздельным и слитным звучанием гласного и согласного;

  • Накопление словаря на изучаемую орфограмму;

Воспитательные:

  • Воспитание внимательности;

  • Воспитание культуры учебного труда.

Ход урока:

    1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Мне приятно вас видеть. Нам сегодня предстоит интересная работа, будьте внимательны.

2. Развитие артикуляционной моторики.

Чему мы учимся на занятиях? (Правильно и красиво говорить, грамотно читать и писать)

Для того, чтобы красиво, чётко говорить нужно тренировать язычок, губы, пальчики.

Четко и ясно говорить нам помогает чистоговорка. (с движением пальцев)

Воробьи по проводам скачут и хохочут.

Верно, строчки телеграмм ножки им щекочут.

  1. Объявление темы занятия.

Ребята, как вы считаете, в чем особенность слова «воробьи»? Плавно это слово звучит, или с небольшой запинкой (прерывисто)? О чём нам может подсказать эта запинка?

На доске слово воробьи. Посмотрите внимательно на слово. Между какими буквами здесь написан мягкий знак? Какую роль он выполняет?

Сегодня мы будем работать с разделительным мягким знаком. Наша цель научиться узнавать слова, в которых пишется Ь разделительный и правильно их записывать.

  1. Основная часть.

Что мы знаем о букве Ь?

    • звука не обозначает;

    • показывает мягкость согласного в конце и в середине слова;

    • как разделительный – показывает, что согласный не сливается с гласным, разделяет согласный и гласный.

Как само слово может подсказать, что в нём нужно писать Ь – разделительный?

Помните о том, что мягкий знак, когда рядом встаёт гласная буква становится драчуном и забиякой. Он отталкивает от себя гласную, ставит ей подножку, да так, что когда мы произносим слово, гласный звук будто отлетает. Мягкий разделительный знак не даёт слиться согласному и гласному, он их разделяет, поэтому слово звучит прерывисто, с запинкой. Вот эта запинка и подсказывает, что в слове надо писать разделительный Ь.

Проговаривание слогов: 1)с движением руки; 2) с фиксацией внимания на движении челюсти.

Чтение слоговой таблицы на доске.

Игра с мячиком: слоги, слова: Коля –колья, семя – семья, полю – полью, солю – солью, полет – польёт.

Задание

Прочитайте. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова из скобок.

Для сева бери хорошее … . Наша … летом ездила отдыхать к Чёрному морю. (семья, семя).

Скоро … дождь. Петя наблюдал за … ласточек. (полёт, польёт)

Мы ждём дорогого … . Здравствуй, … зима! (гостя, гостья)

Волк подавился … . Я встретил … . (Костю, костью)

Подчеркните слова с разделительным Ь.


Задание. Прочитайте, делая паузу в конце предложения. Спишите. В конце предложения ставьте точки.

Мы любим сидеть у ручья над ручьём летают стрекозы и мошки ночью к ручью прилетают соловьи в прозрачном ручье плещутся рыбки.

Выпишите выделенные слова, разделяя их чёрточками для переноса.

Запомните! Слова с разделительным Ь переносятся так: вью-га, пла-тье, бра-тья


  1. Физминутка.

В Африке качели – гибкие лианы.

Это от рожденья знают обезьяны.

Кто на них качается да, да, да!

Тот не огорчается – ни-ког-да!

  1. Тренировка слухового восприятия.

Какие слова в стихотворении нужно написать с Ь разделительным?

Хлопните в ладоши, если услышите, что в слове есть слог, который произносится с запинкой: вьюга, ружьё, платье, лебеди, соловьи, деревья, цветы, обезьяны, кошки, мебель, стулья, диваны, колосья, перья, хвосты, крылья.

7. Развитие навыка словоизменения.

Напишите предложения, изменяя выделенные слова по смыслу предложений.

Желтеют в саду дерево. Скоро опадут с деревьев лист. Улетели на юг соловей. Не жужжат пчёлы вокруг улей. Смолкли птиц голоса. Только воробей весело чирикают.

Подчеркните слова с разделительным Ь.

Итог урока:

    • когда в слове надо писать Ь- разделительный (когда согласный не сливается с гласным, слово звучит прерывисто, с запинкой.)




















Прочитайте. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова из скобок.

Для сева бери хорошее … . Наша … летом ездила отдыхать к Чёрному морю. (семья, семя).

Скоро … дождь. Петя наблюдал за … ласточек. (полёт, польёт)

Мы ждём дорогого … . Здравствуй, … зима! (гостя, гостья)

Волк подавился … . Я встретил … . (Костю, костью)

Подчеркните слова с разделительным Ь.

__________________________________________________________________

Напишите предложения, изменяя выделенные слова по смыслу предложений.

Желтеют в саду дерево. Скоро опадут с деревьев лист. Улетели на юг соловей. Не жужжат пчёлы вокруг улей. Смолкли птиц голоса. Только воробей весело чирикают.Подчеркните слова с разделительным Ь.

__________________________________________________________________

Прочитайте. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова из скобок.

Для сева бери хорошее … . Наша … летом ездила отдыхать к Чёрному морю. (семья, семя).

Скоро … дождь. Петя наблюдал за … ласточек. (полёт, польёт)

Мы ждём дорогого … . Здравствуй, … зима! (гостя, гостья)

Волк подавился … . Я встретил … . (Костю, костью)

Подчеркните слова с разделительным Ь.

__________________________________________________________________

Напишите предложения, изменяя выделенные слова по смыслу предложений.

Желтеют в саду дерево. Скоро опадут с деревьев лист. Улетели на юг соловей. Не жужжат пчёлы вокруг улей. Смолкли птиц голоса. Только воробей весело чирикают.Подчеркните слова с разделительным Ь.

__________________________________________________________________


Прочитайте. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова из скобок.

Для сева бери хорошее … . Наша … летом ездила отдыхать к Чёрному морю. (семья, семя).

Скоро … дождь. Петя наблюдал за … ласточек. (полёт, польёт)

Мы ждём дорогого … . Здравствуй, … зима! (гостя, гостья)

Волк подавился … . Я встретил … . (Костю, костью)

Подчеркните слова с разделительным Ь.

__________________________________________________________________

Напишите предложения, изменяя выделенные слова по смыслу предложений.

Желтеют в саду дерево. Скоро опадут с деревьев лист. Улетели на юг соловей. Не жужжат пчёлы вокруг улей. Смолкли птиц голоса. Только воробей весело чирикают.Подчеркните слова с разделительным Ь.

__________________________________________________________________



Задание. Прочитайте, делая паузу в конце предложения. Спишите. В конце предложения ставьте точки.

Мы любим сидеть у ручья над ручьём летают стрекозы и мошки ночью к ручью прилетают соловьи в прозрачном ручье плещутся рыбки.

Выпишите выделенные слова, разделяя их чёрточками для переноса.

Запомните! Слова с разделительным Ь переносятся так: вью-га, пла-тье, бра-тья

_____________________________________________________________________________


Задание. Прочитайте, делая паузу в конце предложения. Спишите. В конце предложения ставьте точки.

Мы любим сидеть у ручья над ручьём летают стрекозы и мошки ночью к ручью прилетают соловьи в прозрачном ручье плещутся рыбки.

Выпишите выделенные слова, разделяя их чёрточками для переноса.

Запомните! Слова с разделительным Ь переносятся так: вью-га, пла-тье, бра-тья

_____________________________________________________________________________


Задание. Прочитайте, делая паузу в конце предложения. Спишите. В конце предложения ставьте точки.

Мы любим сидеть у ручья над ручьём летают стрекозы и мошки ночью к ручью прилетают соловьи в прозрачном ручье плещутся рыбки.

Выпишите выделенные слова, разделяя их чёрточками для переноса.

Запомните! Слова с разделительным Ь переносятся так: вью-га, пла-тье, бра-тья

_____________________________________________________________________________


Задание. Прочитайте, делая паузу в конце предложения. Спишите. В конце предложения ставьте точки.

Мы любим сидеть у ручья над ручьём летают стрекозы и мошки ночью к ручью прилетают соловьи в прозрачном ручье плещутся рыбки.

Выпишите выделенные слова, разделяя их чёрточками для переноса.

Запомните! Слова с разделительным Ь переносятся так: вью-га, пла-тье, бра-тья

_____________________________________________________________________________


Задание. Прочитайте, делая паузу в конце предложения. Спишите. В конце предложения ставьте точки.

Мы любим сидеть у ручья над ручьём летают стрекозы и мошки ночью к ручью прилетают соловьи в прозрачном ручье плещутся рыбки.


Выпишите выделенные слова, разделяя их чёрточками для переноса.

Запомните! Слова с разделительным Ь переносятся так: вью-га, пла-тье, бра-тья

_____________________________________________________________________________