1. Дидактический материал. Упр. 196. Учитель читает четверостишие А. Шибаева. А дорога – далека, А корзина – нелегка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок… – Как называется сказка, о которой говорится в стихотворении? – Как зовут её героиню? – Назовите слова, которые отличаются одним звуком. (Сесть и съесть.) – Какой это звук? (Звук [й'].) – А теперь запишите эти слова. Ученики пишут вместе с учителем. Сесть съесть – Чем отличаются записанные слова? (Буквой ъ.) – Сформулируйте главный вопрос урока. Какую роль выполняет ъ и в каких случаях он пишется? – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 2. Наблюдение над ролью ъ в словах. На слайде (доске) даны слова: съесть подъём объявил – Произнесите эти слова. – Что вы заметили общего? (Есть звук [й'].) – За какими буквами он «скрывается»? (За буквами е, ё, я.) – Между какими буквами находится ъ? (Между буквами согласных и гласных.) Подчеркните их. – Какую роль выполняет ъ? (Отделяет букву согласного от буквы гласного, является разделительным.) – Сделайте вывод: для чего нужен разделительный ъ? (Отделяет буквы согласных от букв гласных и является сигналом для произношения звука [й'] после согласного.) На фоне веселой музыки выполняют упражнения. 3. Наблюдение над различием разделительных ъ и ь. а) На слайде появляется два столбика слов. съесть пьеса отъезд друзья – Сравните слова в двух столбиках. – Что общего в написании разделительных ъ и ь? (После букв согласных перед буквами гласных.) – В чём различие? Для ответа на этот вопрос выделите части (приставку и корень) в словах первого столбика. – Сделайте вывод: в каких случаях пишется разделительный ъ? (После приставок перед корнем.) б) Продолжим наблюдение по учебнику. Упр. 207. – Найдите три столбика слов. – Прочитайте слова, в которых пишется разделительный ъ, и проверьте свои предположения. – Определите, почему в словах первого столбика разделительный ъ не пишется? (Приставка оканчивается на гласный.) – Почему в словах второго столбика разделительный ъ не пишется? (Нет букв е, ё, ю, я.) – Рассмотрите схему после упр. 207. – Что обозначает синяя точка на схеме? – Назовите буквы гласных, перед которыми пишется разделительный ъ. Сколько их? Сравните с буквами, перед которыми пишется разделительный ь. Совпадают ли они? (Нет буквы и.) – Сформулируйте правило написания разделительного ъ, опираясь на схему после упр. 207. 4. Чтение правила, расположенного перед упр. 208. – Сравните с вашими выводами. | 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |