СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Раздражимость – свойство живых организмов».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Раздражимость – свойство живых организмов».»

Конспект к уроку «Раздражимость – свойство живых организмов».

Этап 1. Организационный.

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Создание благоприятной психологической обстановки на уроке.


Этап 2. Создание проблемной ситуации.


Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайды. Давайте узнаем, как реагирует черепаха на запах лука. А ещё я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения

Осень
А.С. Пушкин

Уж небо осенью дышало, 
Уж реже солнышко блистало, 
Короче становился день, 
Лесов таинственная сень 
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу…


Ребята, о чем это стихотворение? И какие процессы с точки зрения биологии здесь можно наблюдать? Скажите, каким свойством обладают эти живые организмы? (прошу обобщить всё одним словом, подвожу учащихся к понятию «раздражимость», «фотопериодизм»)


Этап 3. Целеполагания:



Итак, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (дети отвечают). Записываю на доске: «Раздражимость – свойство живых организмов».

Что мы знаем о раздражимости? Как организмы реагируют на изменения в окружающей среде?

(ответы детей).

И что хотим узнать? Давайте определим наши задачи (узнать какая бывает раздражимость, определять особенности раздражимости у растений и животных, научиться различать формы раздражимости и объяснять биологическое значение раздражимости и фотопериодизма).

Подскажите, пожалуйста по каким этапам (какому плану мы сегодня будем работать)?

(на доске на магнитиках листочки на них записи)

  • целеполагание;

  • продуктивная самостоятельная деятельность (открытие новых знаний, их закрепление);

  • рефлексия.

Ребята цель и задачи вы уже определили. Так что мы переходим к следующему этапу

Этап 4. «Открытие» нового знания:

Открываем рабочие тетради (урок 21) и с помощью текста § 36 и биологических словарей даём определение понятиям: раздражимость и фотопериодизм.

Через некоторое время, учитель выслушивает ответы учащихся.


Какие же, ребята, виды раздражимости присущи растениям? Учащиеся нашего класса провели мини-исследования

«Я- экспериментатор»:


Настии.

Настии - быстрые, направленные двигательные реакции органов растений на действие раздражителя.

Классический пример настии – раздражение, вызванное сотрясением или вибрацией у мимозы. Как известно, мимоза при прикосновении к ней складывает листья и боковые побеги. Другие примеры: периодические движения некоторых растений, например, раскрытие и закрытие венчика цветка на протяжении суток.



Тропизмы.

Тропизмы - медленные направленные двигательные реакции органов растений на одностороннее влияние раздражителя.

Простейший пример тропизма – направленный рост побеговой системы к солнцу – гелиотропизм (гелио-солнце), а корневой системы к центру нашей планеты – геотропизм (гео-земля).


Таксисы.

Таксисы – это реакции перемещения растений и животных в ответ на действие какого-либо раздражителя. Различные виды таксисов получили названия по вызывающему их раздражителю.

Хемотаксис – ответ раздражителя на воздействие химических веществ.

Термотаксис – на изменения температуры окружающей среды.

Фототаксис – ответ раздражителя на уровень освещённости.


Задание 1.

Мы узнали, что одноклеточным животным свойственны таксисы как виды раздражения.

А как же проявляется раздражимость у многоклеточных животных? Работая с текстом, попытаемся вставить в предложения правильные по значению слова.



У организмов, имеющих нервную систему, раздражимость проявляется в виде рефлекторной деятельности. Рефлекс – ответная реакция на раздражение, осуществляемое с помощью нервной системы. Рефлексы бывают врождённые и приобретенные в течении жизни. С помощью приобретённых рефлексов организмы приспосабливаются к изменениям окружающей среды. По-разному реагируют на смену дня и ночи животные. Одни животные ведут дневной образ жизни, другие ночной. Животные, как и растения, с конца лета или с начала осени готовятся к зиме: откочевывают в места, богатые пищей, совершают перелеты, усиленно питаются и накапливают жир, запасают корма. С наступлением зимы многие животные становятся малоподвижными и впадают в оцепенение, спячку, зимний сон.


Всем живым организмам свойственны такие процессы, как питание, дыхание, рост, развитие,….(1),обмен веществ и раздражимость.

Раздражимость - свойство живых организмов реагировать на различные ……………(2) (раздражители). Раздражимость связана с приспособлением организма к ………(3) условиям внешней среды. Рефлекс – ответная реакция на раздражения, осуществляемое с помощью ………(4) системы.

С наступлением зимы многие животные откочевывают в места, богатые пищей, совершают перелеты, становятся ……..(5) и впадают в оцепенение, спячку, зимний сон.


(1-воздействия, 2- выделительной, 3-размножение, 4- покой, 5- постоянным, 7- нервной, 8- изменяющимся, 9- худеют, 10-активными, 11- малоподвижными)


Задание 2.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке про­цес­сы, вы­зы­ва­ю­щие ли­сто­пад. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) от­де­ле­ние че­реш­ка листа от по­бе­га

2) по­жел­те­ние ли­стьев

3) об­ра­зо­ва­ние проб­ко­во­го слоя у ос­но­ва­ния че­реш­ка листа

4) умень­ше­ние длины све­то­во­го дня


Спустя некоторое время, выслушивает ответы учащихся, дополняя их. Демонстрирует на слайде правильные ответы.


Мы уже сказали, что у животных проявляется сезонный фотопериодизм. Послушаем мини-проект по данной теме

(«Размножение попугайчиков в домашних условиях»)


Задание 3.

Работа в группах на тренажёре. Электронное приложение: Урок 36. «Животные ведущие дневной и ночной образ жизни», используя текст параграфа 36.


Задание 4.

Ребята, можно сказать, что это задание повышенной сложности, потому что нам придётся вспомнить весь материал по курсу биология за 5-6 класс: вспомнить какие животные холоднокровные и теплокровные, как происходит дыхание у животных и попытаться объяснить их реакцию на изменения в окружающей среде.

Задание по группам на карточках.

1 группа:

По­яс­ни­те, по­че­му дож­де­вые черви из­бе­га­ют пе­ре­увлаж­нен­ных участ­ков почвы и вы­пол­за­ют на ее по­верх­ность.

(Дож­де­вые черви дышат всей по­верх­но­стью тела. В пе­ре­увлаж­нен­ных участ­ках почвы мало кис­ло­ро­да, по­это­му черви вы­пол­за­ют на по­верх­ность)


2 группа:

По­че­му че­ре­па­хи с на­ступ­ле­ни­ем жар­ко­го и су­хо­го пе­ри­о­да в пу­сты­не впа­да­ют в спяч­ку и в таком со­сто­я­нии пе­ре­но­сят не­бла­го­при­ят­ные усло­вия?

(В со­сто­я­нии покоя обмен ве­ществ за­мед­ля­ет­ся, резко со­кра­ща­ет­ся по­треб­ность в пище, со­кра­ща­ет­ся по­треб­ность воде, ко­то­рых не­до­ста­точ­но в жар­кий и сухой пе­ри­од)


3 группа:

Чем можно объ­яс­нить, что кро­ко­ди­лы, на­хо­дясь на суше, лежат с от­кры­той па­стью, а ночью пе­ре­хо­дят в воду?

(На суше днём жарко, и кро­ко­ди­лы ра­зе­ва­ют пасть, чтобы уве­ли­чить теп­ло­от­да­чу путём ис­па­ре­ния. Ночью в воде теп­лее, чем на суше, по­это­му кро­ко­ди­лы, пе­ре­хо­дя в воду, со­хра­ня­ют тепло).


Мы хорошо поработали, и, кстати сказать музыка также является сильным раздражителем и побуждает к активным действиям. Итак, ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!

(проводят дети под ритмичную музыку)


Рассказ учителя о цветочных часах К. Линнея.

Способность живых организмов ориентироваться во времени называется биологические часы. Биологические часы есть у всех растений и животных. Также они есть и у человека.

(сообщение учащегося о биологических часах)

Что такое биологические часы

Человек – это живое существо и часть животного мира. Все процессы в природе взаимосвязаны. Так, живые организмы зависят от солнца. Именно биоритмы являются причиной хорошего настроения или депрессии, сна и бодрствования.

Биологические часы интуитивно «подсказывают», что нужно делать в тот или иной период времени. Биоритмы человека могут зависеть не только от солнца, а еще и от луны, погоды и других атмосферных явлений. За работу биологических часов человека отвечает мозг. Физиологическая потребность напрямую зависит от солнца, просыпаться положено на рассвете, а засыпать после захода солнца. В нашей жизни продолжительность дня искусственно увеличена за счет электричества, и организму приходится подстраиваться под эти ритмы, нарушая первозданные потребности.
Нарушать биологические часы вредно для человека. Все вышеперечисленные потребности и правила логичны и взаимосвязаны с природой, и, когда происходит сбой, то это вызывает недомогания, плохое самочувствие и болезни организма. На основе индивидуальных биоритмов идеально составить режим своего дня.

Задание 5.


Итак, ребята, сейчас мы организуем работу в парах. Запишем свой режим дня, которого мы придерживаемся сейчас, сравним его с правильным режимом дня шестиклассника, который вам дан вместе с рекомендациями. Заодно вам дан режим дня взрослого человека, это сделано для того, чтобы вы дома проследили и убедили своих родителей ответственно относиться к своему здоровью и соблюдать режим дня.


Этап 5. Усвоение, закрепление, первичных знаний


Ребята, что же мы узнали сегодня за урок?


Мне хочется, ребята, с вашей помощью составить кластер, для того, чтобы закрепить знания, полученные на уроке (составление кластера)



Задание 6.

Итак, сейчас мы выполним небольшой тест. Просит учащихся произвести самопроверку (ответы на слайде). Организует беседу с учащимися по итогам урока

Тест

  1. Раздражимость – способность организмов: а) подстраиваться под окружающую среду; б) воспринимать воздействия внешней среды; в) отвечать на воздействия внешней среды; г) воспринимать воздействия внешней среды и отвечать на них.

  2. Для изучения и выявления сезонных изменений в природе используют метод: а) наблюдение; б) эксперимент; в) измерение; г) моделирование.

  3. Раздражимость присуща: а) только одноклеточным организмам; б) только многоклеточным организмам; в) всем живым организмам.





Этап 6. Рефлексия


(Учитель формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке)

Пожалуйста, подсчитайте свою среднюю оценку (за выступления можете поставить по 1 баллу), и поднимите руки. У кого – 5,4,3? Я предлагаю вам осуществить обратную связь, ответить на вопросы

Продолжите предложения:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно… 
3. я научился…
4. теперь я могу.....
5. мне захотелось .....

Этап 7. Домашнее задание: 1. Изучить § 36 учебника, ответить на вопросы после параграфа.

2. Провести наблюдения за поведением домашних животных, аквариумных рыб;

3. Работа на тренажёре урок 36 (пройти «контроль»).




Оценочный лист к уроку

Оценочный лист к уроку----------------------------------- Фамилия, имя ученика ---------------------------------



Задания

баллы

Критерии оценки

Активность на уроке


2 балла - за 5 и более правильных ответов

1балл - за 1-4 правильных ответов

0 баллов – нет правильных ответов


1задание. Работа с текстом





5 балла - за 5 правильных ответов

4 балла - за 4 правильных ответов

3 балла – 3 правильных ответа

Сообщение на уроке




2 балла - за сообщение

0 балл - нет сообщений

2 задание. «Листопад»




полное соответствие – 3 балла;

нет – 0 баллов

Работа на тренажёре


    1. ошибка - 2 балла

  1. и более ошибок – 1 балл


Работа в группах по индивидуальным заданиям.


правильный ответ – 3 балла

помогают другие группы – 1балл


Закрепление (тест)


5 балла - за 5 правильных ответов

4 балла - за 4 правильных ответа

  1. балла – 3 правильных ответа


Итого


Максимальный балл –21 (ты мог набрать)

Оценка за работу на уроке


16-21 баллов – оценка «5»

10-15 баллов – оценка «4»

4-9 баллов – оценка «3»

0-3 балла - оценка «2»

Оцени свое настроение на уроке

(поставь галочку)








Лист для урока



Задание 1. Прочитайте текст и вставьте в предложения пропущенные слова.


У организмов, имеющих нервную систему, раздражимость проявляется в виде рефлекторной деятельности. Рефлекс – ответная реакция на раздражение, осуществляемое с помощью нервной системы. Рефлексы бывают врождённые и приобретенные в течении жизни. С помощью приобретённых рефлексов организмы приспосабливаются к изменениям окружающей среды. По-разному реагируют на смену дня и ночи животные. Одни животные ведут дневной образ жизни, другие ночной. Животные, как и растения, с конца лета или с начала осени готовятся к зиме: откочевывают в места, богатые пищей, совершают перелеты, усиленно питаются и накапливают жир, запасают корма. С наступлением зимы многие животные становятся малоподвижными и впадают в оцепенение, спячку, зимний сон.


Всем живым организмам свойственны такие процессы, как питание, дыхание, рост, развитие,….(1),обмен веществ и раздражимость.

Раздражимость - свойство живых организмов реагировать на различные ……………(2) (раздражители). Раздражимость связана с приспособлением организма к ………(3) условиям внешней среды. Рефлекс – ответная реакция на раздражения, осуществляемое с помощью ………(4) системы.

С наступлением зимы многие животные откочевывают в места, богатые пищей, совершают перелеты, становятся ……..(5) и впадают в оцепенение, спячку, зимний сон.


(1-воздействия, 2- выделительной, 3-размножение, 4- покой, 5- постоянным, 7- нервной, 8- изменяющимся, 9- худыми, 10-активными, 11- малоподвижными)


1

2

3

4

5







Задание 2.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке про­цес­сы, вы­зы­ва­ю­щие ли­сто­пад. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) от­де­ле­ние че­реш­ка листа от по­бе­га

2) по­жел­те­ние ли­стьев

3) об­ра­зо­ва­ние проб­ко­во­го слоя у ос­но­ва­ния че­реш­ка листа

4) умень­ше­ние длины све­то­во­го дня

5) образование в листьях врезных веществ в течение лета


1

2

3

4

5






Закрепление

  1. Раздражимость – способность организмов: а) подстраиваться под окружающую среду; б) воспринимать воздействия внешней среды; в) отвечать на воздействия внешней среды; г) воспринимать воздействия внешней среды и отвечать на них.

  2. Для изучения и выявления сезонных изменений в природе используют метод: а) наблюдение; б) эксперимент; в) измерение; г) моделирование.

  3. Раздражимость присуща: а) только одноклеточным организмам; б) только многоклеточным организмам; в) всем живым организмам.


1

2

3