СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговорный стиль речи. Стилистические особенности, функции, применение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку. Представлены особенности стиля, лексики, применение.

Просмотр содержимого документа
«Разговорный стиль речи. Стилистические особенности, функции, применение.»

Тема

Разговорный стиль речи. Стилистические особенности, функции, применение


Цели

  1. Обобщить и углубить знания по теме «Разговорный стиль речи»;

  2. Выработать умение анализировать особенности и колорит устно-разговорной речи;

  3. Воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.  

Ожидаемые результаты

Учащиеся знают особенности разговорного стиля, колорит разговорной речи; отличают разговорную речь от литературной; владеют правилами нормированной речи

Оборудование

Компьютер, презентация к уроку, толковый словарь, текст отрывка из романа Шолохова «Тихий Дон», словарь Эллочки Людоедки.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Психологический настрой.

Приветствуют учителя.

  1. Повторение

Ответить на вопросы:

- Какие формы изложения текста чаще всего используются в научном стиле?

- Каковы особенности научного стиля?

- В чем особенность официально – делового стиля?

- Назовите жанры официально – делового стиля.

- В чем особенность публицистического стиля?

-Определите принадлежность предложений к стилям.

Выполнить упражнение:

(слайд 2) 1. В крупинке хлорофилла содержится крахмал, который продолжает расти в точках соприкосновения с хлорофиллом.2. Истец требует моральную компенсацию.3. Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт на списание устаревшего оборудования.4. Отношение к труду – основной показатель степени социальной активности, гражданской зрелости человека. 5.Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.


Ответы учащихся








Выполнение упражнения:

1. В крупинке хлорофилла содержится крахмал, который продолжает расти в точках соприкосновения с хлорофиллом – научный стиль, 2. Истец требует моральную компенсацию – официально-деловой,

3 Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт на списание устаревшего оборудования - официально-деловой, 4. Отношение к труду – основной показатель степени социальной активности, гражданской зрелости человека – публицистический, 5. Отношение к труду – основной показатель степени социальной активности, гражданской зрелости человека - художественный

  1. Мотивация познавательной деятельности

Мы назвали четыре стиля. Пятый - разговорный стиль.

- Что вы можете о нем сказать?

А теперь обобщим все сказанное вами:

- Разговорный стиль отличается от книжных стилей общеупотребительной лексикой.

- Стиль применяется в устной и письменной форме (письма, дневниковые записи, записки и т. д.)

- Ведущая функция – общение, воздействие.

- Сочетается с мимикой, жестами, интонацией.

- Чаще всего в разговорной речи используется диалог, может быть и монолог не подготовленный заранее.


Отличительные языковые особенности разговорного стиля: ( слайд 4)


Фонетические: Фонетические сокращения - Марьиванна (Мария Ивановна), када (когда), вобще (воообще); отличное от нормы ударение – зво,нишь (звони,шь)


Лексические: Использование - (врать, компанейский) нейтральной, общеупотребительной лексики, слов со сниженной стилистической окраской (врать, компанейский, авось, беж, картошка)


Морфологические: для существительных характерно употребление формы предложного падежа, сравнительная степень прилагательных употребляется с приставкой по- (побыстрей, потеплей), Инфинитив (видать, слыхать), усеченная форма глаголов-хвать,скок.


Словообразовательные: В суффиксах употребляется – ак, -як (добряк), -ша(библиатекарша), -аст (глазастый),

Глаголы на –ничать(хозяйничать)


Для разговорной речи характерно использование просторечий, диалектизмов, жаргона


Просторечие – часто употребляемые ненормативные единицы языка, не имеющие социальной, территориальной закрепленности.

В словаре такие слова обычно идут с пометкой – разг. Это язык сниженный, грубоватый, часто окрашенный иронией (отвадить, дрыхнуть)(Слайд 5)


Диалектизмы слова , характерные для жителей определенной местности, используемые в местных говорах. Например: баил – говорил, намеднись – недавно, запужала – запугала. (слайд 8)

Диалектизмы включаются иногда в ткань художественного произведения наряду с общеупотребительными словами для придания достоверности и убедительности создаваемых картин человеческой жизни.

Например, М. А. Шолохов использует диалектизмы в своих рассказах, в романе «Тихий Дон»


Жаргонизмы – разновидность слов, используемых в узком кругу посвященных. Например: прокол, обалденный. Существует студенческий жаргон, городской жаргон и др. (слайд10)


Что такое городской жаргон?

В любом городе жители какие-то определенные места, здания называют по-своему.

- Приведите примеры таких названий в нашем городе

Свечка – круглое двадцатиэтажное здание,

Кубик - Куйбышевский рынок,

корабль – большой многоэтажный и многоподъездный дом,

стекляшка – кафе с огромными окнами.


Студенческий жаргон.


И жаргонные слова, и диалектизмы, и просторечия используются в художественных произведения х для придания реалистичности образам литературных героев.

Например, в романе Ильфа и Петрова «12 стульев» героиня – Эллочка Людоедка использовала в своей речи практически одни жаргонизмы.

(зачитывается словарь Эллочки Людоедки см. приложение)





Какие предложения чаще всего используются в диалогах? (неполные)



Учащиеся указывают на лексические особенности, на орфоэпические особенности, на сокращения при построении предложений и в словах.




Индивидуальная работа:

Напишите друг другу небольшую записку с какой-либо просьбой.





Учащиеся работают с таблицей, приводя и свои примеры





















Работа с толковым словарем.

Индивидуальная работа.

- Найдите просторечия в данных предложениях, постройте предложения правильно:

Я тебя проведу до угла. Не скажете сколько время? Брат купил светло-серый полувер. В семье двое девочек. Хочу кушать. Буряк очень мягкий. В данный период времени погода наладилась. Отец намекнул, что пора уже закругляться. Мальчик оделся потеплее и вышел в заснеженный двор.(слайд 6)


- Расставьте ударение в словах (слайд 7)

Баловать, алфавит, банты, бутыль, досуг, статуя, позвонишь, из аэропорта,

августовский, кухонный, я поняла, щавель.










Учащиеся приводят примеры:

Свечка – круглое двадцатиэтажное здание,

Кубик - Куйбышевский рынок,

корабль – большой многоэтажный и многоподъездный дом,

стекляшка – кафе с огромными окнами.


Подберите слова студенческого жаргона к литературным словам:

Хорошо (Блеск, клево, класс, обалденно, железно и др.)

Плохо (мура, муть, прокол и др.)

Голова (кочан, кочерыжка, башка, чайник, крыша и др.)


- Работа в парах: постройте диалог о просмотренном кинофильме с использованием просторечий, жаргона.
- Заслушивается 3 диалога, составленных учащимися, выделяются просторечия и жаргонизмы.


- Синтаксический разбор предложения:

Из труб куреней по утрам строевым лесом высятся прямые оранжевые стволы дыма, морозно.

(сл. соч.,повеств., состьит из 2 простых предлож. 1- двусост.,полное, распростр., гр./основа- стволы высятся, 2- односоставное, полное, назывное)

  1. Контроль усвоения материала

1.Определите способ образования просторечий:

Ванваныч, щекастый, морковка, я поняла,

покрасивей, прыг, здоровяк, врачиха.

2. Назовите слова, в которых ударение падает на 2 слог:

Начата , прожита, шарфом, избалованный, украинский, блокировать, танцовщица, отраслей менеджмент, медикамент, квартал.

3.Назовите основную функцию разговорного стиля

4. назовите наиболее часто используемую форму разговорного стиля

5. Что такое диалектизм?


1.Фонетический – Ванваныч, я поняла;

Словообразование – щекастый,

здоровяк, врачиха;

Лексический – морковка;

Морфологический – прыг, покрасивей.

2.блокировать, танцовщица, квартал

3. Общение, воздействие

4. Диалог

5. Слова, характерные для жителей определенной местности.

  1. Итог урока.

Разговорный стиль богат разнообразием лексики, стилистической окрашенностью. Применяется в художественной литературе для придания образам героев большей достоверности. Но злоупотреблять использованием просторечий и жаргонизмов нельзя, иначе мы перестанем понимать друг друга.


  1. Домашнее задание


  1. Подготовить сообщение о разговорном стиле.

  2. Написать письмо другу с использованием разговорной лексики